Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Каширская Ольга Трофимовна

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Образовательное учреждение Фонд

«Педагогический университет «Первое сентября»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                    ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ В ПЯТОМ КЛАССЕ

ВЫПОЛНИЛА:  КАШИРСКАЯ О.Т.

 РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
СТУПНИЦКАЯ МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Москва
2014

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение                                                                                                                     3
2. Основная часть                                                                                                           5
    1) Проектная деятельность в начальной школе                                               5
    2) Преемственность в проектной деятельности; первый проект в        
         пятом классе                                                                                                         9
3. Заключение                                                                                                               15
4. Список использованной литературы                                                                  16    

ВВЕДЕНИЕ

     Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
     Инновационный поиск приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
   
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
    Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

      Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
    Специфика проектной деятельности как деятельностной технологии обучения проявляется в том, что при работе над проектом необходимость осуществления деятельности ведет за собой активное, осмысленное приобретение, применение и закрепление соответствующих знаний.
    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
     Внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. 
     Метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а его внедрение практикуется уже на начальной ступени школы. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако вовлекать их нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

   

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    В методических рекомендациях Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
предлагается начинать вовлечение детей в проектную деятельность уже со
2-го класса.
    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
    У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка
станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность –хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
    Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме
небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной
деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?»,
на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя
работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так.

  • Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют  природу своего

«Я», здоровье физическое, духовное и социальное.

  • Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют

развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это

исследование с истории и географии своей семьи.

  • Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют

способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и

ценности других людей.

  • Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы;

предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техники.

  • Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его ценности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.
  • Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответ-

ственности человека за сохранение и бережное использование природных

ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Любой из этих вопросов можно наполнить предметным содержанием или

проблемами, спонтанно возникающими в детском коллективе.

     Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основ-

ном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика. Предметные знания в данном случае понимаются как ряд взаимосвязанных представлений, формирующих у ребенка единую картину мира. Общеучебные навыки рассматриваются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности.

К ним относятся:

1) Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная

работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует

формированию:

  • умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться

материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

  • умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

2) Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной

информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего),
  • принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • умение рассказать о проделанной работе.

3) Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы

ребенок сталкивается с такими вопросами, как:

  • Что это такое?
  • На что это похоже?
  • К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
  • Из чего это состоит?
  • Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?
  • Как это работает?
    Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыслительных операций, как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей.

4) Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;
  • планировать свою деятельность;
  • наблюдать предметы и явления;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

     Оценивание проектов в начальной школе также осуществляется при помощи критериев. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы. Оценка проекта по критериям осуществляется и взрослым,

и ребенком. При необходимости можно организовать взаимооценивание

детьми проектов друг друга. Сравнение внутренней и внешней оценки и

способствует формированию адекватной самооценки, что является важней-

шим социальным навыком.

     Особенностью проектной деятельности в начальной школе является не-

большая продолжительность проекта, вовлечение в эту работу родителей

ребенка, значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь

учителя.
    Роль родителей в проектной работе ребенка можно определить как «организатор и вдохновитель», который, предлагая ребенку свою помощь, старается побуждать его четко формулировать, чего он ждет от этой помощи.
   

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                    ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ В ПЯТОМ КЛАССЕ

     Пятиклассники, как правило, обладают достаточным учебным опытом,

чтобы самостоятельно работать над проектом. Однако часто в пятый класс

приходят дети из разных школ, и на первых порах им требуется время, чтобы

включиться в учебную работу, освоить требования новой ступени обучения.

Многие дети не имели опыта проектной работы, но, даже если такая работа

велась в начальной школе, для соблюдения преемственности при переходе в

основное звено школы пятиклассникам можно предложить небольшой проект

для освоения или актуализации навыков проектной деятельности и критериального оценивания.
    Для этого хорошо подходят различные проекты по технологии (дети этого
возраста любят создавать поделки собственными руками). Рассмотрим один из таких проектов. Учащийся должен, познакомившись с литературными источниками, выбрать какое-либо техническое средство и изготовить его

модель. Проект называется «От карет и до ракет – это чудо или нет?».

     Дидактической целью этого проекта является освоение ребенком законо-

мерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта,

написания отчета о своей работе и защиты проекта.
    Методическая задача в данном случае – это знакомство учащихся с древесиной и различными инструментами, применяемыми для ее обработки, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатанья, форматирования текста, выделения заголовков различными шрифтами, отступы красной строки, нумерация страниц, переносы, исправление ошибок и прочее).

     Пятиклассники многое могут делать самостоятельно и активно стремятся к

этому, поэтому им можно предложить подробную письменную инструкцию, с

которой их необходимо подробно ознакомить, обсудить, пояснить все, что не-

понятно. В этом случае ребенок, работая самостоятельно, будет обращаться к

взрослым лишь по необходимости с конкретной просьбой или вопросом.

     Вот пример подобной инструкции.

     Уважаемый пятиклассник!

     Ты приступаешь к выполнению проекта по технологии. На уроках технологии ты будешь изготавливать выбранное тобой изделие, а на уроках

информатики ты будешь описывать свою работу. Проект считается выполненным, только если есть изделие и письменная часть.

     Твой проект будет оцениваться по критериям, познакомься с ними. Поль-

зуясь этими критериями, ты сам сможешь заранее оценить свою работу и

внести необходимые поправки.

     Итоговую отметку за твою работу поставят учителя информатики и

технологии.

     Внимательно читай наши советы.

Исследование

     Сначала тебе предстоит решить, что ты будешь делать в рамках этого

проекта, какое изделие ты изготовишь. Для этого надо будет найти по-

больше информации из книг, Интернета, узнать у учителя технологии

или у других людей о том техническом средстве (самолете, автомобиле,

корабле или другом), модель (изделие) которого ты собираешься делать.

     После этого ты сможешь, опираясь на различные источники информации, убедительно объяснить, почему ты выбрал именно это техническое средство.

     Затем тебе нужно будет найти в книжках, альбомах или в Интернете несколько изображений этого технического средства и сделать по ним эскизы.

     Теперь надо внимательно их рассмотреть и оценить, а потом выбрать из них

тот, который ты сможешь хорошо сделать. Еще раз подумай, почему ты вы-

брал именно этот вариант!

     Эта часть твоей работы будет оцениваться по критериям 1 и 2. Вот они:

Критерий 1. Исследование. Максимум – 6 баллов

0 Проблема не сформулирована

1–2 Ученик определил проблему, нашел информацию из одного источника

3–4 Ученик четко определил проблему, нашел информацию из нескольких      источников

5–6 Ученик четко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашел информацию из нескольких разнообразных источников

Критерий 2. Дизайн. Максимум – 6 баллов

0 Ученик не предложил ни одного варианта эскиза

1–2 Ученик предложил один вариант эскиза и сделал попытку его обосновать

3–4 Ученик предложил несколько вариантов эскизов, выбрал один из них, сделал попытку обосновать свой выбор

5–6 Ученик предложил несколько вариантов эскизов, оценив их, выбрал один и убедительно обосновал свой выбор

     Для того, чтобы можно было оценить эту часть твоей работы, ее необходимо описать. Для этого ты можешь воспользоваться шаблоном:

Тема моей работы…............................................................... (укажи название

твоего изделия).

Я выбрал эту тему потому, что ….................................................................

............................ (объясни, ссылаясь на изученные тобой источники информации, почему это техническое средство важно, приведи интересные цифры и факты о нем, объясни, чем оно привлекательно именно для тебя).

У меня было несколько вариантов изготовления изделия ….......................

.............................................................................. (кратко опиши свои эскизы).

Но я выбрал ….................... (укажи, какой именно вариант ты выбрал),

потому что…................................................ (объясни свой выбор и докажи,

что этот выбор лучший).

Планирование

Теперь, когда ты принял окончательное решение о том, что ты изготовишь,

необходимо спланировать все предстоящие шаги. Для этого надо узнать

точную дату, когда твоя работа должна быть закончена. Посоветоваться с

учителем как, в каком порядке и когда ты будешь изготавливать детали своего

изделия, как ты будешь их соединять и украшать.

     Чтобы можно было оценить твой план, опиши его. Для этого можно ис-

пользовать шаблон:

План проекта

№ этапа работы

Что необходимо сделать (укажи все этапы своей работы в том порядке, в котором ты будешь их выполнять)

Когда это делать ( укажи примерно сроки выполнения каждого этапа)

1.

2.

3.

….

Эта часть твоей работы будет оцениваться по критерию 3. Вот он:

Критерий 3. Планирование. Максимум – 6 баллов

0 План отсутствует

1–2 Ученик представил краткий план работы

3–4 Ученик представил подробный план

5-6 Ученик представил подробный план работы с указанием сроков

Создание

Теперь ты точно знаешь, что и когда надо делать. Приступай к изготовлению своего изделия. Старайся выполнять все правильно и вовремя. Советуйся

с учителем технологии, если у тебя что-то не получается. Эта часть работы

оценивается по критерию 4. Вот он:

Критерий 4. Создание. Максимум – 6 баллов

0 Изделие не изготовлено, письменная часть отсутствует

1–2 Изделие и письменная часть выполнены частично

3–4 Качественно выполнено изделие или письменная часть

5–6 Изделие и письменная часть выполнены качественно

     Ты видишь, что твоя работа считается выполненной, если тебе удалось

не только изготовить изделие, но и написать письменную часть проекта,

поэтому необходимо описывать все, что ты делаешь. Чтобы описать, как ты

работал над своим изделием, можешь воспользоваться шаблоном:

Я начал свою работу с того, что .......................................

Потом я приступил к .........................................................

Затем я ...............................................................................

Я закончил свою работу тем, что .....................................

     Если не все шло так гладко, то надо описать трудности, с которыми ты

столкнулся. Для этого напиши:

Мне трудно было делать........................................

Не сразу удалась ...................................................

Я не успел...............................................................

     Оценивание

     Сейчас, когда твоя работа окончена, ты можешь оценить, как ты порабо-

тал. Для этого тебе надо испытать свое изделие, убедиться, что ты сделал

все, что мог, для того, чтобы оно получилось прочным, красивым, удобным

для других людей, которые захотят познакомиться с твоим изделием и узнать

о том техническом средстве, модель которого ты сделал. То, как ты умеешь

оценивать собственную работу, тоже будет оцениваться. Для этого есть

специальный критерий 5. Вот он:

Критерий 5. Оценивание. Максимум – 6 баллов

0 Оценивание изделия отсутствует

1–2 Оценивание изделия представлено в общих чертах

3–4 Изделие испытано, дана его глубокая оценка

5–6 Изделие испытано, доказана его общественная польза, дана его

глубокая оценка

     Чтобы можно было оценить твое умение самостоятельно оценивать свою

работу, напиши:

• все ли тебе удалось;

• как ты справился с возникшими проблемами;

• является ли твое изделие прочным, и как ты в этом убедился;

• является ли твое изделие красивым, и как ты в этом убедился;

• является ли твое изделие полезным, и как ты в этом убедился;

• доволен ли ты своей работой;

• если бы ты начал свою работу сначала, что бы ты в ней делал подругому;

• что ты узнал, и что ты научился делать.

     После того как ты изготовишь свое изделие, испытаешь его, покажешь

другим ребятам, расскажешь им о нем и напишешь письменную часть

проекта, твое отношение к работе будут оценивать учителя технологии и

информатики по критерию 6. Вот он:

Критерий 6. Отношение к работе. Максимум – 6 баллов

0 Ученик не достиг ничего, что описано ниже

1–2 Ученик не активен в работе, не всегда эффективно сотрудничает с другими, нарушает технику безопасности

3–4 Ученик не всегда активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

5–6 Ученик активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

     Результатом данной работы станут не только приобретенные ребенком

навыки в области материальной и информационной технологии, но и умение

пользоваться инструкцией, самостоятельно оценивать свою работу, анализировать и прогнозировать собственную деятельность. Причем все эти умения и навыки он приобретет в интересной и увлекательной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку воз-

можность работать над действительно интересной ему темой и делать это

в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт – материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы проекта. Проектный продукт должен представлять интерес не только для его автора, но и для любого другого потребителя, который столкнется с подобной проблемой. Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, дети получат важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

     Как деятельностный метод обучения проект позволяет учителю развивать

у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные

с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты

международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.
    Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
    Применение проектной деятельности превращает обучение в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Именно эти  знания, умения и навыки превратятся в личный жизненный опыт ученика, и в дальнейшем будут легко переноситься им на другие виды учебной и внеучебной деятельности.
    В начальной школе и в 5 классе учитель осуществляет максимальное участие в форме обучающей, организующей и стимулирующей помощи и руководит на всех этапах работы над проектом.
   Справившись с такой серьезной работой, как проект, ребенок приобретает

большой опыт, и не только учебный. Он сам увидит свой успех, почувствует

свою компетентность. Ему захочется двигаться дальше в своем развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.Н. Землянская. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа.- 2005.- № 9.-С.55-59
2. М.А. Ступницкая. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.- 68с.
3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
Правительство Москвы Департамент образования города Москвы От 20.11.2003 № 2-34-20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...