Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
рабочая программа (4 класс)
В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:
- развитие мышления;
- развитие познавательной деятельности;
- двигательная и сенсомоторная координация;
- общая и мелкая моторика;
- восприятие и воображение;
- внимание и память.
А также, к данной программе разработана индивидуальная рабочая тетрадь по коррекционно-развивающим занятиям. Темы занятий и содержание дублируют материал из уроков математики, русского языка, речевой практики, ручного труда, мира природы и человека; носят интегрированный характер обучения.Коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальной рабочей тетради в соответствии с календарно-тематическим планированием. Индивидуальная работа обеспечит ребенку целостность осмысленной деятельности, предоставит ему возможность закрепить полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy_1-2_klass.docx | 102.74 КБ |
Предварительный просмотр:
казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская адаптивная школа-интернат»
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
Составители программы:
Буряк Светлана Петровна
Куандыкова Рысты Шайхуловна
Кучерова Елена Александровна
Нововаршавка-2019
Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2018-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Л.А Метиева, Э.Я Удалова - М.: «Просвещение», 2009.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под ред. И.М.Бгажнокова. – М., «Просвещение», 2011 год.
Данная программа составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей умственно отсталых обучающихся, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Актуальность программы данного коррекционного курса: коррекционно-развивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Присутствие у ребенка компонентов интеллектуальной деятельности обеспечивает ему успешность в предметных областях, в усвоении школьных базовых учебных действий.
Цель коррекционно-развивающих занятий: преодоление трудностей обучения и развитие сенсорного восприятия с учетом возможности развития жизненно необходимых знаний, навыков для дальнейшей социальной адаптации.
Недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение пространственной ориентировки, неустойчивость внимания, слабость мелкой моторики, малый объем памяти и другое - вызывают у ребенка школьные трудности, недостаточное развитие познавательных процессов. В исправлении нарушенных психических функций важна коррекционная направленность работы - задачами реализации коррекционного курса являются:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, переключения, самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового);
- формирование учебной мотивации и познавательной деятельности;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
- исправление недостатков моторики (совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.);
- воспитание самостоятельности, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, терпения, умения доводить дело до конца.
В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:
- развитие мышления;
- развитие познавательной деятельности;
- двигательная и сенсомоторная координация;
- общая и мелкая моторика;
- восприятие и воображение;
- внимание и память.
А также, к данной программе разработана индивидуальная рабочая тетрадь по коррекционно-развивающим занятиям. Темы занятий и содержание дублируют материал из уроков математики, русского языка, речевой практики, ручного труда, мира природы и человека; носят интегрированный характер обучения. В одну тему входит два занятия. Каждое занятие состоит из трех заданий, соответствующих указанным направлениям. Таким образом, в одной теме ведется коррекционная работа по трем направлениям: развитие мышления, внимания и памяти, общей и мелкой моторики. Во второй теме: развитие познавательной деятельности, восприятия и воображения, двигательной и сенсомоторной координации. Следовательно, на двух занятиях проводится коррекционно-развивающая работа по всем шести направлениям, обозначенных определенным цветом:
- развитие мышления – красный;
- общей и мелкой и моторики - зеленый;
- внимания и памяти – голубой;
- познавательной деятельности – жёлтый;
- восприятия и воображения – сиреневый;
- двигательной и сенсомоторной координации – оранжевый.
В тетради есть задания со знаком *, которые предполагают выполнение дополнительной работы по теме на усмотрение учителя.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальной рабочей тетради в соответствии с календарно-тематическим планированием. Индивидуальная работа обеспечит ребенку целостность осмысленной деятельности, предоставит ему возможность закрепить полученные знания на практике.
В процессе обучения используются методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Основные приемы работы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); действия детей по образцу; действия с контурными изображениями. Использование приёмов наложения и обводки шаблонов; штриховка по образцу; предварительное рассматривание; показ по словесной инструкции педагога рисунков; соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим или указанием на них с помощью жеста. Игровые приемы, дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, психогимнастика.
Особенности коррекционно-развивающей работы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки не ставятся, отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий детьми, но на более высоком уровне трудности.
Формы организации коррекционно-развивающей работы.
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь – май | Индивидуальные, групповые занятия с детьми. |
Январь, май | Промежуточная, итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. |
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Курс «Коррекционно-развивающие занятия» входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана для 1-4 классов с учетом 1 час в неделю:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
33 часа | 35часа | 35 часа | 35 часа |
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы.
1 класс | 2 класс |
Учащиеся должны уметь: - отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции; - ориентироваться на собственном теле, на плоскости листа бумаги, в классе и школе; - сравнивать реальный предмет с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий»; - уметь находить предметы по одинаковым элементам; - сопоставлять элементы предметов с целым образом; - уметь сопоставлять предметы по сходству и различию, сравнивать и объединять их в группу по общему признаку; - уметь сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе; - уметь располагать предметы по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом; - уметь раскрашивать картинки по образцу, выполнять штриховку; - распознавать геометрические фигуры по величине и цвету; - выполнять графические упражнения на развитие мелкой моторики рук, упражнений на двигательную координацию; - выделять предмет из множества других; - определять закономерности в расположении предметов; - группировать предметы по общему признаку. Учащиеся должны знать: - о месте проживания животных, их «домах»; - основные понятия по темам: «Чем питаются животные?» «Среда обитания животных» «Посуда» «Спальная комната. Мебель» «Фрукты и овощи» и другие; - основные цвета и использовать их в работе; - геометрические фигуры. | Учащиеся должны уметь: - сравнивать реальный предмет с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий»; - уметь находить предметы по одинаковым элементам; - сопоставлять элементы предметов с целым образом; - сопоставлять предметы по сходству, находить различия; - разгадывать ребусы, кроссворды, загадки; - соединять цифры по порядку; - составлять из букв слов, из слогов слова; - решать математические задания; - по словесной инструкции выполнять задание; - уметь по признакам определять времена года; - выполнять прием дорисовывания по образцу; - выполнять упражнение на восприятие последовательного чередования в рисунке. Учащиеся должны знать: - хвойные и лиственные деревья, их основные отличия; - съедобные и несъедобные грибы; - ягоды и их отличия; - жилища диких животных; - виды инструментов, для чего они предназначены; - профессии; - виды одежды и обуви; - виды работы по сборке овощей; - «Из чего пекут хлеб?»; - виды посуды и назначение; - использование электроприборов. |
3 класс | 4 класс |
Учащиеся должны уметь: - определять времена года по явлениям природы; - определять время (часы, минуты); - составлять целое из частей; - определять и соотносить символы в геометрических фигурах по образцу; - составлять рассказ об одном виде растений; - различать овощи и фрукты; - определять насекомых по внешним признакам; - выполнять классификацию диких, домашних, зимующих птиц; - уметь отличать птиц и их голоса по внешним признакам; - уметь ориентироваться в пространстве, определять направления: «впереди», «сзади», «рядом», «между» и т.д.; Учащиеся должны знать: - место обитания животных и их повадки; - диких и домашних животных, их детенышей; - общее строение человека, внутренние органы и их функции; - съедобные и несъедобные грибы; - название деревьев, ягод и других растений; - единицы измерения времени, строение часов (циферблат, часы - числа, стрелки); - природные явления; - предметы личной гигиены и их назначение; - правила здорового образа жизни; - виды профессий и их значимость. | Учащиеся должны уметь: - составлять слова названия из букв, слогов, 2-3 частей слова; - выполнять графические задания по клеткам; - разгадывать загадки, обращая внимание на признаки и свойства объекта; - разгадывать кроссворды по рисункам; - рисовать по представлению; - при динамической разминке выполнять движения под текст; - находить отличия и сходства у предметов, объектов живой и неживой природы; - составлять рассказ по текстам- загадкам, где слова заменяются предметными картинками; - выполнять письменные задания из русского языка; - составлять словосочетания (существительное + прилагательное); - работать с двузначными числами; например: «Найди числа», «Запиши соседей числа». - объединять предметы по общим признакам, называть обобщающим словом; - соотносить слова к вопросам: Кто? Что? Какой? - рассказывать о своем городе, селе с указанием адреса проживания и достопримечательностей. Учащиеся должны знать: - названия диких животных, птиц, чем питаются; - насекомых и их отличительные признаки; - название растений: цветов; - что такое «магазин» и его функции; - виды профессий, места, где работают люди с определенной профессией; - название предметов посуды, мебели; из чего они изготовлены; какую функцию они выполняют; - группы отдельных продуктов (например: молочные, мучные, мясные); что относится к продуктам питания; - название, содержание сказок по программе предметов чтения и русского языка; - столицу России, президента РФ, государственные символы; - примеры слов-близнецов, их объяснение; - признаки села и города; занятость людей в городой и сельской местности; - наизусть тексты 2-4 динамических разминок. |
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать обобщающие отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт, работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Оценка достижений результатов по рабочей тетради курса «Коррекционно-развивающие занятия».
Оценка достижений результатов производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия по следующей шкале в баллах:
0 – не выполняет;
1 – выполняет совместно с педагогом;
2 – выполняет самостоятельно.
Данная диагностика используются для определения уровней развития познавательных процессов детей по каждому направлению и составления индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
Базовый уровень: 8 – 10 баллов. Задания учащийся выполняет самостоятельно в соответствии с их содержанием. Допускает некоторые ошибки, замечает и исправляет сам.
Достаточный уровень: 5 - 7 баллов. Задания учащийся выполняет совместно с педагогом. Допускает ошибки, находит при помощи взрослого, исправляет сам. Не всегда выполняет задание в соответствии с его содержанием.
Минимальный уровень: меньше 5 баллов. Содержание заданий учащийся не понимает, не выполняет их. Ошибки не замечает, не исправляет даже при помощи взрослого.
Результаты диагностики фиксируются в таблице. Примерная таблица для 1 класса указана далее. Для 2-4 классов составляется аналогично, учитывая содержание заданий для определения критериев оценивания.
Примерная таблица отслеживания результатов диагностики для 1 класса.
Содержание, критерии оценивания по направлениям | Данные учащихся | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1 полу г одие | 1. | Развитие мышления | ||||||||||||
сравнение реального предмета с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий» | ||||||||||||||
определение понятий « большой – маленький, открытый – закрытый» | ||||||||||||||
умение находить предметы по одинаковым элементам | ||||||||||||||
сопоставление элементов предметов с целым образом | ||||||||||||||
умение сопоставлять предметы по сходству | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||
2. | Развитие познавательной деятельности | |||||||||||||
знания о месте проживания животных, их «домах» | ||||||||||||||
умение сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе, раскрашивать картинки по образцу | ||||||||||||||
умение располагать предметы по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом | ||||||||||||||
знания по теме: «Чем питаются животные?» | ||||||||||||||
умение сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку; | ||||||||||||||
3. | Двигательная и сенсомоторная координация | |||||||||||||
выполнение заданий на штриховку
| ||||||||||||||
знания о геометрических фигурах: треугольник, круг, квадрат | ||||||||||||||
распознание геометрических фигур по величине и цвету; | ||||||||||||||
выполнение графических упражнений на развитие мелкой моторики рук | ||||||||||||||
выполнение упражнений на двигательную координацию | ||||||||||||||
4. | Общая и мелкая моторика | |||||||||||||
задание на определение знаний о цвете | ||||||||||||||
задание на определение знаний о посуде | ||||||||||||||
выполнение рисунка по образцу | ||||||||||||||
задание на определение знаний о фруктах и овощах | ||||||||||||||
задание на определение знаний о спальной комнате. | ||||||||||||||
5. | Восприятие и воображение. | |||||||||||||
определение понятий о диких и домашних животных | ||||||||||||||
задание на зрительное восприятие | ||||||||||||||
упражнение на восприятие последовательного чередования в рисунке | ||||||||||||||
задание на закрепление знаний о посуде | ||||||||||||||
дополнение элементов рисунка по заданному образцу | ||||||||||||||
6. | «Внимание и память». | |||||||||||||
сравнение предметов по образцу | ||||||||||||||
упражнения на нахождение отличий | ||||||||||||||
определение закономерности в расположении предметов | ||||||||||||||
группировка предметов по общему признаку | ||||||||||||||
сопоставление части предмета к целому образу |
2 полу г одие | 1. | Развитие мышления | ||||||||||||
сравнение реального предмета с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий» | ||||||||||||||
определение понятий « большой – маленький, открытый – закрытый» | ||||||||||||||
умение находить предметы по одинаковым элементам | ||||||||||||||
сопоставление элементов предметов с целым образом | ||||||||||||||
умение сопоставлять предметы по сходству | ||||||||||||||
2. | Развитие познавательной деятельности | |||||||||||||
знания о месте проживания животных, их «домах» | ||||||||||||||
умение сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе, раскрашивать картинки по образцу | ||||||||||||||
умение располагать предметы по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом | ||||||||||||||
знания по теме: «Чем питаются животные?» | ||||||||||||||
умение сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку; | ||||||||||||||
3. | Двигательная и сенсомоторная координация | |||||||||||||
выполнение заданий на штриховку
| ||||||||||||||
знания о геометрических фигурах: треугольник, круг, квадрат | ||||||||||||||
распознание геометрических фигур по величине и цвету; | ||||||||||||||
выполнение графических упражнений на развитие мелкой моторики рук | ||||||||||||||
выполнение упражнений на двигательную координацию | ||||||||||||||
4. | Общая и мелкая моторика | |||||||||||||
задание на определение знаний о цвете | ||||||||||||||
задание на определение знаний о посуде | ||||||||||||||
выполнение рисунка по образцу | ||||||||||||||
задание на определение знаний о фруктах и овощах | ||||||||||||||
задание на определение знаний о спальной комнате. | ||||||||||||||
5. | Восприятие и воображение. | |||||||||||||
определение понятий о диких и домашних животных | ||||||||||||||
задание на зрительное восприятие | ||||||||||||||
упражнение на восприятие последовательного чередования в рисунке | ||||||||||||||
задание на закрепление знаний о посуде | ||||||||||||||
дополнение элементов рисунка по заданному образцу | ||||||||||||||
6. | «Внимание и память». | |||||||||||||
сравнение предметов по образцу | ||||||||||||||
упражнения на нахождение отличий | ||||||||||||||
определение закономерности в расположении предметов | ||||||||||||||
группировка предметов по общему признаку | ||||||||||||||
сопоставление части предмета к целому образу |
Результат диагностики предполагается отразить в сводной таблице или в диаграмме, где каждое направление коррекционно-развивающей работы (шесть) будет обозначено определенным цветом (см. Пояснительную записку). Критерии для диагностики определяются по содержанию задания. Календарно-тематическое планирование с основными видами деятельности
( см.Приложение 1)
Содержание коррекционно - развивающего курса.
Содержание коррекционно-развивающего курса для 1 класса. Темы занятий: «Окружающие нас предметы», «Прогулка в осенний лес», «Дикие животные», «Игрушки», «Одежда и обувь», «Виды одежды», «Где живут животные?», «Растения», «Домашние животные», «Деревья», «Чем питаются животные», «Птицы», «Посуда», «Веселые пальчики», «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник», «Наземный и воздушный транспорт», «Время суток», «Я-человек», «Овощи, фрукты», «Моя комната», «Прятки с предметами», «Предмет – форма», «Любимая игрушка», «Положение предметов в пространстве», «Ориентирование в пространстве», игры на внимание, работа с цветными карандашами.
Индивидуальная работа предусматривает выполнение ребенком заданий в рабочей тетради, которая обеспечит ему целостность осмысленной деятельности, предоставит ему возможность закрепить ранее полученные знания на практике. Групповая работа - совместное выполнение заданий на развитие двигательной и сенсомоторной координации, общей и мелкой моторики.
В направление «Развитие мышления» входят задания:
- на сравнение реального предмета с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий»;
- на развитие умения находить предметы по одинаковым элементам;
- на сопоставление элементов предметов с целым образом;
- на развитие умения сопоставлять предметы по сходству;
- на внимательность « Что нарисовано неправильно?»;
- на наложение шаблонов геометрических фигур на силуэт;
- на распределение предметов по сходству;
- на соотнесение количества с числом;
- на определение времени суток;
- на определение месторасположения предметов.
Направление «Развитие познавательной деятельности»:
-закрепление знаний о месте проживания животных, их «домах»;
- развитие умения сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе;
- соотнесение геометрических фигур с формой предмета;
-развитие умения располагать предметы по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом;
- классификация овощей и фруктов;
- развитие мелкой моторики рук, умения раскрашивать картинки по образцу;
- закрепление знаний по указанным темам;
- развитие умения сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку.
Направление «Двигательная и сенсомоторная координация» включает задания:
- развитие мелкой моторики рук, штриховка;
- закрепление знаний о цвете;
- упражнения со стулом;
- закрепление знаний о геометрических фигурах: треугольник, круг, квадрат;
- распознание геометрических фигур по величине и цвету;
- выполнение графических упражнений для развития мелкой моторики рук;
- развитие двигательной координации.
Направление «Общая и мелкая моторика»:
- закрепление знаний о цвете;
- закрепление знаний о посуде;
- выполнение рисунка по образцу;
- выполнение пальчиковой гимнастики по образцу;
- закрепление знаний о фруктах и овощах;
- развитие мелкой моторики рук;
- закрепление знаний о спальной комнате.
Направление «Восприятие и воображение»:
- закрепление понятий о диких и домашних животных;
- развитие зрительного восприятия;
- упражнение на восприятие последовательного чередования в рисунке;
- закрепление знаний о посуде;
- упражнения на воображение;
- дополнение элементов рисунка по заданному образцу.
Направление «Внимание и память»:
- сравнение предметов по образцу;
- упражнения на нахождение отличий;
- выделение предмета из множества других и недостающих деталей к предмету;
- определение закономерности в расположении предметов;
- группировка предметов по общему признаку;
- сопоставление части предмета к целому образу.
Содержание коррекционно-развивающего курса для 2 класса. Темы занятий: «Времена года», «Деревья», «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые», «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Овощи и фрукты», «Хлеб - наше богатство», «Посуда», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Электроприборы».
Направление «Развитие мышления» включает задания:
- сравнение реального предмета с иллюстрацией и по признаку «подобный», «похожий»;
- развитие умения находить предметы по одинаковым элементам;
- сопоставление элементов предметов с целым образом;
- установление причинно-следственных связей;
- наложение образца предмета на силуэт;
- определение месторасположения предмета по инструкции;
- развитие умения сопоставлять предметы по сходству;
- развитие умения находить различия;
- разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок по теме;
- сопоставлять слово-действие к слову-предмету. Например: Лук выкапывают;
- упражнение в соединении цифр по порядку.
Направление «Развитие познавательной деятельности»:
- развитие умения сопоставлять предметы по подобию и искать лишние в группе;
-развитие умения располагать предметы по заданному образцу и сопоставлять силуэт с предметом;
- чтение слов-названий и соотнесение с предметной картинкой;
- определение последовательности действий для получения нужного результата. Например: Как из зерна получилась булка?
- задания по развитию мелкой моторики рук, раскрашивание картинки по образцу;
- закрепление знаний по указанным темам;
- задания на определение звука в слове;
- развитие умения сравнивать предметы, объединять их в группу по общему признаку;
- составление из букв слов, из слогов слова;
-решение математических заданий.
Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:
- закрепление знаний о цвете;
- закрепление знаний о геометрических фигурах: треугольник, круг, квадрат; - развитие мелкой моторики рук, штриховка;
- распознание геометрических фигур по величине и цвету;
- графические упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- развитие двигательной координации;
- двигательные игры;
-динамические разминки.
Направление «Общая и мелкая моторика»:
-закрепление знаний о цвете;
- закрепление знаний о посуде, одежде, мебели;
- выполнение рисунка по образцу;
- выполнение пальчиковой гимнастики по образцу;
- закрепление знаний о фруктах и овощах, ягодах, грибах;
- задания на развитие мелкой моторики рук;
- закрепление знаний о спальной комнате, инструментах, электроприборах;
-выполнение штриховки по точкам и пунктирным линиям.
Направление «Восприятие и воображение».
- закрепление понятий о диких и домашних животных;
- задания на развитие зрительного восприятия;
- упражнение на восприятие последовательного чередования в рисунке;
- закрепление знаний о посуде;
- определение видов растений: хвойных и лиственных деревьев, цветов, съедобных и несъедобных грибов;
- раскрашивание предметов заданным цветом;
- составление целого из частей;
- дополнение элементов рисунка по заданному образцу;
-дополнение рисунка «Вырежи и наклей»;
- дорисуй недостающую деталь.
Направление «Внимание и память»:
- сравнение предметов по образцу;
- упражнения на нахождение отличий;
- выделение предмета из множества других и недостающих деталей к предмету;
- определение времени года по характерным явлениям природы, предметам;
- упражнения на счет предметов;
- раскрашивание предметов по памяти;
- заполнение шаблонов символами по инструкции;
- составление рассказа о профессии людей;
- задания для запоминания специальных видов транспорта, электроприборов;
- определение закономерности в расположении предметов;
- группировка предметов по общему признаку;
- сопоставление части предмета к целому образу.
Содержание коррекционно-развивающего курса для 3 класса. Темы занятий: «Времена года», «Явления природы», «Время», «Фигуры», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы»,
«Дикие, домашние животные», «Человек», «Личная гигиена», «Профессии», «Транспорт», «Ориентация в пространстве».
Направление «Развитие мышления» включает задания:
- классификация предметов, явлений по общему признаку;
- определение по явлениям природы времени года;
- установление времени, расположение предмета по направлениям (вверх, вниз, налево, вправо);
- счет символов и соотнесение их количества с числом;
- выделение слов-названий из текста;
- рисование предметов по клеткам, штриховка;
- составление слов-названий из букв, слогов, соотнесение слов-названий с иллюстрацией;
- разгадывание кроссвордов;
- обозначение предмета словом и его письменное оформление;
- последовательное соединение цифр для воссоздания образа;
- исключение лишнего по установленным характеристикам;
- упражнение в использовании рифмующих слов.
Направление «Развитие познавательной деятельности»:
- установление последовательного расположения символов в соответствии с инструкцией;
- определение времени на часах, рисование часовой стрелки и минутной;
- составление рассказа по картинкам;
- разгадывание кроссвордов, слов - загадок;
- чтение познавательного текста;
- выполнение классификации по отличительным признакам;
- рисование в клетке по принципу копирования;
- исключение лишнего;
- составление речевых высказываний по принципу «Закончи предложение»;
- выполнение рисунка «Вырежи и наклей».
Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:
- выполнение движений в соответствии с содержанием текста;
- двигательные игры;
- игры – инструкции;
- динамические разминки на развитие двигательной координации.
- задания на развитие зрительно-двигательной координации.
Направление «Общая и мелкая моторика»:
- определение явления природы к времени года;
- задания на развитие мелкой моторики рук;
- выполнение штриховки по точкам;
- рисование по пунктирным линиям;
- выделение предмета (силуэта, шаблона) по внешним признакам;
- определение закономерности расположения цветов;
- дорисовывание предмета;
- упражнения на зрительную координацию;
- раскрашивание по образцу.
Направление «Восприятие и воображение».
- классификация одежды по сезонам;
- определение сходных по содержанию предметных картинок;
- выделение предмета по сходству;
- определение местоположения от заданного объекта;
- нахождение двух одинаковых предметов из множества;
- выполнение задания на установление определенной последовательности;
- развитие устной речи, работа с понятиями «один - много»;
- классификация животных и их детенышей;
- составление целого из частей;
- задание по материалам о здоровом образе жизни;
- игровые задания по теме «Профессии»;
- использование в устной речи приема сравнения.
Направление «Внимание и память»:
- сравнение предметов по образцу;
- соотнесение шаблона к нарисованному предмету;
- классификация овощей, фруктов, ягод;
- дорисовывание до целого образа;
- упражнения на звукоподражание;
- определение составляющих частей целого;
- сопоставление части предмета к целому образу.
- определение общих и личных принадлежностей.
Содержание коррекционно-развивающего курса для 4 класса. Темы занятий: «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Магазин», «Посуда», «Продукты питания», «Профессии», «Сказки», «Мебель», «Цифры», «Геометрические фигуры», «Предметы», «Подарок», «Моя страна», «Слова-близнецы», «Город и село».
Направление «Развитие мышления» включает задания:
- составление слов-названий из букв, слогов, из 2-3 частей всего слова;
- составление предложений по предметным картинкам;
- отгадывание загадок по теме с разрезными картинками;
- определение предметов одежды для девочек, мальчиков;
- выстраивание слогов в порядке возрастания чисел для составления слов;
- игра с сюжетными картинками «Расставь мебель по местам»;
- раскрашивание картинок по числам;
- рисование геометрических фигур по инструкции: нарисуй в квадрате А4 ромб;
- определение месторасположения предмета по инструкции;
- счет предметов, их сравнение по количеству;
- разгадывание кроссвордов по теме.
Направление «Развитие познавательной деятельности»:
- разгадывание кроссвордов: «Дикие животные», «Птицы», «Цветы», «Посуда», «Мебель»;
- составление текста с пропущенными словами-картинками;
- задание на обогащение словарного запаса: цена, сдача, покупка;
- классификация продуктов;
- объяснение значения слов-близнецов;
- отнесение слов-признаков к предмету;
- задания познавательного характера: «Прочитай и запомни»;
- определение профессий у людей и учреждений, где они работают.
Направление «Двигательная и сенсомоторная координация»:
- выполнение движений в соответствии с содержанием текста;
- двигательные пальчиковые игры;
- соединение цифр по порядку;
- динамические разминки на развитие двигательной координации.
Направление «Общая и мелкая моторика»:
- рисование по клеткам, пунктирным линиям;
- раскрашивание предметов, сюжетных картинок;
- задания на развитие мелкой моторики рук;
- раскрашивание рисунков по знакам;
- закрашивание чисел по инструкции;
- сравнение геометрических фигур с формой предмета;
- дорисовывание предмета до целого;
- упражнения на зрительную координацию.
Направление «Восприятие и воображение»:
- составление слов-названий из двух частей;
- использование в речи приема преувеличения; например: «Подскажи словечко»;
- нахождение слов-названий из предложенных букв;
- определение видов зимней, летней обуви;
- определение материала, из которого изготовлена кухонная посуда;
- составление названий сказок, фраз из сказок по условным обозначениям;
- задания по принципу «Вырежи и наклей»;
- нахождение объекта по описанию;
- измерение длины сторон фигур;
- определение слов по картинкам, отвечающих на вопросы: кто? что? какой?
- выделение предметов с общим признаком.
Направление «Внимание и память»:
- разгадывание загадок по признакам, свойствам предметов;
- задание на определение: чем питаются животные;
- соотнесение количества предметов с числом;
- чтение иллюстрированного текста;
- выделение предмета из множества других по общему признаку;
- составление словосочетаний по теме (существительное + прилагательное);
- составление названий растений, сказок из букв;
- восстановление последовательности картинок;
- работа с двузначными числами; например: «Напиши соседей числа 16».
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего курса.
Для проведения коррекционной работы:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото и другие);
- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики (шнуровки, мозаики, деревянные пазлы, массажные мячики);
- разный арсенал техники арттерапии (куклы, бумажные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и мебели, детская посуда, игрушки-транспорт, муляжи фруктов и овощей, диких и домашних животных, другое);
- тематические иллюстрации по темам: «Квартира», «Времена года», «Транспорт», «Человек», «Грибы и ягоды», «Деревья», «Профессии» и другие;
- индивидуальная тетрадь для коррекционно-развивающих занятий;
- школьные принадлежности на каждого ученика: простые и цветные карандаши, ножницы, клей, линейки.
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего курса.
1. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Л.А Метиева, Э.Я Удалова - М.: «Просвещение», 2009.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под ред. И.М.Бгажнокова. – М., «Просвещение», 2011 год.
5.https://урок.рф/library/programma_korrektcionnorazvivayushej_raboti__po_preod_122233.html
6. http://ext.spb.ru/faq/3290-korrekchionno-razvivaushaj-rabota.pdf/.
7. https://multiurok.ru/files/spietsial-nyie-mietody-i-priiomy-korriektsionnoi-raboty.
Для создания тетради использовались интернет - ресурсы:
http://nenuda.ru https://yandex.ru/images/search...
http://shpargalkamame.ru/2017/01/26/прописи-для-малышей/
M.igry-pochemuchek.ru
Lib.znaimo.com.ua, Infourok.ru, Stopautism.ru, Tutastan.com, 900igr.net, Triinochka.ru, All-tests.ru, Labirint.ru, Detyam.com.ua, 37kurgan.detkin-club.ru, Infourok.ru, Lektsii.org, Infourok.ru
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности | Дата |
1. | 2 | «Прогулка в осенний лес» | Штриховка шаблонов, упражнения на объединение предметов по общему признаку, на классификацию овощей и фруктов. Раскрашивание. Игра «Повтори движения» | |
2. | 2 | «Окружающие нас предметы» | Дорисовывание предметов. Пальчиковая гимнастика «Еж». Раскрашивание по образцу. Определение видов электроприборов. Упражнения со стулом | |
3. | 2 | «Дикие и домашние животные» | Игра на восприятие «Кто здесь изображен?», «Найди отличия». Классификация диких и домашних животных. Обводка по пунктирной линии | |
4. | 2 | «Игрушки» | Игры на зрительно-двигательную координацию, на запоминание предметов. Раскрашивание по образцу. Аппликация «Расположи игрушки также». пальчиковая гимнастика «Улитка» | |
5. | 2 | «Одежда и обувь» | Задания на классификацию одежды, определение одинаковых предметов одежды по образцу. Обводка по точкам. Упражнения на различение предметов одежды и обуви. Упражнения на профилактику плоскостопия | |
6. | 2 | «Где живут животные?» | Задания для мелкой моторики: Раскрашивание по образцу, обводка по точкам. Обозначение жилищ разных животных. Задание на воображение «Нарисуй домик для собаки». Упражнения на зрительно-двигательную координацию | |
7. | 2 | «Растения в природе» | Знакомство с видами растений. Выделение растений по описанию. Упражнения на моторную координацию. Сопоставление тени предмета с образцом | |
8. | 2 | «Птицы» | Работа с понятиями «Домашние птицы. Виды домашних птиц». Установление связи «Курица-цыпленок, утка-утенок и т.д.» Упражнение на зрительно-двигательную координацию. Порядковый счет до 10. Пальчиковая гимнастика «Покажи птицу» | |
9. | 2 | «Геометрические фигуры» | Практическая работа с шаблонами геометрических фигур. Дорисовывание фигур по образцу. Раскрашивание по памяти. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой | |
10. | 2 | «Транспорт» | Задания по темам: «Вид транспорта», «Способы передвижения различного транспорта». Упражнения на мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» | |
11. | 2 | «Посуда» | Задания на определение из общего количества предметов посуды, назначение отдельных видов посуды. Рисование по пунктирным линиям. Пальчиковая гимнастика «Помощники» | |
12. | 2 | «Человек» | Изучение материала о внешнем строении человека, о функциях органов чувств человека. Задание на дорисовывание частей лица, тела человека. Разминка «Повтори движения» | |
13. | 2 | «Овощи и фрукты» | Задания на классификацию овощей и фруктов, на исключение лишнего из ряда по отличительным признакам. Обводка по пунктирным линиям. Счет овощей до 5. Упражнения для развития зрительно-двигательной координации | |
14. | 2 | «Моя комната» | Изучение материала о видах помещений в доме, их обстановке, для чего они приспособлены. Определение и раскрашивание определенной комнаты. Дорисовывание и раскрашивание предметов. Пальчиковая гимнастика | |
15. | 2 | «Время суток» | Практическое определение времени суток. Рисование и штриховка объектов неживой природы: солнце, луна. Игра «День и ночь» | |
16. | 2 | «Ориентирование» | Работа с предлогами: в, на, около, за, перед. Рисование символов по точкам. Ориентирование в расположении предметов на сюжетной картинке. Графический диктант. Выполнение ОРУ по образцу. | |
17. | 1 | Обследование | Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся | |
Итого33 ч. |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности | Дата |
1. | 2 | «Времена года» | Задание на запоминание времен года, явлений природы, характерных видов деятельности в определенный промежуток года. Составление рассказа по картинкам. Раскрашивание картинок | |
2. | 2 | «Деревья» | Изучение видов деревьев, их формы листа. Заполнение шаблонов деревьев по образцу. Нахождение отличий в картинках. Составление слов-названий деревьев. Раскрашивание по инструкции. Динамическая разминка «Деревце» | |
3. | 2 | «Цветы» | Обводка по точкам и раскрашивание цветов. Поиск различий у растений. Дорисовывание частей растений. Составление названий цветов ( цифра-буква). Раскрашивание по инструкции. Динамическая разминка «На лугу растут цветы» | |
4. | 2 | «Грибы» | Аппликация «Лисенок и грибочки». Обводка и раскрашивание по инструкции. Выделение из общего количества одного по внешнему виду. Решение примеров в пределах 10. Ознакомление с материалом «Съедобные и несъедобные грибы». Игра «Грибы». | |
5. | 2 | «Ягоды» | Определение отдельных видов ягод и их количества. Раскрашивание по инструкции «Раскрась столько же». Упражнения на развитие мелкой моторики. Динамическая разминка «А в лесу растёт черника» | |
6. | 2 | «Дикие животные» | Выделение диких животных из общего количества. Определение их жилища, способа передвижения животного (змея-ползает). Раскрашивание по инструкции | |
7. | 2 | «Насекомые» | Разгадывание ребусов. Упражнения на запоминание отдельных видов насекомых; на зрительно-двигательную координацию «Как передвигаются насекомые?» Счет насекомых. Соотнесение названия насекомого с картинкой. Игра «Самолеты, бабочки» | |
8. | 2 | «Одежда» | Выделение предметов одежды из числа предложенных. Соотнесение предметов к группам: одежда, обувь, головные уборы. Работа с цветом «Подбери одежду куклам», «Подбери заплатку» с элементами аппликации. | |
9. | 2 | «Игрушки» | Упражнение на выделение игрушек от других предметов. Счет и дорисовывание элементов игрушек. Раскрашивание по памяти, по инструкции. Соотнесение шаблона с предметом. Подвижные игры с мячом | |
10. | 2 | «Мебель» | Разгадывание кроссворда « Мебель». Ознакомление с правильным произношением слов-названий мебели. Обводка по пунктирным линиям предметов мебели. Соотнесение названия мебели с предметной картинкой. Игры «Прятки с мебелью», «Колпачок». | |
11. | 2 | «Овощи и фрукты» | Ознакомление с материалом «Классификация овощей и фруктов», «Способы сборки урожая». Задания на выделение овощей или фруктов. Счет и запись чисел по количеству фруктов. Раскрашивание по инструкции. Динамическая пауза «Яблочко» | |
12. | 2 | «Хлеб - наше богатство» | Ознакомление с темами «Из чего пекут хлеб», «Виды хлеба». Пазл-аппликация «Пекарь». Обводка по точкам и раскрашивание. Подвижная игра «Буратино и Пьеро» | |
13. | 2 | «Посуда» | Разгадывание кроссворда «Посуда». Раскрашивание по инструкции. Составление слов-названий предметов посуды и их запись. Вырезание и наклеивание картинок на шаблоны. Импровизация движений под текст стихотворения | |
14. | 2 | «Инструменты» | Ознакомление с видами инструментов и их использованием в быту. Задание по данным темам. Разгадывание ребусов. Подбор инструментом людям разной профессии. Пальчиковая гимнастика «Молоток» | |
15. | 2 | «Профессии» | Задания на определение вида деятельности человека определенной профессии. Составление описания человеку с профессией парикмахера, строителя. Определение места работы человека с определенной профессией. Динамическая разминка «Плотник» | |
16. | 2 | «Транспорт» | Ознакомление с материалом «Виды транспорта». Рисование по точкам в последовательности чисел до 20. Раскрашивание разных видов транспорта, по инструкции. Разгадывание кроссворда. Динамическая разминка «Едем на велосипеде» | |
17. | 2 | «Электроприборы» | Разгадывание загадок по теме. Конструирование из счетных палочек. Выделение электроприборов из числа предметов. Поиск предметов, выполняющих функцию освещения. Динамическая разминка «Сколько веревочке не виться» | |
18 | 1 | Обследование | Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся | |
Итого 35 ч. |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
№п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности | Дата |
1. | 2 | «Времена года» | Раскрашивание предметов по цветам, нахождение различий и рисование явлений, которое бывает зимой. Упражнения на объединение предметов по общему признаку,классификация одежды, игры на зрительно-двигательную координацию. | |
2. | 2 | «Явления природы» | Раскрашивание картинки с осенними приметами. Прономеровать звездочки от самой большой к самой маленькой. Запиши полученное слово. Нахождение и соединение линиями картинок, классификация геометрических фигур. Динамическая разминка «Под дождем». | |
3. | 2 | «Время» | Рисование часов и обозначение времени. Раскрашивание по образцу, обводка по точкам. Расположить единицы измерения времени в порядке возрастания числами. Динамическая разминка «Мышки» | |
4. | 2 | «Фигуры» | Соединить символы с подходящим их количеству числом. Штриховка по образцу, расположить фигуры по цвету и форме, динамическая разминка «Дождик». | |
5. | 2 | «Растения» | Раскрасить растения по адресу. Провести пчелку в улей только по цветочкам, классификация букетов по цветам, составление рассказа по картинке, упражнения на зрительно-двигательную координацию | |
6. | 2 | «Грибы» | Штриховка шаблонов, упражнения на нахождение грибов, разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию | |
7. | 2 | «Ягоды» | Разгадывание названия ягод, раскрашивание по образцу, задания на нахождение одинаковых предметов, игры на зрительно-двигательную координацию | |
8. | 2 | «Деревья» | Разгадывание названий деревьев, рисование плодов и листьев, разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию | |
9. | 2 | «Насекомые» | Разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию, классификация один-много, насекомых, интересные факты о насекомых. | |
10. | 2 | «Птицы» | Разгадывание загадок, обводка по ниточке, упражнения на определение птиц по голосу и классификация видов птиц, игра «Отгадай птицу» | |
11. | 2 | «Рыбы» | Допиши в рифму слова, дорисуй по образцу картинки, нахождение рыб, игра-инструкция: «Когда услышишь название рыбы, подпрыгни». | |
12. | 2 | «Дикие, домашние животные» | Классификация диких и домашних животных. Соедини линей слово и рисунок. Вырежи и наклей диких животных, пальчиковая гимнастика «Лакомство» | |
13. | 2 | «Человек» | Разгадывание кроссворда, раскрашивание картинок, определение органов человека, игры на зрительно-двигательную координацию | |
14. | 2 | «Личная гигиена» | Раскрасить части тела человека. Собрать модель-аппликацию. Вырежи картинки из приложения, правильно разложи их. Разгадывание кроссворда, игры на зрительно-двигательную координацию, разгадывание загадок. | |
15. | 2 | «Профессии» | Раскрашивание картинок профессии . Нахождение предметов, которые нужны в работе повару. Физминутка мы в профессии играли. | |
16. | 2 | «Транспорт» | Задания для мелкой моторики: обводка по точкам и по контуру, раскрашивание видов транспорта, игра четвертый лишний. | |
17. | 2 | «Ориентация в пространстве» | Работа с понятиями «Вниз-вверх, лево-право». Рисование по схеме, игры на зрительно-двигательную координацию | |
18 | 1 | Обследование | Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся | |
Итого 35 ч. |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
№п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности | Дата |
1. | 2 | «Дикие животные» | Рисование по клеткам диких животных. Выделение диких животных из общего количества. Разгадывание кроссворда и названия животных, игры на зрительно-двигательную координацию | |
2. | 2 | «Птицы» | Разгадывание кроссворда, нахождение одинаковых птиц, игры на зрительно-двигательную координацию, Соотнесение пищи птицы с картинкой. Раскрашивание картинок. | |
3. | 2 | «Насекомые» | Разгадывание ребусов. Упражнения на запоминание отдельных видов насекомых; игры на зрительно-двигательную координацию «Как передвигаются насекомые?» | |
4. | 2 | «Цветы» | Разгадывание загадок, ребусов, чтение названий цветов, Упражнения на развитие мелкой моторики. «Классификация цветов. | |
5. | 2 | «Магазин» | Упражнение на выделение предметов в магазине и ответы на вопросы. Классификация обуви, определение видов магазинов. Динамическая разминка «Будем в классики играть». | |
6. | 2 | «Посуда» | Разгадывание загадок, ребусов рисование по клеткам посуды, чтение по схеме. Пальчиковая игра «Посуда». | |
7. | 2 | «Продукты питания» | Упражнения на развитие мелкой моторики. Составление словосочетаний, классификация продуктов питания. Раскрашивание рисунков, игры на зрительно-двигательную координацию. | |
8. | 2 | «Профессии» | Раскрашивание рисунков, разгадывание кроссворда, восстановление последовательности, выбор профессию специалиста с местом его работы, игры на зрительно-двигательную координацию. | |
9. | 2 | «Сказки» | Разгадывание загадок, ребусов. Раскрашивание рисунков, составление из цифр и букв названий сказок, определение героев сказок по вопросу, игры на зрительно-двигательную координацию. | |
10. | 2 | «Мебель» | Разгадывание кроссворда « Мебель». Обводка по клеточкам предметов мебели. Соотнесение названия мебели с предметной картинкой. Динамическая разминка « Встаньте дети. Встаньте в круг». | |
11. | 2 | «Цифры» | Соедини цифры по точкам в порядке возрастания. Сравнить и найти отличия. Раскрашивание картинок. Упражнения на развитие мелкой моторики. Динамическая разминка | |
12. | 2 | «Геометрические фигуры» | Раскрасить геометрические фигуры. Упражнения на развитие мелкой моторики. нарисовать фигуру соответствующая предмету. Динамическая разминка | |
13. | 2 | «Предметы» | Игра четвертый лишний, упражнения на развитие мелкой моторики: обвести овалами разные предметы, раскрашивание предметов, определение признаков предмета. Динамическая разминка | |
14. | 2 | «Подарок» | Выбор словосочетаний, разгадывание кроссворда. Нахождение общего признака. Раскрашивание картинок, игра «Путаница» | |
15. | 2 | «Моя страна» | Назвать символы России, упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по точкам, раскрасить флаг, нарисовать путь от Омска до Москвы, записать недостающие слова. | |
16. | 2 | «Слова-близнецы» | Нахождение слов с одинаковым значением. упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по точкам, запись слов –близнецов, игры на зрительно-двигательную координацию. | |
17. | 2 | «Город и село» | Упражнения на развитие мелкой моторики: обвести по пунктирам, определение признаков села и города, классификация городского транспорта, профессии города и села. Динамическая разминка | |
18 | 1 | Обследование | Сбор и анализ полученных данных при обследовании психических процессов обучающихся | |
Итого 35 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...