Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цифр и знаков"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № ___
от « » . 202 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методсовета Протокол № _1_
от «_27»_08_202 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора УВР: «_27_»_08__2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Боханская СОШ № 1» Приказ № _151__ от «_27_»__08__2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире цифр и знаков»
по направлению
научно - познавательное
Составитель: Табитуева Ольга Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
п. Бохан 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир цифр и знаков» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности, разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 286 от 31.05.2021
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: -развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области однозначных и многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание программы
1. Математика – 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Мудрая сова» – 5 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Мир цифр и знаков» рассчитана на четыре года обучения, 170 учебных часов. Занятия 1 раз в неделю (34 учебные недели в каждом классе). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35 минут.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном марше
Учебно-тематический план работы кружка «Мир цифр» 1-4 класс.
1 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Экскурсия по учреждению дополнительного образования. | 1 ч. | 1 ч. | - |
Инструктаж по технике безопасности. Водное занятие. | 1 ч. | 1 ч. | - |
Раздел «Развитие познавательных способностей» | |||
Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок» | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке». Математические раскраски. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». Математические раскраски. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» Тест «Проверь себя». | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Раздел «Текстовые задачи» | |||
Занимательные задачки. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Учимся решать логические задачи. Задачи на сообразительность. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
«Путешествие в страну чисел». | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Игра – путешествие «В супермаркете» | 1 ч. | 1 ч. | |
Проект «Мудрая Сова». | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Математические сказки. | 1 ч. | 1 ч. | |
Весёлые задачки. Графические диктанты. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Математическая эстафета. Тест «Проверь себя». | 2 ч. | 2 ч. |
2 класс.
Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | ||||
Углы. Многоугольники. Многогранники | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Развиваем мышление, память. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Учимся быть внимательными. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Плоские и объёмные геометрические фигуры. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Раздел «Величины и зависимости между ними» | ||||
Единицы длины. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Весёлые задачки. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Из истории математики. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Раздел «Числа и арифметические действия» | ||||
Путешествие в мир чисел. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Раздел «Математический язык и элементы логики» | ||||
Решение ребусов и логических задач. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Задачи на разрезание. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | |
Задачи-смекалки | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
3 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | |||
Шар. Сфера. Круг. Окружность. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Взаимное расположение фигур на плоскости. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Выпуск математической газеты. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Величины и зависимости между ними» | |||
Немного истории. Детям о времени. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Раздел «Развитие познавательных способностей» | |||
Развиваем память, внимание, мышление. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Из истории математики | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Выпуск математической газеты | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Текстовые задачи» | |||
Задачи – смекалки, логические задачи. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Резерв | 1 ч. |
4 класс.
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины» | |||
Построение геометрических фигур. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Координатный угол. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Графики. Диаграммы. Таблицы. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Цилиндр. Конус. Шар | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Многогранник. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Выпуск журнала «Юный математик» | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Раздел «Математический язык и элементы логики» | |||
Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Составные высказывания. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Задачи на перебор вариантов. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Точное и приближённое значение величины. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Построение угла, отрезка, равного данному. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Математический КВН. | 1 ч. | 1 ч. | |
Старинные меры длины. | 1 ч. | 1 ч. | |
Выпуск журнала «Юный математик» | 1 ч. | 1 ч. |
Список рекомендованной литературы
Для педагога:
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2002.
Для учащихся и родителей:
Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М.: Омега, 1994.
Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.П.: Лев и К, 1996.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. - М.: Просвещение, 1995.
Сагирова ОВ. Русский с увлечением. - Екатеринбург, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-181965-1358962288.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"
Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-61244-1359886845.jpg)
Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446960-1399873470.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цветов"
Данная программа предназначена для работы с учащимися начальных классов. Цель программы: обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветоводства, привить практические умения и навыки п...