работа по выявлению и развитие способности учащихся
методическая разработка

Чувашова Ольга Юрьевна

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю таким образом:

-инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

-изучения результатов деятельности;

- диагностика учебной мотивации школьников;

-диагностики познавательных интересов;

-индивидуальных бесед с учащимися и их родителями;

-наблюдения за проектной деятельностью учеников и анализ продуктов деятельности;

-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей учащихся, также заданий творческого характера.

 Для определения способности к научной и творческой деятельности   применяю методики, созданные А.И. Савенковым;

-«Оценка общей одаренности»;

-«Характеристика ученика»;

-«Карта одаренности»;

-«Анкета одаренности»;

-«Интеллектуальный портрет»;

-Выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся.

-«Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г.Лускановой;

-Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

-Анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Главной задачей в образовательном процессе является развитие учащегося способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным.

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:

  1. Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности учащихся;
  2. Развитие способностей: проведение предметных недель, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, факультативных курсов и кружков, участие в научно-практических конференциях, в решении проектных задач. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению материала, формирование навыков отстаивания своих идей, обучение детей самооценке результатов своей работы.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся: входные диагностики по всем предметам, анкетирование, подготовка к олимпиадам и конкурсам, проекты. Психолого-педагогическая диагностика является одним из важнейших компонентов педагогического процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Именно такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Первоначальным исследованием по выявлению способностей является диагностика учебной мотивации учащихся. Педагог обязан осуществлять педагогическую диагностику и использовать ее для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Проводить педагогическую диагностику желательно с детского сада, для того чтобы выявить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: наблюдение, проведение тестов, беседы, анкетирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной.

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  (1-4 кл.)

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой./

Цель: Определение уровня   школьной мотивации.

- ответ ребенка  свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается  в  три   балла;
— 
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной, оценивается  в  
ноль  баллов.  

      Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное  разделение  детей  на группы  с  высокой, средней  и  низкой  мотивацией.
 Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное   отношение   к школе, но школа привлекает   таких   детей вне учебной деятельности.

Такие дети достаточно благополучно   чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало   привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие  дети  испытывают  серьёзные  трудности  в  обучении: они  не  справляются  с учебной  деятельностью, испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками, во взаимоотношениях  с  учителем. Школа  нередко  воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них  невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В  других  случаях  ученики  могут  проявлять  агрессию, отказываться  выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у  подобных  школьников  отмечаются  нервно-психические  нарушения. Рисунки  таких детей, как  правило, не  соответствуют  предложенной  школьной теме, а  отражают  индивидуальные  пристрастия  ребёнка.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ.

Данная  анкета  может   быть  использована  при  индивидуальном  обследовании  ребёнка, а также  может  применяться  для  групповой  диагностики. При  этом  допустимы  два варианта  предъявления. Анкета  допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику  школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может служить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии  младшего  школьника.

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.


Анализ диагностической работы

изучения мотивационной сферы учащихся 3 класса

по методике Н.Ц. Бадмаевой на основе методики М.В.Матюхиной. 2020-2021 год

 

Количество обучающихся – 5 чел

Количество диагностируемых – 5 чел

 

Отметим, что первые два и последние три мотива (мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, мотивация содержанием и процессом учения), являясь позитивными для развития смыслообразования детей, и отражают личностную внутреннюю учебную мотивацию. Доминирование этих мотивов в структуре учебной мотивации ребёнка оказывает благоприятное влияние на его обучение.

Мотивы же благополучия, собственного престижа и избегания неудач являются внешними, исходящими от других людей (родители, одноклассники, учителя). Руководствуясь ими, ребёнок стремиться не получать знания, расширять свой кругозор в процессе учёбы, а, наоборот, посещает школу и делает уроки для того, чтобы избежать наказания со стороны взрослых, осуждения одноклассников, чтобы получать хорошие отметки, быть одним из лучших учащихся класса.

Вывод.

Таким образом, установлены преобладающие учебные мотивы:

Внутренняя мотивация – 3 учащихся – 60%

Внешняя мотивация – 2учащихся - 40%

Исходя из коэффициента мотивации и качественного анализа выбора детьми наиболее значимых для них утверждений, условно обозначим следующие группы учащихся:

1. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающая мотивация содержанием и/или процессом учения) - 3 чел.

Дети из первой группы, как правило, высокомотивированы на получение знаний, они стремятся думать и рассуждать, их интересует содержание урока, им нравятся задания повышенной трудности, при выполнении которых они могут проявить свои способности, найти новые способы их решения.

Особенности

Конечно, не всегда высокомотивированные дети могут успешно осваивать учебную программу, чему причиной являются особенности их личностных качеств (тревожность или, напротив, высокое самомнение, безответственность и т.д.) или познавательного развития (внимательность, произвольность, гибкость мышления и т.д.).

2. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающие мотивы благополучия и/или престижа и/или избегания) - 2 чел

Группа учащихся с высокой мотивацией, но преобладающими мотивами благополучия и/или престижа и/или избегания, могут быть успешными в учебной деятельности, но, как правило, выполняют требования учителя, изучают школьный материал из-за стремления избегать неудач, неприятностей в учёбе вследствие появления “плохих” отметок. Они желают быть всегда лучшими, получать признание одноклассников. Это, конечно, не является основой для развития устойчивого познавательного интереса ребёнка. Такие учащиеся могут проявлять своё нежелание участвовать в конкурсах, олимпиадах и других соревновательных мероприятиях, так как они бояться оказаться неуспешными, не оправдать ожидания взрослых.

Заключение

На основе полученной в ходе анкетирования информации было выявлено, достаточно высокая мотивация, связанная с пониманием ими долга и ответственности как ученика, отмечается у 3 учащихся. часть детей относится к обучению как к важному моменту на пути саморазвития, достижения отдалённых целей – 2 учащихся.

 Сравнивая коэффициенты внутренней и внешней мотивации, полученные в результате исследования, выявилось преобладание внешних мотивов примерно соответствует преобладанию внутренних мотивов.

 Вывод.

Соответствие внешних и внутренних мотивов свидетельствует о том, что у детей осознанное отношение к процессу обучения, критичное отношение к самому себе, понимание своей ответственности за результаты учёбы находится в стадии формирования на промежуточном этапе.

Отметим, что чем старше дети, тем ниже коэффициент их внешней мотивации. Это свидетельствует о том, что у детей только к четвёртому классу формируется более осознанное отношение к процессу обучения

Таким образом, используя описанную выше схему анализа результатов, полученных в ходе проведения методики М.В.Матюхиной при групповом исследовании, имеется достаточно большое количество информации для глубокого её анализа учителем начальных классов, что, конечно, способствует последующему построению эффективного взаимодействия педагога с детьми с целью развития личностных УУД последних.

Результаты анкеты «Оценка уровня школьной мотивации»

по методике Н.Г. Лускановой

Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся

Оцениваемые УДД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Форма оценивания: индивидуальная беседа

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

Уровень

1

3

3

3

3

0

3

0

3

3

3

24

средний

2

3

3

1

3

3

3

3

3

3

3

28

высокий

3

3

3

0

3

3

3

0

3

3

3

24

средний

4

3

3

3

0

3

3

3

3

3

3

27

высокий

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

высокий

6

3

3

3

3

3

3

0

3

3

3

27

высокий

В анкетировании участвовали 6 обучающихся 1 класса: 4 девочки, 2 мальчика. Методика включает в себя анкету из 10 вопросов с 3 вариантами ответов. Испытуемым предлагается выбрать один ответ. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов. По сумме баллов делается вывод об уровне мотивации школьников.

После обработки результатов выявлены следующие показатели
уровня сформированности школьной мотивации:

51% обучающихся (25-30 баллов) имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

49% обучающихся (20-24 балла) имеют хорошую школьную мотивацию, подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

Таким образом, все учащиеся показали хорошую школьную мотивацию. Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, дети находят интерес в уроках. Это объясняется тем, что все дети до поступления в 1 класс посещали группу предшкольной подготовки.

Входная диагностика

УУД учащихся 2 класса МБОУ «Озерная СОШ»  

сентябрь 2018г

(«Оценка уровня сформированности УУД учащихся начальных классов»)

ФИ учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Всего

бал

Общий уров

Бал.

Уров.

Бал.

Уров.

Бал.

Уров.

балл

уровень

1

2

Н

4

С

4

С

3

Н

13

Н

2

5

С

5

С

4

С

3

Н

17

С

3

10

В

10

В

9

С

8

В

37

В

4

9

В

8

В

9

С

8

В

34

В

5

8

В

8

В

9

С

7

В

32

В

Высокий уровень – 3ч – 60%

Средний уровень – 1 ч – 20%

Низкий уровень 1 ч – 20%

Заключение

по результатам проведённого диагностического исследования

уровня одаренности учащихся 3 класса

(классный руководитель Чувашова Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ «Озерная СОШ».

1. Цель исследования: выявление направленности интересов и склонностей учащихся 3 класса.

2. Методика диагностики одаренности младших школьников (автор А.И.Савенков).

3. Место проведения исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа МБОУ «Озерная СОШ», коллектив учащихся 3 класса (классный руководитель: Чувашова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов).

4. Время проведения исследования: 2021-2022 гг.

5. В исследовании принимали участие 5 чел.

6. Метод проведения: ежегодное анкетирование учащихся класса.

Обработка результатов диагностики «Карта интересов младших школьников»

(учащиеся 3 класса, 2020-2021 учебный год)

Ф.И.

ученика

Сфера интересов и склонностей

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникативные интересы

Природа и естествознание

Труд по самообслуживанию

1

2

3

4

5

6

7

8

+

++

++

+

++

+

+

2

+

+

++

+

+

+

+

3.

+

+

+

+

+

+

+

4.

+

+

+

+

+

++

+

5.

+

+

++

++

++

+

++

Анализ по результатам анкеты

Ответы

Сфера интересов и склонностей

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникативные интересы

Природа и естествознание

Труд по самообслуживанию

Очень нравится

0

1

3

1

2

1

1

Нравится

5

4

2

4

3

4

4

Не нравится

0

0

0

0

0

0

0

Обработка результатов диагностики «Карта одаренности»

(учащиеся 3 класса, 2020-2021 учебный год)

Список

класса

Сфера интересов и склонностей

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

1.

++

++

+

++

+

++

+

++

++

+

2.

+

+

+

+

+

+

0

+

0

+

3.

+

+

0

+

+

0

0

+

0

+

4.

+

+

+

++

0

+

0

+

0

0

5.

++

++

++

++

++

++

++

+

+

++

Анализ по результатам анкеты

Свойство личности

Сфера интересов и склонностей

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

развито хорошо, четко выражено, проявляется часто (++)

++

++

+

+++

+

++

++

+

+

+

заметно выражено, но проявляется непостоянно (+)

+++

+++

+++

++

+++

+++

+++

++++

++++

++++

оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга (0)

0

0

+

0

+

0

0

0

0

0

более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому (-)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Выводы:

 По результатам анкетирования учащихся 3 класса можно сделать вывод о направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника: 40% учащихся очень нравится; 60% нравится;
  • гуманитарная сфера: 20% учащихся очень нравится, 80% нравится;
  • художественная деятельность: 60% учащихся очень нравится, 40% нравится;
  • физическая культура и спорт: 20% очень нравится, 80% нравится;
  • коммуникативные интересы: 40% очень нравится, 60% нравится (100%);
  • природа и естествознание: 20% очень нравится и 80% нравится;
  • труд и самообслуживание: 20% очень нравится и 80%.

По результатам анкетирования родителей учащихся 3 класса и классного руководителя можно сделать вывод о направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

Свойство личности

Сфера интересов и склонностей

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артисти        ческая

Техническая

Лидерская

Спортивная

развито хорошо, четко выражено, проявляется часто (++)

40%

40%

20%

60%

20%

20%

20%

20%

20%

40%

заметно выражено, но проявляется непостоянно (+)

60%

60%

60%

40%

60%

60%

40%

60%

60%

40%

оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга (0)

0%

0%

20%

0%

20%

20%

40%

20%

20%

20%

более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому (-)

0

0

0

0

0

0

0%

0

0

0

Анализ методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) проводилась для учащихся 1 класса

Дата: 7 мая 2019г.

Цель: изучение отношений детей в классе; выявление уровня сформированности коммуникативных ууд

Время работы: 20 минут

В классе: 6 ч., отсутствовали 0 человек.

ФИ учащихся

Продуктив

ность работы

Коммуникативные

навыки

Эмоциональное

отношение к работе

Уровень оценивания

сходство

различие

умение детей договариваться

взаимный контроль

взаимопомощь по ходу рисования;

позитивное

нейтральное

отрицательное

1

.

+

-

Договаривались, Игорь убеждал Валерию, пытался быть лидером

+

Игорь следил за Валерией

+

+

-

-

высокий

2

+

-

Договаривались и приходили к общему решению, Дарья уступал Ирине, но и сама многое предлагала.

нет

+

+

-

-

высокий

3

+

-

Лидером была Диана, она определяла все и даже рисовала Денису, который сидел и отдыхал.

нет

нет

+

-

-

средний

АНАЛИЗ:  Задание было понятно всем, кроме одного ученика. Это говорит о том, что мальчик не всегда слушает объяснение учителя. Работали все тихо, спокойно. Игорь и Валерия сначала спорили, но потом пришли к единому мнению. Игорь очень любит лидировать, но Лера тоже не всегда кому-то подчиняется. Все таки смогли договориться. Работа их была не очень-то аккуратной! Командная работа была у Ирины и Дарьи!

ВЫВОД: Хочется отметить, что коммуникативные навыки учащихся 1 класса развиты. Учащиеся могут договариваться друг с другом, обсуждать задание и находить выход из ситуации. Из 6 респондентов: четверо имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков что составляет 67 % от общего количества, 2ч имеют средний уровень, что составляет 33 %. Основной причиной среднего уровня можно считать малый словарный запас слов у детей, слабо развита монологическая речь. Необходимо уделить особое внимание на развитие коммуникативных навыков у таких детей на уроках литературного чтения.        

Диагностика сформированности регулятивных УУД

«Проба на внимание» (по П.Я Гальперину и С.Л.Кабыльницкой)

3 класс 2020-2021г

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос

Фамилия имя уч-ся

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во ошибок

1

+

-

2

+

2

3

+

1

4

+

-

5

+

5

Итого:

1

1

3

Вывод: Учащиеся 3 класса самостоятельно справились с заданием все, кроме 1 ученика.

Высокий уровень сформированности регулятивных действий контроля имеют: 3 ученика

Средний уровень: 1 ученик

Низкий уровень: 1 ученик

                                                                      Итоговая таблица

метапредметных результатов учащихся 4 класса (сентябрь 2021г)

Ф И уч-ся

Уровень

Познава

тельные

Регуляти

вные

Коммуника

тивные

Личностные

1

высокий

высокий

высокий

высокий

2

высокий

высокий

средний

средний

3

средний

средний

средний

средний

4

низкий

низкий

средний

средний

5

средний

высокий

высокий

высокий

             

                                                                     

Итоговая таблица

метапредметных результатов учащихся 4 класса (май 2022г)

Ф И уч-ся

Уровень

Познава

тельные

Регуляти

вные

Коммуника

тивные

Личностные

1

высокий

высокий

высокий

высокий

2

высокий

высокий

высокий

средний

3

высокий

средний

высокий

средний

4

средний

средний

высокий

средний

5

высокий

высокий

высокий

высокий

Анализ диагностической методики «Какой я?» (уровень развития самооценки)  

 Данная методика проводилась для учащихся 2 класса МБОУ «Озерная СОШ»

Дата :   май 2020г.

 Цель: выявить уровень развития самооценки учащихся.

 

Качества личности

Да

Нет

Иногда

1

Хороший

5ч.

-

-

2

Добрый

5ч.

-

-

3

Умный

3ч.

-

2ч.

4

Аккуратный

4ч.

-

1ч.

5

Послушный

3ч.

1ч.

1ч.

6

Внимательный

3ч.

1ч.

1ч.

7

Вежливый

5ч.

-

-

8

Умелый (способный)

3ч.

-.

2ч.

9

Трудолюбивый

2ч.

-

3ч.

10

Честный

4ч.

-.

1ч.

Анализ:

Согласно возрастной норме, самооценка многих учащихся высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Аналитическая справка                                  

 по результатам мониторинга сформированности УУД

у обучающихся1- 4 класса 2021-2022 учебного года (май 2022)

В ходе обследования был использован универсальный диагностический инструментарий. В исследовании были использованы методики, позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

В исследовании принимали участие учащиеся 1- 4 класса МБОУ «Озерная СОШ»

Личностные УУД исследовались по методике «Кто Я?»  Анализ результатов сформированной личностных УУД по методике показал, 3 человек имеет очень высокий уровень самооценки, что составило 60%, средний уровень – 1ч. (20%) и   низкий уровень самооценки показал 1 ч.- 20%. У ребенка с низкой самооценкой прослеживается отрицательное отношение к себе, часто проявляет агрессию.  Такие показатели характерны для младшего школьника и являются возрастной нормой.  Необходимо поощрять таких детей, замечать их успехи, вселять внутреннюю уверенность. 

Результаты изучения школьной мотивации показали, что у большинства учеников 4 класса преобладает высокий уровень мотивации, что свидетельствует о положительном отношении к школе, о формировании познавательных интересов к учебной деятельности. Обучающихся с низким уровнем мотивации 1 человек. Этого ребенка необходимо включать в активную деятельность, привлекать к участию во внеурочной деятельности.

Регулятивные УУД у ребят сформированы на высоком – 3ч.  среднем – 2ч., низкий –0ч. Данные результаты говорят о том, что большинство учащихся умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности. Детям с низким уровнем организации учебной деятельности необходим пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Результаты диагностик показали, что словесно-логическое мышление у детей развито на среднем уровне.  В основном  умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности.
Но выделена группа учащихся с недостаточным развитием словесно-логического мышления , которым необходимо дальнейшее развитие и формирование мыслительных операций.

Выросло количество учащихся, которые имеют положительное отношение к учебе.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Диагностика данного вида УУД проводилась по методике «Рукавички» автор Цукерман. По результатам методики в классах выяснилось, подавляющее большинство детей умеют слушать и понимать речь других, стремятся к сотрудничеству, умеют взаимодействовать с одноклассниками, соблюдают простейшие нормы этикета. 

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка. 

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий необходимо:
1. продолжить работу по формированию и развитию у второклассников универсальных учебных действий

2. для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

3. для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;

4. для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

5. для развития коммуникативных навыков у учащихся рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат. 

6. результаты диагностики довести до сведения родителей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....