Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"
методическая разработка по чтению
Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelna_zapiska.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
Методический семинар по теме:
" Развитие навыков чтения
с использованием элементов скорочтения в начальной школе"
Автор: учитель начальных классов
Вишкина Н.Н.
2020
Пояснительная записка
В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих умений, навыков, способов деятельности.
На протяжении всех лет учения в начальной школе чтение является ведущим заданием. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.
Поэтому, задача педагога показать ребенку этот необыкновенный мир книжного волшебства.
Мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества, развитие которого связано с разработкой и применением информационно-коммуникативных технологий, что привело к колоссальному информационному взрыву. Особенно негативно это влияет на еще не сформированные личности детей. А ведь воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Поэтому проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует учителей и родителей, ведь чтение является основой всего последующего образования.
Как показывает опыт, большинству учеников начального звена, вполне доступна скорость чтения 100 -120 слов в минуту. Как этого добиться? Все эти обстоятельства побудили меня к поиску методов, форм, приемов работы, способствующих формированию и развитию навыков беглого, выразительного, правильного и осознанного чтения обучающихся.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Актуальность темы
- Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
- Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся.
- Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией.
Чтобы решить эту задачу я начала работу над совершенствованием навыков техники чтения учащихся.
Цель моей работы:
1. Повышение скорости и одновременно качества чтения.
2. Развитие речи учащихся. Расширение, углубление читательского кругозора.
3. Осмысленное чтение прочитанного и обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
- совершенствование навыков чтения обучащихся;
- приобщение к регулярному чтению детской литературы.
План работы над темой:
- Провести стартовую диагностику;
- Изучение литературы и опыта учителей;
- Апробация;
- Передача опыта;
- Создание методического сборника.
Период работы над методической темой – 2020/2021 учебный год.
Предполагаемый результат:
1. Повышение скорости и качества чтения.
2. Развитие речи обучащихся.
3. Расширение, углубление читательского кругозора.
4. Осмысленное чтение текста и обогащение словарного запаса обучающихся.
В результате проведения диагностики уровня техники чтения обучающихся
Было выявлено:
высокий уровень сформированности навыков чтения – 50%, средний – 35%, низкий уровень – 15%.
В своем опыте я реализую:
- Идею использования упражнений для развития техники чтения Е.В.Заика
- Методику диагностики чтения А.Н.Корнева, О.А.Ишимовой
- Методику выработки беглого чтения В. И. Зайцева
- Зрительные диктанты И.Т.Федеренко
- Технология проектной и исследовательской деятельности.
- Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской
- Прием применения подстановочных таблиц Е.Е. Манзановой
- Игровые технологии
- Здоровье сберегающие технологии
На уроках чтения использую:
- чтение слоговых таблиц
- речевые разминки
- игровые упражнения на развитие артикуляции
- зрительного восприятия, внимания
- чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса
- чтение в парах
- работа со скороговорками
Упражнения для развития скорости чтения:
Тренинги для совершенствования скорочтения:
1. Чтение наоборот
2. Текст вертушка
3. Собери текст
4. Сплошной текст
5. Вверх ногами
Ребёнку, испытывающему трудности в чтении предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом. Выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих на основе чтения. Овладев ими, ребёнок впоследствии читает гораздо лучше.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения. Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать текст, книгу;
2. Работа с текстом во время чтения, обеспечивающая полноценное восприятие текста;
3. Работа с текстом после чтения, которая обеспечивает углубленное восприятие и понимание текста.
Достоинства технологии продуктивного чтения:
- применима самостоятельно во время урока и вне урока;
- возрастносообразна и доступна;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла.
На уроках в работу над пониманием содержания прочитанного текста для развития речи учащихся, также для расширения, углубление читательского кругозора применяю подстановочные таблицы,
На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Вот в работе помогает диктофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.
Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
- родительские собрания: «Роль чтения в развитии младших школьников»; «Руководство чтением младших школьников»;
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу совершенствования техники чтения.
- Практически на каждом родительском собрании сообщаем о результатах проверки техники чтения
Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут.
Практическая значимость работы заключается в создании разноуровневого материала по чтению, направленного на воспитание всесторонне развитой творческой личности. В данном опыте показаны различные формы и методы работы с учащимися. В результате проделанной работы у обучающихся значительно повышается учебно-познавательный интерес к чтению, уровень развития и умения учиться. Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении привела к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.
Работа ведется постоянно, и на сегодняшний день можно сказать, что есть определенные результаты в решении проблемы творческого развития учащихся на уроках. Они проявляются в активизации познавательной деятельности учащихся, возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей ребенка; создании благоприятной атмосферы на занятиях для самореализации и саморазвития.
Наблюдается положительная динамика:
- В интеллектуальном уровне развития.
- В развитии коммуникативных умений учащихся.
- В способности сформированности навыков рефлексии, креативности
Сформированность предметных результатов подтверждается наличием призовых мест в конкурсах и олимпиадах различного уровня:
Успешность обучения составила 100% при качестве 67-70%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"
В данной работе представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...
Пояснительная записка к методическому семинару " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"
Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии...
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация
Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация на конкурс " Учитель года- 2020"...
Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»
Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...
"Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения"
quot;Развитие навыков чтения и спользованием элементов скорочтения" (мастер - класс)...