РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_3_kl_.docx | 40.07 КБ |
_ya_-issledovatel._.docx | 44.93 КБ |
ekolog_i_ya.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
(3 «В» класс)
Составила: Джанбекова Н.У.
учитель первой категории
2022
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса составлена на основе:
- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 г.
- ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года № 373), учитывая все последующие изменения
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования».
- постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- УПа МБОУ «СШ №1» на 2022-2023 учебный год
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Программа дополнительного образования по занимательной математике рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели
Данная рабочая программа по занимательной математике на 2022-2023 учебный год может быть реализована в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации и последующим переводом обучения в дистанционный режим.
Целью занятий внеурочной деятельности является: воспитание любознательного, активно-познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Реализация целей занятий достигается следующими задачами:
- Воспитание интереса к предмету;
- Развитие наблюдательности, геометрической зоркости;
- Умение анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать;
- Решать учебную задачу творчески.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним ребенком «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Планируемые результаты освоения программы
Ценностными ориентирами содержания внеурочной деятельности являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные результаты:
—развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
—развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умение преодолевать трудности;
—воспитание чувства справедливости, ответственности;
—развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
Матапредметные результаты:
—сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного занятия;
—моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворды;
—анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
—включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
—анализировать текст задачи;
—конструировать последовательность шагов решения задачи;
—объяснять выполняемые и выполненные действия;
—выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
—ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту;
—составлять фигуры из частей;
—анализировать предложенные возможные варианты верного решения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Планируемые результаты изучения данного курса
Обучающийся научится:
- находить ответы по табличному умножению и делению быстро и качественно;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по
- аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 1000, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 0 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты. Формулировать изученные свойства умножения и деления и использовать их при вычислениях. Вычислять значения числовых выражений. Осуществлять действие самоконтроля и взаимоконтроля правильности вычислений. Находить информацию в учебнике и других источниках |
2 | Мир занимательных задач. | Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения. Планировать алгоритм решения задачи. Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи. Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи. Оценивать готовое решение (верно, неверно). Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа. Искать и находить все варианты решения логической задачи. — оценивать результат своей деятельности: |
3 | Геометрическая мозаика. | Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | Показывать оси симметрии фигур. Объяснять и доказывать выбор места заданной фигуры в конструкции. Искать все возможные варианты решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ | Тема | дата | факт | Причины корректировки |
1 | Интеллектуальная разминка | |||
2 | «Числовой» конструктор | |||
3 | Геометрия вокруг нас | |||
4 | Волшебные переливания | |||
5-6 | В царстве смекалки | |||
7 | «Шаг в будущее» | |||
8-9 | «Спичечный» конструктор | |||
10 | Числовые головоломки | |||
11-12 | Интеллектуальная разминка | |||
13 | Математические фокусы | |||
14 | Математические игры | |||
15 | Секреты чисел | |||
16 | Математическая копилка | |||
17 | Математическое путешествие | |||
18 | Выбери маршрут | |||
19 | Числовые головоломки | |||
20-21 | В царстве смекалки | |||
22 | Мир занимательных задач | |||
23 | Геометрический калейдоскоп | |||
24 | Интеллектуальная разминка | |||
25 | Разверни листок | |||
26-27 | От секунды до столетия | |||
28 | Числовые головоломки | |||
29 | Конкурс смекалки. Промежуточная аттестация (тест). | |||
30 | Это было в старину | |||
31 | Математические фокусы | |||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | |||
34 | Математический лабиринт | |||
Итого: 34 ч |
Требования к результатам обучения обучающихся 3 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; -пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. | -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я -исследователь»
на 2022 – 2023 учебный год.
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» разработана для обучающихся 3 класса. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с.)
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;
- в соответствии основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ с.Орловка;
- учебного плана МБОУ «СШ№1» на 2022-2023 учебный год,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»;
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель курса:
-трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Ключевой идеей курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Содержание программы данного курса опирается на такие предметы как риторика, информатика и ИКТ, окружающий мир, технология
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Современное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, практическая сторона программы начального общего образования по курсу «Я – исследователь» связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Новизна. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме защиты проектов проектно-исследовательских работ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 35 часов. Изучение курса ведется в виде систематических внеурочных занятий с использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские модели
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы и виды контроля
- Текущий: индивидуальная работа, ответы на вопросы, тренинги, игры-исследования, практические занятия.
- Итоговый: выступление на мини-конференции, защита проектов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации
Содержание занятий
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28. Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-33. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 3ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 34. . Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тема 35. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 3 |
31-33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 3 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
35 | Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности. | |
Итого: 35 часов |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1) Наличие кабинета с хорошим освещением.
2) Столов и стульев по количеству детей, размерами по возрасту.
3) Стенды для оформления детских работ.
4) Доска.
5) Инструменты и материалы для работы.
6) Музыкальный фонд (классика).
6) Проектор.
Список литературы:
1)Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2)Савенков А.И. Методическое пособие: «Методика исследовательского обучения младших школьников». - Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
3)Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь». - Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010 г.
4)Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
5)Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
6)Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
7)Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.
8)Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56с
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | примечание | |
По плану | Корр. | ||||
1 | Что такое исследование? | 1 | 04.09.20 | ||
2 | Как задавать вопросы? | 1 | 11.09.20 | ||
3 | Как задавать вопросы? | 1 | 18.09 | ||
4 | Как выбрать тему исследования? | 1 | 25.09 | ||
5 | Как выбрать тему исследования? | 1 | 02.10 | ||
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | 09.10 | ||
7 | Библиотечное занятие. | 1 | 16.10 | ||
8 | Знакомство с информационными справочниками. (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1 | 23.10 | ||
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | 06.11 | ||
10 | Наблюдение . | 1 | 13.11 | ||
11 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. | 1 | 20.11 | ||
12 | Самостоятельное планирование выполнения практического задания. | 1 | 27.11 | ||
13 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 1 | 04.12 | ||
14 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | 11.12 | ||
15 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). | 1 | 18.12 | ||
16 | Формулировка предположения (гипотезы) | 1 | 25.12 | ||
17 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | 15.01.21 | ||
18 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | 22.01.21 | ||
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | 29.01.21 | ||
20 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. | 1 | 05.02 | ||
21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. | 1 | 12.02 | ||
22 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 1 | 19.02 | ||
23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 1 | 26.02 | ||
24 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | 05.03 | ||
25 | Как делать схемы? | 1 | 12.03 | ||
26 | Методика проведения самостоятельных исследований. | 1 | 19.03 | ||
27 | Коллективная игра-исследование. | 1 | 26.03 | ||
28 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | 1 | 09.04 | ||
29 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | 1 | 16.04 | ||
30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | 1 | 23.04 | ||
31 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | 30.04 | ||
32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | 07.05 | ||
33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | 14.05 | ||
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | 21.05 | ||
35 | Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности. | 1 | 28.05.21 | ||
Итого: 35 часов |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по экологии
Наименование программы: Эколог и Я
Направление программы: социальное
Ступень обучения (класс): 3 класс
Количество часов: 34 часа
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Актуальность программы
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Программой развития школы одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры. Программа является частью Программы развития Центра образования и входит в проект «Допрофессиональные компетенции».
Начало экологического образования школьники получают на занятиях внеурочной деятельности «Будь здоров».
Свое развитие программа «Эколог и Я» получает в рамках деятельности экологического отряда «Волонтер», где ребята занимаются реальной помощью близлежащим домам по благоустройству полисадников, а ландшафтному дизайну они обучаются на программе внеурочной деятельности «Основы фитодизайна». Центр образования № 42 сотрудничает с городским экологическим центром.
В рамках программы «Школьная компания» обучающиеся ищут виды экологически безопасной предпринимательской деятельности. В 2015 году наши школьники широко представляли в городе проект экологических ручек (для письма), сделанных их использованных школьных тетрадок, а также проводят мастер –классы для нашей школы по изготовлению подарков из различных отходов и старых вещей (пластиковые бутылки, нитки, сумки, и т.д.)
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Зачем мне эти знания? Где моё место в природе. Кто «царь» - природа или человек? Как адаптироваться в окружающей среде, соблюдая основную заповедь «Не навреди».
Программа реализуется во внеурочной деятельности в 3-ем классе и рассчитана на 34 часа. Программа является продолжением программы «Этика - азбука добра» и органично продолжается программой «ЭКОНОМ и Я» для 4 класса.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов «В мире нет ненужных вещей», экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции «Цветущая школа», знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии начальной школы, выступление агитбригады «Набат» помощь в оборудовании и озеленении классных комнат .Работа экокружка в период организации летнего оздоровления детей в школьном лагере «Волшебники Изумрудного города», также организация работы отряда «Зеленая карета», организация «Экологического дефиле» создание дизайнерских костюмов из бросовых материалов.
Цель и задачи
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель программы «ЭКОЛОГ и Я» – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса «Эколог и Я» в третьем классе учащиеся должны:
знать:
-причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
- экологические проблемы города;
- как человек влияет на природные экосистемы;
- простейшую классификацию экологических связей;
- охраняемые государством природные территории своего родного края;
- правила разумного отношения к окружающей среде;
уметь:
-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- классифицировать экологические связи;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- составлять экологические модели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для сохранения природного окружения и своего здоровья;
-для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;
- при обращении с живыми организмами.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
На выходе курса «Эколог и я» создаем долгосрочный, коллективный научно-познавательный проект «Мой первый гербарий»
Для определения уровня экологического развития младших школьников используются следующие методики:
1.Опросник уровней экологической культуры (Приложение 1).
2.Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (Приложение 2).
Календарно - тематический план
№ п/п | Кол-во часов плановое | Кол-во часов фактическое | Название модуля | Содержание занятия | |
Теор. | Практ. | Тема занятия | |||
1 | 1 | 1 | Вводное занятие. | Почему нужно поддерживать порядок в доме. Кто в доме хозяин, взаимоотношения в семье, уважение в семье, защита младших, как принимать гостей, как правильно ходить в гости. Роль правил в жизни человека. | |
2 | 1 | 1 | Дом – опасный и безопасный. | Гигиена дома. Факторы, влияющие на экологичность жилища. Виды работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Комнатные растения. Эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Экологические правила для дома. | |
3-5 | 3 | 3 | Земля – мой дом. Что такое «экология». Определяем цели и задачи проекта «Мой первый гербарий». Что такое гербарий? | Проведение аналогии с предыдущими темами. Хозяйка на земле – природа. Человек - царь природы – заблуждение, ведущее к катастрофе. Мы – равноправные жители вместе с живой природой. Роль человека в природе. Взаимоотношения жителей земли – биоценоз. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; -исследование растений школьного сада, сбор сухих листьев - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. | |
6 | 1 | 1 | На чём дом стоит? Исследование почвы школьного сада, какие растения произрастают. Сбор материала из растений. | Земля – фундамент дома. Почва, её состав. Назначение почвы. Как беречь почву. | |
7 | 1 | 1 | Обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почве. Не обижайте дождевого червя. | Вредные и полезные насекомые обитающие в почве. Личинки. Животные подземелья. Экологические правила для охраны почвы. | |
8 | 1 | 1 | Самые маленькие жители дома. Насекомые. | Для чего нужны насекомые. Полезные и вредные для человека насекомые. Как насекомые защищаются от врагов. Книга Ричарда Хедстрома «Приключения с насекомыми» (предложить для чтения), источник Интернет. Экологические правила по охране насекомых. | |
9 | 1 | 1 | Как защищаются насекомые. | Маскировка, мимикрия, демонстрация. | |
10 | 1 | 1 | Крыша дома моего. Что такое небо? Работа над проектом «Мой первый гербарий». Сбор материала. | Воздушная оболочка земли, её значение. Причины загрязнения воздуха и способы его охраны. Экологические правила по охране воздуха. | |
11 | 1 | 1 | Идём в гости к Берендею. Практическое определение растений школьного сада, выбор для гербария. | Значение лесов для человека. Обобщение и знаний о растительном и животном мире лесов. Учимся устанавливать связи в природе. Правила поведения людей в лесу. Экологические правила по охране леса. Обобщение знаний о растениях школьного сада и территории школы | |
12 | 1 | 1 | Кто – кто в теремочке живёт? | Углубление знаний о растительном и животном мире лесов. Животные Тульского края. Интересные факты о знакомых животных. Роль животных в природе. Развитие доброжелательного отношения к живым существам, воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях. | |
13 | 1 | 1 | Угроза исчезновения. Кто попал в «Красную книгу» Тульской области. Есть ли растения, произрастающие на территории школы, которые занесены в Красную книгу? | Животные, птицы и растения, занесённые в Красную книгу Тульской области. Выставка рисунков «Они просят защиты». Рисуем растения в разное время года | |
14 | 1 | 1 | Идём в гости к водоёму (пруд, озеро, речка) Работа над проектом «Мой первый гербарий». Правила ухода за растениями, которые растут возле школы | Вода и жизнь. Значение воды в природе и жизни человека. Правила поведения у водоёмов. Экологические проблемы и способы охраны воды. Определение прозрачности воды. Воспитание бережного отношения к воде, к водоёмам, желания экономить пресную воду. Значение воды для растений | |
15 | 1 | 1 | Весёлые подружки пиявки и лягушки… Жители водоёмов. | Растения, животные и птицы, живущие в водоёмах. Польза приносимая ими. Экологические правила по охране водоёмов. | |
16 | 1 | 1 | Многообразие рыб и их охрана. | Рыбы Тульской области. Правила лова. | |
17 | 1 | 1 | В царстве Нептуна | Значение морей и океанов. Обитатели морей и океанов. Составление экологических правил по охране морей. Жизнь в море и океане. | |
18 | 1 | 1 | Царство эльфов (луг) | Цветочный венок. Разнообразием животных. Жабы и ящерицы. луговые птицы - трясогузки, перепела и коростели. Хищные луговые птицы — канюк, пустельга, лунь. | |
19 | 1 | 1 | Зелёная аптека закрывается. Есть ли лекарственные растения, которые можно встретить на территории или возле школы? | Лекарственные растения. Их назначение. Экологические правила сбора лекарственных растений. Исчезающие лекарственные растения. | |
20 | 1 | Букет из луговых цветов. Мой школьный сад 30 лет назад | Готовим выставку рисунков. Ищем архивные материалы из истории школы | ||
21-22 | 2 | 1 | 1 | Город – мой дом | Город как искусственная экологическая система, созданная руками человека. Роль человека в регулировании городской экосистемы - определение потребления энергии и ресурсов, количество отходов, поступающих в воду, атмосферу и почву. Опасности города (промышленные предприятия – загрязнение водоёмов и воздуха, загазованность - автомобили, бытовые отходы). Как люди защищаются от опасностей: очистительные сооружения, парки, санитарные зоны около домов – палисадники, зелёные насаждения и т.д. Охраняемые территории Тульской области. |
23 | 1 | Животные и растения, обитающие рядом с человеком. | Городские птицы и животные. Чтобы дом не стал кошмаром. Как правильно содержать и ухаживать за животными. Зачем животные человеку. На прогулке с собакой (правила). | ||
24 | 1 | Фотоконкурс «Природа города» « Город и моя школа» | Выставка. | ||
25 | 1 | Проблема бытовых отходов. | Что такое бытовые отходы. Сколько бытовых отходов производят люди. Куда деваются отходы. Самые вредные отходы – пластик, батарейки, люминесцентные лампы, ртуть) Как решить проблему мусора. Изготовление листовки «Мусор – это серьёзно». | ||
26 | 1 | 1 | Поделки из бытовых отходов. | Выставка. | |
27 | 1 | 1 | Флэшмоп – «Мусор – это серьёзно». | Выход на территорию школы. | |
28 | 1 | Экологические катастрофы | Понятие, виды. Беседа о крупных экологических катастрофах мира. | ||
29 | 1 | 1 | Судьба природы – наша судьба. | Заключительное занятие. (Праздник, агитбригада и т.д.) | |
30-34 | 5 | 5 | Разработка и выполнение проектов. Защита проекта «Мой первый гербарий» | «Школьная оранжерея», «Цветущая школа» (выбор цветника, дизайн, выращивание рассады для посадки, посадка) |
Список основной литературы.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» - М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н. Ф. Виноградовой
1-4 классы М.:Вентана-Графа,2011
- Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. -№4.
- Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение, 2011.
- Винокурова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф.Виноградова - М.: Просвещение, 2010.
- Воронина, Н.В. Экологическое воспитание младших школьников / Н.В. Воронина // Электронная газета – Режим доступа: http://io.nios.ru/index.php?rel=21&point=6&art=18
- Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – №2.
- Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М.: Тобол, 2012. – 96 с.
- Глазачев, С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. / Под ред. С.Н. Глазачева. – М.: Просвещение, 2011
- Давайте, охранять природу вместе с детьми. / Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
- Данилова, Т.И. Скирденко, М.Н. Экологическое воспитание младших школьников/ Т.И. Данилова, М.Н. Скирденко – Режим доступа: http://nachalka-4.ucoz.ru/news/ehkologicheskoe_vospitanie_mladshikh shkolnikov/2011-11-26-2.
- Долбаева, К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. / К.Ж. Долбаева // Начальная школа. – 2013. – №6.
- Егорова, Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. /Г.В. Егорова // Начальная школа. – 2011. - №3.
- Цветкова, И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста/ И.В.Цветкова – М.: Владос, 2013. С. 56.
- Шумакова, И.Л. Экологическое воспитание младших школьников / И.Л. Шумакова – Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/213264/
- Учебное пособие для детей из серии «Изучаем родной край» под ред Н.К Захаров «Природоведение Тульского края» Тула. Приокское книжное издательство 2010 год
- В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края», Тула, издательский дом «Пересвет» 2003 год, учебное пособие для детей
- А.А.Плешаков «От земли до неба». Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2012 год
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Глобус, компас, микроскоп.
2.Модели форм поверхности Земли.
3.Модели систем органов организма человека.
4.Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
5.Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Технические средства
1.Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.Персональный компьютер.
3.Проектор
4.DVD
5. Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Электронно-программное обеспечение
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
Приложение 1
Опросник уровней экологической культуры
1. «Что такое экология? »:
А - наука о погоде
Б - наука о живой природе
В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой
2 - "Что такое окружающая среда?"
А - всё, что окружает человека;
Б - наука о живой природе;
В - это то место, где человек живёт.
3. "Что такое заповедник?":
А - территория, где разводят редкие виды животных и растений
Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной
В - участки земли, где животных подкармливают
4. "Что такое национальный парк?":
А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы
Б – территория, где разводят редкие виды животных и растений
В - место, где отдыхают люди
5. "Что такое экологическая безопасность?":
А – защита растений и животных от браконьеров
Б – охрана воздуха от загрязнения
В – защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды
6. "Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы?":
А – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев
Б – слив сточных вод в реку
В – создание ферм, птицефабрик
Г – строительство очистных сооружений
Д – создание заповедников, ботанических садов
Е – заготовка древесины
7. "Что такое Красная книга?":
А – книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения
Б – книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных
В – книга, куда занесены растения и животные, которых удалось спасти
8. "Есть ли Красная книга Тульской области?":
А – есть
Б – нет
В – не знаю
9. "При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?":
А- Потому что птицам и животным негде стало жить
Б- Не стало птиц, стало много насекомых
10-е задание "Прочитайте рассказ школьников о своем походе. Найдите и подчеркните ошибки в их поведении:
"Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"
Могут быть выбраны следующие ошибки:
А - сбивали их палками;
Б - развели костер
В - лежали полиэтиленовые пакеты
Г - консервные банки
Д - костер подмигивал
Е - ежа забрали
Ожидаемый ответ на 1-й вопрос: В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Ожидаемый ответ на 2-й вопрос: Б - всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
Ожидаемый ответ на 3-й вопрос: Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной).
Ожидаемый ответ на 4-й вопрос: А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы.
Ожидаемый ответ на 5-й вопрос: В (защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды).
Ожидаемые ответы на 6-й вопрос: А, Г, Д – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев, строительство очистных сооружений, создание заповедников, ботанических садов.
Ожидаемый ответ на 7-й вопрос: Б - книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.
Ожидаемый ответ на 8 вопрос: А - есть.
Ожидаемый ответ на 9-й вопрос: А - в дуплах жили птицы, они уничтожали насекомых, которые вредили деревьям. Птицы исчезли, развелось много насекомых.
Ожидаемый ответ на 10 - е задание: сбивали их палками, развели костер, лежали полиэтиленовые пакеты, консервные банки, костер подмигивал, ежа забрали.
Высокий уровень:
ученик из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия;
знает меры по охране природы;
знает взаимосвязь составных частей цепи питания;
знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов;
знает правила поведения в природе.
Средний уровень:
ученик имеет представление об экологическом понятии, но не определяет его существенные признаки;
называет не все предложенные меры по охране природы;
Знает правила поведения в природе;
Затрудняется в правильном выборе мер по охране природных ресурсов.
Низкий уровень:
не знает точное определение экологического понятия;
не знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов или знает, но не в полном объёме;
называет не все предложенные меры по охране природы;
Знает правила поведения в природе, но не в полном объёме;
Низкий уровень – менее 50%
Приложение 2
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Инструкция:
«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
Текст методики:
1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога.
3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (I)
4. ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О); мебель (П); сено (П).
7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).
8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К — природа воспринимается как объект красоты — «эстетическая» установка.
И — природа воспринимается как объект изучения — «когнитивная» установка.
О — природа воспринимается как объект охраны — «этическая установка».
П — природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»Настоящая программа внеуроч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика «ПЯТЕРОЧКА»» общеинтеллектуального направления
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика «Пятерочка»» (общеинтеллектуальное направление) составлена в соответствии с Федеральным го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»(общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа внеурочной деятельности _Занимательная математика__по общеинтеллектуальному направлению_____________
Данная программа содержит план внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению с 1 по 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению, рассчитанная на 1 год.ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе язы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса....