Статья "Цветовосприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста."
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шац Ольга Борисовна

Цветовосприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цветовосприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цветоведение – это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

В другом значении цветоведение (колористика) мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

Колорит раскрывает перед нами красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.

Таким образом, цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Цвет доступен восприятию и ребёнка, и взрослого. Задача педагога состоит в том, чтобы развить в каждом ребенке способность видеть цвет, радоваться, любоваться им, сделать его предметом воспитания эстетического отношения к окружающему.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.

При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.

Цветом называют субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его спектральной структуре, ощущаемых глазом.

У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих. Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) – зрительные образы головного мозга. Таким образом, цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза – колбочек и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за остроту сумеречного зрения.

Восприятие цвета детьми складывается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок

начинает воспринимать голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года дети, как правило, называют два-три цвета, а узнают около пяти. Причем некоторые дети с трудом различают основные тона даже в четырехлетнем возрасте. Они слабо дифференцируют цвета, с

трудом запоминают их названия, заменяют промежуточные оттенки спектра основными и так далее.

Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать окружающий мир, нужно учить его правильно различать цвета. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я. А. Каменский . Интерес к цвету, по мнению Я. А. Каменского, формируется у младших школьников постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять школьникам, самим выбирать ту или иную окраску.

Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Яркость и пестрота, характерны для детских рисунков, что зачастую говорит о небольшом опыте ребёнка, о недостаточном развитие цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такой рисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжной иллюстрации, природных явлений и так далее. При цветовом решении изобразительной задачи школьники младших классов начинают проявлять повышенную активность. Через цвет они начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей, дают им такую цветовую характеристику, которая связана с реальным изображением. Ребёнок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть яркие, чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета, они сопоставляют их с сочетаниями добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье и так далее.

Для облегчения процесса усвоения материала используют наглядность различной степени. Преимущество наглядности в том, что она дает целостную картину действительности,  включающую  все  необходимые  смысловые  связи  и  их компоненты.  Тем  самым  она  создает  благоприятные  условия  для осуществления  умственных  аналитических  и  синтетических  операций, позволяющих проникнуть в суть новых знаний. При опоре на наглядность в действие вступает не только словесно-логическое, но и конкретно-образное мышление, что значительно облегчает нагрузку на память и упрощает процесс формирования обобщений. Наглядность играет важную роль для восприятия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Поэтому всякое хоть сколько-нибудь сложное восприятие является по существу ничем иным как решением определенной, которое использует те или иные раскрывающиеся в процессе  восприятия  чувственные  данные,  с  тем,  чтобы  истолковать  их. Деятельность по истолкованию включается в каждый процесс осмысленного человеческого восприятия.

Само понятие колорита для школьника сложно. Однако развивать

цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов

художественного образования. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек на...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...