Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Бондарева Тамара Алексеевна

Данное мероприятие направлено на формирование представления у обучающихся о семейном бюджете, расходах и доходах; о балансе доходов и расходов при составлении бюджета.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейный бюджет Педагог: Бондарева Т. А .

Слайд 2

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Слайд 3

Практическая ситуация Однажды вечером три семьи: Михайловы, Бадмановы и Базаровы собрались за столом. Семья Михайловых предложила летом провести всем вместе очередной отпуск у Чёрного моря. Все ли семьи смогут провести отпуск у моря учитывая свой семейный бюджет?

Слайд 4

Что такое: Семейный бюджет? Доходы? Расходы? Обязательные расходы? Непредвиденные расходы?

Слайд 5

Семейный бюджет – план доходов и расходов. Доходы – деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Расходы – это траты на самые разные товары и услуги. Обязательные расходы – это расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг, на проезд в транспорте, лечение и образование, покупку и ремонт мебели и бытовой техники. Непредвиденные расходы – это расходы непредвиденные заранее (на лекарства, ремонт водопровода, пылесоса и т.д.)

Слайд 6

Выясним: Смогут ли Михайловы, Бадмановы и Базаровы провести отпуск у моря учитывая свой семейный бюджет?

Слайд 7

Работа в группах 1 группа Семья Михайловых 2 группа Семья Бадмаевых 3 группа Семья Базаровых Решите задачи и сделайте вывод

Слайд 8

Вывод – необходимость регулярного контроля семейных расходов - основа финансового благополучия семьи. Экономить должен каждый член семьи.

Слайд 9

Подведём итоги Пройдите по ссылке и выполните тест «Семейный бюджет» https://onlinetestpad.com/ydxvzknem74wm

Слайд 10

Рефлексия Что я узнал нового? Чему я научился? Как новые знания повлияют на мою повседневную жизнь

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема

Семейный бюджет

Класс

4 класс

Форма занятия

Практикум с использованием цифровых ресурсов  

Цель занятия

 формирование представления у обучающихся о семейном бюджете, расходах и доходах; о балансе доходов и расходов при составлении бюджета.

Предметные:

  • иметь представление о семейном бюджете;
  • умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, семейный бюджет;
  • знать источники доходов семьи, уметь определять первостепенные и второстепенные расходы;
  • умение сравнивать и классифицировать доходы и расходы

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;
  • овладеть практическими навыками распределения доходов и расходов;
  • развитие коммуникативных компетенций (работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания).

Личностные: 

  • понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
  • понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями;
  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности их денежных ресурсов

Оборудование

Проектор, экран со звуком, планшеты (15 шт.)

Стенд для вывешивания результатов (обычная доска с магнитами).

Расстановка парт и стульев

По группам (всего 3 группы), чтобы все могли видеть экран и учителя.

Расх. материал

3 ватмана или листа А3, фломастеры (3 пачки).

Дидактический материал

Презентация, Видеоролика, https://youtu.be/xunUzQzadi0;    

3 листа (приложение 1, 2, 3), каждый лист для одной группы.

ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ ПО ЭТАПАМ

№ слайда,

использ. средства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный

эффект

ШАГ 1. Представление и анализ практической задачи, 5 мин.

1

Слайд № 2

Слайд № 3

Организует устный опрос: кто из взрослых в вашей семье работает и зарабатывает деньги? Если в вашей семье те, кто получает пенсию, стипендию, пособие? На что ваша семья расходует деньги?

Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство нужен... Что же это?

Разгадывают ребусы, определяют тему и цель занятия.

Введение в тему,

формирование личностно значимого содержания.

Просит прочитать ситуацию, выведенную на экран. Организует обсуждение ситуации.

Подводит к мысли о том, что необходимо знать семьям, которые собираются провести свой очередной отпуск у моря и что лежит в основе финансового благополучия.

Обсуждают, высказывают свою позицию.

Формирование проблемного поля (понимание рисков и возможностей их минимизации).

ШАГ 2. Освоение базовых понятий, 7 мин.

2

Слайд № 4

Фиксирует внимание учеников на том, какие понятия необходимо знать, чтобы ориентироваться в вопросе.

Смотрят на слайд, могут высказывать свои предположения, если знают понятия.

Знакомство с понятиями.

Видеоролик,

4 мин 05 сек

Смотрит видеоролик вместе с учениками.

Смотрят видеоролик, слушают внимательно.

Трансляция базовых понятий в интерактивной форме

Слайд № 5

Организует обсуждение понятий, которые были озвучены в видеоролике.

Все понятия появляются на слайде.

Участвуют в обсуждении прослушанного.

Отвечают, опираясь на услышанное в видеоролике и своё мнение.

Формирование понятий семейный бюджет, доходы, расходы, обязательные доходы, непредвиденные доходы

Установление связи теории и практики.

ШАГ 3. Обсуждение практической ситуации через решение задач.

(работа в группах – 8 мин., выступление от групп – 9 мин.)

3

Слайд № 6

Задает вопрос, представленный на слайде.

«Выясним, смогут ли Михайловы, Бадмановы и Базаровы провести отпуск у моря учитывая свой семейный бюджет?»

Слушают учителя

Формирование мотивации на освоение знаний в области семейного бюджета.

Слайд № 7

Раздаточный материал:

Семья Михайловых – 1 группа

Семья Бадмаевых –

2 группа

Семья Базаровых –

3 группа

Обращает обучающихся к необходимости решения практических задач.

Для этого дает задание по группам (обучающиеся уже сидят по группам):

1 группа -  Семья Михайловых (приложение)

2 группа – Семья Бадмаевых (приложение)

3 группа - Семья Базаровых (приложение)

Задание группе:

«Рассчитайте месячный бюджет, на основе раздаточного материала. Сделайте вывод, сможет ли семья позволить себе отдых у Чёрного моря и свои суждения оформите на ватмане».

Раздаёт ватман, фломастеры, начинает отсчет времени – 7 мин.

Слушают учителя.

Уточняют задание, если не поняли.

Определение задания групповой работы.

Консультирует группы, если возникают вопросы.

Работают в группе. Обсуждают и решают практические задачи. Рассчитывают месячный бюджет каждой из семей. Оформляют результаты работы на плакате и готовят выступление.

Доска, плакат, 3 группы

Организует выступление каждой группы по очереди:

1 группа -  Семья Михайловых, где доходы превышают расходы.

2 группа – Семья Бадмаевых, где доходы меньше расходов.

3 группа - Семья Базаровых, где доходы равны расходам

Комментирует выступления с точки зрения того, правильно ли группа сделала вывод по отношению каждой семьи.

Каждая группа выступает – 3 мин.

Свой плакат вывешивает на доску, комментирует его. Выступление формирует, как они провели расчёт семейного бюджета на месяц. Делают правильный вывод по отношению к семье, которая хочет отправиться летом на отдых к морю.

Другие группы следят, задают вопросы.

 Формирование умений анализировать свои суждения.

ШАГ 4. Обобщающая беседа с выводом, 3 мин.

Слайд № 8

Подводит к тому, чтобы совершить желаемый отдых семей к морю, что необходимо учитывать.

Выслушивает версии обучающихся.

Обращает внимание на экран: «Экономить должен каждый член семьи».

Приходят к выводу, чтобы семьи Бадмаевых и Базаровых поехали в очередной отпуск к морю, нужно сократить расходы.

Слушают учителя.

Обобщать, делать выводы.

ШАГ 5. Закрепление освоенных знаний.  Выполнение теста, 5 мин.

Слайд № 9

Предлагает обучающимся выполнить тест в цифровом формате, пройдя по предложенной ссылке

 https://onlinetestpad.com/5hm3ptolrqh72

 Тест «Семейный бюджет».

Предлагаемые вопросы:

1. Как называются деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи? 

2. Что такое семейный бюджет?

3. Отметь правильные ответы.
К регулярным доходам семьи относятся:

4. Как называются деньги, которые тратятся в семье на разные нужды?

5. К обязательным расходам семьи не относятся:

6. Расходы, которые каждая семья совершает независимо от своего достатка, это ...

7. Могут ли расходы превышать доходы семьи?

Проходят по ссылке в планшетах, читают задания, думают, отвечают на вопросы теста и получают результат теста в баллах и процентном соотношении.

Ответы:

1. Доходы

2. План доходов и расходов

3. Заработная плата, пенсия

4. Расходы

5. Покупка нового смартфона, посещение ресторана

6. Обязательные расходы

7. Нет, потому что будет не на что купить самые необходимые продукты и вещи

Усвоение знаний о семейном бюджете  

ШАГ 6. Рефлексия, 2-3 мин.

Слайд № 10

Организует рефлексию, чтобы закрепить понимание, знания, освоенные на занятии.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод практической ситуации о необходимости регулярного контроля семейных расходов

Закрепление ценностных установок, модели семейного бюджета как основы финансового благополучия семьи.

Приложение 1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Внеурочное занятие по теме: «Семейный бюджет»

Цель: формировать у учащихся понятие «семейный бюджет».Задачи: - Дать понятие семейного бюджета; выявить основные источники формирования семейного бюджета.- Развивать способность осуществл...

Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс.

Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс. Интегрирование с окружающим миром и технологией....

Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...