РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Юный исследователь»
рабочая программа

Кротова Ирина Сергеевна

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА   (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_._yunyy_issledovatel.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО  ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ

 «Юный исследователь»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА

 (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

                                                                          Программу разработала

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                     Кротова Ирина Сергеевна

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.

 Рабочая программа  по курсу «Юный исследователь» разработана  с целью создания условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

 Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального  направления предназначена для работы с детьми 1-4 классов.

Сроки реализации курса « Юный исследователь» составляют 4 года.

Задачи программы:

– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);

– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования;

– формирование коммуникативной компетентности;

 – развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;

– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;

 – формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование.

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных  курсов  и  внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах,  вузах, трудовой деятельности и т.д.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

     Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьников. За четыре года ему надо не только усвоить программный материал, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником»

 Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:  

–  формирование  средств  и  способов  самостоятельного  развития  и продвижения ученика в образовательном процессе;  

–  поддержку  внеурочных,  внешкольных  и  внеучебных  образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;  

–  непосредственное  участие  в  определении  приоритетов  социализации детей  и  в  оценке  качества  получаемого  ими  образования  гражданского родительского)  сообщества,  представленного  в  общественных  советах образовательных учреждений.

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

   В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;
  • определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;
  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
            Сетевой проект - проект, материалы которого размещены в сети Интернет.

        Планирование сетевого проекта

  • определение темы будущего проекта

Чтобы проект получился действительно учебным, он должен

- проводиться в тоже время, когда данная тема изучается в школе и умещаться в те же временные рамки;

- развивать у детей какие-то умения и навыки в рамках выбранной темы;

  • определение ключевого вопроса;
  • определение тематических и содержательных вопросов;
  • составьте для себя краткую аннотацию проекта - зачем он создается? что вы хотите в конечном результате получить?
  • определите, кто будет участником вашего проекта (возраст, класс, город)
  • сроки реализации сетевого проекта
  • этапы проведения проекта
  • возможно, для участников проекта необходимы какие-то условия (например, знания английского языка)
  • формы взаимодействия организаторов с участниками - как вы планируете общаться с учениками (блог, e-mail, ICQ...)
  • создайте критерии оценивания работ участников и проекта.

Особенности сетевого проекта

  • взаимодействие с учителями с других школ, городов, стран и т.д.
  • проведение проекта с учениками других школ, городов, стран и т.д.
  • возможность создания коллективного продукта
  • возможность дифференцированных заданий

                   

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы  результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ

1. Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему – это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).

2. Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объёме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).

3. Кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.

4. Участие в конкурсных программах, фестивалях, фотовыставках – это оценка знаний, умений и навыков по всему комплексу освоения содержания программы на определённом этапе (уровень мотивации, теоретическая подготовка, знания из области общеобразовательных дисциплин, владение элементами методик исследований и способность к обобщению).

6. Результаты участия в конкурсах проектно-исследовательских работ – показатель степени формирования ключевых компетентностей.

7. Анкетирование (в т.ч. для родителей).

Календарно - тематическое  планирование    

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.  Анонс   проектов  на сайте Nachalka.com

1

2

Получение приглашения и создание аккаунта  Google.

1

3

Безопасный интернет. Просмотр презентации. 

1

4

Моя почта.

1

5

Работа с  Google maps. Постановка метки.

1

6

Google Диск. Создание текстов, анкет.

1

7

Google Диск. Создание презентации.

1

Проект «Восклицательные знаки истории»

8

Знакомство со стартовой презентацией проекта «Восклицательные знаки истории». Регистрация команды.

1

9

Заполнение таблицы З-И-У.  Знакомство с планом проекта.

1

10

 «Такие разные памятники ». Классификация памятников. Работа с источниками информации.

1

11

«Такие разные памятники ».Выбор карты. Анкетирование.

1

12

 «Такие разные памятники ». Создание ментальной карты .

1

13

«Такие разные памятники» Создание ментальной карты .

1

14

Анкетирование.

1

15

Экскурсия «Памятники нашего города»

1

16

Знакомство с сервисом Padlet( Видеоурок)

1

17

Размещение материалов экскурсии на  сервисе Padlet

1

18

Размещение материалов экскурсии на  сервисе Padlet.  Взаимооценивание команд.

1

19

Поиски необычных, неординарных, оригинальных памятников в своем городе

1

20

Оформление информации о необычном памятнике в  Google документе

1

21

Форум проекта.  Итоговое анкетирование.

1

22

Презентация проекта.

1

Проект «Зарядка для ума»

23

Знакомство со стартовой презентацией проекта «Зарядка для ума». Регистрация команды.

1

24

Правила безопасного поведения в Интернете. Стартовый замер успешности вычислений

1

25

Начало работы в Таблице личного участия в проекте, заполнение протокола достижений

 Распределение ролей

1

26

Мозговой штурм.

1

27

Заполнение 1 и 2 столбиков  «Таблицы З-И-У-К»  (создание общего документа для всей команды, создание копии листа для каждого участника, самостоятельное заполнение обучающимися).  

1

28

Игра «От простого к сложному»

1

29

Создание видеоинструкции.

1

30

Создание приложения “Учусь считать” с набором примеров для отработки приемов быстрого счета.

 Взаимооценивание инструкций по критериям.

1

31

Сдача нормативов быстрого счета

1

32

Создание рекламного плаката “Прокачай свой ум!” с предварительным обсуждением эскизов на форуме

1

33

Математический  квест “Мы считаем лучше всех!” Заполнение таблицы личного участия.

1

Проект «Праздник своими руками»

34

Знакомство со стартовой презентацией проекта «Праздник своими руками». Регистрация команды.

1

35

Создание Дневника команды на основе шаблона и открытие доступа для редактирования членам команды. Размещение ссылки в таблице “Шаги к успеху”

1

36

Самооценивание слайда презентации.

1

37

Планирование работы по проекту. Обсуждений обязанностей.

1

38

Разгадывание кроссворда “Какие бывают праздники”

1

39

Работа на форуме проекта

1

40

Изучение инструкции к этапу, планирование работы с помощью “Дневника команды”

1

41

Работа на сервисе “Cacoo диаграммы”. Создание карты знаний «Какими бывают праздники?»

1

42

Работа на сервисе “Cacoo диаграммы”. Создание карты знаний «Какими бывают праздники?»

1

43

Участие в виртуальной выставке рисунков

1

44

Копилки идей “Вымышленные праздники”

1

45

Работа в группах по созданию сценария праздника.

1

46

Разработка сценария праздника.

1

47

Разработка оформления праздника.

1

48

Организация праздника по составленному сценарию.

1

49

Взаимооценивание команд.

1

50

Подготовка и презентация мастер-класса.

1

51

Мини эссе на форуме проекта.

1

52

Рефлексия участников проекта.

1

53

Учимся сами создавать проект. План-схема  выполнения  проекта («Звездочка  обдумывания»)

1

54

Я  в  мире  книг. Книги - помощники  исследователей.

1

55

Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  проекта.

1

56

Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  проекта.

1

57

Составление  технологической  карты  работы  над  проектом.

1

58

От  замысла  к  конечному  продукту. (Работаем  над  реализацией  замысла  проекта по технологической  карте)

1

59

Важно  уметь  защитить  свой  проект

1

60

Готовим  защитную  речь  по   теме  проекта  

1

61

Без  презентации защитная   речь  бедна  и  бледна.

1

62

Использование слайд-шоу, компьютерных фильмов в защите проектов.

1

63

Защита   коллективного  проекта.

1

64

Анализ  и  корректировка  проделанной  работы  над  проектом.

1

65

Мой  личный  проект  и  работа  над  ним  совместно  с  учителем.

1

66

Мой  личный  проект  и  работа  над  ним  совместно  с  учителем.

1

67

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

68

Семинар.

1

68

1

Календарно - тематический план    3  класс

2 полугодие

Список обучающихся,

занимающихся в детском объединении

«Хочу все знать»

  1. Алексеев Вадим
  2. Астровская Алена
  3. Ашуров Усмон
  4. Зданович Георгий
  5. Иванов Трофим
  6. Иванова Анна
  7. Кирпиченок Даниил
  8. Маркевич Софья
  9. Мурашов Дмитрий
  10. Паремский Даниил
  11. Савченко Тимофей
  12. Симонова Татьяна
  13. Степанова Дарья
  14. Хлестаков Матвей
  15. Шаманов Владислав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...