Проектная деятельность в начальной школе
статья (1 класс)

Елена Валентиновна Клюшина
  1. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность  метода проектов.

Цель моего педагогического опыта:

Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников;

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

  1. Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.
  2. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.
  3. Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.
  4. Все имеющиеся проектные задачи привести к единой системе.
  5. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
  6. Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.
  7. Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В Федеральном государственном образовательном стандарте четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

 Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

 Понятно, что для достижения личностных и метапредметных результатов необходимо использовать  системно-деятельностный подход в обучении. Передо мной, как и перед моими коллегами стала проблема: какие современные  формы, методы и технологии развивающего обучения использовать для достижения поставленных перед школой задач? В рамках подготовки к ФГОС, я начала апробацию различных методов и  технологий в своем классе. Попробовав применять проблемные, исследовательские, проектные методы, технологию педагогической мастерской, пришла к выводу, что наиболее приемлемым для меня является проектный метод обучения. Кроме того, он является универсальным методом, который включает в себя и исследование, и решение проблемы, и групповую работу, как в педагогической мастерской.

        Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

        Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

        Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. 

 Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

                                                         Технология опыта

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

  •  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  •  неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
  • неумение работать в группе.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.  Конечно, получить готовый научно-исследовательский проект в 1 классе невозможно. Поэтому, начинаю с азов. Первоклассников обучаю правилам работы в паре, группе, умению слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, обмениваться мнениями. Учащимся 1 класса под силу выполнить только краткосрочные мини-проекты на уроке или во внеурочной деятельности с немедленным получением проектного продукта. К примеру, мои первоклассники создали проекты: «Моя семья», «Времена года», «Азбука»


Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. 

Во втором классе дети уже владеют некоторыми навыками работы со словарями, дополнительной литературой, энциклопедиями. Учащиеся 2 класса уже способны оформить книжки-самоделки, раскладушки, небольшие сообщения, альбомы. Например, во 2 классе дети оформили проекты «Устное народное творчество», «Мир профессий», «Планеты Солнечной системы».

В третьем и четвертом классе знакомлю учащихся с оформлением научно-исследовательского проекта. К краткосрочным проектам добавляются среднесрочные. Работа над проектом осуществляется по группам. Учу детей ставить цели проекта, определять предмет и объект исследования,  планировать работу над проектом, продумывать способы презентации проекта. Результатом такой работы стали проекты учащихся «Береги родную природу», «Мое любимое село», «Зеленая страна», «Золотая осень».

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или  сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

^ Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. 

Работу над проектом я осуществляю по алгоритму:

      1.Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор методов.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов.
10. Защита проекта.


Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра. 

Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо я отмечаю дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделяю несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект»,»Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.


Хорошим стимулом в работе над проектом является участие в школьном мероприятии «Умники и умницы» и районной научно-практической конференции  для младших школьников «Учение с увлечением — старт в науку». В 2015 году проект моей ученицы Кутыркиной Софьи «Секреты Деда Мороза» занял в районной конференции 3 место.

                                                   Заключение

 
В процессе экспериментальной работы проектной деятельности я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

Не мешайте детям выдвигать и доказывать фантастические идеи. Порой дойти до истины приходится путем проб и ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....