Профориентация младших школьников
статья
Данная статья раскрывает важность введения профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста. Приводятся примерные формы работы с данным направлением в школе. В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_mladshih_shkolnikov.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация младших школьников в соответствие с востребованностью современных профессий
Аннотация. Данная статья раскрывает важность введения профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста. Приводятся примерные формы работы с данным направлением в школе. В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Ключевые слова: профориентация, подходы профессиональной ориентации, профориентационные занятия, возрастные особенности, формы и методы профессиональной ориентации.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Перед обучающимися 1-4 классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед учителями стоят задачи как:
- познакомить с разнообразием мира современных профессий;
- дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
- формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, основными методами которой являются профориентационные занятия, классные часы, беседы, экскурсии, игровые приёмы и техники, психологическая диагностика, направленные на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Возрастные особенности младших школьников
Согласно возрастным особенностям младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «комбайн» для них – это «для того, чтобы работать в поле», «чтобы помогать убирать хлеб», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Особо трудно «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером». Нам необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?».
Дети в первом классе легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие беседы о профессиях не эффективны, поэтому, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты».
Учащиеся вторых классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей.
С третьего года обучения, обучающиеся начинают осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.
В четвертом классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.
Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время
Профориентация через учебные предметы
В начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у учащихся интереса к труду взрослых.
На уроках русского языка, литературного чтения при выполнении упражнений, где используется материал о профессиях, можно проводить мини-беседы о профессиях, значении их в жизни человека. Очень интересны и полезны «Пословицы и поговорки о труде и умении, трудолюбии», ребусы, стихи, загадки, словарные слова.
На уроках математики работа по профориентации может осуществляться путем проведения мини-бесед по заданиям, где говорится о профессии и показать роль и значение математики в жизни и деятельности людей. Например, через задачи.
Одна бригада рабочих мест может заасфальтировать 15 км шоссейной дороги за 30 дней, а другая – за 60 дней. За сколько дней могут заасфальтировать эту дорогу обе бригады, работая вместе?
Уроки окружающего мира, технологии, изобразительного искусства вносят вклад в решении профориентации. (Например, при изучении темы: «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с профессиями родного края). На этих уроках детям предлагаются стихи, отгадать кроссворды, загадки, рисунки, моделирование домов, машин и т.д.
Профориентация через внеклассную работу и внеурочную деятельность
Учителя начальных классов проводят в системе классные часы, занятия, экскурсии в соответствие с востребованностью современных профессий.
Мини-беседы о разных профессиях:
1. «Знакомьтесь! Профессия - …»
2. Встреча с человеком этой профессии; встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия, учреждения своего микрорайона, экскурсии в школьный музей «Родина – это важно!»
3. Праздники: «Все работы хороши - выбирай на вкус!».
4. Выставки рисунков о профессиях
5. Викторины о профессиях.
6. Игры: «Пойми - узнай меня», «Покажи профессию…» (изобрази пантомимой), «Подбери то, что нужно … (повару, столяру, строителю, учителю, пожарному…)», интерактивная игра «Заколдованные профессии», лото «Кем быть?» «Назови профессию», «Профессии».
- Интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
- Конкурсы: пословиц о труде «Продолжи …», «Ромашка» - придумать и разыграть сценку на тему: «У врача», «На уроке», «Я парикмахер».
- Поздравление с профессиональным праздником (родных, родителей) открытками, сувенирами – сделанными своими руками.
- Создание демонстрационных, раздаточных пособий/карточек: «Алфавит профессий» - для игр типа: «Покажи ...», «Продолжи …», «Подбери…»; «Профессии в загадках» - для бесед, викторин; папка «Профессии», сборники (например, «Пословицы и поговорки о труде», «Загадки») и т.п.
- Общественно-полезный труд (акции, трудовые десанты, операции «Листовка».
- Научно-практическая конференция (создание проектов).
- Юный исследователь.
- Роботехника.
- ПК для маленьких.
- Экскурсия. «Кидбург» - это придуманный игровой центр, где дети знакомятся с различными специальностями и развивают важнейшие навыки.
Профориентационная работа с родителями учащихся начальных классов
С первыми профессиями, которыми знакомятся дети – это профессии родителей, получают первое впечатление и начинают ориентироваться в данном социальном вопросе. Проводятся конкурсы семейных творческих работ: рассказов, сочинений о профессиях своих родителей.
Создание материала: «Мир профессий моей семьи» - «Где работают наши родители» - презентация, альбом, фотомонтаж.
Понимание своих детей, их интересов и мечтаний - важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно посоветовать родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать, а также должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Для работы с родителями можно отводить по 10- 15 минут на одном из родительских собраний в каждой четверти. Например, провести анкету «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».
Планирование работы по профориентации в начальной школе:
-работа с родителями (возможное посещение различных предприятий, фабрик и т.д.);
-экскурсия;
-сетевое взаимодействие (взаимное посещение детского сада и школы);
-проведение круглых столов с ознакомлением различных профессий (учитель-ученик, старшая школа-начальная школа);
-наставничество (создание проекта);
-мастер-класс.
Заключение
Для нас важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес, промышленное производство, система здравоохранения, система образования и т.д. Они должны задавать себе такие вопросы: «Какая сфера деятельности мне наиболее интересна? Какие есть предпосылки к тому, что я стану успешным в этой области? Что я для этого могу начать делать уже сейчас?»
Дети должны помнить, что их жизнь – это их ответственность!
Но, мы не должны забывать, что на будущую профессию школьника будут влиять различные внешние факторы: наличие склонностей и интересов, способностей, планы на будущее, мнение родителей, потребности общества, предпочтения, мнение сверстников, знания о профессии, которые они получат в школе. Чем больше знаний они получат, тем легче им будет определиться с профессией. Мы должны получить ученика, владеющего информацией о мире профессий, заинтересованного в развитии своих способностей, т.к. такой ученик на занятиях имел и имеет возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, такой ученик в дальнейшем сможет самостоятельно добывать новую информацию о заинтересованной профессии.
Список литературы
1. Гордиенко Н. Гордиенко С., «Большая книга профессий» – Аванта. 2020
2. Дробаха О.В. Профориентация в начальной школе. Классный час «О профессиях нужных и разных». – Справочник классного руководителя. – 2007. – № 11.
3. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета «Школьный психолог». – № 10, 21, 28. – 2004.
4. Пиляй Н.В. Организация профориентационной работы в школе. – Справочник классного руководителя. – 2007. - № 9.
5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос Пресс, 2003.
6. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог. – М.: Книга, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по профориентации младших школьников
Сценарий классного часа о профессиях...
Профориентация младших школьников.
Профориентация младших школьников....
Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"
Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...
Урок курса "Секреты мастерства" по теме:"Кто нас лечит?" (профориентация младших школьников)
В нашей школе ведется курс "Секреты мастерства", где дети знакомятся с разными профессиями. Этот урок рассказывает о некоторых врачебных специальностях....
Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...
Игры по профориентации младших школьников
Материал для 1-4 классов...
Участие родительской общественности в профориентации младших школьников
ПрофоОдной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации, перехода к ФГОС является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, создание условий для профессион...