Опыт наставничества в начальной школе: эффективные практики
статья

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного 
профессионального роста, творческого отношения к работе и самоотдачи. Он 
должен обладать профессиональными педагогическими умениями и 
навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. 
Важную роль играют и личностные качества учителя: педагогическая 
позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти 
профессиональные умения и свойства характера как правило приобретаются 
учителем в процессе педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2_o_nastavnichestve.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

ДАЛЛА Ольга Антоновна, методист лицея № 373 Московского района Санкт- Петербурга

Опыт наставничества в начальной школе: эффективные практики

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе и самоотдачи. Он должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания.

Важную роль играют и личностные качества учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера как правило приобретаются учителем в процессе педагогической деятельности.

Однако часто на определенном этапе профессиональной деятельности у некоторых педагогов наблюдается снижение познавательной активности, мотивации к саморазвитию.  Иногда с возрастом возникают противоречия между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу.

Своевременное выявление образовательных дефицитов, обучение и поддержка своих коллег повышает их конкурентоспособность.

Надо сказать, что наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость. Целью проекта «Наставничество» в нашем лицее является создание организационно-методических условий для успешного развития педагогов.

Безусловно, молодому педагогу очень часто необходим опытный специалист, чтобы помочь адаптироваться к новой среде, познакомиться с опытом работы своих коллег. Однако, поддерживать и обучать не только молодых учителей, но и профессионалов также важно.

При организации деятельности наставнических пар в учреждении образования наставничество рассматривается как важнейшее условие повышения педагогического мастерства. Полноценную консультацию и методическую помощь наставляемый получает и от методистов, и администрации лицея, но следует отметить, что присутствие наставника создает дополнительную обстановку психологического комфорта и уверенности в возможности получения «быстрого совета», что позволяет легче и быстрее адаптироваться в коллективе. В рамках такого сотрудничества всегда есть возможность посетить уроки учителей, имеющих необходимый опыт работы.

Программа наставничества включает следующие модули:

  1. Моделирование процесса обучения.
  2. Моделирование воспитательного процесса.
  3. Образовательные технологии.
  4. Конкурсное движение.
  5. Оформление методических материалов, разработок, продуктов, УМК.

Данные модули позволяют изначально формировать индивидуальный стиль деятельности, а также педагог быстрее может найти свою «зону» самореализации и развития.

Продолжительность модуля у каждого наставляемого своя. Модули не являются обязательными для всех. Все зависит от конкретного запроса.

Занятия строятся на следующих принципах:

принцип добровольности;

принцип научности (предполагает достоверность информации);

принцип взаимоуважения (всё общение должно строиться на основе взаимоуважения);

принцип личностного подхода (личность каждого молодого учителя является непреложной ценностью);

принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха);        

принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний);

принцип системности;

принцип сотрудничества.

Особое внимание уделяется содержанию мероприятий, их соответствию современным требованиям и направлениям. Администрация лицея, методисты, руководители методических объединений, педагоги-наставники, выстраивая систему работы с наставляемыми, обсуждают возможные траектории профессионального роста для наставляемых (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы взаимодействия работы с наставляемыми начинается с вводного анкетирования или собеседования, где они рассказывают о своих трудностях, проблемах. Затем определяется программа работы наставляемого с наставником.

В этом году определены следующие формы взаимодействия:

опытный педагог – молодой педагог;

опытный педагог - педагог, находящийся в процессе адаптации к новым условиям работы;

наставник - консультант – специалист, испытывающий проблему освоения новой технологии (методики). 

Организована обратная связь:

анкетирование с целью выявления положительного в методической работе и определения проблем, над которыми следует работать в следующем году;

анализ достижений наставляемых по самообразованию для составления портфолио.

При разработке индивидуального образовательного маршрута наставником учитываются результаты анкетирования педагогов о профессиональных затруднениях, которое обязательно проводится в начале учебного года.

В этом году были выявлены следующие вопросы, по которым педагоги хотели бы вести тесную работу с наставником:

составление и реализация интерактивных планов уроков – 12 педагогов;

внедрение ФГОС в урочную и внеурочную деятельность – 4 педагога;

проведение уроков с применением инновационных методов преподавания – 4 педагога;

проведение инновационной проектной деятельности с учениками – 3 педагога;

использование соответствующих методов оценивания результатов обучения учеников – 12 педагогов;

проведение анализа и самоанализа урока – 9 педагогов.

организация эффективного взаимодействия учителя у ученика в процессе обучения математике – 3 педагога.

Данные вопросы нашли свое отражение в тематике практико-ориентированных семинаров:

«Система оценивания индивидуальных достижений обучающихся на уровне начального общего образования» (октябрь);

«Способы оценивания учебной деятельности на уроках в начальной школе» (декабрь);

«Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» (март).

Чтобы взаимодействие наставника с наставляемым было конструктивным, даются рекомендации по организации наиболее эффективных форм взаимодействия, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.  

В работе с молодыми педагогами используются такие формы работы, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, обмениваются опытом, мнениями.

Наряду с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) применяются нетрадиционные или модернизированные формы: психологические тренинги, творческие лаборатории, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями мастерами, информационно-методические недели.

Кроме взаимодействия с наставником, наставляемые участвуют в работе методических объединений, выступают на педагогических советах, принимают участие в конкурсах, научно-исследовательских конференциях педагогических работников.  

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение презентации педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе.

Особое внимание уделяется организации наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога. Этот процесс является поэтапным:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого. Действует в соответствии с процессами - «принимай» или «меняй» ситуацию, среду или себя. Отсюда, либо - остаешься с недостатками, хоть и приобретаешь что-то новое, либо развиваешься, меняя недостатки на преимущества или иные характеристики и приобретаешь новые качества, знания, навыки.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.     

Наставник помогает создать портфолио наставляемого, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, занятия по внеурочной деятельности и т.д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении педагога в процессе наставнической деятельности.

Следует отметить, что одним из условий результативного сотрудничества является мотивация самого наставника:

желание развиваться и делиться своим опытом;

личная заинтересованность в достижении цели и постановка новых целей развития;

понимание того, что наставническая деятельность дает результаты и наставнику: (он развивает управленческие навыки, улучшает свой опыт, получает поддержку и доверие коллег и др.).

Всегда ценится умение наставника не только разделить успех наставляемого, но и ответственность за решение возникших при обучении проблем.

        Работа по совершенствованию практики наставничества проводится системно. Так в декабре в лицее состоялось инструктивно-методическое совещание для педагогов-наставников «Наставничество. Трансформация теории и практики». Цель совещания – определить промежуточные результаты работы наставников за первое полугодие 2022/2023 учебного года. В процессе совместного обсуждения были установлены факторы привлекательности педагогической профессии молодыми учителями. Отмечена положительная роль методического сопровождения, благодаря которому педагоги могут получить ответы на интересующие их вопросы, касающиеся образовательной деятельности. Помимо методических рекомендаций, востребованными являются разъяснения актуальных нормативно-правовых документов. По итогам совещания принято решение внести корректировки в форму программы наставничества для оптимизации работы.  

В марте на базе информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга состоялась районная дискуссионная площадка «Методист в каждом или…». Предложенная форма неформального образования носила взаимообучающий характер, а участникам дискуссионных площадок «Методист – носитель ценностей», «Методист – флагман идей», «Методист – командный игрок» была дана возможность продемонстрировать определенные методические умения, эффективные практики и формы работы. Спикеры диалоговых площадок представили «Профессиональные методические кейсы опыта и идей» с интересными предложениями коллегам других учреждений и различными формами общения, пожеланием молодым педагогам.

Впервые в этом году в лицее проведены предметно-методические недели:

«Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе использования активных методов обучения» в ноябре;

«Эффективная педагогическая практика: через качество преподавания к качеству образования» в январе. Их проведение состоялось согласно запланированному графику и в соответствии с запросами наставляемых и наставников по итогам диагностических процедур в рамках методического объединения.

Так как для проведения открытых уроков требуется большая подготовительная работа, то в процессе такой работы педагоги получили огромный опыт, начиная от целеполагания и заканчивая культурой поведения и речи.  В этом году традиционно состоялись предметные недели.

Со стороны администрации осуществляется контроль за работой наставника, чтобы исключить формальный подход в его деятельности. Однако, каким бы профессиональным ни был наставник, он не сможет помочь педагогу, не заинтересованному в обучении и развитии. Поэтому большое внимание уделяется вопросам мотивации педагогов для саморазвития.

Кроме того, администрация школы регулярно получает подробную обратную связь о результатах работы наставников. Ее результатами может становиться повышение квалификации педагога или перевод на другую должность.

В январе был проведен промежуточный анализ профессионального роста педагогов. Были составлены карты успешности педагогической деятельности. Были достигнуты определенные показатели:

увеличение доли педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию;

увеличение на 10% доли педагогов, включенных в наставническую деятельность и представивших опыт работы на районном уровне;

увеличение уроков, на которых доля времени активной деятельности учащихся выросла на 15-20%.

В заключении можно сказать, что результативность наставнической практики характеризуется устойчивостью, стабильностью положительных результатов и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов и дальнейшим их совершенствованием).

Создаются необходимые условия, чтобы наставляемый почувствовал себя увереннее и закрепил свое убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые педагоги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм, нет текучести кадров.

Сегодня наставничество используется с целью профессионального развития педагогов. Способствует обеспечению связи поколений, передаче культурных традиций, повышению сплоченности коллектива, усилению мотивации педагогов к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в начальной школе

Как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Каждая эпоха в силу социокультурных особенностей предлагает свой путь решения. В нашем стремлении построить демократическое общество мы опираемся на убежд...

Опыт работы ЧОУ Начальной школы - детского сада №64 ОАО "РЖД"

Доклад на тему: " Преемственность программ дошкольного и начального общего образования в речевом развитии детей"...

Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС

       Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...

Некоторые рассуждения о внедрении ФГОСов во внеурочную деятельность в начальной школе (из практики работы)

Материал о практике внедрения ФГОСов во внеурочную деятельность (ГПД)....

Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра явл...

Мастер-класс «Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»

Мастер-класс«Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»...

Инновации в образовании. Опыт реализации в начальной школе.

В данной статье рассматриваются ключевые вопросы инновационных технологий в образовательном процессе, в частности в младшей школе. Описываются ключевые технологии и их преимущества.Ключевые слова: инн...