Конспект занятия на тему РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
план-конспект на тему
Конспект логопедического занятия, посвящённого развитию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В ходе занятия используется, помимо традиционного подхода, нейропсихологические приёмы и элементы логоритмики, что позволяет развивать не просто произносительную сторону речи, а её физиологическую основу и механизм (речевое дыхание). Весь материал подобран с учётов актуальных способностей учащегося и затрагивает актуальную, близкую для него тему. на основе которой и строится коммуникация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Конспект индивидуального занятия для учащихся с РАС
Цели:
- Развитие коммуникации с педагогом посредством вербальных и невербальных средств
- Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
- Развитие послогового чтения
Задачи:
- Развивать речевое и неречевое дыхание на материале слогов, слов и фраз
- Обучать контролю за работой органов артикуляции
- Закреплять различение согласных звуков по твёрдости-мягкости
- Закреплять навык слогового чтения
- Закрепление лексического материала по теме «моя семья»
Оборудование:
- Визуальное расписание, набор карточек «этапы занятия» и «правила поведения»
- Магнитная доска с набором магнитов
- Карточки со слогами
- Сюжетная картина «семья»
- Фотографии членов семьи обучающегося
Ход занятия:
Цель | Инструкция | Действия обучающегося |
Приветствие, общая активизация, введение в ситуацию занятия. | Доброе утро! Расскажи, кто пришёл на занятие, чем мы будем сегодня заниматься. Назови наши правила. | Обучающийся называет своё имя и имя педагога. Актуализируются правило: стоять /сидеть прямо, смотреть в зеркало, следить за ариткуляцией. На занятии запрещено кричать, драться, кидать предметы. |
Формирование неречевого выдоха | Вспоминаем, как надувается воздушный шар. Делаем вдох, задерживаем дыхание, затем выдох и задерживаем дыхание. Живот поднимается, становится круглым, потом опускается. | Исходное положение (И.п.)– стоя. По команде педагога ребёнок выполняет серию «вдох – задержка дыхания – выдох - задержка дыхания». Серия повторяется три раза. |
Формирование речевого выдоха | Сейчас мы будем протягивать гласные звуки, они висят на ленте перед тобой. Делаем глубокий вдох и на выдохе тянем звук. | И.п. – стоя. Ребёнок осуществляет вдох и на выдохе пропевает отдельные гласные, контролируя артикуляцию и совершая руками движения, закреплённые за каждым гласным. |
Послушай внимательно гласные звуки, запомни и пропой самостоятельно. | И.п.1 – стоя. Ребёнок осуществляет вдох и пропевает заданный ряд гласных звуков, постепенно ослабляя все блоки тела сверху вниз, переходя в И.п.2 (сидя на корточках). Далее через вдох снова переходит в И.п.1. | |
Развитие слогового чтения. | Тебе будут представлены слоги. Читай их хорошо, следи в зеркало за артикуляцией. Слоги с твёрдыми согласными складывай в столбик, обозначенный синим кружком, с мягкими – в столбик. Обозначенный зелёным. | Ребёнок читает каждый слог в отдельности, поддерживая визуальный контроль своей артикуляции. В каждом слоге называется характеристика согласного звука, карточка укладывается в соответствующую стопку. |
Теперь прочитай весь столбик со слогами, содержащими мягкий/твёрдый согласный | Ребёнок делает глубокий вдох носом и на выдохе читает всю серию, контролируя артикуляцию и «дирижируя» себе рукой. | |
Актуализация словаря по теме «семья». Разщвитие использования логико-грамматических конструкций | Посмотри, кто это. Назови всех членов семьи. Кто чем занимается? | Обучающийся правильно произносит названия всех членов семьи и далее, отвечая на вопрос о занятии каждого члена семьи, строит фразы на основе конструкции «существительное+глагол». |
«Кто девочка для мамы? А для бабушки?», «Кто мальчик для папы? А для дедушки?» | Ребёнок отвечает полным предложением, контролируя дыхание, артикуляцию. | |
Посмотри на эти фотографии, вспомни членов своей семьи. Кто у тебя есть? (При затруднении предлагается шаблон «у меня есть…») | С помощью изображений и опорных фраз ребёнок строит рассказ о своей семье. | |
Рефлексия | Вспомни, про что мы говорили на сегодняшнем занятии, чем мы занимались. Как ты сегодня занимался? | Обучающийся вспоминает этапы занятия в соответствии с визуальным расписанием. Даёт оценку своей работе, используя пиктограммы, вербальные характеристики или оценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы...
План-конспект занятия на тему "Совершенствование навыков плавания способом кроль" для учащихся 3 класса
Тема урока : Совершенствование навыков плавания способом кроль.Цель : Закрепить умения и навыки плавания способом кроль на груди и спине.Задачи : Совершенствование техники работы рук. Совершенствовани...
Конспект занятия.Формирование и развитие двигательных навыков и координации движений на примере лексической темы «Растительный мир (цветок)».
Занятие по "Физической активности" с детьми с ТМНР....
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация на конкурс " Учитель года- 2020"...
Конспект занятия на тему: « Развитие концентрации внимания. Развитие мышления»
Цель: развитие концентрации внимания, развитие мышленияЗадачи:Развивать концентрацию внимания.Оптимизировать ориентировку в пространстве.Создать положительный эмоциональный фон занятия.Воспитывать ува...
Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс
Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс...
Конспект занятия на тему «Будь здоров» - беседа с элементами игры.
На занятии дети убеждаются в ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. «Изобличаются» враги здоровья, одним из которых является простуда. Воспитатель рассказывает о том...