Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"
рабочая программа (2 класс) по теме

Комаревцева Елена Алексеевна

Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ    АВТОНОМНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ       «ЛИЦЕЙ №5»

                                                                                           

                                                                                                                                                                                             

Утверждаю:

                                                                                                        Директор МАОУ «Лицей №5»
                                                                                                        _______________Сергеев Н.И.

                                                                                                         «02» сентября  2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире аппликаций»

(для обучающихся 6-10лет)

Руководитель:

        Комаревцева Елена Алексеевна

                                                     Губкин

                                                      2013г.

Программа: «В мире аппликаций», художественно-эстетическое направление, авторская

Автор программы: Комаревцева Елена Алексеевна

Программа рассмотрена на заседании МО классных руководителей

Протокол №1 от ______2013 г. Руководитель:  ___________  

                         Дружинина И.И.

Программа пересматривалась

на заседании педагогического совета

от «30» августа 2013 г., протокол № 1

Председатель                      _        Сергеев Н.И.

                            подпись                                            Ф.И.О.


Структура программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Требования к уровню подготовки учащихся.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Содержание программы.
  5. Средства контроля.
  6. Учебно-методические средства обучения.

                                              Пояснительная записка

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, является внеклассная работа по украшению изделий аппликацией.

Аппликация — интересный вид художественной деятельности — способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества.  

Занимаясь в кружке, посещая выставки, ребята учатся понимать и ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны. В значительной степени работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

           Данная программа   является общекультурной программой художественно-эстетическое направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства аппликации. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа так же предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Кроме того, дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор материала, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Цель данной программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, формирование умений и навыков работы с разными материалами, повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы

         

  1. Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  2. Коррекция недостатков познавательной деятельности ребят в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
  3. Формирование способности эстетического, творческого восприятия;
  4. Обогащение словарного запаса учащихся на основе использования соответственной терминологии;
  5. Исправление недостатков моторики;
  6. Профессиональное самоопределение, адаптация и реабилитация в обществе.

      7. Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к
         трудовой деятельности, привитие навыков культуры и товарищеской
         взаимопомощи:      
     8. Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром,
         наблюдению за происходящими в нём изменениями,
выработке у ребят
        таких черт характера, как  аккуратность, усидчивость, умение доводить
         начатое дело до конца, работая в  коллективе.
 

В отличие от уже существующих программ, разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения ими учебного материала.

Программа включает в себя не только обучение приемам аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, с использованием изделий в технике аппликации в сочетании с другими формами работы.

Организационные принципы

Программа «В мире аппликаций» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В  кружок принимаются все желающие учащиеся, количеством не более 20 человек, для успешной реализации программы. Занятия проводятся один раз в неделю

Формы и методы обучения
          В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,  комбинированные  и  практические  занятия;  игры,  праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  •  словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
  • наглядный  (показ  мультимедийных  материалов,  иллюстраций,  наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  •  практический  (выполнение   работ   по   инструкционным   картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно  -   иллюстративный      –     дети воспринимают      и  усваивают  готовую информацию,
  •  репродуктивный – учащиеся  воспроизводят  полученные  знания и освоенные способы деятельности,
  •  частично-поисковый   –  участие   детей   в   коллективном   поиске,    решение поставленной задачи совместно с педагогом,
  •  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
    Методы,    в    основе      которых     лежит    форма     организации деятельности учащихся на занятиях:
  •  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
  • индивидуально - фронтальный  –  чередование   индивидуальных  и фронтальных форм работы,
  •  групповой – организация работы в группах,
  •  индивидуальный   –     индивидуальное      выполнение       заданий,  решение   проблем и  другие.

Принципы работы

  • Научности (практической работе предшествуют теоретические знания, знакомство с терминами),
  • Наглядности (работа сопровождается показом уже готовых поделок и композиций),
  • Доступности (задания подбираются таким образом, чтобы каждый ребёнок смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной работы),
  • Самостоятельности (руководитель предоставляет учащимся возможность самим выполнять ту часть работы, где они не испытывают затруднений, оказать помощь другим ребятам),
  • Преемственности (структура заданий из года в год повторяется, отличаясь лишь тем, что уровень заданий становится выше, количество и качество работповышается).
             Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  •  научатся    различным       приемам      работы     с     бумагой,        тканью,   природными  и другими материалами;
  • будут знать основные понятия, базовые формы и виды аппликации;
  • научатся  следовать  устным  инструкциям,  работать с эскизами;
  • создавать изделия аппликации, обогатят познавательный опыт;
  • разовьют   внимание,   память,   мышление,   пространственное   воображение; мелкую    моторику    рук    и    глазомер;    художественный   вкус,   творческие способности и фантазию;
  •  овладеют навыками культуры труда;
  •  улучшат   свои   коммуникативные   способности  и   приобретут  навыки работы в коллективе.

   

                   Требования к уровню подготовки обучающихся:

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

                            Календарно- тематическое планирование 2 года обучения

№ п/п

Содержание работы

Ко

личество заня

тий

Дата

Пред

пола-

гаемая

Фактичес-

кая

Работа с природными материалами (8 часов)

1.

Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения при изготовлении аппликации из разных материалов. Определение тем работы на год

1

05.09

  2-3

«Зоопарк»

2

12.09

19.09

4-5

Аппликация «Сказочный лес»

2

26.09

03.10

6-8

Аппликация из природного материала «В подводном царстве»

3

10.10

17.10

24.10

Работа с бумагой (7 часов)

9

Закладки

1

31.10

10-11

Аппликация «Грибной дождик»

2

05.11

14.11

12-14

Аппликация из кругов и полукругов

3

21.11

28.11

05.12

15

Новогодняя открытка с элементами аппликации

1

12.12

Работа с бросовым материалом (4 часа)

16-17

Аппликация из яичной скорлупы «Зимний лес»

2

19.12

26.12

18-19

Аппликация «Замок Снежной королевы»

2

16.01

23.01

Работа с нитками (11 часов)

20-21

Аппликация с использованием косичек

2

 30.01

06.02

22-24

Аппликация из нарезных ниток мулине

3

 13.02

20.02

27.02

25-27

«Попугай» из ниток

3

06.03

13.03

20.03

28-30

Аппликация из ниток «Весенняя корзина»

3

03.04

10.04

17.04

Работа с тканью (4 часа)

31-32

Аппликация «Бабочка»

2

24.04

30.04

33-34

Проект. Аппликация из ниток «Лесная полянка».

2

08.05

15.05

Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома (1 час)

35

Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома

1

22.05

                               Содержание программы:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с бумагой и картоном. 

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Симметричное вырезывание из бумаги, сложенных пополам изображений.
  • Изготовление аппликаций из кругов и полукругов.
  • Изготовление настольных игрушек (по образцу).
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с природным материалом.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с  тканью и нитками.

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Аппликации из нарезных ниток.
  • Изготовление аппликации с использованием косичек.

Работа с бросовым материалом. 

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Аппликация из яичной скорлупы.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Выставка работ.

                                    Средства контроля.

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;
  • Творческие конкурсы
  • Отчетная выставка

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

- текущего

В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п.

                    Учебно-методические средства обеспечения:

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами  программы

обучения. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.

1

1

Информационно- коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

1

Технические средства обучения

Компьютер с программным обеспечением.

Проектор.

Мультимедийные проектор

Магнитная доска

Экспозиционный экран

1

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса.

1

1

Учебно- практическое и учебно –лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Набор демонстрационных материалов, коллекций, образцов изделий.

Объемные модели геометрических фигур.

1

1

1

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Демонстрационная подставка для образцов, изготавливаемых изделий.

15

1

2

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.Рабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС

Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры из бабушкиного сундучка" направлена на формирование у детей младшего школьного возраста необходимые знания, умения и навыки  здорового об...