Некоторые рассуждения о внедрении ФГОСов во внеурочную деятельность в начальной школе (из практики работы)
статья (4 класс) на тему
Материал о практике внедрения ФГОСов во внеурочную деятельность (ГПД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_zamena.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые рассуждения о внедрении ФГОСов во внеурочную деятельность в начальной школе (из практики работы)
Современная школа в поиске. В поиске новых путей, новых методов и форм. Практика каждого педагога, направленная на смещение акцента со «знаниевой» парадигмы на «деятельностную» отмечается личным почерком, но сегодня ясно одно: поиск идет на уровне практики и методики, позволяющей не только доносить знания, но и обучающей ученика легко оперировать ими в разных образовательных областях; воспитать человека, способного нести культуру общения с внешним миром, и позитивное творчество.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новые черты и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку реализовать свои интересы, развить способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. И это замечательно.
Почему же именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? Всё просто. Именно в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий (УУД). Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных во внеурочной деятельности осуществляется через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Сегодня я поделюсь с вами своими наработками по формированию УУД через внеурочную деятельность.
В этом году одним из направлений во внеурочной деятельности в ГПД 4-х классов является Духовно-нравственное развитие, которое я реализую в двух Программах этого направления. «РОСТ» (развитие, общение, сотрудничество, творчество) - одна из Программ внеурочной деятельности.
Что мы понимаем под этими терминами в общем смысле?
Развитие - это формирование у учащихся интеллектуальной культуры, развитие любознательности, кругозора; создание условий и оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, проявлять целесообразно и эффективно свои интеллектуальные знания и умения в жизни.
Под «общением» - формирование у учащихся культуры общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель», «взрослый-ребенок
Сотрудничество – формирование у учащихся нравственной культуры, понимания смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей; развитие у детей желания и потребности поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях и умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Развитие коммуникативных навыков.
Творчество – развитие потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
Ставя перед собой задачу перехода к системно-деятельностному подходу во внеурочной деятельности, считаю, что должна стремиться к реализации внедрения УУД на внеурочных занятиях по Программе.
Какие же УУД, личностные, метапредметные и предметные результаты должны быть достигнуты в результате реализации Программы «РОСТ»?
Личностными результатами программы являются:
- Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
- Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
- Участвовать в решении проблемных вопросов,
- высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в диалоге.
- Оценивать процесс поиска решения задачи.
- Включаться в групповую работу.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Предметные результаты освоения программы:
Научиться:
- участвовать:
- в конкурсах рисунков, поделок;
-в беседах, интеллектуальных дискуссиях;
- в викторинах, конкурсах;
Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация». Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
Когда нам предложили выбрать данное направление, я решила учебно-тематический план Программы РОСТ поделить на три направления:
1. Развивающие коллективные игры.
2. Интеллектуально познавательная деятельность.
3.Художественно-трудовая деятельность.
Хочу представить учебно-тематический план по данной программе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Дата проведения | |
1. | Ввводное занятие. Игры на сплочение коллектива «Знакомство по кругу» | 1 | ||||
2, | Развивающие коллективные игры: «Угадай фигуру» «Отгадай, что за предмет» Поменяйтесь местами те…» «Разведчики и часовые» «Кто б ольше запомнит», «Третий лишний» Командные эстафетные игры Настольные игры, соответствующие возрасту обучающихся | 20 | 20 | |||
3. | Интеллектуально-познавательная деятельность Кроссворды. «Составь кроссворд». «Угадай имя» Игры в слова. «На одну букву» Буквовинегрет. Филворд. «Найди слово» Ребусы. Угадай слово по его лексическому значению «Пентагон». Школьные частушки. Сочини сам. Клуб «Почемучкин тупик» - самое интересное и невероятное. Викторины на разные темы. | 24 | 24 | |||
4. | Художественно-трудовая деятельность. Поделки из природного материала. Розы из листьев. Поделки из бумаги: Истребитель. Поделки из бумаги в технике «плетение»: Плетёные листья. Открытка учителю. Поделки в технике «прорезание и вырезание6 Снежинка на темы сказок: «Колобок» «Принцы-лебеди» «Ангелы» «Осень» «Русалки» «С добрым утром!» «А олени лучше!» «Сказы Бажова» «Дельфинарий» Орнаментальные композиции: «Лукоморье» «Петушиные бои» Пасхальная открытка. Валентинки. Поделки в технике «оригами» 1, Рамка для фото модульная 2.Сердечко двойное 3. Рамка для фото А.Хейли. | 23 | 23 |
Клуб «Почемучкин тупик»
Занятия клуба – это занятия, которые относятся к разделу Программы РОСТ и относятся к виду занятий по развитию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.
Целью занятий в клубе является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных коммуникативных УУД.
Несомненно, что отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. . На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
ИТОГ. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий:
- коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
- познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
- личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
- регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе занятий по программе нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В заключение своей статьи я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе воспитателя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.
Самое важное, на мой взгляд, это то, что Программа позволяет работать «на конечный результат». Выставки творческих работ, проводимые в течение учебного года – это форма оценки достижений учащихся. В этой оценке происходит перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. А это очень важно для формирования личности учащихся начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...
"Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях внедрения ФГОС"
Материал для выступления на педсовете, рассказывает об организации внеурочной деятельности в начальной школе. об опыте работы в средней школе №1 г. Семикаракорска Ростовской области....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это деятельность, ...
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Некоторые формы внеурочной деятельности учащихся начальной школы
В материале представлено описание проектов, которые были выполнены в течение учебного года учащимися 4 класса....
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...