"Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения"
статья
"Развитие навыков чтения и спользованием элементов скорочтения" (мастер - класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_chteniya_s_ispolzovaniem_elementov_skorochteniya.docx | 178.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 32»
(МКОУ «Школа-интернат № 32»)
653036, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Баргузинская, 128
Тел.: 8(3846)61-74-17. E-mail: irena24200725@rambler.ru.
«Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения».
(Мастер-класс)
учитель начальных классов
Титоренко Н.С
Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Я, Титоренко Нина Сергеевна, учитель начальных классов. Рада приветствовать вас на мастер – классе «Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения».
Надеюсь, что сегодня вы подчеркнете для себя что – то новое и интересное.
Слайд 2.Все в мире начинается с любви.. Любви к людям, природе, красоте, книге ..
Слайд 3 Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Чтение –воспитывает, обучает и развивает.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Слайд 4 Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических но и психических сил. Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?
Как улучшить технику чтения, это больной вопрос в начальной школе?
Слайд 5 В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание. Объём прочитанного с каждым годом увеличивается. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.
Слайд 6 При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:
- При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст «про себя». При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
- Неустойчивое внимание. Думаю, здесь объяснять особо нечего. Для того, чтобы не отвлекаться при чтении, нужно работать над навыком концентрации внимания.
- Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
Слайд 7
4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
- Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.
Слайд 8 Что же такое скорочтение? Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности, это немного другое. Это навык быстрой обработки любой информации. Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видеоинформации – это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть он и учится лучше и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.
Сейчас я вам покажу несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.
Слайд 9
- Одна из техник развития навыка скорочтения – это таблицы Шульте-Горбова. Таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел, обычно состоит из цифр и букв. Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счет.Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.
Таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и, стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.
Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре. Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания.
Слайд 10 Но есть и посложнее таблицы.
Коллеги у вас на столах лежат таблицы Шульте пожалуйста попробуйте сосчитать.
Слайд 11 Есть еще таблица Шульте в двух цветах в красном и черном. Сначала нужно назвать цифры от 1 до 20 только в красных клетках или только в черных.
Слайд 12
- Упражнение «Алфавит»
Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.
Слайд 13
- Следующее упражнение замени букву: При этой игре дети обогащают словарный запас. Давайте попробуем с вами выполнить это упражнение. (У вас карточки пожалуйста соберите пары слов)
Такое задание детям очень нравиться и вызывает у них интерес.
Слайд 14
- Следующее упражнение «Струп- тест». Одно из упражнений по скорочтению. Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.
Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим.. Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов он будет легче понимать прочитанное.
Коллеги, давайте попробуем с вами выполнить это задание.
Слайд 15
- «Рисование двумя руками» - интересные задания для развития нейромоторики, внимания, синхронизации работы обоих полушарий головного мозга. ... Задания предназначены для зеркального рисования обеими руками. Все эти игры вызывают у детей живой интерес.
Слайд 16
- Упражнение на развитие чтения с пониманием «Поиск букв»
Поищите, пожалуйста, букву П. И запишите, сколько раз она вам встретится. На поиски нам выделяют 15 секунд.. Кто сколько нашел?
В действительности, их здесь 20 штук.
Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать информацию, написанную разным шрифтом.
Слайд 17
Тексты для увеличения и скорости чтения, на чем я и хочу остановить все свое внимание.
Для развития навыка быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, ребята всегда с особым интересом относятся к подобным нестандартным формам. Если вы включите в свою работу приём «Карусель», так называют смену сложного текста на обычный̆, то ребёнок заметит насколько проще читать и воспринимать текст в классическом виде.
- Например: Перевернутые тексты. Текст может быть перевернут от читающего на 90 градусов, а затем возвращаться в привычное положение.
- Текст с картинками - дети прочитают намного увлечённее, чем просто голый текст. К тому же это одна из методик не только обучению чтению детей, но и развития речи ребенка. Рассказы с картинками вместо слов для детей хорошо развивают технику чтения и приносят детям массу удовольствия.
Сейчас давайте, с вами тоже попробуем прочитать.
- Следующее задание текст –вертушка. Текст – вертушка я использую только на экране, так –как это задание не распечатать. И читаем только с доски. Давайте попробуем прочитать и успеть за вертушкой.
- Следующее задание защемленный текст . Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Решетку можно вырезать из бумаги и накладывать на текст при чтении. Здесь не хватает элементов букв, поэтому детям тоже интересно это задание. Давайте попробуем прочитать.
Есть еще много упражнений, направленных на развитие скорочтения. Это упражнения «Разные числа», «Устный счет», «Анаграммы». Это лишь малая часть, что я вам рассказала.
Приведу примеры из моей работы, на сколько увеличилась скорость чтения у моих деток в 4 классе:
Слайд 38 Кулик Кристина - с 85 слов до 115, понимание текста было 80, стало 100 %.
Мартыненко Алексей - с 72 слов до 98, понимание текста было 80%, стало 90%.
Шолохова Анастасия - с 83слов до 110 , понимание текста было 80%. Стало 100%
Действительно, чтение играет одну из самых главных ролей в успешном обучении ребенка. Самый благоприятный период для улучшения навыка чтения в 1 классе. А в этом учебном году у меня 1 класс. И очень важно это время не упустить! Что делаю я на уроках для повышения техники чтения?
На уроках литературного чтения и овладения грамотой начинаю урок со слогового тренинга. Слоговой тренинг – это хорошая речевая гимнастика. Развиваем артикуляцию, стимулируем мышечный тонус, гибкость произношения. Например, читаем на одном выдохе 1-2 столбика слов (сколько хватит дыхания). Придумываем слова, в которых встречаются эти слоги.
Читаем мы хором, цепочкой, шёпотом, громко, с повышением или понижением голоса, с разной интонацией, и столбиками, и строчками, и с повторами, и справа налево...
А ещё мы учим стихи наизусть. Для улучшения памяти. Так как память и техника чтения очень тесно связаны.
Это и знакомство с дыхательными упражнениями, чтение на вдохе, выдохе, применение речевых разминок, скороговорок, выполнение упражнений со столбиками слов, таблицами Шульте, и, конечно, чтение текстов на время, из урока в урок, улучшая собственный̆ результат. В букварном периоде уроков чтения применяли упражнение «Анаграммы», где задача ребенка – угадать зашифрованные слова. Сначала он должен прочитать набор букв, а затем назвать зашифрованное слово.
Слайд 39Таким образом, скорочтение – это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом понимание текста.
Надеюсь, мой мастер класс был вам интересен и полезен. Я буду очень рада, если эта техника понравилась и вам. По России много школ, которые специализируются именно на этой технике, но наши дети далеко от этих городов. В силах каждого учителя включить в свою работу что-то новое и полезное.
Так как мы современные учителя. Использую рефлексию тикток. Сейчас я прошу вас поставить нам лайк, написать комментарий. Обязательно, что вы закрепите, что заберете с собой с мастер – класса и с кем готовы поделится. У вас у каждого есть лист, раздаточный материал.
Желаем удачи! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала
Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает все поколения. Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал мысль, что «язык – живая деятельн...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
Конспект занятия на тему РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Конспект логопедического занятия, посвящённого развитию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).В ходе занятия используется, помимо традиционного подхода, нейропсихологическ...
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация на конкурс " Учитель года- 2020"...
Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"
Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"...