Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся "Билет в будущее".
В рамках внеурочной деятельности учителя начальной школы МБОУ Школы № 6 г.о. Самара реализуют программу "Моя малая родина". Она позволяет планомерно проводить раннюю профориентационную работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Недоспасова Л.М.
Президент Владимир Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проекта для профориентации учащихся «Билет в будущее».
В рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов реализуют программу «Моя малая родина». Она позволяет планомерно проводить раннюю профориентационную работу.
Цель программы: - формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи:
- изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области;
- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи;
-содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям, уважения к людям любого труда;
- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.
Программа состоит из 9 блоков и в каждом блоке час-два отвожу на работу по профессиональному самоопределению.
В блоке «Я» идет работа по составлению презентаций «Кем быть?» и «Мои увлечения»; в блоке «Моя фамилия» идет активный поиск знаменитых и известных однофамильцев; в блоке «Моя родословная, моя семья» выясняем, существуют ли семейные династии, передающие своё профессиональное мастерство из поколения в поколение; в блоке «Мои сверстники» знакомимся не только особенностями обучения сверстников за рубежом, но и с их увлечениями, а в блоках «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Самаре» говорим о знаменитых выпускниках школы, о людях, которые прославили Самару.
Работу по ознакомлению обучающихся с профессиями можно проводить по плану:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Общие сведения о профессиях | Краткая характеристика профессии | История профессии. Знаменитости | Профессии и основные специальности | |
Производственное содержание профессии | Место и роль профессии в научно – техническом прогрессе, её перспективность | |||
Условия работы и требования профессии к человеку. | ||||
Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии. | Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия. |
Каковы формы работы?
- Уже в октябре – ноябре первоклассникам предлагаем сделать первый выбор относительно профессии. Совместно с родителями дети создают первую страничку « КЕМ БЫТЬ?», и вторую – « МОИ УВЛЕЧЕНИЯ» для портфолио.
- Анкетирование (ежегодное) - определение профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности. При создании таких опросников учитываю классификацию Е.А. Климанова о пяти типах людей: человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система, человек – техника. Анализ анкет показал, что многие дети в начальных классах сочетают в себе два типа, и редко, если один.
- Встречи с родителями, бабушкам, дедушками, с известными людьми.
- Экскурсии, после которых ребята рассказывают об увиденном и услышанном, а родители под диктовку детей записывают то, что им запомнилось. Вот и ещё одна страничка портфолио «Мои впечатления».
- В прошлом наборе было много мальчиков, которые создавали, конструировали свои необычные модели. Они могли в любое время принести своё изобретение и заинтересовать своих одноклассников. Некоторые ребята участвовали в конкурсах и получали первые и вторые места.
- Эффективной формой работы по профориентации является викторина. В процессе составления вопросов о профессиях важно дать не только их названия, но и существенные характеристики. Для этого использую загадки, задания вида «Узнай профессию по предметам», «Узнай профессию по признакам» (смелый, отважный, умный, собранный), « Узнай профессию по действиям» (придумывать, создавать, чертить, думать; много знать, говорить, слушать, учить, общаться).
- Игры «Чувства профессий» и другие.
Вряд ли кто-то из ребят самостоятельно задумывается над вопросом, а какие из необходимых качеств у него есть и можно ли их целенаправленно формировать.
И именно сейчас и имеет смысл говорить о самовоспитании определенных качеств, необходимых в конкретной профессии: для учителя – терпение и умение понятно объяснять; для врача – аккуратность и ответственность; для военного – сила, выносливость и смелость; для водителя – внимательность и готовность следовать правилам.
В конце 4 класса прошла игра – квест «Да потому что, да потому что
этот остров необитаем!»
Перед началом игры детям дается список профессий. План проведения следующий:
- Выбор 2 профессий (ту, кем дети являются и ту, о которой больше всего знают).
- Выбор инструментов самых главных, которые характеризуют профессию.
- Путешествие и кораблекрушение.
- Распределение на 2 группы (2 острова)
- Кто вы на этом острове? (Дети зачитывают свои профессии )
- Составьте главные задачи для выживания.
- Кто решает эти задачи?
- Обратите внимание на список профессий и скажите, кого не хватает на вашем острове?
- Кто быстрее всех из вас может быстро сменить выбранную профессию на НЕОБХОДИМУЮ?
- Какая самая важная профессия на острове? Какие 3 профессии оказались ненужными?
Очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио по профессиональному самоопределению на каждого ребенка. Оно сопровождает ребенка до самого выпуска.
Н сегодняшний день у каждого учителя собран огромный архив видео и фото. Пересматривать – одно удовольствие. Предложение: организовывать классные часы и встречи учителя начальных классов с его выпускниками, на которых бы ребята увидели и услышали свою детскую мечту. Кто знает, может давняя детская мечта и подтолкнёт к принятию верного решения «Кем быть?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе.2 класс.Профессия "Актер."
ГБОУ школа№48 Приморского района г Санкт-Петербург учитель начальных классов Кулиева Индира Алимирзоевна Внеурочная деятельность «Театр»Профессия «Актер»Цел...
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"...
программа творческого объединения внеурочной деятельности "Кем быть (введение в мир профессий)"
программа поможет организовать дополнительное образование...
Конспект заянятия внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентирвка". Тема занятия :"Профессии родителей"
Конспект подготовлен воспитателем группы продленного дня 3в класса для детей с нарушением слуха....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий".
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий"....
Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.
Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Тропинка в профессию"
Прогамма разработана на 4 учебных года....