Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
рабочая программа (4 класс)

Куандыкова Рысты Шайхуловна

В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:

- развитие мышления;

- развитие познавательной деятельности;

- двигательная и сенсомоторная координация;

- общая и мелкая моторика;

- восприятие и воображение;

- внимание и память.

  А также, к данной программе разработана  индивидуальная рабочая тетрадь по коррекционно-развивающим занятиям. Темы занятий и содержание дублируют материал из  уроков математики, русского языка, речевой практики, ручного труда, мира природы и человека; носят интегрированный характер обучения.Коррекционно-развивающие занятия проводятся  по индивидуальной  рабочей тетради в соответствии с календарно-тематическим планированием. Индивидуальная работа  обеспечит ребенку целостность осмысленной деятельности,  предоставит ему  возможность закрепить полученные знания на практике.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy_1-2_klass.docx102.74 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская адаптивная школа-интернат»


Программа  коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой  степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

 с  рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.

 

                                 Составители  программы:

   Буряк Светлана Петровна

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Кучерова Елена Александровна

Нововаршавка-2019

Пояснительная записка.

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2018-2022 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Л.А Метиева, Э.Я Удалова - М.: «Просвещение», 2009.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под ред. И.М.Бгажнокова. – М., «Просвещение», 2011 год.

Данная программа составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей умственно отсталых обучающихся, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 Актуальность программы данного коррекционного курса: коррекционно-развивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Присутствие у ребенка компонентов интеллектуальной  деятельности обеспечивает ему успешность в предметных областях, в усвоении школьных базовых учебных действий.

Цель коррекционно-развивающих занятий: преодоление трудностей обучения и развитие сенсорного восприятия с учетом возможности развития жизненно необходимых знаний, навыков для дальнейшей социальной адаптации.

Недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение пространственной ориентировки, неустойчивость внимания, слабость мелкой моторики, малый объем памяти и другое - вызывают у ребенка школьные трудности, недостаточное развитие познавательных процессов. В исправлении нарушенных психических функций важна коррекционная направленность работы - задачами реализации коррекционного курса являются:

  1. формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  2. развитие внимания (устойчивости, концентрации, переключения, самоконтроля и т.д.);
  3. развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  4. развитие восприятия (пространственного, слухового);
  5. формирование учебной мотивации и познавательной  деятельности;
  6. развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
  7. исправление недостатков моторики (совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.);
  8. воспитание самостоятельности, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, терпения, умения доводить дело до конца.

В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:

- развитие мышления;

- развитие познавательной деятельности;

- двигательная и сенсомоторная координация;

- общая и мелкая моторика;

- восприятие и воображение;

- внимание и память.

  А также, к данной программе разработана  индивидуальная рабочая тетрадь по коррекционно-развивающим занятиям. Темы занятий и содержание дублируют материал из  уроков математики, русского языка, речевой практики, ручного труда, мира природы и человека; носят интегрированный характер обучения. В одну тему входит  два занятия.  Каждое занятие состоит из трех заданий, соответствующих  указанным направлениям. Таким образом, в одной теме ведется коррекционная работа по трем направлениям: развитие мышления, внимания и памяти, общей и мелкой моторики. Во второй теме: развитие познавательной деятельности, восприятия и воображения, двигательной и сенсомоторной координации. Следовательно, на двух занятиях проводится коррекционно-развивающая работа по всем шести направлениям, обозначенных определенным цветом:

- развитие мышления – красный;

- общей и мелкой и моторики - зеленый;

- внимания и памяти – голубой;

- познавательной деятельности – жёлтый;

- восприятия и воображения – сиреневый;

- двигательной и сенсомоторной координации – оранжевый.

В тетради есть задания со знаком *, которые предполагают выполнение дополнительной работы по теме на усмотрение учителя.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся  по индивидуальной  рабочей тетради в соответствии с календарно-тематическим планированием. Индивидуальная работа  обеспечит ребенку целостность осмысленной деятельности,  предоставит ему  возможность закрепить полученные знания на практике.  

В процессе обучения используются  методы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично поисковый,
  • информационно-коммуникационный;
  • методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Основные приемы работы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); действия детей по образцу; действия с контурными изображениями. Использование приёмов наложения и обводки шаблонов; штриховка по образцу; предварительное рассматривание; показ по словесной инструкции педагога рисунков; соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим или указанием на них с помощью жеста. Игровые приемы, дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов,  психогимнастика.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий детьми, но на более высоком уровне трудности.

Формы организации коррекционно-развивающей работы.

Сроки

Содержание работы

 Сентябрь – май

Индивидуальные, групповые занятия с детьми.

Январь, май

Промежуточная, итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

 Курс «Коррекционно-развивающие занятия» входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа  рассчитана  для 1-4 классов с учетом 1 час в неделю:  

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

33 часа

35часа

35 часа

35 часа

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы.

1 класс

2 класс

Учащиеся должны уметь:

- отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции;

- ориентироваться на собственном теле, на плоскости листа бумаги, в классе и школе;

- сравнивать  реальный предмет с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»;

- уметь находить предметы по одинаковым элементам;

- сопоставлять элементы  предметов с целым образом;

-  уметь сопоставлять предметы по сходству и различию, сравнивать и объединять их в группу по общему признаку;

-  уметь сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе;

- уметь располагать предметы  по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом;

- уметь раскрашивать картинки по образцу, выполнять штриховку;

- распознавать геометрические фигуры  по величине и цвету;

- выполнять  графические упражнения на развитие мелкой моторики рук, упражнений на двигательную координацию;

- выделять  предмет из множества других;

- определять закономерности в расположении предметов;

- группировать предметы  по общему признаку.

Учащиеся должны знать:

- о месте проживания животных, их «домах»;

- основные понятия по темам: «Чем питаются животные?» «Среда обитания животных» «Посуда» «Спальная комната. Мебель» «Фрукты и овощи» и другие;

- основные цвета и использовать их в работе;

- геометрические фигуры.

Учащиеся должны уметь:

-   сравнивать  реальный  предмет с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»;

-  уметь  находить предметы по одинаковым элементам;

-   сопоставлять элементы предметов с целым образом;

-  сопоставлять предметы по сходству, находить различия;

- разгадывать ребусы, кроссворды, загадки;

- соединять цифры по порядку;

- составлять из букв слов, из слогов слова;

- решать математические задания;

- по словесной инструкции выполнять задание;

- уметь по признакам определять времена года;

- выполнять прием дорисовывания по образцу;

-  выполнять упражнение на восприятие последовательного  чередования в рисунке.

Учащиеся должны знать:

- хвойные и лиственные деревья, их основные отличия;

- съедобные и несъедобные грибы;

- ягоды и их отличия;

- жилища диких животных;

- виды инструментов, для чего они предназначены;

- профессии;

- виды одежды и обуви;

- виды работы по  сборке овощей;

- «Из чего пекут хлеб?»;

- виды посуды и назначение;

- использование электроприборов.

3 класс

4 класс

Учащиеся должны уметь:

- определять времена года по явлениям природы;

- определять время (часы, минуты);

- составлять целое из частей;

- определять и соотносить символы в геометрических фигурах по образцу;

- составлять рассказ об одном виде  растений;

- различать овощи и фрукты;

- определять насекомых по внешним признакам;

- выполнять классификацию диких, домашних, зимующих птиц;

- уметь отличать птиц и их голоса по внешним признакам;

- уметь ориентироваться в пространстве, определять направления: «впереди», «сзади», «рядом», «между» и т.д.;

Учащиеся должны знать:

- место обитания животных и их повадки;

- диких и домашних животных, их детенышей;

- общее строение человека, внутренние органы и их функции;

- съедобные и несъедобные грибы;

- название деревьев, ягод и других растений;

- единицы измерения времени, строение часов (циферблат, часы - числа, стрелки);

- природные явления;

- предметы личной гигиены и их назначение;

- правила здорового образа жизни;

- виды профессий и их значимость.

Учащиеся должны уметь:

- составлять слова названия из букв, слогов, 2-3 частей слова;

- выполнять графические задания по клеткам;

- разгадывать загадки, обращая внимание на признаки и свойства объекта;

- разгадывать кроссворды по рисункам;

- рисовать по представлению;

- при динамической разминке выполнять движения под текст;

- находить отличия и сходства у предметов, объектов живой и неживой природы;

- составлять рассказ по текстам- загадкам, где слова заменяются предметными картинками;

- выполнять письменные задания из русского языка;

- составлять словосочетания (существительное + прилагательное);

- работать с двузначными числами; например: «Найди числа», «Запиши соседей числа».

- объединять предметы по общим признакам, называть обобщающим словом;

- соотносить слова к вопросам: Кто? Что? Какой?

- рассказывать о своем городе, селе с указанием адреса проживания и достопримечательностей.

Учащиеся должны знать:

- названия диких животных, птиц, чем питаются;

- насекомых и их отличительные признаки;

- название растений: цветов;

- что такое «магазин»  и его функции;

- виды профессий, места, где работают люди с определенной профессией;

- название предметов посуды, мебели; из чего они изготовлены; какую функцию они выполняют;

- группы отдельных продуктов (например: молочные, мучные, мясные); что относится к продуктам питания;

- название, содержание сказок по программе предметов чтения и русского языка;

- столицу России, президента РФ, государственные символы;

- примеры слов-близнецов, их объяснение;

- признаки села и города; занятость людей  в городой и сельской местности;

- наизусть тексты 2-4 динамических разминок.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные  базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать обобщающие отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать  и писать;

-наблюдать;

-называть предметы и соотносить их с картинками;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт, работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

        

Оценка достижений результатов по рабочей тетради курса «Коррекционно-развивающие занятия».

        Оценка достижений результатов производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия по следующей шкале в баллах:

   0 – не выполняет;

   1 – выполняет совместно с педагогом;

   2 – выполняет самостоятельно.

      Данная диагностика используются для определения уровней развития познавательных процессов детей по каждому направлению и составления индивидуальной коррекционно-развивающей работы:

Базовый уровень:  8 – 10 баллов. Задания учащийся выполняет самостоятельно в соответствии с их содержанием. Допускает некоторые ошибки, замечает и исправляет сам.

Достаточный уровень: 5 -  7 баллов.  Задания учащийся выполняет совместно  с педагогом.  Допускает ошибки, находит при помощи взрослого, исправляет сам. Не всегда выполняет задание в соответствии с его содержанием.

Минимальный уровень:  меньше 5 баллов.  Содержание заданий учащийся не понимает, не выполняет их.  Ошибки не замечает, не исправляет даже при помощи взрослого.

Результаты диагностики фиксируются в таблице. Примерная таблица для 1 класса указана далее. Для 2-4 классов составляется аналогично, учитывая содержание заданий для  определения критериев оценивания.

Примерная  таблица отслеживания результатов диагностики для 1 класса.

Содержание, критерии оценивания по направлениям

Данные учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 полу

г

одие

1.

Развитие мышления

сравнение реального предмета с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»

 определение понятий « большой – маленький, открытый – закрытый»

 умение находить предметы по одинаковым элементам

сопоставление элементов предметов с целым образом

 умение сопоставлять предметы по сходству

Итого:

2.

Развитие познавательной деятельности

знания о месте проживания животных, их «домах»

 умение сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе, раскрашивать картинки по образцу

 умение располагать предметы  по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом

 знания по теме: «Чем питаются животные?»

 умение сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку;

3.

Двигательная и сенсомоторная координация

 выполнение заданий на штриховку

 

знания о геометрических фигурах: треугольник, круг,  квадрат

распознание геометрических фигур по величине и цвету;

выполнение графических упражнений на развитие мелкой моторики рук

выполнение упражнений на  двигательную  координацию

4.

Общая и мелкая моторика

задание на определение знаний о цвете

задание на определение знаний о посуде

 выполнение рисунка по образцу

задание на определение знаний о фруктах и овощах

 задание на определение знаний о спальной комнате.

5.

Восприятие и воображение.

определение  понятий о диких и домашних животных

задание на зрительное восприятие

 упражнение на восприятие последовательного  чередования в рисунке

 задание на закрепление знаний о посуде

 дополнение элементов рисунка по заданному образцу

6.

«Внимание и память».

сравнение предметов по образцу

 упражнения на нахождение отличий

 определение закономерности в расположении предметов

 группировка предметов по общему признаку

сопоставление части предмета к целому образу

2 полу

г

одие

1.

Развитие мышления

сравнение реального предмета с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»

 определение понятий « большой – маленький, открытый – закрытый»

 умение находить предметы по одинаковым элементам

сопоставление элементов предметов с целым образом

 умение сопоставлять предметы по сходству

2.

Развитие познавательной деятельности

знания о месте проживания животных, их «домах»

 умение сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе, раскрашивать картинки по образцу

 умение располагать предметы  по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом

 знания по теме: «Чем питаются животные?»

 умение сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку;

3.

Двигательная и сенсомоторная координация

 выполнение заданий на штриховку

 

знания о геометрических фигурах: треугольник, круг,  квадрат

распознание геометрических фигур по величине и цвету;

выполнение графических упражнений на развитие мелкой моторики рук

выполнение упражнений на  двигательную  координацию

4.

Общая и мелкая моторика

задание на определение знаний о цвете

задание на определение знаний о посуде

 выполнение рисунка по образцу

задание на определение знаний о фруктах и овощах

 задание на определение знаний о спальной комнате.

5.

Восприятие и воображение.

определение  понятий о диких и домашних животных

задание на зрительное восприятие

 упражнение на восприятие последовательного  чередования в рисунке

 задание на закрепление знаний о посуде

 дополнение элементов рисунка по заданному образцу

6.

«Внимание и память».

сравнение предметов по образцу

 упражнения на нахождение отличий

 определение закономерности в расположении предметов

 группировка предметов по общему признаку

сопоставление части предмета к целому образу

Результат диагностики предполагается отразить в сводной таблице или в диаграмме, где каждое направление коррекционно-развивающей работы (шесть) будет обозначено определенным цветом (см. Пояснительную записку). Критерии  для диагностики определяются по содержанию задания. Календарно-тематическое планирование с основными видами деятельности

( см.Приложение 1)

Содержание коррекционно - развивающего  курса.

     Содержание коррекционно-развивающего курса для 1 класса. Темы  занятий: «Окружающие нас предметы», «Прогулка в осенний лес», «Дикие животные», «Игрушки», «Одежда и обувь», «Виды одежды», «Где живут животные?», «Растения»,  «Домашние животные», «Деревья», «Чем питаются животные», «Птицы», «Посуда», «Веселые пальчики», «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник», «Наземный и воздушный  транспорт», «Время суток», «Я-человек», «Овощи, фрукты», «Моя комната», «Прятки с предметами», «Предмет – форма», «Любимая игрушка», «Положение предметов в пространстве», «Ориентирование в пространстве», игры на внимание, работа с цветными карандашами.

Индивидуальная работа предусматривает выполнение ребенком заданий в рабочей тетради, которая обеспечит ему целостность осмысленной деятельности, предоставит ему возможность закрепить ранее полученные знания на практике. Групповая работа  - совместное выполнение заданий на развитие двигательной и сенсомоторной координации, общей и мелкой моторики.

      В направление «Развитие мышления» входят задания:

-  на сравнение реального предмета с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»;

-  на развитие умения находить предметы по одинаковым элементам;

-  на сопоставление элементов предметов с целым образом;

- на развитие умения сопоставлять предметы по сходству;

-  на внимательность « Что нарисовано неправильно?»;

- на наложение шаблонов геометрических фигур на силуэт;

-  на распределение предметов по сходству;

- на соотнесение количества с числом;

- на определение времени суток;

- на определение месторасположения предметов.

Направление  «Развитие познавательной деятельности»:

 -закрепление знаний о месте проживания животных, их «домах»;

- развитие умения сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе;

- соотнесение геометрических фигур с формой предмета;

-развитие умения располагать предметы  по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом;

- классификация овощей и фруктов;

- развитие мелкой моторики рук, умения раскрашивать картинки по образцу;

- закрепление знаний по указанным темам;

- развитие умения сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку.

Направление  «Двигательная и сенсомоторная координация» включает задания:

-  развитие мелкой моторики рук,  штриховка;

- закрепление знаний о цвете;

- упражнения со стулом;

- закрепление знаний о геометрических фигурах: треугольник, круг,  квадрат;

-  распознание геометрических фигур по величине и цвету;

-  выполнение графических упражнений  для  развития  мелкой моторики рук;

-  развитие двигательной  координации.

Направление «Общая и мелкая моторика»:

- закрепление знаний о цвете;

- закрепление знаний о посуде;

- выполнение рисунка по образцу;

- выполнение пальчиковой гимнастики по образцу;

- закрепление знаний о фруктах и овощах;

- развитие мелкой моторики рук;

- закрепление знаний о спальной комнате.

Направление  «Восприятие и воображение»:

- закрепление понятий о диких и домашних животных;

- развитие зрительного восприятия;

- упражнение на восприятие последовательного  чередования в рисунке;

- закрепление знаний о посуде;

- упражнения на воображение;

- дополнение элементов рисунка по заданному образцу.

Направление  «Внимание и память»:

- сравнение предметов по образцу;

- упражнения на нахождение отличий;

- выделение предмета из множества других и  недостающих деталей к  предмету;

- определение закономерности в расположении предметов;

- группировка предметов по общему признаку;

- сопоставление части предмета к целому образу.

     Содержание коррекционно-развивающего курса для 2 класса. Темы  занятий: «Времена года», «Деревья», «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые», «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Овощи и фрукты», «Хлеб - наше богатство», «Посуда», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Электроприборы».

Направление  «Развитие мышления» включает задания:

-  сравнение реального предмета с иллюстрацией и  по признаку «подобный», «похожий»;

-  развитие умения находить предметы по одинаковым элементам;

-  сопоставление элементов предметов с целым образом;

- установление причинно-следственных связей;

- наложение образца предмета на силуэт;

- определение месторасположения предмета по инструкции;

-  развитие умения сопоставлять предметы по сходству;

-  развитие умения находить различия;

-  разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок по теме;

- сопоставлять слово-действие к слову-предмету. Например: Лук выкапывают;

- упражнение в  соединении цифр по порядку.

Направление «Развитие познавательной деятельности»:

 - развитие умения сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе;

-развитие умения располагать предметы  по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом;

- чтение слов-названий и соотнесение с предметной картинкой;

- определение последовательности действий для получения нужного результата. Например: Как из зерна получилась  булка?

- задания по развитию мелкой моторики рук,  раскрашивание картинки по образцу;

- закрепление знаний по указанным темам;

- задания на  определение звука в слове;

- развитие умения сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку;

- составление из букв слов, из слогов слова;

-решение математических заданий.

Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:

- закрепление знаний о цвете;

- закрепление знаний о геометрических фигурах: треугольник, круг,  квадрат; -  развитие мелкой моторики рук, штриховка;

- распознание геометрических фигур по величине и цвету;

- графические упражнения на развитие мелкой моторики рук;

- развитие двигательной  координации;

- двигательные игры;

-динамические разминки.

Направление  «Общая и мелкая моторика»:

-закрепление знаний о цвете;

- закрепление знаний о посуде, одежде, мебели;

- выполнение рисунка по образцу;

- выполнение пальчиковой гимнастики по образцу;

- закрепление знаний о фруктах и овощах, ягодах, грибах;

- задания на развитие мелкой моторики рук;

- закрепление знаний о спальной комнате, инструментах, электроприборах;

-выполнение штриховки по точкам и пунктирным линиям.

Направление «Восприятие и воображение».

- закрепление понятий о диких и домашних животных;

-  задания на развитие зрительного восприятия;

- упражнение на восприятие последовательного  чередования в рисунке;

- закрепление знаний о посуде;

- определение видов растений: хвойных и лиственных деревьев, цветов, съедобных и несъедобных грибов;

- раскрашивание предметов заданным цветом;

- составление целого из частей;

- дополнение элементов рисунка по заданному образцу;

-дополнение рисунка «Вырежи и наклей»;

- дорисуй недостающую деталь.

Направление  «Внимание и память»:

- сравнение предметов по образцу;

- упражнения на нахождение отличий;

- выделение предмета из множества других и  недостающих деталей к  предмету;

- определение времени года по характерным  явлениям природы, предметам;

- упражнения на счет предметов;

- раскрашивание предметов по памяти;

- заполнение шаблонов символами по инструкции;

- составление рассказа о профессии людей;

- задания для запоминания специальных видов транспорта, электроприборов;

- определение закономерности в расположении предметов;

- группировка предметов по общему признаку;

- сопоставление части предмета к целому образу.

 Содержание коррекционно-развивающего курса для 3 класса. Темы  занятий: «Времена года», «Явления природы», «Время», «Фигуры», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы»,

«Дикие, домашние животные», «Человек», «Личная гигиена», «Профессии», «Транспорт», «Ориентация в пространстве».

Направление  «Развитие мышления» включает задания:

-  классификация предметов, явлений   по общему признаку;

-  определение по явлениям природы времени года;

-  установление времени, расположение предмета по направлениям (вверх, вниз, налево, вправо);

-  счет символов и соотнесение их количества с числом;

-  выделение слов-названий из текста;

-  рисование предметов по клеткам, штриховка;

-  составление слов-названий из букв, слогов, соотнесение слов-названий с иллюстрацией;

- разгадывание кроссвордов;

- обозначение  предмета словом и его письменное оформление;

- последовательное соединение цифр для воссоздания образа;

- исключение лишнего по установленным характеристикам;

- упражнение в использовании рифмующих слов.

Направление «Развитие познавательной деятельности»:

 - установление последовательного расположения символов в соответствии с инструкцией;

- определение времени на часах, рисование часовой стрелки  и минутной;

- составление рассказа по картинкам;

- разгадывание кроссвордов,   слов - загадок;

- чтение познавательного текста;

- выполнение классификации по отличительным признакам;

- рисование в клетке по принципу копирования;

- исключение лишнего;

- составление  речевых высказываний по принципу «Закончи предложение»;

- выполнение рисунка «Вырежи и наклей».

Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:

- выполнение движений в соответствии с содержанием текста;

- двигательные игры;

- игры – инструкции;

- динамические разминки на развитие двигательной координации.

- задания на развитие зрительно-двигательной координации.

Направление  «Общая и мелкая моторика»:

- определение явления природы к времени года;

- задания на развитие мелкой моторики рук;

- выполнение штриховки по точкам;

- рисование по   пунктирным линиям;

- выделение предмета (силуэта, шаблона) по внешним признакам;

- определение закономерности расположения цветов;

- дорисовывание предмета;

- упражнения на зрительную координацию;

- раскрашивание по образцу.

Направление «Восприятие и воображение».

- классификация одежды по сезонам;

- определение сходных по содержанию предметных картинок;

- выделение предмета по сходству;

- определение местоположения от заданного объекта;

- нахождение двух одинаковых предметов из множества;

- выполнение задания на установление определенной  последовательности;

- развитие устной речи, работа с понятиями «один - много»;

- классификация животных и их детенышей;

- составление целого из частей;

- задание по материалам о здоровом образе жизни;

- игровые задания по теме «Профессии»;

- использование в устной речи приема сравнения.

Направление  «Внимание и память»:

- сравнение предметов по образцу;

- соотнесение шаблона к нарисованному предмету;

- классификация овощей, фруктов, ягод;

- дорисовывание  до целого образа;

- упражнения на звукоподражание;

- определение составляющих частей целого;

- сопоставление части предмета к целому образу.

- определение общих и личных принадлежностей.

Содержание коррекционно-развивающего курса для 4 класса. Темы  занятий: «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Магазин», «Посуда», «Продукты питания», «Профессии», «Сказки», «Мебель», «Цифры», «Геометрические фигуры», «Предметы», «Подарок», «Моя страна», «Слова-близнецы», «Город и село».

Направление  «Развитие мышления» включает задания:

- составление слов-названий из букв, слогов, из 2-3 частей всего слова;

- составление предложений по предметным картинкам;

- отгадывание загадок по теме с разрезными картинками;

- определение предметов одежды для девочек, мальчиков;

- выстраивание слогов в порядке возрастания  чисел для составления слов;

- игра с сюжетными картинками «Расставь мебель по местам»;

- раскрашивание картинок по числам;

- рисование геометрических фигур по инструкции: нарисуй в квадрате А4 ромб;

- определение месторасположения предмета по инструкции;

- счет предметов, их сравнение по количеству;

- разгадывание кроссвордов по теме.

Направление «Развитие познавательной деятельности»:

- разгадывание кроссвордов: «Дикие животные», «Птицы», «Цветы», «Посуда», «Мебель»;

- составление текста с пропущенными словами-картинками;

- задание на обогащение словарного запаса: цена, сдача, покупка;

- классификация продуктов;

- объяснение значения слов-близнецов;

- отнесение слов-признаков к предмету;

- задания познавательного характера: «Прочитай и запомни»;

- определение профессий у людей и учреждений, где они работают.

Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:

- выполнение движений в соответствии с содержанием текста;

- двигательные пальчиковые  игры;

- соединение цифр по порядку;

- динамические разминки на развитие двигательной координации.

Направление  «Общая и мелкая моторика»:

- рисование по клеткам, пунктирным линиям;

- раскрашивание предметов, сюжетных картинок;

- задания на развитие мелкой моторики рук;

- раскрашивание рисунков по знакам;

- закрашивание чисел по инструкции;

- сравнение геометрических фигур с формой предмета;

- дорисовывание предмета до целого;

- упражнения на зрительную координацию.

Направление «Восприятие и воображение»:

- составление слов-названий из двух частей;

- использование в речи приема преувеличения; например: «Подскажи словечко»;

- нахождение слов-названий из предложенных букв;

- определение видов зимней, летней обуви;

- определение материала, из которого изготовлена  кухонная посуда;

- составление названий сказок, фраз из сказок по условным обозначениям;

- задания по принципу «Вырежи и наклей»;

- нахождение объекта по описанию;

- измерение длины сторон фигур;

- определение слов по картинкам, отвечающих на вопросы: кто? что? какой?

- выделение предметов с общим признаком.

Направление  «Внимание и память»:

- разгадывание загадок по признакам, свойствам предметов;

- задание на определение: чем питаются животные;

- соотнесение количества предметов с числом;

- чтение иллюстрированного текста;

- выделение предмета из множества других по общему признаку;

- составление словосочетаний по теме (существительное + прилагательное);

-  составление названий растений, сказок из букв;

- восстановление последовательности картинок;

- работа с двузначными числами; например: «Напиши соседей числа 16».

Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего курса.

Для проведения коррекционной работы:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото и другие);

  - игрушки и пособия для развития общей и мелкой  моторики (шнуровки, мозаики, деревянные пазлы, массажные мячики);

    - разный арсенал техники арттерапии (куклы, бумажные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и мебели, детская посуда, игрушки-транспорт, муляжи фруктов и овощей, диких и домашних животных, другое);

   -  тематические иллюстрации по темам: «Квартира», «Времена года», «Транспорт», «Человек», «Грибы и ягоды», «Деревья», «Профессии» и другие;

  -  индивидуальная тетрадь  для коррекционно-развивающих занятий;

  - школьные принадлежности на каждого ученика: простые и цветные карандаши, ножницы, клей, линейки.

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего курса.

1. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Л.А Метиева, Э.Я Удалова - М.: «Просвещение», 2009.

2.  Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

4.  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под ред. И.М.Бгажнокова. – М., «Просвещение», 2011 год.

5.https://урок.рф/library/programma_korrektcionnorazvivayushej_raboti__po_preod_122233.html

6. http://ext.spb.ru/faq/3290-korrekchionno-razvivaushaj-rabota.pdf/.

7. https://multiurok.ru/files/spietsial-nyie-mietody-i-priiomy-korriektsionnoi-raboty.

Для создания тетради использовались интернет - ресурсы:

http://nenuda.ru  https://yandex.ru/images/search...

http://shpargalkamame.ru/2017/01/26/прописи-для-малышей/

M.igry-pochemuchek.ru

Lib.znaimo.com.ua, Infourok.ru, Stopautism.ru, Tutastan.com, 900igr.net, Triinochka.ru, All-tests.ru, Labirint.ru, Detyam.com.ua, 37kurgan.detkin-club.ru, Infourok.ru, Lektsii.org, Infourok.ru

http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-detei-k-shkole/zadanija-na-vnimanie-dlja-detei-4-5-let-v-kartinkah.html.

 Приложение 1

Календарно-тематическое планирование.

1 класс.

№п\п

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

1.

2

«Прогулка в осенний лес»

Штриховка шаблонов, упражнения на объединение предметов по общему признаку, на классификацию овощей и фруктов. Раскрашивание. Игра «Повтори движения»

2.

2

 «Окружающие нас предметы»

Дорисовывание предметов. Пальчиковая гимнастика «Еж». Раскрашивание по образцу. Определение видов электроприборов. Упражнения со стулом

3.

2

«Дикие и домашние животные»

Игра на восприятие «Кто здесь изображен?», «Найди отличия». Классификация диких и домашних животных. Обводка по пунктирной линии

4.

2

«Игрушки»

Игры на зрительно-двигательную координацию, на запоминание предметов. Раскрашивание по образцу. Аппликация «Расположи игрушки также». пальчиковая гимнастика «Улитка»

5.

2

«Одежда и обувь»

Задания  на классификацию одежды, определение одинаковых предметов одежды по образцу. Обводка по точкам. Упражнения на различение предметов одежды и обуви. Упражнения на профилактику плоскостопия

6.

2

«Где живут животные?»

Задания для мелкой моторики: Раскрашивание по образцу, обводка по точкам. Обозначение жилищ разных животных. Задание на воображение «Нарисуй домик для собаки». Упражнения на зрительно-двигательную координацию

7.

2

«Растения в природе»

Знакомство с видами растений. Выделение растений по описанию. Упражнения на моторную координацию. Сопоставление тени предмета с образцом

8.

2

«Птицы»

Работа с понятиями «Домашние птицы. Виды домашних птиц». Установление связи «Курица-цыпленок, утка-утенок и т.д.»

Упражнение на зрительно-двигательную координацию. Порядковый счет до 10. Пальчиковая гимнастика «Покажи птицу»

9.

2

«Геометрические фигуры»

Практическая работа с шаблонами геометрических фигур. Дорисовывание фигур по образцу. Раскрашивание по памяти. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой

10.

2

«Транспорт»

Задания по темам: «Вид транспорта», «Способы передвижения различного транспорта». Упражнения на мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

11.

2

«Посуда»

Задания на определение из общего количества предметов посуды, назначение отдельных видов посуды. Рисование по пунктирным линиям. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

12.

2

«Человек»

Изучение материала о внешнем строении человека, о функциях органов чувств человека. Задание на дорисовывание частей лица,  тела  человека. Разминка «Повтори движения»

13.

2

«Овощи и фрукты»

Задания на классификацию овощей и фруктов, на исключение лишнего из ряда по отличительным признакам. Обводка по пунктирным линиям. Счет овощей до 5. Упражнения для развития зрительно-двигательной координации

14.

2

«Моя комната»

Изучение материала о видах помещений в доме, их обстановке, для чего они приспособлены. Определение и раскрашивание определенной комнаты. Дорисовывание и раскрашивание предметов. Пальчиковая гимнастика

15.

2

«Время суток»

Практическое определение времени суток. Рисование и штриховка объектов неживой природы: солнце, луна. Игра «День и ночь»

16.

2

«Ориентирование»

Работа с предлогами: в, на, около, за, перед. Рисование символов по точкам. Ориентирование  в расположении предметов на сюжетной картинке. Графический диктант. Выполнение ОРУ по образцу.

17.

1

Обследование

Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся

Итого33 ч.

Календарно-тематическое планирование.

2 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

1.

2

«Времена года»

Задание на запоминание времен года, явлений природы, характерных видов деятельности в определенный промежуток года. Составление рассказа по картинкам. Раскрашивание картинок

2.

2

«Деревья»

Изучение  видов деревьев, их формы листа. Заполнение шаблонов деревьев по образцу. Нахождение отличий в картинках. Составление слов-названий деревьев. Раскрашивание по инструкции. Динамическая разминка «Деревце»

3.

2

«Цветы»

Обводка по точкам и раскрашивание цветов. Поиск различий у растений. Дорисовывание частей растений. Составление названий цветов ( цифра-буква). Раскрашивание по инструкции. Динамическая разминка «На лугу растут цветы»      

4.

2

«Грибы»

Аппликация «Лисенок и грибочки». Обводка и раскрашивание по инструкции. Выделение из общего количества одного по внешнему виду. Решение примеров в пределах 10. Ознакомление с материалом «Съедобные и несъедобные грибы». Игра «Грибы».

5.

2

«Ягоды»

Определение отдельных видов ягод и их  количества. Раскрашивание по инструкции «Раскрась столько же». Упражнения на развитие мелкой моторики. Динамическая разминка «А в лесу растёт черника»

6.

2

«Дикие животные»

Выделение диких животных из общего количества. Определение их жилища,  способа передвижения  животного (змея-ползает). Раскрашивание по инструкции

7.

2

«Насекомые»

Разгадывание ребусов. Упражнения на запоминание отдельных видов насекомых; на зрительно-двигательную координацию «Как передвигаются насекомые?» Счет насекомых. Соотнесение названия  насекомого с картинкой. Игра «Самолеты, бабочки»

8.

2

«Одежда»

Выделение предметов одежды из числа предложенных. Соотнесение предметов к группам: одежда, обувь, головные уборы. Работа с цветом «Подбери одежду куклам», «Подбери заплатку» с элементами аппликации.

9.

2

«Игрушки»

 Упражнение на выделение игрушек от других  предметов. Счет и дорисовывание элементов игрушек. Раскрашивание по памяти, по инструкции. Соотнесение шаблона с предметом. Подвижные игры с мячом

10.

2

«Мебель»

Разгадывание кроссворда « Мебель». Ознакомление с правильным произношением слов-названий мебели. Обводка по пунктирным линиям предметов мебели. Соотнесение названия мебели с предметной картинкой. Игры «Прятки с мебелью», «Колпачок».

11.

2

«Овощи и фрукты»

Ознакомление  с материалом «Классификация овощей и фруктов», «Способы сборки урожая». Задания на выделение овощей или фруктов. Счет и запись чисел по количеству фруктов. Раскрашивание по инструкции. Динамическая пауза «Яблочко»

12.

2

«Хлеб - наше богатство»

Ознакомление  с темами «Из чего пекут хлеб», «Виды хлеба». Пазл-аппликация «Пекарь».  Обводка по точкам и раскрашивание. Подвижная игра  «Буратино и Пьеро»

13.

2

«Посуда»

Разгадывание кроссворда «Посуда». Раскрашивание по инструкции. Составление слов-названий предметов посуды  и их запись. Вырезание и наклеивание картинок на шаблоны. Импровизация движений под текст стихотворения

14.

2

«Инструменты»

Ознакомление с видами инструментов и их использованием в быту. Задание по данным темам. Разгадывание ребусов. Подбор инструментом людям разной профессии. Пальчиковая гимнастика «Молоток»

15.

2

«Профессии»

Задания на определение вида деятельности человека определенной профессии. Составление описания человеку с профессией парикмахера, строителя. Определение места работы человека с определенной профессией. Динамическая разминка «Плотник»

16.

2

«Транспорт»

Ознакомление  с материалом «Виды транспорта». Рисование по точкам в последовательности чисел до 20. Раскрашивание разных видов транспорта, по инструкции. Разгадывание кроссворда. Динамическая разминка «Едем на велосипеде»

17.

2

«Электроприборы»

Разгадывание загадок по теме. Конструирование из счетных палочек. Выделение электроприборов из числа предметов. Поиск предметов, выполняющих функцию освещения.  Динамическая разминка «Сколько веревочке не виться»

18

1

Обследование

Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся

Итого 35 ч.

Календарно-тематическое планирование.

3 класс.

№п\п

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

1.

2

«Времена года»

Раскрашивание предметов по цветам, нахождение различий и рисование явлений, которое бывает зимой. Упражнения на объединение предметов по общему признаку,классификация одежды, игры на зрительно-двигательную координацию.

2.

2

 «Явления природы»

Раскрашивание картинки с осенними приметами. Прономеровать звездочки от самой большой к самой маленькой. Запиши полученное слово. Нахождение и соединение линиями картинок, классификация геометрических фигур. Динамическая разминка  «Под дождем».

3.

2

«Время»

Рисование  часов и обозначение времени. Раскрашивание по образцу, обводка по точкам. Расположить единицы измерения времени в порядке возрастания числами. Динамическая разминка «Мышки»

4.

2

«Фигуры»

Соединить символы с подходящим их количеству числом. Штриховка по образцу, расположить фигуры по цвету и форме, динамическая разминка «Дождик».

5.

2

«Растения»

Раскрасить растения по  адресу. Провести пчелку в улей только по цветочкам, классификация букетов по цветам, составление рассказа по картинке, упражнения на зрительно-двигательную координацию

6.

2

«Грибы»

Штриховка шаблонов, упражнения на  нахождение грибов,  разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию

7.

2

«Ягоды»

Разгадывание названия ягод, раскрашивание по образцу, задания на нахождение одинаковых предметов, игры на зрительно-двигательную координацию

8.

2

«Деревья»

Разгадывание названий деревьев, рисование плодов и листьев, разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию

9.

2

«Насекомые»

Разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию, классификация один-много,  насекомых, интересные факты о насекомых.

10.

2

«Птицы»

Разгадывание загадок, обводка по ниточке, упражнения на определение птиц по голосу и классификация видов птиц, игра «Отгадай птицу»

11.

2

«Рыбы»

Допиши в рифму слова, дорисуй по образцу картинки, нахождение рыб, игра-инструкция:

 «Когда услышишь название рыбы, подпрыгни».

12.

2

«Дикие, домашние животные»

Классификация диких и домашних животных. Соедини линей слово и рисунок. Вырежи и наклей диких животных, пальчиковая гимнастика «Лакомство»

13.

2

«Человек»

Разгадывание кроссворда, раскрашивание картинок, определение органов человека, игры на зрительно-двигательную координацию

14.

2

«Личная гигиена»

Раскрасить части тела человека. Собрать модель-аппликацию. Вырежи картинки из приложения, правильно разложи их. Разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию, разгадывание загадок.

15.

2

«Профессии»

Раскрашивание картинок профессии . Нахождение предметов, которые нужны в работе повару. Физминутка мы в профессии играли.

16.

2

«Транспорт»

Задания для мелкой моторики: обводка по точкам и по контуру, раскрашивание видов транспорта, игра четвертый лишний.

17.

2

«Ориентация в пространстве»

Работа с понятиями «Вниз-вверх, лево-право». Рисование по схеме, игры на зрительно-двигательную координацию

18

1

Обследование

Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся

Итого 35 ч.

     

Календарно-тематическое планирование.

4 класс.

№п\п

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

1.

2

«Дикие животные»

Рисование по клеткам диких животных. Выделение диких животных из общего количества. Разгадывание кроссворда и названия животных, игры на зрительно-двигательную координацию

2.

2

 «Птицы»

Разгадывание кроссворда, нахождение одинаковых птиц, игры на зрительно-двигательную координацию, Соотнесение пищи  птицы с картинкой. Раскрашивание картинок.

3.

2

«Насекомые»

Разгадывание ребусов. Упражнения на запоминание отдельных видов насекомых; игры на зрительно-двигательную координацию «Как передвигаются насекомые?»

4.

2

«Цветы»

Разгадывание  загадок, ребусов, чтение названий цветов,  Упражнения на развитие мелкой моторики. «Классификация цветов.      

5.

2

«Магазин»

Упражнение на выделение предметов в магазине и ответы на вопросы. Классификация обуви, определение видов магазинов. Динамическая разминка «Будем в классики играть».      

6.

2

«Посуда»

Разгадывание  загадок, ребусов рисование  по клеткам посуды, чтение по схеме. Пальчиковая игра «Посуда».

7.

2

«Продукты питания»

Упражнения на развитие мелкой моторики. Составление  словосочетаний, классификация продуктов питания. Раскрашивание рисунков, игры на зрительно-двигательную координацию.

8.

2

«Профессии»

Раскрашивание рисунков, разгадывание кроссворда, восстановление последовательности,  выбор профессию специалиста с местом его  работы, игры на зрительно-двигательную координацию.

9.

2

«Сказки»

Разгадывание  загадок, ребусов. Раскрашивание рисунков, составление из цифр и букв  названий сказок, определение героев сказок по вопросу, игры на зрительно-двигательную координацию.

10.

2

«Мебель»

Разгадывание кроссворда « Мебель». Обводка по клеточкам предметов мебели. Соотнесение названия мебели с предметной картинкой. Динамическая разминка « Встаньте дети. Встаньте в круг».

11.

2

«Цифры»

Соедини цифры по точкам в порядке возрастания. Сравнить и найти отличия. Раскрашивание картинок. Упражнения на развитие мелкой моторики. Динамическая разминка

12.

2

«Геометрические фигуры»

Раскрасить  геометрические  фигуры.  Упражнения на развитие мелкой моторики. нарисовать  фигуру соответствующая  предмету. Динамическая разминка

13.

2

«Предметы»

Игра четвертый лишний, упражнения на развитие мелкой моторики: обвести овалами разные предметы, раскрашивание предметов, определение признаков предмета. Динамическая разминка

14.

2

«Подарок»

Выбор словосочетаний, разгадывание кроссворда. Нахождение общего признака. Раскрашивание картинок, игра «Путаница»

15.

2

«Моя страна»

Назвать символы России, упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по точкам, раскрасить флаг, нарисовать  путь от Омска до Москвы, записать недостающие слова.

16.

2

«Слова-близнецы»

Нахождение слов с одинаковым значением. упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по точкам, запись слов –близнецов, игры на зрительно-двигательную координацию.

17.

2

«Город и село»

Упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по пунктирам, определение признаков села и города, классификация городского транспорта, профессии города и села. Динамическая разминка

18

1

Обследование

Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся

Итого 35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...