Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цифр и знаков"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № ___
от « » . 202 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методсовета Протокол № _1_
от «_27»_08_202 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора УВР: «_27_»_08__2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Боханская СОШ № 1» Приказ № _151__ от «_27_»__08__2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире цифр и знаков»
по направлению
научно - познавательное
Составитель: Табитуева Ольга Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
п. Бохан 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир цифр и знаков» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности, разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 286 от 31.05.2021
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: -развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области однозначных и многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание программы
1. Математика – 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Мудрая сова» – 5 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Мир цифр и знаков» рассчитана на четыре года обучения, 170 учебных часов. Занятия 1 раз в неделю (34 учебные недели в каждом классе). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35 минут.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном марше
Учебно-тематический план работы кружка «Мир цифр» 1-4 класс.
1 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Экскурсия по учреждению дополнительного образования. | 1 ч. | 1 ч. | - |
Инструктаж по технике безопасности. Водное занятие. | 1 ч. | 1 ч. | - |
Раздел «Развитие познавательных способностей» | |||
Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок» | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке». Математические раскраски. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». Математические раскраски. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» Тест «Проверь себя». | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Раздел «Текстовые задачи» | |||
Занимательные задачки. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Учимся решать логические задачи. Задачи на сообразительность. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
«Путешествие в страну чисел». | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра – путешествие «В супермаркете» | 1 ч. | 1 ч. | |
Проект «Мудрая Сова». | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Математические сказки. | 1 ч. | 1 ч. | |
Весёлые задачки. Графические диктанты. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Математическая эстафета. Тест «Проверь себя». | 2 ч. | 2 ч. |
2 класс.
Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | ||||
Углы. Многоугольники. Многогранники | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Развиваем мышление, память. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Учимся быть внимательными. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Плоские и объёмные геометрические фигуры. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Раздел «Величины и зависимости между ними» | ||||
Единицы длины. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Весёлые задачки. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Из истории математики. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Раздел «Числа и арифметические действия» | ||||
Путешествие в мир чисел. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Раздел «Математический язык и элементы логики» | ||||
Решение ребусов и логических задач. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Задачи на разрезание. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Задачи-смекалки | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
3 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | |||
Шар. Сфера. Круг. Окружность. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Взаимное расположение фигур на плоскости. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Выпуск математической газеты. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Величины и зависимости между ними» | |||
Немного истории. Детям о времени. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Раздел «Развитие познавательных способностей» | |||
Развиваем память, внимание, мышление. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Из истории математики | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Текстовые задачи» | |||
Задачи – смекалки, логические задачи. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Резерв | 1 ч. |
4 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | |||
Построение геометрических фигур. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Координатный угол. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Графики. Диаграммы. Таблицы. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Цилиндр. Конус. Шар | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Многогранник. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Выпуск журнала «Юный математик» | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Математический язык и элементы логики» | |||
Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Составные высказывания. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Задачи на перебор вариантов. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Точное и приближённое значение величины. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Построение угла, отрезка, равного данному. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Математический КВН. | 1 ч. | 1 ч. | |
Старинные меры длины. | 1 ч. | 1 ч. | |
Выпуск журнала «Юный математик» | 1 ч. | 1 ч. |
Список рекомендованной литературы
Для педагога:
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2002.
Для учащихся и родителей:
Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М.: Омега, 1994.
Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.П.: Лев и К, 1996.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. - М.: Просвещение, 1995.
Сагирова ОВ. Русский с увлечением. - Екатеринбург, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"
Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цветов"
Данная программа предназначена для работы с учащимися начальных классов. Цель программы: обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветоводства, привить практические умения и навыки п...