Внеурочная деятельность по финансовой грамотности. Конспект занятия " Как сохранить семейный бюджет" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Чернова Людмила Михайловна

Актуальность: Урок финансовой грамотности в начальной школе актуальны, потому что:

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Многие дети получают карманные деньги, но не имеют представления о том, как правильно их расходовать.

Современные дети активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

Финансовая грамотность — это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать, как правильно сохранить семейный бюджет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd._kak_sohranit_semeynyy_byudzhet.docx84.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

Занятие внеурочной деятельности

по финансовой грамотности

«Как планировать семейный бюджет»

Гурьянова Людмила Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

Заинск 2022 год.

Аннотация к методической разработке занятия.

Название материала

Занятие по внеурочной деятельности. «Финансовая грамотность.

Тема занятия

Как сохранить семейный бюджет.

Класс

4 класс

Краткое описание краткое описание представленного занятия, дающее представление о месте занятия в учебной программе, об использованных методах и приемах, в т.ч. инновационных, обозначить актуальность выбранной темы, аргументацию выбора формы проведения, результативность.

Актуальность: Урок финансовой грамотности в начальной школе актуальны, потому что:

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Многие дети получают карманные деньги, но не имеют представления о том, как правильно их расходовать.

Современные дети активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

Финансовая грамотность — это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать, как правильно сохранить семейный бюджет.

Занятие внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

«Как планировать семейный бюджет.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, что такое семейный бюджет и что значит планировать семейный бюджет.

Ключевой вопрос. Что значит планировать семейный бюджет.

Основные понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Планируемые результаты:

Предметные:
- уметь решать задачи практического содержания, знать понятия бюджета, дохода и расхода;
- формирование понимания того, что финансы сопровождают человека на протяжение всей жизни, финансовое благополучие каждого зависит от самого человека

Личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, формирование бережного отношения к семейному и личному бюджету;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- развито умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- проявление познавательной и творческой инициативы
Коммуникативные УУД:

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Формируемые знания, умения, навыки:

Сравнивать покупки по степени необходимости.

Различать планируемые и непредвиденные расходы;

Сравнивать доходы и расходы;

Объяснять, как можно экономить.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Добрый день, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Чтобы нам сегодня комфортно и слаженно работалось я вам предлагаю разделиться на группы-«семьи»  по 6 человек придумайте фамилию вашей семьи. (придумывают фамилии семей.)

  1. Изучение нового материала.

- Ребята, вы хотите узнать, что называют “Великим изобретением человечества”?

- Разгадайте ребус, и вы ответите на этот вопрос.

_Какие получились слова?  (деньги, семья, бюджет).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)

- Верно, сегодня мы с вами узнаем, что такое семейный бюджет и как правильно планировать его, чтобы хватило денег на всё, чего хочется!

Сейчас я вам предлагаю поработать с учебником Финансовая грамотность» по группам.

  1. Работа в группах.  У каждой группы будет свое   задание.  Вам нужно будет поработать с новым материалом и ответить на мои вопросы.

1 группа-  «семья» – «Федоровы» – Что такое семейный бюджет.? (Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов. Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелек, сумка, кожаный мешок» Он помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности.

2 группа –«семья» - «Ивановы» – Что значит планировать семейный бюджет? (Чтобы составить проект семейного бюджета нужно ответить на три вопроса.

  1. Сколько денег у семьи имеется?
  2. Как их правильно потратить?
  3. Какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем расходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Вспомните, какие бывают доходы и расходы у семьи.

Это мы знаем!  Премия Пенсия Стипендия Пособия Зарплата Бюджет Товары текущего потребления Сбережения Услуги Товары длительного пользования

3 группа «семья» - «Степановы» – Каким должен быть семейный бюджет.? ( планируемые расходы не должны превышать доходы семьи, иначе образуются долги. Избежать можно двумя способами: либо сократить свои расходы, либо найти дополнительные источники дохода.

4 группа –«семья – «Светловы» – Как можно сэкономить деньги?  ( Есть несколько способов сэкономить деньги. Нужно составить заранее список покупок. Это спасет вас от необязательных трат.

Практическая работа в группах .

Давайте вместе обсудим, как сэкономить деньги? Для себя составим памятку. (на листочках составляют памятку)

- Очень важно планировать бюджет семьи, чтобы расходы не превышали доходы. Что произойдёт, если всё-таки расходы будут больше, чем доходы?
- Правильно. Тогда кому-то из вашей семьи придётся отказаться от своей мечты.
- Планировать бюджет очень просто. Например, перед походом в магазин напишите с мамой список того, что вам необходимо купить. Тогда вы не сделаете лишних и ненужных покупок, сможете оценить, сколько денег вы потратите.
- Кто-нибудь из вас пишет такие списки перед походом в магазин? (каждая группа составляет список покупок.)

- Ребята, а какие еще есть бюджеты? (слушают учителя.)

Каждое государство имеет бюджет в нем указаны все планируемые статьи государственных доходов и расходов. Бюджет Российской Федерации имеет силу закона. Он принимается парламентом страны. (Федеральным собранием) и подписывается президентом.

- Послушайте страничку истории как появился бюджет государства? Историки считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Это были меха, мед, воск, продовольствие. В период монгольского нашествия в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход»

Министерство финансов Росси было образовано в 1802 году. В 1811 году Александр первый издал Наказ Министерству финансов с описанием первых «правил по составлению государственных росписей», то есть смет доходов и расходов.

Подведём итог!

Петру I приписывается выражение «Кто не бережёт денежки, тот сам не стоит рубля». Как вы думаете, что он хотел этим сказать? (Высказывания детей)

Правильно, ребята «Умный человек должен не только придумать, как заработать деньги, но самое главное, как их правильно потратить».

Что нового вы узнали?

 В чём полезность нашего урока?

Что главное извлекли из урока? 

Рефлексия.

Я думаю, что сегодняшнее занятие научило вас задуматься, или навел на размышление, или дал возможность понять что-то...

Вы молодцы, спасибо вам за это занятие!

Литература:

  1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват.орг.-М.: ВАКО, 2018. – 112 С. – (Учимся разумному финансовому поведению.)
  2. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват.орг.-М.: ВАКО, 2018. – 56 С. – (Учимся разумному финансовому поведению.)
  3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват.орг.-М.: ВАКО, 2018. – 120 С. – (Учимся разумному финансовому поведению.)

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Семейный бюджет"

Данный конспект разработан для использования на классном часе или уроке окружающего мира, посвящённом теме "Семейный бюджет". Для создания конспекта были использованы идеи учителей, работающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс

Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях,   о функциях денег в жизни человека....

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Статья и разработка мероприятия "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности по теме «Наличные и безналичные деньги».

Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности  в решении финансовых проблем. Финан...

Технологическая карта по финансовой грамотности "Мои потребности и возможности семейного бюджета" (2 класс)

Цель урока: формирование умения грамотно распределять семейный бюджет, планировать покупки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семе...