Изучение краеведения в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек родился и живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изучение краеведенияв начальной школе.doc | 46.5 КБ |
urok.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение краеведения в начальной школе.
Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.
Как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. Проходим по улицам, не осознавая, что эта земля помнит первых поселенцев, и нашествие древних кочевников, и крестьянские волнения. Знаем ли мы, сколько уникальных памятников подарила нам природа, сколько богатств таят недра нашей земли? А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!
И порой настолько удивительное, что другого и нет. Природа не любит повторяться, а история у каждого края своя и уходит корнями вглубь веков.
Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых, учащихся и студентов. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, субтропики Черноморья… Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра. И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.
Над этой проблемой я работаю уже лет 10. Вопросы краеведения включены в разделы программы А. Плешакова «Мир вокруг нас» и Е. Саплиной «Введение в историю». По окружающему миру вопросы краеведения включены уже с 1 класса.
Изучаются следующие темы:
- Знакомство с полезными ископаемыми.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.
- Наш город – часть большой страны.
- Реки и моря.
- Разнообразие овощей и фруктов.
2 класс
- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.
- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.
- Промышленные предприятия своего города.
- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).
- Памятники культуры, их охрана.
- Поверхность и водоёмы своего края.
3 класс.
- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.
- Роль заповедников в охране растений и животных.
- Охрана природы своего края.
4 класс.
- Природные зоны России: степей, пустынь.
- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.
- Сбережём природу своего края. (19 часов)
Дети делают много творческих работ, учатся работать с дополнительной литературой, изучают материал самостоятельно.
Например: 4 кл. природоведение. Задания:
- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…
- Что ты называешь своим родным краем?
- В какой природной зоне находится ваш край?
- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).
- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания
Тесно работаем с отделом экологического просвещения Богдинско-Баскунчакского заповедника О. Н. Щербаковой, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, Савидовой Е. П.
В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение.
В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.
3 класс
- Моя родословная.
- Название моего города.
- Герб города. Герб – язык эпохи.
- Памятники истории вокруг нас.
4 класс
- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.
- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.
- Герб и флаг России. Герб родного города.
В своей работе использую сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого и будущего, к природе родного края, перед собой ставлю следующие вопросы: (проблемные)
- Для чего же следует изучать свой край?
-Что изучать?
- Как преподавать краеведческий материал?
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленна внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Работаем в тесном контакте с отделом экологической культуры Богдинско-Баскунчакского заповедника, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, кабинет краеведения СОШ №2.
Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я – мой город»), значения астраханского края в истории и культуре России (Я – мой город, мой край, моё Отечество»).
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение».
Темы краеведения включены уже с 1 класса (авт. А. Плешаков «Мир вокруг нас»)
1 класс
- Знакомство с полезными ископаемыми.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.
- Наш город – часть большой страны.
- Реки и моря.
- Разнообразие овощей и фруктов.
2 класс
- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.
- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.
- Промышленные предприятия своего города.
- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).
- Памятники культуры, их охрана.
- Поверхность и водоёмы своего края.
3 класс.
- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.
- Роль заповедников в охране растений и животных.
- Охрана природы своего края.
4 класс.
- Природные зоны России: степей, пустынь.
- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.
- Сбережём природу своего края. (19 часов)
Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: беседы, экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.д.
Например: 4 кл. природоведение. Задания:
- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…
- Что ты называешь своим родным краем?
- В какой природной зоне находится ваш край?
- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).
- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания
На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, составляем тексты описательного характера, пишем сочинения «Весна в нашем крае», «Отдых в лесу» и т.д.
В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Астраханской области.
В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение. В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.
3 класс
- Моя родословная.
- Название моего города.
- Герб города. Герб – язык эпохи.
- Памятники истории вокруг нас.
4 класс
- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.
- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.
- Герб и флаг России. Герб родного города.
Материал подготовлен
учителем нач.классов
МОУ СОШ №2
МО «Ахтубинский р-н»
Астраханской области
Макухиной Ларисой
Алексеевной
Предварительный просмотр:
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ
ТЕМА: «МОЙ КРАЙ – АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ»
ЦЕЛИ:
1. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМИ БОГАТСТВАМИ, ДОСТОПРИМИЧАТЕЛЬНОСТЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
2. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ, ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ.
З. РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ, КАРТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, АТЛАСЫ «МИР И ЧЕЛОВЕК» (у детей)
ХОД УРОКА
Урок начинается со стихотворения З.Александровой: «РОДИНА»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор . . .
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина . . .
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»? (ответы детей)
- Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но что-то объединяет всех людей, живущих в нашем городе. И это ... великая русская река Волга. Могли бы вы представить наш край без неё? (звучит фонограмма песни «Течёт Волга»)
Уч-ся: Издавна на Руси народ называл Волгу - матушкой. С давних пор Волга была главным водным путём России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами.
О, как ты сердцу дорога,
Текущая сквозь годы!
Возвышенные берега,
Взволнованные воды ...
Вольна, безбрежно широка,
Несёшь бессонно грузы,
Как бы в грядущие века
Распахивая шлюзы.
( «Слово о Волге» Я.Белинский ).
Учитель: Вот сегодня и мы совершим путешествие-экспедицию по Волге, по нашему краю — Астраханской области. И в этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите Астрахань на физической карте. Назовите его географическое положение. (Территория нашей Астраханской области простирается с северо-запада на юго-восток вдоль обоих берегов дельты Волги - самой крупной реки Европы - более чем на 400 к.м. Площадь области 44,1 тысячи км2. Астрахань расположена в дельте Волги, которая впадает в Каспийское море)
- Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного-единственного моря — Каспийского. А теперь (В Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое)
- Как вы думаете, почему это стало возможно? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой)
- Много городов поднялось на берегах Волги. Какие?
Много прекрасных, замечательных городов, но, пожалуй, наш один из немногих с богатой и славной историей. А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край. (Дети работают с атласами и картой, все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях).
Природный газ, нефть - топливо без которого невозможна работа промышленности, транспорта. (Аксарайское газоконденсатное месторождение, открыто в 1976г. Самое мощное в Европе. Месторождение нефти открыто в 1954г. в с. Промысловка).
Поваренная соль - используется не только в пищу, без неё не могут обойтись ни пищевая, ни химическая промышленность. (Всероссийская солонка - озеро Баскунчак. В Астраханской области 714 соляных озёр, 1300 солончаков)
Известняк - используется в строительстве, в цементной, металлургической и химической промышленности. (Найден в районе озера Баскунчак и около горы Большое Богдо).
Гипс - из него изготовляют гипсовые плиты, используют в штукатурных работах, из него получают серную кислоту, краски. (Большое месторождение этого белого камня находится в районе озера Баскунчак, на площади около 360 км2.).
Глина - идёт на изготовление кирпича, черепицы, посуды и труб.(Бэровские бугры).
Пески - широко распространены на территории нашей области. Используются в дорожном хозяйстве, металлургии и других отраслях народного хозяйства. Песок основная горная порода Астраханской области.
Лечебные грязи - в состав грязи входят 50 химических элементов, всё это составляет лечебный эффект Астраханских грязей. (Озеро Тинаки, район озера Баскунчак).
Песчаник - строительный материал, зеленовато-серый слоистый камень. (Северная часть Астраханской области).
Астраханит - минерал, который впервые в мире был открыт в нашей области и теперь носит её имя.
- Посетим те места, где расположены месторождения полезных ископаемых. (Дети называют те места области, находят их на карте).
Ахтубинск - источник минеральных вод (Кочевая, Баскунчак), лечебная вода для людей с больным желудком.
Вот как много полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими полезными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас. Человек активно использует полезные ископаемые. С каждым годом их запасы уменьшаются. Поэтому мы должны внимательно и бережно относиться к тому, что нам даровано природой.
Богат наш край животными и растениями. Чтобы узнать, какими, пользуйтесь картой природных зон - степи. (Самостоятельная работа детей с последующим выносом на доску и дополнениями).
Животный мир, так же, как и растительный представлен двумя экологическими группами: животными засушливых территорий и авандельты. В Волго-Каспийском бассейне обитает 80 видов рыб, 20 имеют промысловое значение.
Животные: степной орёл, дрофа, тушканчик, степной жаворонок, суслик, сайгак, змеи и др. Растения: ковыль, тюльпан, лох, вяз, ива, тамарикс, саксаул, полынь, лотос, кувшинка и др. Множество лекарственных растений (используется гербарий}.
Природа много дала нашему краю. А как люди относятся к природе? Откройте атлас, найдите карту «Охрана природы человеком». Здесь много новых знаков - обозначений. О чём они говорят? (Волга -река, которая находится под особой охраной; в нашей области специально высаживаются леса для защиты почвы, т. к. климат не благоприятный. Животные и растения охраняются. На территории Астраханской области, в апреле 1919 года, появился первый в стране заповедник — Астраханский. Он должен был сохранить в неприкосновенности природу, восстановить и защитить редких и исчезающих птиц, охранять рыбные богатства. В 1997 г. организован заповедник «Богдинско-Баскунчакский», находится в Ахтубинском районе. В 1995г. создан государственный природный заказник «Ильменно-Бугровый». Он расположен на территории Икрянинского и Наримановского районов. Западный Ильменно-Бугровый район - уникальное природное образование, не имеющее аналогов в мире. В Астраханской области статус государственных памятников природы имеют 24 объекта).
Нa территории Астраханской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: цингерия, Бибирштейна, лук Регеля, чилим, тюльпан Шренка, лотос орехоносный, шароцветник волжский.
Для Астраханской области известно 27 видов насекомых, занесенных в Красную книгу Р.Ф.(дыбка степная, махаон и др.)
Обитают редкие животные и птицы: дрофа, журавль-красавка, выхухоль, перевязка, авдотка. беркут, караваика, орлан-белохвост, фламинго и др.
- Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом нам тоже может рассказать карта.
- Тысячи лет прошли с тех пор,как первые люди заселили территорию Астраханского края. На месте их селений растут города и сёла. Бескрайняя степь, в которой они пасли свои стада, распахана. Великая Волга, перекрытая плотинами, не похожа на древнюю реку. Родина - это наши астраханские степи и великая Волга. Здесь, как вихрь, проносились монгольские завоеватели и чинно вышагивали заморские купцы. Здесь чинил суд Степан Разин и творил славу Росси Пётр 1. Многое в прошлом. Город стареет, как стареют люди. Разрушены церкви, саженны н огне гражданской войны великие памятники истории и культуры, и лишь старые названия ещё напоминают о прошлом: «Татар-базар», «Большие Исады», «Ахтуба» ... С первых же лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда едут купцы, путешественники, ученные. Немецкий поэт Пауль Флеминг, побывав в Астрахани, в 1636 году писал:
«Цвети и здравствуй здесь за крепкими стенами,
Чьи камни Тамерлан ещё топтал конями.
А ныне вновь стоят - царям Руси оплот.
Здесь три недели мы гостили без забот.
Так здравствуй и цвети!
Теперь-то мы узнали,
Какой прекрасный край в пути мы повстречали».
Помни свой город. Делай всё возможное, чтобы восстановить и сохранить его историю и культуру. Нельзя быть настоящим человеком, не любя свой город, как нельзя создавать будущее, не зная великого прошлого, нашей истории.
- Из сёл, малых городов области вышли известные исследователи, путешественники, писатели, артисты, учёные. В городе Ахтубинске - авиационной столице России, живёт много знаменитых лётчиков-испытателей, инженеров. Многие улицы Ахтубинска названы в их честь. И я надеюсь, что вы, когда вырастете, приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его ещё лучше, ещё краше.
Наше путешествие подходит к концу. Что же вы вынесли из него? Что узнали? Что почувствовали? (Ответы детей)
И закончим мы наш урок стихотворением Н.Мордовиной «Лотос»:
Снова скоро у самого устья
Волга алый накинет платок-
Это сотни бутонов распустит
Лотос - дельты заветный цветок ...
Роза Каспия — огненный лотос
Распылался над синью речной.
Вечным таинством света и цвета
Манит лотос людские умы ...
Лотос, к счастью, вы слышите это?
Да к добру ли для лотоса - мы?
Мы, щадить не умевшие сразу
Ни земли, ни воды, ни цветка ...
Лотос - к счастью ...
Вся - к счастью - природа!
Оттого-то и дышим - пока.
Макухина Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №2
МО «Ахтубинский район»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.
Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
краеведение в начальной школе
календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе...
Краеведение в начальной школе.
Краеведение в начальной школе. Город Тула....
Изучение вопросов краеведения в начальной школе.
Методическое пособие создано для того, чтобы приблизить требования умений и навыков учащихся начальной школы к требованиям знаний и умений в основном звене обучения.В этом пособии я собрала, отразила ...