Конспект урока по финансовой грамотности "Правила составления семейного бюджета"
план-конспект урока (3 класс)
В данном уроке Вы найдете ответы на вопросы "Что такое доходы, расходы?", "Как пополняется семейный бюджет?", "Как накопить на свою мечту?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 981.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий урока по этапам
«Правила составления семейного бюджета»
1 этап. Организационно-мотивационный.
Учитель:
-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.
На доске запись: эпиграф урока
Учитель:
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
2 этап. Актуализация знаний и введение в жизненную ситуацию.
Учитель: актуализирует с детьми полученные ранее знания: что такое бюджет, доходы, расходы (через учебную презентацию).
Обучающиеся: отвечают на вопросы учителя, вспоминают пройденный материал.
Учитель: Знакомит детей с жизненной ситуацией, представленной в виде отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон» и текста на слайде.
Обучающиеся: Знакомятся с предложенным материалом, определяют тему урока.
Жизненная ситуация.
Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке. Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она подошла к старшему брату с вопросом:
- Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь купят собаку? Я так давно о ней мечтаю!
- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.
- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им стоит?...
- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О какой именно собаке ты мечтаешь?
- О лабрадоре. Он такой милый!
- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое желание.
Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.
- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет может не позволить родителям совершить такую покупку?
- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц получают зарплату. И ты стипендию.
- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.
- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?
Решение ситуации: посоветовать семье Вики и Кости планировать свой семейный бюджет: составить список всех доходов, записать все предстоящие расходы, расставив их в приоритетном порядке. Сравнить доходы и расходы семьи.
Если доходы превышают расходы, нужно откладывать сбережения.
Если расходы превышают доходы, то необходимо искать дополнительный источник доходов, либо отказаться от ненужных трат.
3 этап. Постановка и решение учебных задач.
Учитель: предлагает посмотреть обучающий видеоролик по теме урока, акцентируя внимание учащихся на новых для них понятиях и правилах.
Обучающиеся: знакомятся в предложенным материалом, анализируют его.
Вопросы для обсуждения содержания видеоролика:
Что такое семейный бюджет?
Что такое доходы?
Из чего складываются доходы семьи?
Что такое расходы?
Что такое непредвиденные расходы?
4 этап. Постановка и решение практических задач.
1 задание: «Назовите правила составления семейного бюджета».
Учитель: предлагает учащимся на основе видеоролика записать в тетради правила составления семейного бюджета. В каждом правиле должно быть не больше 3-5 слов.
Обучающиеся: анализируют прозвучавшие в видеоролике правила, выделяя главное.
2 задание: «Непредвиденные расходы».
Учитель: предлагает детям записать 5-7 примеров непредвиденные расходов семьи.
Обучающиеся: выполняют задание.
3 задание: «Доходы и расходы семьи Третьяковых».
Учитель: предлагает учащимся поработать в парах: ознакомиться с предложенным текстом и на основании его составить таблицу доходов, расходов и годовой бюджет семьи Третьяковых.
Обучающиеся: работая в парах, анализируют текст, составляют таблицы, выполняют необходимые расчеты.
Текст для выполнения задания.
Папа Вики Третьяковой работает водителем. Его зарплата составляет 30 000 рублей в месяц. По выходным он подрабатывает таксистом. За год это приносит ему 150 000 рублей.
Мама Вики - учитель. Зарплата мамы - 15 000 рублей. Она занимается репетиторством, что приносит еще 4000 рублей в месяц.
Дедушка - художник. Получает пенсию 12 000 рублей, и еще в этом месяце продал картину за 3000 рублей.
Костя - студент, его стипендия 4000 рублей в месяц.
У семьи есть вклад в банке 100 000 рублей. В этом году доход от вклада составила 8000 рублей.
Дедушка сдает свою квартиру и получает за нее 13 000 рублей в месяц.
На текущие покупки семья тратит 50 000 в месяц. На коммунальные услуги, транспорт и лечение - 20 000 рублей.
Семья купила Вике телефон за 7000 рублей. В этом году был сделан ремонт за 200 000 рублей.
Доходы семьи Третьяковых
Виды доходов | Сумма в месяц, руб. | Сумма в год, руб. |
Зарплата папы | ||
Зарплата мамы | ||
Пенсия дедушки | ||
Стипендия сына | ||
Дополнительный доход папы | ||
Дополнительный доход мамы | ||
Выручка с продажи картины | ||
Проценты по вкладу | ||
Доход от сдачи квартиры в аренду | ||
Итого |
Расходы семьи Третьяковых
Виды расходов | Сумма в месяц, руб. | Сумма в год, руб. |
Текущие покупки | ||
Коммунальные услуги, транспорт, лечение | ||
Покупка телефона | ||
Ремонт | ||
Итого |
Годовой бюджет семьи Третьяковых
Доходы | Расходы |
Сбережения |
Учитель: по результатам работы просит детей сделать выводы. Дает понятия «дефицитный бюджет», «избыточный бюджет», «сбережения».
Обучающиеся: сравнивают доходы и расходы семьи за месяц и за год, приходят к выводу, что семья Третьяковых может сделать сбережения.
4 задание: «Покупка щенка»
Учитель: предлагает детям, пользуясь полученными данными из предыдущего задания, рассчитать, за какое время семья Вики сможет накопить на покупку щенка.
Обучающие: производят необходимые расчёты, делают вывод.
5 этап. Закрепление материала. Рефлексия.
Учитель: предлагает детям закрепить полученные знания, выполнив тестовое задание на тему «Правила составления семейного бюджета», задает вопросы по основным понятиям урока.
Обучающиеся: выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.
По результатам выполнения итогового тестирования учащиеся под руководством учителя формулируют правила составления семейного бюджета:
1. Подсчитайте общий доход семьи.
2. Подсчитайте все обязательные расходы.
3. Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше расходов, продолжайте составлять бюджет.
4. Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и непредвиденные расходы.
5. Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные расходы.
Рефлексия.
На магнитной доске размещены два кошелька, на одном надпись «Доходы», на втором - «Расходы». На столах у детей вырезанные из плотной бумаги монетки.
Учитель: предлагает детям проанализировать свою работу на уроке, понимание материала и в случае, если полученные знания и выполненная работа на высоком уровне, опустить свою монетку в кошелек «Доходы». Если урок не принес ученику ожидаемого результата, то монетку опустить в кошелек «Расходы».
Обучающиеся: выполняют оценку своей работы на уроке, по результатам рефлексии класс делает вывод, получил ли он в конце урока сбережения.
6 этап. Домашнее задание.
Учитель: обращает внимание детей на то, что содержание щенка тоже требует определенных затрат и предлагает дома вместе с родителями посчитать бюджет своей семьи на следующий год, включив в него расходы на приобретённого щенка.
ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ (ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА)
Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке. Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она подошла к старшему брату с вопросом:
- Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь купят собаку? Я так давно о ней мечтаю!
- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.
- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им стоит?...
- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О какой именно собаке ты мечтаешь?
- О лабрадоре. Он такой милый!
- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое желание.
Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.
- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет может не позволить родителям совершить такую покупку?
- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц получают зарплату. И ты стипендию.
- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.
- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"
Интерактивный урок составлен по учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассма...
Урок окружающего мира по теме: "Семейный бюджет"
Урок для учащихся 3 класса УМК "Перспектива".Урок решения учебной задачи. Предметные результаты, на уроке учащиеся должны усвоеть понятия : доходы, расходы, семейный бюджет....
Конспект урока 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
конспект урока...
Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет"
План-конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.
Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство. Личностные УУД ...
Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс "Семейный бюджет"
Цели и задачи:...
Конспект и презентация урок окружающего мира 3 класс Семейный бюджет
семейный бюджет...