Краеведение в школе
статья (4 класс)

В последние годы особенно заметно возрос интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обуславливается следующими фактами:

-растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;

-стремление к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с её большими региональными различиями;

-поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на традиционных нравственных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Краеведение в школе54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чеботарёва С.А.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. [К.Д. Ушинский] Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Одним из критериев оценки эффективности обучения является наличие интереса у учащихся. Особое внимание учителей обращено к познавательному интересу учеников. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более распространяются инновационные подходы к обучению. Новый импульс этому процессу придают «Стандарты второго поколения», которые ориентируют учителя на подготовку ребенка к быстро меняющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. быстро ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого и исследовательского процесса.

Уже на этапе начального общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать свои идеи. Проблема приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся остается актуальной в педагогике по сей день. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы с центра на периферию. Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления личности в процессе исследовательской деятельности, с другой - анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между: социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса; потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы; осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельность и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.

Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей школьников, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности приобретает краеведение - всестороннее, синтезированное изучение родного края. В последние годы особенно заметно возрос интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обуславливается следующими фактами:

-растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;

-стремление к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с её большими региональными различиями;

-поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на традиционных нравственных ценностях.

 Основы краеведения закладываются в начальной школе. Родной край для учащихся – это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, село, река и лес. Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.

При изучении  родного края совершенно не приемлема традиционная позиция, при которой считается, что главное – это сообщить учащимся некоторую сумму знаний, а затем они сами разберутся, где и как применить полученную информацию. Стратегия обучения должна выстраиваться как здание (закладка фундамента - возведение стен - увенчание крышей). Изучение родного края способствует воспитанию патриотического  чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной  работе.  В процессе краеведческой работы учащиеся  самостоятельно  усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Диапазон творческих заданий необычайно широк по сложности. При их решении и происходит акт творчества, ребёнок учится находить свой – новый путь и создавать что-то своё. Вот здесь и требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся к уроку, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические или природоведческие сведения о родном крае. Уроки с использованием местного краеведческого материала проходят интереснее, живее. Программа, иллюстрированная краеведческим материалом, усваивается учащимися гораздо лучше и прочнее. Использование на уроке и во внеурочной деятельности местного краеведческого материала, замена учебника  индивидуальными обучающими материалами в сочетании с компьютером, всё это способствует творческому развитию детей, развитию логического мышления. Глубокое знание своего города, района способствует воспитанию обучающихся в духе патриотизма.

В организации краеведческой работы должен быть комплексный подход, который состоит во всестороннем изучении родного края – его истории, природы, хозяйства, литературы и искусства. Краеведческая работа будет давать эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение длительного времени во внеклассной работе. Только в таком случае краеведческий материал, изученный и собранный учащимися в процессе внеклассной работы, будет обогащать учебный процесс.

Содержание краеведческой работы является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения. Основными формами краеведческой работы во внеурочной деятельности являются факультативные занятия, экскурсии, викторины, встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местной печати, отрывков из книг, газет и журналов. Большое значение для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников имеет посещение школьных и городских библиотек, где учащиеся узнают о писателях и поэтах своего края, читают их произведения. А изучение природы своей местности открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей "малой Родины”:

В организации учебных занятий педагоги всё больше используют нестандартные формы: уроки-исследования, уроки-проекты, новые технологические приемы и методы передовых педагогов, применяют интерактивные методы обучения, ИКТ.  Важна также самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам над дополнительной литературой. Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер. Дети свободно задают вопросы, высказывают  своё мнение по поводу выбора тех или иных средств и способов предъявления результатов поисковой деятельности. Таким образом, при использовании данных технологий можно повысить уровень развития исследовательских способностей учащихся.

Следовательно, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его педагогическая и практическая ценность.

А при правильной организации исследовательско-проектной работы в школе обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным. Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, видео- и аудиоматериалы.

Таким образом, представленные технологические основы организации работы по изучению родного края окажут содействие в установлении взаимосвязи истории, культуры, жизни и быта родного края с понятием нашей великой Родины, а также в реализации образовательных и воспитательных возможностей процесса обучения.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. В большинстве своем дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Мы педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Принцип нашей педагогической деятельности заключается в том, чтобы шагать в ногу со временем, поэтому мы должны находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных способностей детей. Одним из важных факторов мотивации педагога являются счастливые ученики, создавшие свое творение, показавшие его другим и получившие заслуженную оценку. Таким образом, как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школьник, садящийся за свой урок без интереса. Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, не угасающий огонь пытливой души.

Список литературы:

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития : Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. – 280 с.

2. Краеведение: пособие для учителя. [Текст]/ А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова. Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ «Тех– М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944с. ISBN 5-89285-003-Х.

4. Электронная библиотека диссертаций/ http://www.dslib.net

5. Основные задачи краеведческой работы на уроках окружающего мира/ М.В.Рожок// Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.-2008.-С.214-216.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области» в начальной школе.

Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.Прог...

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"

Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...

Модуль программы по краеведению: «Родная школа, её история и традиции»

Модуль «Родная школа, её история и традиции»  разработан  на основе образовательной программы «Юный эколог-краевед» эколого-краеведческой, познавательной, поисково-краеведческой направленнос...

Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Краеведение (УМК "Школа России")

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...