Рабочая программа группового занятия в 1 классе по русскому языку
рабочая программа (1 класс)

Дыдыкина Ольга Михайловна

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppovogo_zanyatiya_po_russkomu_yazyku_v_1_kl.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

                           Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от                    №

    Приложение к ООП НОО      

    Утверждаю.

    Директор _________Е.А.Рыжичкина

     Приказ                        №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группового занятия по русскому языку

для обучающихся 1класса

Срок реализации программы 1 год

                                         Составитель: учитель начальных классов

                                                               Дыдыкина Ольга Михайловна,

                                                               I квалификационной категории

с. Кочуново

Планируемые  результаты

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

 В результате прохождения программы учащиеся должны знать:  

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

 Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале предложения и точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
  • писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;


Содержание курса

Согласно учебному плану всего на проведение групповых занятий отводится

в 1  классе 1 час в неделю, 33 занятия в год.

  

Развитие первоначальных навыков письма.

 Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме).

 Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений.

 Последовательное освоение двух типов ориентировки:

 ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;

 ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.).

Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы.

 Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи.

 Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного.

 Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям.

 Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.

 Язык в речевом общении

 Слово и его значение.

 Первоначальное представление о знаковой функции слова как «заместителя» («заменителя») реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?

 Имена собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Первоначальное представление о словах со сходным и противоположным, прямым и переносным значениями, знакомство с многозначными словами.

 Выделение слов с общим значением: учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др. Составление тематических словариков на основе содержательной классификации слов по определенным темам.

 Слово, его звуко-буквенная форма. Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуко-буквенная форма слова, ее анализ.

 Алфавит как основа письменности.

 Закрепление знаний о слоге и ударении. Перенос слов.

 Гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков на письме.

 Традиционные написания: сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.

 Предложение.

 Первоначальное представление о смысловой и интонационной законченности предложения. Установление смысловой связи слов в предложении по вопросам. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Интонационное оформление предложения в речи; его оформление на письме: заглавная буква в начале предложения и знаки препинания (.!?) в конце предложения

Формы проведения занятий 

Для успешности проведения занятий используются современные образовательные технологии;

-    индивидуально-творческая деятельность;

-    учебно-игровая деятельность (практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-    совместная пробно-поисковая деятельность;

-   самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики    пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

-обогащение и активизация словарного запаса.

Ключевые компетенции

1. Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности.

4. Информационная компетенция

Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей.

5. Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании.

6. Социально-трудовая компетенция

Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие. Объектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции относятся, знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.

Тематическое планирование

Опираясь на рабочую программу воспитания школы, программа группового занятия по русскому языку включает в себя воспитательные компоненты в соответствии с модулем «Школьный урок»

- устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные

игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Развитие первоначальных навыков письма.

5

2

 Алфавит как основа письменности.

15

3

 Язык в речевом общении

4

4

 Предложение.

9

Итого

33ч

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Содержание воспитания

1

Развитие первоначальных навыков письма.

5

- Воспитание принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 -Воспитание навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

 -Воспитание чувства гордости за свою Родину

2

 Алфавит как основа письменности.

15

-Воспитание готовности слушать собеседника и вести диалог.

- Воспитание осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры.

3

 Язык в речевом общении

4

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Воспитание готовности слушать собеседника и вести диалог.

- Воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.

4

 Предложение.

9

- Воспитание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

-Воспитание готовности слушать собеседника и вести диалог.

-Воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.

№ п/п

Тема занятия

Количество час.

Дата

Примечание

1.

История возникновения и развития письменности. Письмо ломанных и кривых линий

1

2.

Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук. Письмо крючков, петель и ломаных линий.

1

3.

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Элементы букв а, о,б

1

4.

Письмо коротких наклонных линий. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Элементы  букв и,  к, л, м.

1

5.

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д

1

6.

Буквы  А, а. Буквы О, о.

1

7.

Строчная и заглавная буквы А, а, О, о. У, у

1

8.

Буквы И, и. Буква ы. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы».

1

9.

Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

10.

В страну Слогов. Слог как минимальная произносительная единица.

1

11.

Обозначение твердости-мягкости согласных звуков гласными буквами. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л.

1

12.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.

1

13.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю.

1

14.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я.

1

15.

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».

1

16.

Буквы Е,е. Буквы Ё,ё. Письмо слов с буквами е,ё.

1

17.

Письмо слогов с изученными буквами.

1

18.

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.

1

19.

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение.

1

20.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.

1

21.

Чудеса в Стране Слов. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове

1

22.

Правописание буквосочетаний  ча-ща, чу-щу

1

23.

Правописание буквосочетаний

Жи-ши, чк-чн

1

24.

Роль слова в общении. Слово и его значение.

Имя собственное.

1

25.

Предложение и слово. Большая буква в начале предложения.

1

26.

Знаки препинания в конце предложения.

1

27.

Ударение. Говори правильно!

1

28.

Ударные и безударные гл. звуки. Обозн.  их буквами.

1

29.

Слова с несколькими значениями

1

30.

Слова, близкие по значению. Слова, противоположные по значении.

1

31.

Группы слов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

1

32.

Правила письма под диктовку

1

33

Проектная работа. « Алфавит».  Повторение пройденного за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 4-го класса по русскому языку

Рабочая программа для 4-го класса по русскому языку...

Рабочая программа для учителей начальных классов по русскому языку УМК "Перспектива"

Рабочая программа для учителей начальных классов  по русскому языку УМК "Перспектива"...

Рабочая программа для 1-4 классов по русскому языку

Рабочая программа для 1-4 классов по русскому языку...