Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.
презентация к уроку (1 класс) на тему
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
- игры, включающие элементы поиска и творчества.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактическую ценность для имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей младшего школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей. Приведу примеры некоторых из таких игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С. Макаренко
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. В . Н. Кругликов
Игры - упражнения Игры - разминки Игры-путешествия Игры – задания Игры-поручения Игры-предположения Виды дидактических игр
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на
положительное отношение к школе, к учебному предмету ; умение и желание включаться в коллективную учебную работу ; умение слушать друг друга ; добровольное желание расширять свои возможности ; раскрытие собственных творческих способностей; самовыражение , самоутверждение. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
Дидактические игры для урока «Окружающий мир» «Ну-ка прочитай» д и б к е б р и ш г а ш л к л ч о з у д я н б а о л д а и н к у к а г р л к н у р о п о а н ы ш с и м о р л у м с р я п у к и а п о в т и о к щ ь т к ь у в х а к щ б е ф а г ш б о ф а ш л б к д е з я п и с з я к у с ш е п а ю ч б е н а б г т ю н л о т к а к л э в а г о а р э ш в г у л н б и в х е р а в с х а к с у т и Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение. Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. д и б к е б р и ш г а ш л к л ч о з у д я н б а о л д а и н к у к а г р л к н у р о п о а н ы ш с и м о р л у м с р я п у к и а п о в т и о к щ ь т к ь у в х а к щ б е ф а г ш б о ф а ш л б к д е з я п и с з я к у с ш е п а ю ч б е н а б г т ю н л о т к а к л э в а г о а р э ш в г у л н б и в х е р а в с х а к с у т и
«Найди пару» На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавны е и строчные буквы . Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару. А а
«Типография» В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я . Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
3, 6, … , … , … , … «Математические ручейки» Дети передают по цепочке мяч и называют числа, каждое из которых больше предыдущего на 3…
«Составь пейзаж» Цветной снимок (пейзаж) разрезан на геометрические фигуры. На каждой фигуре с обратной стороны написаны числовые выражения. Вычислить их, назвать фигуру и сложить с частей целую картину. 900 8000 1000 400 48 6510 16∙3 6514-4 5000:5 450∙2 330+70 4000∙2
«Анаграмма» Из данных наборов букв дети должны составить слово СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА ( п есок, помидор , пшеница, победа, прекрасный ) - Какое слово здесь лишнее? ( Прекрасный. Это прилагательное.)
Это результат поисков и размышлений учителя, пытающегося сделать обучение детей более светлым и радостным. «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение» Фабр Жан Анри Желаем всем творческих успехов!
«Математическая эстафета» Класс делится на команды по рядам и проводит игру- соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число , третий - показывает число на карточке, четвертый – называет соседей числа, пятый - его состав, шестой – назвать число, которое на 2 больше, седьмой – назвать число, которое на 2 меньше.
« Иначе говоря» Задается фраза: «Это лето было очень теплым» Задание : дать другие варианты ответов этой мысли, но ни одно слово не может повторяться. «Июль выдался жарким» « Июль- знойный месяц»
Игра «Быстро сосчитай» Ученики разделены на 2-3 команды. К классной доске прикрепляется круг с числами, который вращается вокруг своей оси; при этом стрелка, начерченная на доске, будет указывать на число, вписанное в один из секторов круга . Игра начинается, когда учитель поворачивает круг и обращается к ученикам: «Назовите: а) 2 числа, сумма которых, равна указанному числу ; б) 2 числа, разность которых равна указанному числу; в) 2 числа, произведение которых равно указанному числу».
18 15 0 8 35 11 56 6
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Трактор водит - … Электричку - … Стены выкрасит - … Доску выстругал - … В доме свет провёл - … В шахте трудится - … В жаркой кузнице - … Кто всё знает - …
4. «Игра-шутка» Ученики 3 класса получили две посылки. Когда они их открыли, то удивились. Вот как выглядели посылки: В письме говорилось, что это глаголы. Но их так много, что они не поместились в одну посылку и их разделили. Основы глаголов положили в одну посылку, а окончания в другую. Чтобы их прочитать их надо соединить. Помогите третьеклассниками прочитать глаголы. ч ита к рич б ег свист - ят - ут - ат - ят
Презентацию подготовили учитель Розонова Ольга Николаевна и воспитатель Медведева Наталья Александрована Использованная литература: Т.И. Тарабарина , Н.В. Ёлкина «И учёба и игра: математика» Ярославль Академия развития Академия холдинг 2003 Т.К. Жигалкина « Система игр на уроках математики» Новая школа МОСКВА 2003 О . А. Степанова, О. А. Рыдзе « Дидактические игры на уроках в начальной школе» Творческий центр Москва 2005 И . Г. Сухин , И.Ф. Яценко «Азбучные игры» Москва ВАКО 2009 Е.В . Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль Академия развития 2003 https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в начальной школе
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...
Роль дидактической игры в начальной школе.
«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».( В.А.Сухомлинский). Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его ...
Дидактические игры в начальной школе
Игры развивающие, волеологические,разной степени сложности....
Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий
В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...
"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"
В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...
Применения перспективных технологий в практике современного обучения
Использование различных методов обучения в работе....