Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
учебно-методический материал (4 класс)

Курилова Татьяна Ивановна

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема

Семейный бюджет

Учитель

Курилова Татьяна Ивановна, МОУ СОШ№16

Класс

4 класс, родители

Форма занятия

Внеклассное занятие с использованием игровой, проектной и мультимедийной технологий

Цель

Подготовка учащихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • умение         правильно        использовать        термины:        доходы         семьи,        расходы семьи, потребности, семейный бюджет;
  • умение         объяснять        и        сравнивать        основные         источники        доходов        семьи;
  • умение         приводить        примеры        основных        и        текущих расходов  семьи.

Метапредметные результаты:

  • компетенция        выполнения        пошагового        контроля        своих        учебных действий и итогового контроля результата;
  • компетенция        оценки        правильности        финансовых        действий        и        способов решения элементарных финансовых задач;
  • компетенция        исправления        своих        действий        на        основе        оценки         и учёта выявленных ошибок.

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Оборудование

Компьютер, проектор, толковые словари, плакаты, картинки по теме занятия, клей

Расстановка парт и стульев

3 группы парт

Сценарий внеклассного занятия

Этапы

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательный эффект

  1. Организационный

Здравствуйте, ребята и уважаемые родители!

Все расселись по местам,

никому не тесно,
По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Дети делятся на 2 группы и занимают места за партами,  3 группа – родители.  

Слушают, настраиваются на работу

  1. Мотивационный

2 слайд

3 слайд

Посмотрите отрывок из сказки великого русского поэта. Кто автор и как называется эта сказка?

Почему старики так плохо жили?

У них была возможность заработать деньги? Чем занимался старик? А старуха?

А ведь деньги не только важно уметь заработать.

Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к нашему занятию.

“Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”.

Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить.

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»»

Ловил рыбу…пряла пряжу…

Создание мотивации к изучению темы занятия

  1. Постановка темы и цели занятия

4 слайд

5 слайд

Кто скажет, какова тема нашего занятия? Какую цель мы поставим перед собой?

- Вот сегодня мы откроем для себя тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.

- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Будем говорить о семейном бюджете, о деньгах, о домашней экономике, о доходах

Получение знаний об основных понятиях по теме.

  1. Основной этап

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

О деньгах, умении экономно их расходовать люди задумывались издавна. Свои знания они оставили нам в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю вам поработать в группах, собрать пословицы и объяснить смысл одной из них.

1 группа

Копейка рубль бережет

Деньги счет любят

Нелегко деньги нажить, а легко прожить

2 группа

Без копейки рубля нет

Денежка без ног, а весь свет обойдет

Деньги не грибы, можно и зимой найти

3 группа (родители)

Вспоминают и записывают пословицы про деньги или обращаются к мультимедийному ресурсу

https://vdahl.ru/

Благосостояние каждой семьи во многом зависит и от семейного бюджета. Неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит многие семьи к разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи даже и к разводу. 

Чтобы такого не было,  не обязательно каждый месяц зарабатывать очень много денег (хотя это было неплохо), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья. 
Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение? 

Вот уже несколько раз я повторила - «семейный бюджет», «доход», «расход» а что это такое? Я предлагаю вам поработать с толковыми словарями, а родители поработают с мультимедийным ресурсом.

https://ozhegov.slovaronline.com/

1 группа ищет значение слова «доход»,

2 группа – «расход»,

3 группа (родители) – «семейный бюджет». 

БЮДЖЕТ — (англ. budget) –это система доходов и расходов, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок , время, год).

Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи на определённый период времени. (картинка два кошелька закрытый и открытый)

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.  

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

А теперь давайте поиграем…

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На доске карточки прикреплены магнитами (зарплата, пенсия, стипендия, детские пособия).

Учитель приглашает представителей каждой команды, распределяет роли и раздает реквизит:

Бабушке – платок, очки.

Папе - шляпу.

Маме – фартук, куклу.

Старшему брату – студенческий билет.

Задание.

Учитель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

Задание классу.

- А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.

(Дети читают хором источники доходов).

Какие еще доходы могут быть в семье?

Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

- На что расходуются деньги в семье? Расходы бывают обязательные (основные), текущие. Назовите обязательные расходы….текущие

Вопрос детям:  «А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?»

Участники начинают работать в группах, получив инструкционные карты

Слушают объяснение учителя

Работают в группах с информационными источниками (толковые словари, толковый словарь онлайн)

Принимают участие в ролевой игре, проверке выполненного задания

Зарплата, пенсия, Стипендия, пособие по уходу за ребенком

Премии, выигрыши, доходы с приусадебного участка,

Обязательные – коммунальные платежи, питание, оплата за ребенка в детском саду, мобильная связь, расходы на бензин

Текущие - одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

Расходы на лекарство…

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях

  1. Заключительный этап

10 слайд

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и изготовить постер.

1 группа – «Доходы»

2 группа – «Расходы»

3 группа – «Семейный бюджет»

Защита постеров

 Каждая группа получает инструкционные карты

Представитель каждой группы озвучивает изготовленный постер, постеры вывешиваются на доску

Закрепление полученных знаний, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

VI.Рефлексия

11-15 слайды

В конце нашего занятия я предлагаю вам  разгадать кроссворд, все слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово, которое мне хочется вам сегодня сказать

1. Вид расходов, при котором нужно платить, за коммунальные услуги, за детский сад, кружки. (Основной)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6. Как называется доходы и расходы членов одной семьи(Бюджет)

7. Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью(Доход)

Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо».  Я благодарю вас за  хорошее настроение, правильные ответы и дружную работу.   Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня, помогут стать хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

Отгадывают кроссворд

Реализация самоанализа в результате изучения темы

  1. Итог занятия

Приложение 1

1, 2 группы

  1. Соедините части пословиц
  2. Объясните смысл любой из них

3 группа

  1. Вспомните и запишите пословицы про деньги.
  2. Объясните смысл любой пословицы

Приложение 2

1 группа

  1. Выбрать из предложенных пословиц ту, которая отражает название постера (Всякий доход не живет без забот)
  2. Подобрать картинки, соответствующие теме постера.
  3. Написать свои варианты увеличения дохода семьи.

2 группа

  1. Выбрать из предложенных пословиц ту, которая отражает название постера (Получишь доход – явится и расход)
  2. Подобрать картинки, соответствующие теме постера.
  3. Написать свои варианты уменьшения расходов семьи

3 группа

  1. Выбрать из предложенных пословиц ту, которая отражает название постера (Копейка к копейке – проживет и семейка)
  2. Подобрать картинки, соответствующие теме постера.
  3. Дать советы детям: как заработать деньги, как избежать финансового мошенничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет"

Сценарий занятия на тему: «Семейный бюджет»Цели занятия:v усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;v изучить структуру семейного бюджета. Предметные образовательны...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Внеклассное занятие «Бюджет семьи»

Цель: показать ценность семейных отношений; повысить культуры бытаЗадачи:1.Познакомить с понятием «бюджет». 2.Формирование здорового образа жизни у учащихся.3.Воспитывать уважительное...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Данное мероприятие направлено на формирование представления у обучающихся о семейном бюджете, расходах и доходах; о балансе доходов и расходов при составлении бюджета....

Внеурочная деятельность по финансовой грамотности. Конспект занятия " Как сохранить семейный бюджет" (4 класс)

Актуальность: Урок финансовой грамотности в начальной школе актуальны, потому что:Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевиз...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Ловушки для денег. Доходы, расходы в семье"

Внеклассное занятие для 2-го класса по финансовой грамотности.Основной целью занятия является создание условий для формирования у учащихся представления о направлениях расходов и доходов  в семье...