Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по теме
Методическое пособие создано в помощь педагогам, занимающимся проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие составлено на основании государственных стандартных дошкольных образовательных программ и пособий. Работа с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма представлена в комплексе с обучающими, развивающими и воспитательными задачами развития речи, формирования элементарных математических представлений и знакомства с окружающим миром. Задачи и программный материал систематизированы и представлены в табличном варианте по возрастным группам, что позволяет педагогам наглядно увидеть возрастающие усложнения и увеличение объема предоставляемых детям знаний и требований к формированию умений, навыков, действий на каждом следующем возрастном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_profilaktike_detskogo_dorozhno.doc | 679.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи г. Волжска, Республики Марий Эл
Методическое пособие
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
у детей дошкольного и младшего школьного возраста
для воспитателей, учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования
Разработала методист МОУ ДОД ДТД и М г.Волжска, Республики Марий Эл Фокеева Г.Г. |
2006г. – 2010г.
Содержание
1. | Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 3 |
2. | Задачи обучения и воспитания…………………………………………………………………………………………………………………………….. | 5 |
2.1. | Блок А.- Человек творец. Природа – Человек - отношения |
1 часть. Транспорт………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 5 |
2 часть. Светофор…………………………………………………………………………………………………………………………………………… | 13 |
2.2. | Блок Б - Труд взрослых…………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 16 |
2.3. | Блок В – Основы безопасной жизнедеятельности |
1 часть. Улица. Город. Страна……………………………………………………………………………………………………………………………... | 22 |
2 часть. Правила дорожного движения…………………………………………………………………………………………………………………… | 28 |
3 часть. Задачи по формированию ОБЖ………………………………………………………………………………………………………………….. | 37 |
2.4. | Блок Г – Знаки, знаковые системы………………………………………………………………………………………………………………………… | 38 |
2.5. | Блок Д – Игра……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | 40 |
3. | Содержание диагностики предметных знаний…………………………………………………………………………………………………………… | 42 |
4. | Список используемой литературы………………………………………………………………………………………………………………………… | 48 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: методическое пособие создано в помощь педагогам, занимающимся проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Новизна: пособие составлено на основании государственных стандартных дошкольных образовательных программ и пособий / 1,2,3,4,5/. Работа с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма представлена в комплексе с обучающими, развивающими и воспитательными задачами развития речи, формирования элементарных математических представлений и знакомства с окружающим миром.
Задачи и программный материал систематизированы и представлены в табличном варианте по возрастным группам, что позволяет педагогам наглядно увидеть возрастающие усложнения и увеличение объема предоставляемых детям знаний и требований к формированию умений, навыков, действий на каждом следующем возрастном этапе.
Актуальность: вопросы безопасности детей на дорогах остаются актуальными на протяжении многих лет. С каждым годом движение на городских магистралях становится все более интенсивным, соответственно возрастает угроза безопасности жизни и здоровью детей. Учить детей правильно вести себя на дорогах, в общественном транспорте, правильно и без паники действовать в экстремальных ситуациях – реальная необходимость нашего времени.
Целесообразность. Изначально (2006г.) пособие было разработано и представлено как программа для воспитателей детского сада с целью систематизации и конкретизации задач знакомства детей с окружающим миром по теме «Транспорт» в соответствии с возрастными группами и на основании государственных стандартных дошкольных образовательных программ и пособий (см. «Литература»), программа была рассчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Жизнь показала, что пособие может быть использовано не только воспитателями дошкольных учреждений, но и учителями начальных классов (материал подготовительной к школе группы), а также педагогами дополнительного образования в школе раннего развития, в комнатах школьника, в творческих объединениях для воспитательно-образовательной работы по профилактике ДТП. Пособие может быть полезно родителям дошкольников, поскольку, достаточно просто и понятно раскрывает содержание работы по обучению детей правилам дорожного движения, формированию познавательных способностей. Использование материалов пособия способно полноценно подготовить детей к обучению в школе, даже если они не посещают детские сады, а таких в комнатах школьника, в кружках и творческих объединениях учреждений дополнительного образования достаточно много, в том числе и детей из семей категории СОП.
Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром: тема «Транспорт» (данное пособие) в 2006г. стала победителем городского конкурса «Ярмарка педагогических идей» (Грамота пр. МУОО № 173 от 15.05.2006г), автор была удостоена чести быть в числе первых городских грантополучателей (Диплом 2006г.) в рамках ПНПО «Образование»).
Цель: систематизировать и конкретизировать задачи знакомства детей с окружающим миром по теме «Транспорт» в соответствии с возрастными группами и на основании государственных стандартных дошкольных образовательных программ и пособий.
Для программы выбран табличный вариант размещения целей и задач, так как это позволяет педагогам:
Наглядно увидеть усложнение материала и увеличение объема программного содержания по конкретной задаче на каждом следующем
возрастном этапе;
Упрощает перспективное и календарное планирование ( в перспективном плане можно отмечать раздел, номер задачи, пункта, подпункта);
Удобен для проведения диагностики.
Материал программы разбит на пять блоков. В каждом блоке решаются общие цели и конкретные задачи:
Блок, тема | Общие цели |
1.Блок А - Человек творец. Природа - Человек - отношения. 1 часть - Транспорт 2 часть - Светофор | 1 .Знакомство детей с предметным миром. 2.Развитие понятий о причинно- следственных связях. 3.Развитие пространственной ориентировки. 4.Воспитание интереса к истории Человечества. 5.Формирование знаний о сенсорных эталонах. 6.Воспитание бережного отношения к природе. 7.Формирование основ здорового образа жизни, в частности ОБЖ.. |
2. Блок Б - Труд взрослых | 1.Развитие представлений о труде взрослых, в частности о труде транспортников. 2.Формирование основ здорового образа жизни. |
3.Блок В - Основы безопасной жизнедеятельности. 1 часть - Улица. Город. Страна. 2 часть - Правила дорожного движения. 3 часть - Задачи по формированию ОБЖ. | 1.Развитие понятий о причинно - следственных связях. 2.Развитие пространственной ориентировки. 3.Обучение правилам дорожного движения. 4.Воспитание культуры поведения в общественных местах. 5.Обучение навыкам безопасного поведения на улице и в транспорте. Формирование основ ЗОЖ. чтобы не случилось беды). 7.Обучение тактике поведения в экстремальной ситуации (что делать, как себя вести, если случилась беда). |
4. Блок Г — Знаки. Знаковые системы | 1.Дать представление о знаках и знаковых системах. 2.Познакомить с дорожными знаками. 3.Учить пользоваться знаковой системой. 4.Развивать пространственную ориентацию. 5.Формировать основы ЗОЖ.. |
5. Блок Д- Игра. | 1.Через практические действия в игре закреплять у детей знания по теме «Транспорт». 2.Обучение игре. |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Блок А - ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ. ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ОТНОШЕНИЯ
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
1 часть - Транспорт |
1 .Дать представления о средствах передвижения: Машина, ее Машины бывают Перевозят людей и Учить понимать слова, обозначающие | 1 .Продолжать знакомить детей с транспортом, расширять и уточнять представления о нем: а) Учить различать и называть пассажирский и грузовой транспорт (автобус, автомобиль, грузовик): -люди ездят на пассажирском; -грузы перевозят на грузовом транспорте. | 1 .Расширять и уточнять знаний детей об общественном транспорте: а)3акреплять умение: - различать и называть грузовой и пассажирский транспорт; -объяснять его назначение. | 1 .Продолжать расширять, уточнять и обобщать знания детей о транспорте: а) а. 1.Научить: -различать -уметь объяснять его а.2.Познакомить с новыми видами пассажирского и грузового транспорта, объяснить его назначение: -воздушный, -железнодорожный, -водный. | 1.Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о транспорте, всех его видах: а) а. 1.Учить: -различать, -называть, -классифицировать -уметь объяснять его назначение а.2.Уточнять и расширять знания о -воздушном, -железнодорожном, -водном транспорте *Познакомить с | Обогащать, уточнять и конкретизировать имеющиеся у детей знания о транспорте: а) а. 1. Научить: -различать, -называть, -обобщать, -классифицировать различные виды транспорта, -объяснять его назначение. а. 2. Расширять представления о наземном, воздушном и водном транспорте. Познакомить с его: -назначением, -использованием, -средой передвижения: *Гужевой: -верблюд, |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б) Познакомить с автомобильным транспортом специального назначения. Учить различать и называть его: -скорая помощь, -милиция, -пожарная, -грузовая -продуктовая, -грузовая для промышленных перевозок. | б) Уточнить знания о транспорте специального назначения. Продолжать учить различать и называть его: -скорая помощь, -милиция, -пожарная, -грузовая -продуктовая, -грузовая для промышленных перевозок. | б) Уточнять и расширять знания о транспорте специального назначения. Продолжать учить различать и называть его: -скорая помощь, -милиция, -пожарная, -грузовая -продуктовая, -грузовая для промышленных перевозок | водный, подводный); *Космический. б) Расширять знания о транспорте специального назначения: Продолжать учить различать и называть его: -скорая помощь, -милиция, -пожарная, -грузовая -продуктовая, -грузовая для промышленных перевозок, -аварийные машины. *Объяснить, почему ехать на красный сигнал светофора машинам: -скорой помощи, -пожарной, -милиция, -машинам аварийной *Знакомить с тем, что не только роль перевозки, т .е. грузовой |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
г)Показать разницу между средой передвижения различных видов транспорта. | г)Показать разницу между различными дорогами, зависимость свойств дороги от вида транспорта (железнодорожный - рельсы, автомобильный - асфальтированная дорога, гужевой -грунтовая проселочная дорога. д)Дать представления о различиях и сходствах между техническим и гужевым транспортом (скорость, топливо, среда передвижения ремонт, уход и т. д.) | и пассажирский, но и оказывает какую-либо помощь людям (аварийные машины (пожарные, газовики и т.п.) г)3акреплять уточнять конкретизировать знания о: -среде передвижения различных видов транспорта; -разнице между различными дорогами; -зависимости свойств дороги от вида транспорта. д)Научить: -понимать, -находить, -объяснять сходства и различия между: техническим и между различными д.1 .Учить устанавливать и объяснять причинные связи между способом передвижения животных и |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
2.Учить узнавать и называть машины на картинке и в ближайшем окружении. | 2.Учить детей различать и называть части машин: -кабина, -кузов, -салон, -колесо, -руль, -окно, -двери, -сиденья для шофера и пассажиров. | 2.Продолжать учить выделять и называть части машин: -кабина, -кузов, -салон, -колесо, -руль, -окно, -двери, -сиденья для шофера и пассажиров; -шины. а)Познакомить с назначением каждой части машины. | 2.Продолжать учить выделять части различных видов транспорта: -кабина, -кузов, -салон, -колесо, -руль, -окно, -двери, -сиденья для шофера и пассажиров; -шины. а)Уточнять и закреплять знания о назначение частей и деталей транспорта. | 2. Продолжать учить выделять части и детали различных видов транспорта: -кабина, -кузов, -салон, -колесо, -руль, -окно, -двери, -сиденья для шофера и пассажиров; -шины, -мотор. а) Продолжать уточнять и закреплять знания о назначение частей и деталей транспорта | техническими устройствами, придуманными человеком. 2. Продолжать учить выделять части и детали различных видов транспорта: -кабина, -кузов, -салон,: -колесо, -руль, -окно, -двери, -сиденья для шофера и пассажиров; -шины; -мотор; -передние и задние поворотные огни; -ось; -подшипники, -передача; -номерные знаки; -детали велосипеда: руль, колеса, а) Продолжать уточнять расширять и закреплять знания о назначение частей и деталей транспорта |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б) б.1 .Познакомить с материалами из которых сделаны различные части машины. б.2.Рассказать о свойстве материалов: резина, стекло, металл, дерево. 3.Дать понятие о скорости: а) Машины могут быстро ехать, но не | б) б.1 .Показать зависимость выбора материала для строения машин и деталей от назначения деталей и машин. б.2.Учить определять свойства материалов 3.Уточнить и закрепить знания о скорости: а) Машины могут быстро ехать, но не | *Учить: -определять детали б) б.1. Уточнить обоснование выбора материала для изготовления машин и деталей: -строение предмета и выбор материала для его изготовления обусловлен его назначением (окно -стеклянное, прозрачное -дает возможность обзора дороги); б.2.Учить различать материалы, их качества и свойства б.3.Учить определять из какого материала сделаны машины и их детали. 3.Уточнять, расширять и закреплять знания о скорости: а) Объяснить особенность остановки | *Продолжать учить: -определять детали б) б.1.Учить понимать и объяснять обоснование выбора материала для изготовления машин и конкретных деталей. б.2.Научить различать материалы, их свойства и качества. б.3.Продолжать учить определять из какого материала сделаны машины и их детали. 3.Уточнять, расширять и закреплять знания о скорости: а) Научить понимать: -ни один вид |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
могут мгновенно остановиться. | могут мгновенно остановиться. | транспорта: после торможения транспорту необходимо некоторое время и расстояние, чтобы полностью остановиться. Ни одна машина не может остановиться мгновенно. б) Объяснить: -скорость передвижения у различного транспорта различна в)Учить раскладывать транспорт классифицируя его по скорости от самого тихоходного до быстрого. 4.Познакомить с понятием «топливо». Объяснить: -у каждого вида транспорта есть свое топливо на котором он работает (бензин, солярка, уголь и т.д.) 5.Дать представления об истории возникновения | транспорта не может остановиться мгновенно. После торможения он продолжает двигаться еще некоторое время и расстояние. б) Научить понимать разницу между скоростью движения различного транспорта в) Научить группировать, сравнивать и классифицировать транспорт по скорости и среде передвижения 4.Расширять закреплять и уточнять знания о транспортном топливе 5.Продолжать знакомить с историей возникновения |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
технического транспорта: а) Объяснить: -технический транспорт придумал и сделал Человек. * Познакомить с историей изобретения колеса; б) Рассказать, когда и почему возникла необходимость изобретения конкретного вида транспорта (телега, автомобиль, паровоз, поезд, плот лодка, пароход, корабль, воздушный шар, самолет, вертолет в) Объяснить: -машины созданы по образу и подобию животных (стрекоза -вертолет птица - самолет, -корабль и т.п.) г) Дать элементарные представления о создании машин: - делают на заводах, собирают на конвейерах, каждая деталь из | технических средств передвижения; а) Познакомить с наиболее известными изобретателями технического транспорта (по выбору педагога) б) Объяснить, когда и почему возникла необходимость изобрести очередную машину (подводная лодка, танк, ракета и т.п.) в) Продолжать знакомить детей со сходством технического транспорта с объектами живой и неживой природы; г) Уточнять, расширять и закреплять представления о создании различного вида транспорта: |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
определенного материала; д)Дать понятие о роли современной техники в жизни Человека (ускоряет результаты труда, улучшает его качество, облегчает труд и т. п.) е) Дать понятие: *Материалы для *Объяснить *Воспитывать | г.1 .Учить понимать: -кто, где и как делает машины; -процесс сборки; г.2.Учить использовать знания о транспорте в творческих рассказах д)Научить понимать роль техники в жизни и здоровье современного Человека; *Транспорт загрязняет е) Уточнять. расширять и закреплять знания о природных ресурсах: *Природа дает *Природные ресурсы *Учить беречь и *Учить понимать: |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
- здоровье человека |
2 часть. Светофор |
1.Познакомить детей с основными цветами: -красный -синий -зеленый -желтый. * Учить различать эти цвета. | 1.Продолжать знакомить детей с цветом: -красный -синий -зеленый -желтый -белый -черный. * Учить различать и называть цвета. 2.Познакомить детей со светофором: а) Назначение цвета: -красный запрещает движение, -зеленый разрешает идти; | 1. Продолжать знакомство с цветом, *Учить: -различать, -узнавать, -называть цвета. 2.Дать понятие о светофоре, как о приборе помогающем регулировать движение машин и пешеходов на мостовой: а) Объяснить значение красного и зеленого сигналов светофора | 1.Продолжать знакомство с цветом (в соответствии с программными задачами). *Закреплять умение: -различать, -называть цвета. 2.Уточнять и расширять знания детей о светофоре, как о приборе помогающем регулировать движение машин и пешеходов на мостовой: а) Уточнить знания о значение красного и зеленого сигналов светофора; * Познакомить с желтым — предупреждающим сигналом светофора - | 1.Продолжать знакомство с цветом (в соответствии с программными задачами). *Закреплять умение: -различать, -называть цвета. 2.Уточнять и расширять знания детей о светофоре, как о световом приборе помогающем регулировать движение машин и пешеходов на мостовой: а)3акрепить знания о значение красного зеленого и желтого сигналов светофора; | 1.Продолжать знакомство с цветом (в соответствии с программными задачами). * Закреплять умение: -различать, -называть цвета. 2. Уточнять, расширять и закреплять знания детей о регулирующих световых приборах а)3акрепить знания о значение красного, зеленого и желтого сигналов светофора; |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 л | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б)Учить понимать сигналы светофора и выполнять его команды | предупреждает пешеходов и водителей о смене сигнала; б)Научить понимать и выполнять все сигналы светофора в) Познакомить с последовательностью зажигания (включения) сигналов светофора, их периодичностью | б) Научить детей четко выполнять все сигналы светофора. в)Уточнять, расширять и закреплять знания о работе светофора: *Последовательность | б) Научить четко выполнять все сигналы световых регулирующих приборов: -светофор, -семафор, - маяк, в) Уточнять, расширять и закреплять знания о работе светофора: *Последовательность зажигания; *Регулирующий *Познакомить с г) Познакомить с сигнальными устройствами для водного транспорта (маяк, бакен): -Назначение, -Место расположения, -Отличие от светофора и семафора, -Принцип работы; |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
3.Учить узнавать светофор на картинке и ближайшем окружении (макет), называть его. | 3.Познакомить детей с устройством светофора а) Учить выделять и называть части светофора: -корпус, -огоньки | 3. Уточнять и расширять знания детей об устройстве светофора: а) Учить выделять и называть части и детали светофора: -корпус, -лампочки, -окошко; б) Познакомить с материалом, из которого сделан светофор. | 3.Уточнять, расширять и закреплять знания детей об устройстве светофора: а) Продолжать учить выделять и называть части и детали светофора: -корпус, -лампочка, -окошко, -провода, -столб; б) Продолжать знакомить с материалом, из которого сделан светофор. | д) Научить находить сходства и различия в назначении световых регулирующих приборов (светофора, семафора, маяка, бакена). 3. Продолжать знакомить детей с устройством световых регулирующих приборов а)3акрепить знания о частях и деталях светофора: -корпус, -лампочка, -окошко, -провода, -столб; б) Уточнить, из какого материала сделан светофор; в)Познакомить с устройством семафора, материалом из которого он сделан г) Познакомить с устройством маяка и бакена, материалами, |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
4.Познакомить с возможными местами расположения светофора - перекресток. * Уточнить места нахождения светофора в г.Волжске, где расположен ближайший к ОУ светофор. 5.Рассказать детям когда и почему возникла необходимость изобретения светофора. | применяемыми для их изготовления; 4.Уточнить места расположения световых регулирующих приборов, в том числе в городе Волжске. 5.Познакомить с историей возникновения: -светофора, -семафора, -маяка, -бакена. |
Блок Б - ТРУД ВЗРОСЛЫХ |
1. Формировать умения подражать действиям взрослых (с игрушкой) | 1.Дать элементарные представления о труде взрослых: а) Учить различать некоторые трудовые действия; | 1.Продолжать знакомить с трудом взрослых: а) Продолжать учить различать трудовые действия * Обращать внимание | 1.Продолжать знакомить с трудом взрослых: а) Дать представления о: -структуре трудового процесса, | 1.Расширять представления детей о труде взрослых. а) Уточнять, расширять и закреплять представления о структуре трудового | 1.Обогащать, уточнять конкретизировать и систематизировать, имеющиеся у детей знания о труде взрослых: а) Продолжать уточнять, расширять и закреплять представления о |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б) Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помогать им. | на результат труда б) Формировать положительное отношение к труду взрослых; в) Учить беречь то, что сделано людьми, проявлять чувство благодарности к человеку, сделавшему нужное дело. | -взаимосвязи его компонентов -цель труда определяет какие предметы, материалы, инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению; б) Воспитывать положительное отношение, интерес и уважение к труду взрослых. в) Продолжать учить беречь то, что сделано людьми, проявлять чувство благодарности к человеку, сделавшему нужное дело. | процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат). б) Продолжать воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых: * Показать значимость трудовой деятельности взрослых. в)Продолжать учить беречь то, что сделано людьми, проявлять чувство благодарности к человеку, сделавшему нужное дело. | структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат). б) Научить детей уважительно относиться к труду: *Уточнить значимость *Подвести к * Учить рассказывать, где и кем работают родители, какие трудовые действия они выполняют. в) Продолжать учить беречь то, что сделано людьми, проявлять чувство благодарности к человеку, сделавшему нужное дело. |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
2. Начинать знакомство с профессией транспортников: а) Познакомить с профессией шофера: управляет машиной | 2.Продолжать знакомство детей с профессией транспортников: а) Уточнять и расширять представления о работе шофера: Рассказать о назначении и результатах труда шофера: помогает людям быстро, добраться куда-либо; перевезти тяжелые грузы; | 2.Продолжать знакомить детей с профессией транспортников: а) Уточнять, расширять и закреплять знания о труде шофера: *назначение, *результат, *необходимость выполнения определенных правил техники безопасности (правила дорожного движения), *выполнение | г) Дать представление о деньгах, как измерителе ценности товара и услуги, как платы за труд (стоимость билета, топлива, зарплата и т.д.) д) Дать представления о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах 2. Продолжать знакомить детей с профессией транспортников: а) Уточнять, расширять и закреплять знания о труде: -шофера, -летчика, -машиниста, -капитан, -кондуктор, -кассир, -контролер, -сотрудники ГАИ: *назначение, | г) Уточнять, расширять и закреплять представления о деньгах, как измерителе ценности товара и услуги, как платы за труд (стоимость билета, топлива, зарплата и т.д.) д)Уточнять, расширять и закреплять представления о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах. 2. Продолжать знакомить детей с профессией транспортников: а) Уточнять, расширять и закреплять знания о труде: -шофера, -летчика, -машиниста, -капитан, - кондуктор, -кассир, -контролер, -сотрудники ГАИ, -проводник поезда, |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
а.1. Объяснить: -Каждый шофер должен знать правила дорожного движения и строго выполнять их; а.2.Рассказать как шофер ведет машину и почему: *осторожно чтобы не наехать на людей, *не столкнуться с другой машиной, *не сломать машину, *не испортить груз; а.3.Познакомить с тем как шофер ухаживает за машиной, бережет ее: -Осторожно едет по дороге; -Ставит на ночь в гараж; -моет, ремонтирует. | конкретных трудовых действий, бережное и заботливое отношение к производственному оборудованию (машине) и т.д. (знакомство с трудом специалистов других профессий проводится по аналогии). б)Познакомить с новыми профессиями связанными с трудом транспортников: -летчик, -машинист, -капитан, -кондуктор, -кассир, -контролер, -сотрудники ГАИ; | *результат, необходимость выполнение действий, бережное и б) Познакомить с новыми профессиями связанными с трудом транспортников: -проводник поезда, -оператор бензозаправочной станции, регулировщик, * Познакомить с понятиями: | -оператор бензозаправочной станции, регулировщик, -возница, -кучер, -ямщик, -извозчик: назначение, необходимость выполнение * бережное и заботливое отношение к производственному оборудованию и т.д. б) Познакомить с новыми профессиями: Гражданских .*Военных |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б.1.Познакомить: -с конкретными трудовыми процессами каждого специалиста; -с направленностью на достижение результата труда и удовлетворение процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат); б.2.Научить детей различать и называть кто и чем управляет (летчик самолетом и т.д.); б.3.Показать степень трудности работы | -возница, -кучер -ямщик. -извозчик б.1.Познакомить с особенностями труда людей выше перечисленных профессий; -конкретные трудовые процессы, -с направленностью на достижение результата труда и удовлетворение потребности людей -с компонентами трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат); б.2.Научить детей различать и называть кто и чем управляет (летчик самолетом и т.д.) б.3.Показать степень трудности работы | -подводники, *Космонавты. *Погонщики б.1.Рассказать об особенностях их труда; -общественной значимости; -степени трудности; -конкретных трудовых процессах; -направленности на достижение результата; -компонентами трудовых процессов ( цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат); б.2.Научить детей различать и называть кто и чем управляет (летчик самолетом и т.д.) б.3.Показать степень трудности работы |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
3.Продолжать формировать основы | каждого специалиста; 6.4.Объяснить: работники ГАИ следят за соблюдением правил дорожного движения водителями и пешеходами. 3.Продолжать формировать основы | каждого специалиста; 6.4.Объяснить: регулировщик с помощью жезла регулирует движение на мостовой, фактически заменяя собой светофор; в) Рассказать о труде людей собирающих на заводах машины г)Познакомить с профессиями людей, добывающими ресурсы из недр Земли. д)Обобщать представления о связи людей разных профессий, занятых в транспортной промышленности и на других производствах. Показать обмен результатами труда (рабочие соберут автобус - шофер довезет их до дома или до работы и т.п.) 3. Продолжать формировать основы | каждого специалиста; б.4.Уточнить и закрепить знания о работниках ГАИ; в) Уточнять, расширять и закреплять знания о труде людей собирающих на заводах машины г)Познакомить с профессиями людей, добывающими ресурсы из недр Земли. д)Продолжать обобщать представления о связи людей разных профессий, занятых в транспортной промышленности и на других производствах. Показать обмен результатами труда (рабочие соберут автобус - шофер довезет их до дома или до работы и т.п.) 3.Продолжать формировать основы |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
ЗОЖ: -Объяснить | ЗОЖ: -Объяснить -Учить заботиться о здоровье близких людей (мама, папа пришли с работы, устали - должны отдохнуть, не надо им мешать, нужно чем-либо помочь). | ЗОЖ: -Конкретизировать понятие о необходимости чередования труда и отдыха; -Продолжать формировать желание заботиться о своем здоровье; -Учить заботиться о здоровье близких людей (мама, папа пришли с работы, устали - должны отдохнуть, не надо им мешать, нужно чем-либо помочь). | ЗОЖ: -Научить детей чередовать трудовые действия и отдых; - Научить заботиться о своем здоровье; -Научить заботиться о здоровье близких |
Блок В - ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 часть. Улица. Город. Страна. |
1 .Способствовать формированию пространственной ориентировки. | 1. Формировать пространственную ориентировку. Расширять опыт ориентировки в окружающем: а) Учить понимать направление: *вперед - назад; | 1 .Совершенствовать пространственную ориентировку детей: а) Учить различать правую и левую руки, пространственные | 1 .Совершенствовать пространственную ориентировку детей: а) Продолжать учить определять пространственные | 1 .Совершенствовать пространственную ориентировку детей. Учить свободно ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них а)3акреплять и расширять пространственные | 1 .Научить детей хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. а)3акреплять и расширять пространственные |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б)Формировать понятие о расстоянии: *близко - далеко, *высоко - низко. 2.Учить понимать значение величины: | направления от себя, двигаться в заданном направлении: *справа (направо), *слева (налево), *впереди (вперед), *позади (назад), *вверх, *вниз. б) Продолжать формировать понятие о расстоянии. Учить понимать и употреблять понятия: *здесь, *там, * вверху, *внизу, *близко, *далеко. 2.Учить понимать значение величины: | направления от себя, двигаться в заданном направлении: * справа (направо), *слева (налево), *впереди (вперед), *позади (назад), *вверх, *вниз. а.1.Учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе. б)Продолжать формировать понятие о расстоянии, учить понимать и употреблять понятия: *здесь, *там, *вверху, *внизу, *близко, *далеко. 2.Продолжать учить понимать и | представления: *справа (направо), *слева (налево), *впереди (вперед), *позади (назад), *вверх, *вниз, *перед, *за, *между; а.1 .Учить употреблять в речи правильную пространственную терминологию; а.2. Учить ориентироваться на листе бумаги. б)Продолжать формировать понятие о расстоянии, учить понимать и употреблять понятия: *здесь, *там, *вверху, *внизу, 2.Продолжать учить понимать и | представления: *справа (направо), *слева (налево), *впереди (вперед), *позади (назад), *перед, *между; а.1 .Закреплять употребление правильной терминологии. а.2. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку: левее, правее, выше, под, ниже, от, до, над. б)Продолжать формировать понятие о расстоянии, учить понимать и употреблять понятия: *здесь, *там, *вверху, *внизу, *рядом 2.Продолжать учить понимать и употреблять |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
* большой -маленький, *широкий - узкий 3.Дать элементарные представления об улице: а) на улице есть дороги: -для людей - тротуар, он узкий; -для машин - мостовая, она широкая | *большой -маленький, *широкий - узкий, 3.Продолжать формировать понятия об улице: а) Уточнить и закрепить понятия о дорогах: *тротуар - это узкая дорога, для пешеходов; *мостовая (проезжая часть) - широкая дорога для машин; а.1.Ввести понятие «пешеход» - идущий пешком; | употреблять в речи значение величины: *большой - маленький, *высокий- низкий. 3. Продолжать формировать понятие об улице: а) Уточнять расширять и закрепить понятия о дорогах: *тротуар - это узкая дорога, для пешеходов; *мостовая (проезжая часть) - широкая дорога для машин; а.1 .Уточнить и закрепить понятие * пешеход. | употреблять в речи значение величины: *большой - маленький, *высокий -низкий. 3. Продолжать формировать понятие об улице: а) Уточнить расширять и закрепить понятия о дорогах: *тротуар - это узкая дорога, для пешеходов; *мостовая (проезжая а.1 .Уточнять и закреплять понятия: *пешеход, *Остановка, *Пассажиры, *Пешеходный *Одностороннее и *Пост ГАИ (ГИБДД *Трасса (магистраль) *Осевая линия, | в речи значение величины: *большой -маленький, *высокий -низкий. 3.Закрепить понятие об улице: а)Уточнить расширять и закрепить понятия о дорогах: *троту ар - это узкая а.1 .Уточнять и закреплять понятия *пешеход, *Остановка, *Одностороннее и *Пост ГАИ (ГИБДД *Трасса (магистраль), *Перекресток, *Осевая линия, *Островок |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б) Дать понятие: «Улица» - часть города. На улице есть здания, дороги, деревья. По улице ходят пешеходы и ездят машины. У каждой улицы свое название. Наш д/с стоит на улице Дружба. | а.2. Ввести понятия: *Пешеходный *Одностороннее и *Пост ГАИ (ГИБДД *Трасса (магистраль), б)Уточнять и расширять представления детей об улице: *объяснить: улица- | а.2.Ввести понятия: *Перекресток, *Островок безопасности, *Стоянка. б)Уточнять, расширять и закреплять представления об улице: часть города, отведенная для движения пешеходов и транспорта. На улице четко разграничено где должны ходить пешеходы, а где двигаться транспорт. Улицы бывают разные: широкие и узкие, длинные и короткие асфальтированные и не асфальтированные. В городе много улиц, каждая имеет свое название. | *Регулировщик, *Стоянка. б) Уточнять, расширять и закреплять представления об улице. Конкретизировать и систематизировать их. |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
каждая имеет свое название. | б.1 .Ввести понятия:
*Пункт медицинской *Автодром; в) Научить детей называть свой домашний адрес, адрес д/сада; г) Учить детей находить дорогу по плану, по | 6.1.Уточнить и закрепить понятия: *Бензозаправка, *Пункт питания, *Пункт медицинской *Автодром; б.2.Ввести понятие: «Площадь» -незастроенное большое ровное место в городе, селе, от которого обычно расходятся в разные стороны узкие и широкие улицы. Площади бывают большими. На них часто разбивают скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет свое название. Самая главная площадь нашей страны -Красная, она находится в Москве; в) Научить детей четко называть свой домашний адрес, адрес д/сада; г) Научить детей к объекту по плану, по |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
4.Дать представления о городе, расстоянии между городами; а) Формировать интерес к своему городу, воспитывать любовь к нему | определенным знакам. 4.Уточнять, расширять и закреплять представления о городе. а) Продолжать формировать интерес к своему городу, воспитывать любовь к нему. 5.Ввести понятие «страна», «Родина»; а) Формировать интерес к своей стране, чувство любви и уважение к Родине. | . определенным знакам 4.Уточнять, городе. а) Продолжать формировать интерес к своему городу, воспитывать любовь к нему. 5.Уточнять, б) Познакомить с другими странами: *Рассказать: -на Земле много стран, между ними большие расстояния. Добраться из одной страны в другую можно с помощью различного транспорта; в) Формировать интерес |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
к своему городу, стране, - Планете. |
2 часть. Правила дорожного движения |
1.Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице: а) У людей и машин разные дороги для передвижения: *Люди ходят по узкой дороге, * Машины едут по | 1.Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице: а) У людей и машин разные дороги для передвижения: *Люди ходят по тротуару - тротуар дорога для людей, | 1. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения учить выполнять их: а) Объяснить: *Почему пешеход | 1. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения учить выполнять их: а) Учить выполнять правила пешеходов: *ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; | 1.Закреплять знание правил дорожного движения, умение применять их в различных ситуациях. Знакомить с новыми *Научить понимать: а) Научить выполнять правила пешеходов: *ходить по улице | 1. Закреплять знание правил дорожного движения, умение применять их в различных ситуациях. *3накомить с новыми правилами дорожного движения. *Научить понимать: *Учить контролировать чувство страха, пытаться выходить из чрезвычайных ситуаций, правильно реагировать на изменения окружающей среды, обстановки. а) Научить выполнять правила пешеходов: *ходить по улице ' спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
широкой дороге; | * Машины ездят по мостовой - мостовая дорога для машин; | движению машин и *Машины едут только | * Переходить мостовую только в местах, предназначенных для этого (пешеходный и подземный переходы); | *Переходить предназначенных для этого (пешеходный и подземный переходы); *Водитель внимателен: к впереди идущим машинам близко не подъезжает, уменьшает скорость перед знаками: «Пешеходный переход», «Дети». | *Переходить предназначенных для этого (пешеходный и подземный переходы); *Водитель внимателен: к впереди идущим машинам близко не подъезжает, уменьшает скорость перед знаками: «Пешеходный переход», «Дети»; *Переходить улицу на (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей концы одного тротуара с началом другого; *В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться для перехода дороги только ими; *Пешеходы должны |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
б) Переходить дорогу по которой ездят машины нужно осторожно только со взрослыми; | б) Переходить мостовую нужно осторожно, только со взрослыми и только на зеленый свет (сигнал) светофора; | б) Переходить мостовую нужно осторожно, только со взрослыми и только на зеленый свет (сигнал) светофора. * Нельзя играть на мостовой потому что можно попасть под машину и получить травму; | б) Закрепить правило перехода: *пешеходы идут, машины стоят, машины едут -пешеходы стоят; *переходить мостовую нужно осторожно, только со взрослыми; *там где нет светофора -пользоваться «зеброй», где нет ни светофора, ни «зебры» - обязательно соблюдать правило перехода мостовой с двухсторонним движением: при переходе улицы –мостовой - сначала нужно посмотреть налево, затем -направо | б) Закрепить правило | взрослых взять мяч; *нельзя играть на *Объяснить, почему *Объяснить детям: б)Научить выполнять правила перехода: *Прежде, чем переходить улицу, пешеход должен убедиться в полной безопасности: -пешеходы идут, машины стоят, машины едут -пешеходы стоят; *переходить осторожно, только со взрослыми; *там где нет светофора - пользоваться «зеброй»; *где нет светофора и других указателей |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
и переходить дорогу только в том случае, если нет движущегося транспорта; -нельзя играть на мостовой - можно попасть под машину и получить травму; | и переходить дорогу только в том случае, если нет движущегося транспорта; *нельзя играть на мостовой - можно попасть под машину и получить травму. Объяснить, почему нельзя играть с мячом у дороги; | двухсторонним *Научить детей |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
в)3накомить с цветовыми сигналами и действиями: *зеленый идти, *красный стоять, *желтый ждать. | в) Учить определять цвет и действовать в соответствии с ним: *учить действовать: -по цветовому, -звуковому сигналу воспитателя; | в) Учить: выполнять цветовые команды, -двигаться в разных направлениях: на зеленый свет светофора машины стоят и пропускают пешеходов; на красный свет — машины едут, пешеходы стоят -пропускают машины, ждут когда зажжется зеленый свет. | в) Учить детей: *начинать движение только на зеленый сигнал светофора; *понимать: желтый сигнал предупреждает: надо быть внимательным сейчас сменится -остановиться; *на красный свет нужно стоять и ждать, пропустить машины; | в) Научить детей: *начинать движение *понимать: желтый *на красный свет нужно стоять и ждать, пропустить машины; *усвоить: нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом; * понимать: водитель не может мгновенно остановить машину, после торможения она еще несколько минут будет двигаться, этого достаточно, чтобы наехать на пешехода. Особенно трудно затормозить в гололед и в дождь; | поворот (перекресток)-прежде, чем начать переход- убедиться, что нет машины, которая может повернуть направо или налево; в) Научить детей: *Выходить на -при зеленом сигнале светофора; -при зеленом сигнале светового указателя; -при разрешающем жесте регулировщика (там где движение регулируется); *Не подвергать опасности свой организм: -четко усвоить: нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом; -понимать: водитель не может мгновенно остановить машину, после торможения она еще несколько минут будет двигаться этого достаточно, чтобы наехать на пешехода. Особенно трудно затормозить в гололед и |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
г) Учить детей выполнять правила поведения в транспорте: -ждать транспорт нужно только на специальных остановках; -Входить в транспорт и выходить из него можно только на специальных остановках; -стоящий автобус или машину следует обходить сзади, чтобы видеть, идущий навстречу транспорт; -пассажиры с детьми входят в автобус с передней площадки, остальные с задней Выходят также с передней площадки; -в транспорте вести себя спокойно, не | *Объяснить детям: на широких мостовых есть «островки безопасности» на них можно переждать проезжающую машину; г) Научить детей выполнять правила поведения в транспорте: *ждать транспорт *Входить в транспорт и выходить из него можно только на специальных остановках, после полной остановки транспорта; * стоящий автобус или *пассажиры с | в дождь; *Объяснить детям: на *ждать транспорт *стоящий автобус или *Трамвай нужно |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
мешать другим пассажирам; | остальные с задней. д) Познакомить детей со значением сигналов регулировщика: -поднял правую руку верх - всем запрещено двигаться, -стоит к пешеходам спиной или грудью пешеходам запрещено | встречный трамвай, пассажиры с детьми входят в автобус с передней площадки, остальные с задней. Выходить нужно в переднюю дверь; *в транспорте вести себя спокойно, не мешать другим пассажирам: -Нельзя громко разговаривать; -Нельзя высовываться из окон транспорта и выставлять какие-либо предметы; -Необходимо уступать место пассажирам с маленькими детьми инвалидам, пожилым людям. д)3акрепить умение различать значение сигналов регулировщика: -стоит боком к пешеходам и транспорту -это соответствует зеленому сигналу светофора |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
2. Учить: - понимать элементарную причинную связь между некоторыми явлениями; -устанавливать простейший связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. | 2.Формировать знания о причинно-следственных связях, учить их устанавливать: зажегся зеленый свет - пешеходы стали переходить дорогу и т.п.: а) Формировать желание заботиться о своем здоровье. Объяснить: чтобы | 2.Учить устанавливать причинно-следственные связи между поведения, наблюдаемыми явлениями и объектами: а) Формировать навыки поведения мотивационно связанного с | движение, -стоит боком- можно идти; е) Познакомить с правилами пользования велосипедом; 2.Учить детей устанавливать и понимать причинно-следственные связи: а) Учить устанавливать связи: - между отношением к своему организму и | можно идти; -поднял правую руку верх - внимание: желтый сигнал светофора - всем запрещено двигаться, -стоит к пешеходам и машинам спиной или грудью -красный свет светофора - проход запрещен; е)3акрепить знание 2.Познакомить детей с причинно следственными связями, как одним из жизненно-важных и необходимых условий целостности нашего мира. *Научить понимать Что любое событие (явление) включает в себя причины и следствие (результат данных причин. а) Продолжать формировать навыки мотивированного поведения, |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
| сохранить здоровье необходимо подчиняться определенным правилам и соблюдать на улице правила дорожного движения. Формировать ОБЖ. | сохранением здоровья: -несоблюдение ПДД ведет к травмам. Продолжать формировать ОБЖ | возможными заболеваниями, -между поступком и настроением людей на которых он был направлен; Продолжать формировать ОБЖ; б) Учить думать, предусматривать последствия своих действий хотя бы на один шаг вперед; в) Учить анализировать свои и чужие поступки, оказывать помощь нуждающимся в ней. | направленного на сохранение своего здоровья и здоровья близких; б) Научить детей думать, предусматривать последствия своих действий, хотя бы на один шаг вперед -понимать: несоблюдение правил дорожного движения ведет к травматизму и вредит здоровью. * Научить по «набору причин» предвидеть возможный результат (следствие) в) Научить по определенному результату восстанавливать на гипотетическом уровне возможные причины приведшие к данному результату. |
ЗАДАЧИ ПО ОБЖ |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
1. Знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в жизни ( в быту, в окружающем мире). | 1.Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в жизни. а) Учить соблюдать эти правила. 2.Тактика поведения: Знакомить детей с особенностями поведения человека и животных в экстремальных ситуациях | 1.Расширять знания детей о правилах безопасного поведения в быту и окружающем мире. а) Продолжать детей учить выполнять эти правила. б) Способствовать формированию навыков БЖ. 2.Тактика поведения: Продолжать знакомить детей с особенностями поведения человека и животного в экстремальных ситуациях | 1.Расширять и уточнять знания о правилах безопасного поведения в быту и окружающем мире. а) Продолжать учить выполнять эти правила. б)Формировать навыки безопасного поведения в жизни. 2.Тактика поведения: Расширять и уточнять знания детей об особенностях поведения человека и животных в экстремальных ситуациях. а)Учить вести себя в соответствии с конкретной экстремальной ситуацией. | 1.Расширять и уточнять знания о правилах безопасного поведения в быту и окружающем мире. а) Продолжать учить выполнять эти правила. б)Формировать навыки безопасного поведения в жизни. 2.Тактика поведения: Расширять и уточнять знания детей об особенностях поведения человека и | 1.Закреплять знания о правилах безопасного поведения в быту и окружающем мире. а) Закреплять умение выполнять элементарные правила БЖ.. б) Способствовать закреплению навыков БЖ. 2.Закреплять знания детей об особенностях поведения человека и животного в различных экстремальных ситуациях. а) Способствовать закреплению умения вести себя в соответствии с возникающей экстремальной ситуацией. |
Блок Г - ЗНАКИ. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ Дорожные знаки |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
1.Начинать знакомство со знаковой системой: а) Дать детям представления о дорожных знаках - их назначении: * Помогают пешеходам ориентироваться на дороге; б) Познакомить с дорожными знаками: -автобусная остановка, - пешеходный переход, -подземный переход, -пост ГАИ; | 1.Дать понятие о знаках и знаковых системах: а) Объяснить назначение дорожных знаков: *Для избежания опасных ситуаций на дороге люди придумали специальные дорожные знаки; б) Познакомить с дорожными знаками: *пешеходный переход, *Перекресток, *Дети, *Пункт питания, *Телефон, *Место стоянки, *Место стоянки *Место стоянки *пункт медицинской *Автозаправочная | 1.Продолжать знакомство со знаками и знаковой системой. Научить пользоваться знаками и знаковой системой: а) Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков и их начертанием. *Учить узнавать, выполнять, объяснять значение дорожных знаков; б) Научить различать различные категории дорожных знаков, объяснять и выполнять их значение: Запрещающие: *Въезд запрещен,- *Пешеходное движение запрещено, *Велосипедное движение запрещено; Предупреждающие *Железнодорожный *Железнодорожный |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
| в) Учить различать и называть знаки | *Подземный переход, *Велосипедное в)3акреплять и расширять полученные сведения через практический опыт; | Опасный поворот, *Животные на дороге, *Двустороннее движение; Предписывающие: *Обязательное *Круговое движение, *Пешеходный *Подземный переход, *Место стоянки. *Пункт медицинской * Пункт питания, *Телефон, *Автозаправочная *Пункт техническдго в) Продолжать закреплять и расширять полученные сведения через практический опыт: *Учить находить -Если я пешеход, |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
| -Если я водитель; *Учить отражать |
Блок Д - ИГРА |
1.Учить игровым действиям с игрушкой - машиной в соответствии с ее назначением, используя вспомогательные средства (тесьма, ленточка) подтягивать, двигать, катить машину, везти ее. | 1.Закреплять умение действовать с игрушками: а) Формировать | 1.Способствовать возникновению игр на темы: транспорт, улица: а) Учить взаимодействию в сюжетах; б) Отображать в игре назначение предметов и взаимоотношения; в) Учить подчиняться игровым правилам; г) Учить детей. | 1.Способствовать возникновению игр на темы: транспорт, улица: а) Учить взаимодействию в сюжетах; б) Отображать в игре назначение предметов и взаимоотношения; в) Учить подчиняться игровым правилам. Применять правила дорожного движения в самостоятельной игровой деятельности; г) Учить готовить и. | 1.Способствовать возникновению игр на темы: транспорт, улица: а) Учить взаимодействию в сюжетах; б) Отображать в игре назначение предметов и взаимоотношения; в) Учить подчиняться игровым правилам. Применять правила дорожного движения в самостоятельной игровой деятельности; г) Продолжать учить | 1. Продолжать способствовать возникновению игр на темы: транспорт, улица: а) Учить взаимодействию в сюжетах; б) Отображать в игре назначение предметов и взаимоотношения; в) Учить подчиняться игровым правилам. Применять правила дорожного движения в самостоятельной игровой деятельности; г) Продолжать учить |
Ясли 1-2 года | 1 мл. гр. 2-3 года | П мл. гр. 3 - 4 года | Средняя гр. 4 - 5 лет | Старшая гр. 5-6 лет | Подг. гр. 6 - 7 лет |
2.Отображать в игре полученные знания. | самостоятельно подбирать атрибуты для игры. 2.Уточнять и закреплять в игре полученные знания | моделировать обстановку для игры. 2. Про до л жать учить детей отображать полученные знания в сюжетно-ролевой игре | готовить и моделировать обстановку для игры. Учить изготовлять макеты улицы. 2.Учить детей самостоятельно применять в игре знания о разнообразии транспорта, правил дорожного движения, труде людей. | готовить и моделировать обстановку для игры. Самостоятельно изготовлять макеты улиц, машин, пешеходов. 2.Продолжать учить самостоятельно применять и выполнять правила поведения на улице и в общественном транспорте, брать на себя роли и отражать в игре полученные знания по теме транспорт. |
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
Возрастная группа | К концу учебного года дети должны знать и уметь |
1 | 2 |
Ясли 1-2 года | Уметь узнавать и называть машины в ближайшем окружении и на картинке; Понимать слова, обозначающие транспорт и действия связанные с ним; Различать цвета: красный, синий, зеленый, желтый; Различать машины по размеру: большая маленькая; Играть с машинами, применяя их по назначению |
1 младшая группа 2-3 года | Уметь различать легковые и грузовые машины; Различать и называть пассажирский и грузовой транспорт (автобус, автомобиль, грузовик); Понимать: люди ездят на пассажирском транспорте, грузы перевозят на грузовом; Различать и называть части автомобиля (см. задачи) Уметь определять основные цвета и называть их; Узнавать и называть светофор на картинке и в ближайшем окружении; Знать назначение красного и зеленого цвета светофора; Понимать: машиной управляет шофер, он трудится; Иметь представления о направлении: вперед - назад; Понимать значение расстояния: далеко — близко, высоко — низко; Понимать значение величины: большой - маленький, узкий - широкий; Знать: на улице есть дороги: для людей тротуар -узкий, для машин мостовая - широкая; Понимать элементарные правила поведения на улице: идти нужно по тротуару, по мостовой ездят машины. Переходить дорогу нужно осторожно и только на зеленый сигнал светофора; Уметь определять цвет и действовать в соответствии с ним; Уметь действовать по цветовому и звуковому сигналу воспитателя; Уметь правильно отвечать на вопросы :как машины едут? Кто управляет автомобилем? Играть с машинами в соответствии с их назначением; объединять игровые действия несложным сюжетом брать на себя роль шофера, ведущего машину |
П младшая группа 3-4 года | Различать, называть и знать назначение пассажирского и грузового транспорта (понимать для чего нужен этот транспорт); Различать и называть виды автомобильного транспорта, знать его назначение ( см. задачи) Уметь выделять и называть части автомобиля (см. задачи), знать их назначение, из какого материала они сделаны; Понимать: машины едут быстро, но не могут быстро остановиться. Понимать: светофор помогает регулировать движение на дороге пешеходов и машин; Понимать значение красного и зеленого сигнала светофора; |
1 | 2 |
Понимать: шофер трудиться, управляя машиной. Знать назначение и результат труда (см. задачи); Знать рабочее место шофера. Его отношение к машине; Понимать, почему каждый шофер должен знать и выполнять правила дорожного движения; Понимать необходимость чередования труда и отдыха; Уметь ориентироваться в группе и на участке д/с., понимать и различать пространственные направления от себя; Знать, что такое улица. Название улицы, на которой расположен д/с; Знать кто такие пешеходы; Уметь устанавливать элементарные причинно-следственные связи; Знать элементарные правила дорожного движения и выполнять их (см. задачи); Уметь действовать по цветовому и звуковому сигналу; Понимать, чтобы сохранить здоровье необходимо подчиняться определенным правилам; Уметь отображать в игре назначение предметов и взаимоотношения (водитель - пассажир); Уметь в игре подчиняться игровым правилам. |
Средняя группа 4-5 лет | Знать назначение автомобиля, уметь различать грузовой и пассажирский транспорт; Понимать: транспорт по среде передвижения бывает разный, но все виды транспорта бывают как пассажирские, так и грузовые; Понимать разницу между средой передвижения различного транспорта; Понимать разницу между скоростью передвижения различных видов транспорта; Уметь выделять части транспорта, знать их назначение; Понимать от чего зависит выбор материала для строения машин и деталей; Определять из какого материала сделаны детали машин, называть свойства и качества данного материала; Называть сходства и различия между различными видами транспорта, уметь группировать их по общим признакам; Знать назначение светофора; понимать значение всех его сигналов, последовательность и периодичность загорания световых сигналов; Иметь представление об устройстве светофора и материале из которого выполнены его детали; Знать и применять на практике правила дорожного движения; Иметь общие представления о работе транспортников, понимать: всякий труд направлен на достижение результата, удовлетворение потребности людей; Знать и называть, кто каким видом транспорта управляет; Знать, кто еще вместе с водителем работает в автобусе, деятельность каждого; Понимать необходимость чередования труда и отдыха, уметь объяснить почему; Иметь представления о конкретных трудовых процессах каждого специалиста, в том числе о сотрудниках ГАИ; Уметь ориентироваться в помещении д/с и на участке. Определять направление от себя; |
1 | 2 |
Понимать и объяснять что такое улица; Иметь представление об автобусных остановках: назначение, имеют свое название, на остановках ставят определенные знаки; 3нать места (см. задачи), где можно переходить дорогу, их название, знаковое обозначение; Иметь представления об одностороннем и двухстороннем движении транспорта; Уметь объяснить, что такое улица; Уметь объяснить, что такое город; Иметь представления о междугородних магистралях (покрытие, посты ГАИ, пункт питания, телефон и пр. знаковые обозначения, расстояния); Уметь устанавливать простые причинно-следственные связи между наблюдаемыми объектами и явлениями; 3нать и выполнять правила дорожного движения, согласно возрастным задачам; Уметь быстро и правильно реагировать на се сигналы светофора; Понимать: несоблюдение правил дорожного движения ведет к травматизму; Знать и различать дорожные знаки согласно возрастным задачам; Применять правила дорожного движения в самостоятельной игровой деятельности. |
Старшая группа 5-6 лет | Уметь различать, называть, обобщать и классифицировать различные виды транспорта; Понимать: машины созданы человеком на основе наблюдений за объектами живой и неживой природы; Знать где и как собирают машины; Уметь определять и называть различные части и детали машин; Знать чем и прочему обусловлен выбор материала для изготовления машин и их деталей; Знать, что для работы технике нужно топливо; Иметь представления о природных ресурсах, необходимых для изготовления и работы машин; Понимать почему необходимо беречь природу, выполнять элементарные правила охраны природы; Понимать роль современной техники в жизни человека; Иметь представления о различных дорогах ( согласно возрастным задачам); Иметь представления о различной скорости передвижения разного вида транспорта; 3нать, что технику придумал и сделал человек. Иметь представления об исторических фактах и причинах изобретения техники; Иметь четкие представления о скорости и торможении транспорта; Иметь представления о велосипеде как одном из видов транспорта; Иметь представления о гужевом транспорте (см. задачи); Знать и понимать различия и сходства между техническими видами транспорта и гужевым; Знать назначение, устройство, принцип работы, места возможного расположения светофора. Определять из какого |
1 | 2 |
материала сделаны детали светофора, объяснять почему. Понимать причины изобретения светофора; Понимать почему взрослым людям необходимо трудиться. Иметь представления о структуре конкретного трудового процесса: цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат; Иметь представления о связи труда людей занятых на одном и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда; Понимать роль современной техники в жизни человека; Знать: у любых товаров и услуг есть стоимость ( цена). Деньги - измеритель стоимости товара и услуги. Всякий труд оплачивается деньгами ( зарплата); Иметь представления о рекламе как распространителе информации о товарах и услугах; Уметь объяснять необходимость чередования труда и отдыха; Понимать почему возникают различные профессии; Знать особенности и назначение работы регулировщика; Знать кто и каким транспортом управляет, особенности труда транспортников; Уметь свободно ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них; Понимать и определять различное пространственное расположение; Уметь определять в речи правильную терминологию; / Понимать, что такое страна, знать столицу России, символику; Знать и уметь объяснить что такое город, улица; Знать, что перекресток это место пересечения улиц и дорог; Знать- мостовая часть улицы, расположенная между двумя тротуарами; Знать на какой улице расположен д/сад; Уметь называть домашний адрес; Знать: осевая линия на дорогах разделяет встречное движение машин - они е должны пересекать эту линию; Знать: на широких дорогах есть островки безопасности, уметь ими пользоваться; Знать где и чем заправляет водитель машину; 3нать: водитель учиться водить машину на автодроме, автодром уменьшенный макет города; Знать: машины на мостовых могут останавливаться только а специальных местах-стоянках; Знать: в городе и на автомагистралях специально для водителей и пассажиров предусмотрены пункты питания,телефон, мед. помощь, эти пункты отмечены специальными дорожными знаками; Уметь предусматривать последствия своих действий, анализировать свои и чужие поступки, оказывать помощь; Знать правила дорожного движения и уметь применять их в различных жизненных ситуациях; Понимать: для безопасности движения от всех пешеходов и водителей требуется строгое соблюдение дисциплины на улице; Знать и выполнять правила дорожного движения ( см. возрастные задачи); |
1 | 2 |
Знать правила пользования велосипедом, понимать, что детям кататься по дороге нельзя; Знать и понимать: для избежания опасных ситуаций на дороге, люди придумали специальные дорожные знаки. Уметь различать, называть знаки, объяснять их значение ( см. возрастные задачи). В игре самостоятельно применять знания о разнообразии транспорта, правил дорожного движения, труде людей. |
Подготовительная группа 6-7 лет | Кроме задач старшей возрастной группы знать и уметь: Различать, называть, группировать, классифицировать и сравнивать различные виды транспорта по различным, признакам; Уметь объяснять сходства и различия между животными и транспортом, различными машинами; Понимать когда и почему возникла необходимость изобрести очередную машину; Знать и понимать роль техники в жизни человека; Уметь рассказывать кто и где делает машины; Уметь рассказывать и объяснять выбор материала для изготовления конкретной детали, чем он обусловлен; Знать где Человек берет материал для изготовления машин и деталей, иметь представление о природных ресурсах, необходимости бережного их использования, понимать: небрежное использование природных ресурсов может привести к загрязнению окружающей среды, а это сказывается на здоровье Человека; Иметь представления о военной технике, ее назначении; Иметь представления о космической технике, ее назначении; Иметь четкие представления о понятиях: скорость, направление, расстояние, особенностях торможения транспорта; Знать из каких основных деталей состоит машина (см. возрастные задачи); Знать, что у каждой машины есть свой номерной знак; Знать - у каждой машины есть передние и задние световые сигналы (фары), обозначающие поворот; Знать из каких частей состоит велосипед, его сходства и различия с автомобильным транспортом; 3нать: верблюд, олени, собаки - гужевой транспорт, понимать что такое упряжка, нарты; Уметь устанавливать и объяснять причинные связи между способом передвижения животных и техническими устройствами придуманными Человеком; Знать какой транспорт может проезжать на красный сигнал светофора; 3нать назначение светофора, принцип работы, возможные места его расположения; Понимать принцип работы светофора на перекрестке; Иметь представления о других световых регулирующих приборах: семафор, бакен, маяк: назначение, принцип работы, место расположения, уметь выделять их части; Самостоятельно применять и выполнять правила поведения на улице и в общественном транспорте; Понимать почему каждому человеку необходимо трудиться; Понимать взаимосвязь и взаимозависимость труда людей различных профессий, мотив, результат Уметь объяснять почему появляются различные профессии. Знать компоненты трудовой деятельности работников |
1 | 2 |
транспорта и автозаводов, инструментарий, необходимый для работы, значение труда транспортников для людей; Знать, что деньги - измеритель ценности товара, услуги. За всякий труд платят заработную плату - деньги нужно зарабатывать; Знать: реклама - способ распространения информации о товаре и услугах; Понимать что такое отдых, зачем он нужен, как можно отдыхать, необходимость чередования труда и отдыха; Уметь самостоятельно выполнять различные трудовые поручения; Иметь представления об особенностях труда каюров, погонщиков, знать каюры управляют оленями, собаками, погонщики - верблюдами; Иметь представления о труде: космонавтов, военных транспортников, подводников, пилотов, штурманов, стюардесс, бортинженеров; Уметь хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно на них реагировать; Уметь употреблять правильную терминологию (слева, справа и т. п.); Уметь правильно объяснить что такое страна, город, улица; Понимать и уметь объяснить что такое перекресток; Знать адрес детского сада, свой домашний адрес; Знать название города и республики в которой живут дети, название страны и столицу; Понимать, что на Земле много стран - добраться из одной страны в другую можно с помощью различного транспорта; Понимать что такое осевая линия, для чего она предназначена, как пользоваться ею при необходимости и в целях безопасности; 3нать что такое автодром, для чего он предназначен; Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Понимать что любое событие, явление включает в себя причины и следствие (результат данных причин). Уметь по набору причин предвидеть возможный вариант. Уметь по определенному результату восстановить возможные причины приведшие к данному результату; Уметь предусматривать последствия своих действий; Уметь заботиться о своем здоровье; Уметь контролировать чувство страха, пытаться выходить из чрезвычайных ситуаций, правильно реагировать на изменения окружающей обстановки; Знать и соблюдать правила дорожного движения ( см. возрастные задачи); 3нать правила пользования велосипедом, уметь выполнять их; Знать различные категории дорожных знаков, узнавать, объяснять и выполнять их значение; Уметь находить дорогу к указанному объекту по всем правилам ( если я пешеход, если я водитель машины); Уметь отражать знания о дорожных знаках в творческих рассказах; Самостоятельно применять и выполнять в игре правила поведения на улице и в общественном транспорте; брать на себя роли и отражать в игре полученные знания по теме «Транспорт». |
ЛИТЕРАТУРА
Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., исп. И доп. - М., Мозаика - Синтез, 2005;
Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей (по возрастным группам) в детском саду «Радуга» /под
ред. Т. Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т. И. Гризик и др.- 2 изд. М., Просвещение, 1997 г;
Программа « Мой мир ». Приобщение ребенка к социальному миру. (Я -Человек) / С.А. Козлова,- М., 2000;
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» /В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, -С - П., 2002;
Сборник. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. /Р.Б. Стеркина, - М., 1997;
Сборник методических рекомендаций по предупреждению дорожно- транспортного травматизма в дошкольных учреждениях республики Марий Эл Часть 1 / Г.В.Алексеев.- Йошкар-Ола, 1992;
Сборник методических рекомендаций по предупреждению дорожно- транспортного травматизма в дошкольных учреждениях республики Марий Эл Часть 2 / Г.В.Алексеев.- Йошкар-Ола, 1993;
Пособие для семьи по изучению правил дорожного движения. Йошкар - Ола, 1992;
Баль Л.В. Букварь здоровья
Ю.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника. Методическое пособие. - М., 2001;
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия,- М., 1999;
Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. -М., 2001;
Дыбина О. В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, - М., 2001;
Н.Жук Л.И. Защитим детство, -Минск, 2001;
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Пособие. 2 кл., -М., 1984;
ИзвековаН.А. Правила дорожного движения. Пособие. 3 кл.,- М., 1982;
Костикова Л.П. Всемирная география, -М.,1998;
Маландин И.Г. Внимание дети. -М., 1975;
Мелихова Г.И. География и ты ( для старшего дошкольного возраста) ,- М., 1998;
Миллард Э. История в школе и дома. - М., 1997;
Пляшечук В. И. Дорожная азбука, - Киев, 1983;
Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Пособие 1 кл.,- М., 1976;
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Книга для воспитателя детского сада, -М., 1989;
Степанова Э.Ю., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения, -М., 1978;
Шибаев Н.А. Зеленая улица, - М., 1959;
Юрмин Г., Дитрих А. Потомучка. Веселая энциклопедия, -М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Плоскостопие является самым распространённым заболеванием опорно-двигательного аппарата. Оно заключается в деформации стопы, приводящей к уплощению последней. В результате стопа всеми своими точками к...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)
Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма разработана для 1 класса. Проводиться в форме классного часа «Наши друзь...
Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Статья по коррекционной педагогике "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...
Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Классный час «Как правильно переходить дорогу»
Ведущий замысел данной методической разработки заключается в практической и игровой деятельности младших школьников для изучения правил перехода дороги в положенных местах, дорожных знаков. Система ре...
«Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» «Ребенок – главный пассажир» (1-4 класс)
В последнее десятилетие в Российской Федерации особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортным...