Конспект на тему "что такое приставка"
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока86.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА  ЛАКТИОНОВОЙ ДАРЬЯ  СЕРГЕЕВНЫ

Тема: Приставка.

Цель: Создание условий для формирования знаний о приставке как части слова  и  формирование умения находить и выделять приставку  в слове.

Задачи:

  • Формировать представления о понятии «Приставка» и формировать умения находить и выделять приставку в слове.
  • Развивать умение делать выводы, анализировать, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 2 кл., авторы-составители Канакина ,Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: Окружающий мир  2 класс «Дикие и домашние животные»

Внутрипредметная связь: «Что такое корень слова?», «Что такое окончание?»

Планируемые результаты:

Предметные:

1)Знать , что такое приставка.

2)Уметь  находить и выделять приставку среди других частей слова.

Метапредметные:

Познавательные:

1)Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

1)Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 

Регулятивные:

1)Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач.

Личностные:

1)Развитие мотивов учебной деятельности.

Этапы урока

                                                                   Содержание

I. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь.

- Посмотрите на экран. Перед вами пословица: «Больше узнаешь – сильнее станешь.» ( слайд 1)

-Как вы эту пословицу понимаете?

-Я с вами согласна. Знания - это настоящая и реальная сила, благодаря которой человек может добиться очень больших высот, и сегодня на уроке мы с вами получим новые знания, а значит, станем сильнее.

- Посмотрите на экран. Вам нужно расшифровать анаграмму: УКАНА-НАУКА.( слайд  2)

- Научные тайны окружают нас везде. Сегодня на уроке предлагаю вам провести научное исследование и получить новые знания. В течение урока будем вкладывать результаты работы в исследовательскую карту.

- На уроке нам понадобится внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - улыбнитесь.

II. Актуализация знаний

- Начнем урок с повторения ранее изученного материал.

Внутрипредметная связь:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю- не верю» . Если ваш ответ да ,то вы поднимаете левую руку , если нет ,то правую.

  • Слово состоит из предложений? – Нет
  • Корень – это главная часть слова? - Да
  • Может ли слово быть без корня? – Нет
  • У родственных слов одинаковый корень? – Да
  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет
  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
  • Назовите, все изученные части слова.(окончание ,корень)

- Я предлагаю вам поработать в группах с использованием интерактивного оборудования. 1 группа- …., 2 группа-…….. Ребята из 1 группы будет работать у интерактивной доски, ребята из второй – у интерактивной панели. Вам нужно будет выполнить задание .

- Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием: не касайтесь оборудования влажными руками, пользуйтесь стилусом при выполнении задания

Интерактивная доска(слайд 3)

-Вычеркните лишнее слово .В однокоренных словах выделите корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый .

Интерактивная панель(слайд 4)

- Распределите слова по столбцам и выделите окончание.

              Нулевое окончание

                   Окончание

Корм, мастер, конь.

Тарелка ,ребята ,сосна.

- Поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку. Поставьте оценку. Молодцы!

- Ребята, а что помогло вам выполнить это задание? (знание о  окончании и корне)

III. Выявление места и причины затруднения

- Итак, мы выяснили, что вам знакомы корень и окончание.        

- А теперь, посмотрите на это задание.

(слайд5) каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.        

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

- Можем ли мы решить данное задание? Почему ?

- У нас возникло затруднение. Сегодня на уроке мы узнаем  ,  как находить и выделять приставку.

Межпредметная связь :

- Обратите внимание на слово заяц и вспомните урок окружающего мира.

- Заяц относится к живой или неживой природе ?(живой)

- Это дикое или домашнее животное ?(дикое )

Воспитательный момент :

-Ребята , а как мы должны относиться к диким животным? (Ко всем животным человек должен относиться с добротой, заботой и вниманием. Не допускать агрессии, жестокости, приступов злости. Ведь животные до последнего верят людям, даже если им очень больно. Они такие же живые существа, как и мы с вами. Лесных жителей, особенно краснокнижных, нужно оберегать, подкармливать, пресекать браконьерство.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Посмотрите на слайд и самостоятельно сформулируйте тему нашего урока

СТАВПРИКА.(слайд 6)

- Какая будет тема урока? (Приставка)

- Верно, тема нашего урока: «Приставка» (прописывать на доске)(слайд7)

-  Самостоятельно определите цель занятия что узнаем и чему научимся (узнать ,что такое приставка и научиться находить и выделять её.)(слайд8)

- На уроке мы будем работать по плану, но пункты плана перепутались. Поменяйте местами пункты плана так, чтобы он стал верным.(слайд9)

1. Узнаем что такое приставка;
2. Научимся находить и выделять приставку в слове;
3. Применим полученные знания;

- Хлопните в ладоши, если вы считаете, что теперь наш план стал верным. Отлично

V. Реализация построенного проекта.

Первый пункт плана.

- Начинаем работать по первому пункту плана: Узнаем что такое приставка

-Посмотрите на доску и прочитайте слова .(слайд 10)

 Приехать, отъехать, подъехать, наехать, заехать, доехать.

-Какая часть остаётся в выделенных словах неизменной? (корень слова -ехать)

- Значит это какие слова? (однокоренные)

- Какая часть в словах меняется? (часть, которая находится перед корнем)

- Молодцы, часть, которая находится перед корнем называется приставкой. Как вы думаете от какого слова образовалось слово приставка? ( приставить)

Верно, слово приставка образовалось от слова приставить. В словах приставку мы обозначаем таким знаком…

- К слову ходит добавили приставки при- ,от-, под- ,на-, за- ,до-, тем самым, образовали новые слова.

- Глаголы обозначают одно действие, а приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.

- Сейчас мы с вами выполним задание.

 -Выполним задание. К доске выйдет ….. , а остальные делают у себя на карточках.

- Вставьте пропущенную букву. Выдели приставку.(слайд 11)

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Сделайте вывод по первому пункту плана, вставив пропущенные слова в предложение под цифрой 1 в дневнике исследователя.

Микровывод : Приставка- это значимая часть слова , которая стоит перед корнем.

- Покажите класс, если вы считаете так же. Если мы выполнили первый пункт плана, покажите зелёный смайлик , если нет красный.

  Второй пункт плана.

- Выполним второй пункт плана. Научимся находить и выделять приставку в слове.

- Для этого составим алгоритм.

- Посмотрите на слово на слайде: ехал. Подберите к этому слову однокоренные слова так, чтобы изменялась приставка.(слайд 12)

Поехал ,заехал, переехал.

- Какой у них общий корень (ехал)?

- Давайте найдем приставку в словах (по, за, пере).

- Посмотрите, как выделяется приставка в словах.

- Итак, чтобы точно научиться определять и находить приставку, давайте расставим пункты алгоритма в правильной последовательности.(слайд 13)

1. Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить корень.

3. Выделить часть слова перед корнем – приставку.

- Сделайте вывод по второму пункту плана, вставив пропущенные слова в предложения под цифрой 2 в дневнике исследователя.

(Микровывод: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

- Какой вывод вы записали?

- Поднимите левую руку, если вы записали так же. Если мы выполнили второй пункт плана, покажите зелёный смайлик, если не выполнили - красный.

- Приступаем к третьему пункту плана. Применим новые знания .

Работа в парах.

- А теперь вернёмся к тому заданию , которое вызвало у вас затруднение  в начале урока , поработайте в парах на карточках .(слайд 14)

 каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

- Покажите посадкой, кто уже справился с заданием. Катя выйдет к доске и выполнит задания . Если вы не допускали ошибок покажите зелёный смайлик , если допустили – красный . Отлично .

- Теперь я предлагаю вам выполнить индивидуальную разноуровневую творческую работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно выполните: красная- трудная, зелёная - лёгкая. Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.

-Выполнять на зелёной  карточке пойдет…, на красной. к ….

Красная карточка:

Образуйте от глагола «делать» 4 однокоренных глагола при помощи приставок.

Переделать ,доделать ,сделать, приделать.

Зелёная карточка :

-Найди слова с приставками и выдели их.

Поспели, засмеялся, сладкий, побелка, умный, выкрасил, свисток, перешёл.

-Поднимите руку, кто выполнял задание на красной карточке. На зелёной..  катя выходит к доске и выполняет красную карточку , а на зелёной маша .

-Хлопните в ладоши у кого так же.

- Вложите  ваши работы в исследовательскую карту. Помните об аккуратности .

VI.Рефлексия учебной деятельности

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.

- Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать что такое приставка и научиться находить и выделять её. )

- Если мы достигли поставленной цели - поднимите правую руку.

- Если мы выполнили намеченный план, то поднимите левую руку.

Рефлексия. Воспитательный момент урока.

- Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и у каждого осталась исследовательская карта в виде знаний – внизу исследовательской карты поставьте себе оценку.

- Покажите. Я согласна с вашей самооценкой!

- Посмотрите на работы и выводы в исследовательской карте. Что вы сегодня узнали?

Вернемся к девизу нашего урока: «Больше узнаешь – умнее станешь.»

- Сегодня на уроке мы получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее. Я вам желаю, ребята, не останавливаться на достигнутом , и продолжать узнавать новое и всегда стремиться к новым знаниям. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт.  А ваши исследовательские карты мы перенесём в среднюю школу для дальнейшего изучения русского языка. Спасибо за работу на уроке! Я закончила!

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

Исследовательская карта

1.Узнаем что такое приставка;

Приставка – это ________ слова, которая служит для образования новых _________, придает им новые смысловые ___________.

2. Научимся находить и выделять приставку в слове;

 Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать __________________ без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед __________, и будет приставкой.
3. Применим полученные знания;

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

- Вставьте пропущенную букву. Выделите приставку.

П..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить , подберёзовик, п..дсолнух.

Работа в парах

 каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

Работа в парах

 каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

Работа в парах

 каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

 каждом ряду найдите слово без приставки. Зачеркните его.

Заяц, закладка, записать.

Полка, помыть, пояснить.

Обрубить, обувь, обвести.

Скушать, сшить, свет.

Красная карточка

- Образуйте от глагола «делать» 4 однокоренных глагола при помощи приставок.

Зелёная карточка

-Найди слова с приставками и выдели их.

Поспели, засмеялся, сладкий, побелка, умный, выкрасил, свисток, перешёл.

Красная карточка

- Образуйте от глагола «делать» 4 однокоренных глагола при помощи приставок.

Зелёная карточка

-Найди слова с приставками и выдели их.

Поспели, засмеялся, сладкий, побелка, умный, выкрасил, свисток, перешёл.

Красная карточка

- Образуйте от глагола «делать» 4 однокоренных глагола при помощи приставок.

Зелёная карточка

-Найди слова с приставками и выдели их.

Поспели, засмеялся, сладкий, побелка, умный, выкрасил, свисток, перешёл.

Красная карточка

- Образуйте от глагола «делать» 4 однокоренных глагола при помощи приставок.

Зелёная карточка

-Найди слова с приставками и выдели их.

Поспели, засмеялся, сладкий, побелка, умный, выкрасил, свисток, перешёл.

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg

smiley_6.jpg

1637113490_46-papik-pro-p-grustnii-smail-risunok-47.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....

Презентация урока по окружающему миру на темуЧто такое глобус(2 класс)

Разработка урока по окружающему миру на тему:"Что такое глобус"...

Конспект урока русского языка на тему: "Что такое приставка?"

Цели: - познакомить с приставкой как  значимой частью слова;           - формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью п...

Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"

Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)

Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить  с приставкой как з...