Педагогическая копилка
картотека
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игры | Цель | Название игры | Ход игры |
Игры на формирование умения выделять функции объекта | Развивать умение выделять функции, свойства объекта | «Что умеет делать?» | Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. |
«Мои друзья» | Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.). | ||
«Все в мире перепуталось» | Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.) | ||
Игры на выявление подсистемных связей | Расширять знания детей о предметах окружающего мира, давать им характеристику | «Где живет?» | Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов. Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь? Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще? Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака? Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. |
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» | Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»? Дети: Кошка, котенок. | ||
«Назови часть предмета» | Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) | ||
«Гирлянда» | Строится цепочка из слов, связанных по смыслу с помощью вопросов. Ведущий предлагает стартовое слово. Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета. - Лягушка какая? Ребенок отвечает: - Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: - Зеленая, кто (что)? Ребенок отвечает: - Трава. - Трава что делает? (растет) - Растет что (кто)? (ребенок) - Ребенок какой? (веселый) - Веселый кто бывает? (клоун) - Клоун что делает? (смеется) | ||
«Кто? С кем? Где? Когда?» | Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка. На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку. Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!» | ||
«Животные, растения, птицы» | 1) Ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза». 2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка». 3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь». | ||
Игры на формирование у детей системного мышления | Блок №1 «Функциональное назначение объекта» | «Чья это работа?» | Каждый ребёнок выбирает себе образ. Желательно, чтобы образы выбирались с несовпадающими функциями. Образ можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центре круга. Подбрасывая мяч вверх, он называет какую – либо функцию того или иного образа. Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5 – 6 детей. |
«Угадай, кто я?» | Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…». Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. «А ещё я умею..», - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, кататься, лежать… (мячик). Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально задуман, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. | ||
«Кто же это делает?» | Один из участников загадывает предмет, остальные дети по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: «Это летает? Режется? Нужно для письма?» и т.д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего. | ||
«Повторяка» | Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя:
Основная сложность данного тренинга заключается в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции. | ||
Игры на формирование у детей системного мышления | Блок №2 «Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени» | «Как это было?» | Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развитиях или созданиях, и предлагается разложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в единую сплошную линию. |
«Репка» | Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем… вытащили репку. | ||
«Ромашка» | В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают предметные картинки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам. | ||
«Что было? Что будет» | Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем,и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет. | ||
«Цепочка» | Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д. «Змея» В игре участвуют 4 – 6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой системной цепочки: улица, квартал, район, город… Или: морковь, грядка, огород, деревня… Слова называют не по системному порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия. | ||
Игры на сравнение систем | Формировать умение называть объекты по разным признакам | «На что похоже» | Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Можно использовать предметные картинки. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. |
«Давай поменяемся» | Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком. Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком. | ||
«Найди друзей» | Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал «Моя педагогическая копилка» Словарная работа на уроках русского языка.
Методы и приемы работы над словарными словами...
Из опыта работы по формированию навыков чтения (методические разработки). В педагогическую копилку.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...
Педагогическая копилка вожатого
Для учителей начальных классов и студентов...
Педагогическая копилка Вожатого
Педагогическая копилка Вожатого...
Педагогическая копилка (модель детского самоуправления, план – сетка на смену, ключевые общелагерные дела, открытие спортокиады спортивный праздник «Олимпийские игры» и т. д.)
Уважаемые вожатые и воспитатели! Вашему вниманию предлагаются конкурсные программы, праздники, коллективные творческие дела, различные игры, которые вы можете использовать при составлении досуговых де...