РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Юный исследователь»
рабочая программа
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_._yunyy_issledovatel.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Юный исследователь»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА
(4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Программу разработала
учитель начальных классов
Кротова Ирина Сергеевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.
Рабочая программа по курсу «Юный исследователь» разработана с целью создания условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Сроки реализации курса « Юный исследователь» составляют 4 года.
Задачи программы:
– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования;
– формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
– формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьников. За четыре года ему надо не только усвоить программный материал, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником»
Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;
- определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;
- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Сетевой проект - проект, материалы которого размещены в сети Интернет.
Планирование сетевого проекта
- определение темы будущего проекта
Чтобы проект получился действительно учебным, он должен
- проводиться в тоже время, когда данная тема изучается в школе и умещаться в те же временные рамки;
- развивать у детей какие-то умения и навыки в рамках выбранной темы;
- определение ключевого вопроса;
- определение тематических и содержательных вопросов;
- составьте для себя краткую аннотацию проекта - зачем он создается? что вы хотите в конечном результате получить?
- определите, кто будет участником вашего проекта (возраст, класс, город)
- сроки реализации сетевого проекта
- этапы проведения проекта
- возможно, для участников проекта необходимы какие-то условия (например, знания английского языка)
- формы взаимодействия организаторов с участниками - как вы планируете общаться с учениками (блог, e-mail, ICQ...)
- создайте критерии оценивания работ участников и проекта.
Особенности сетевого проекта
- взаимодействие с учителями с других школ, городов, стран и т.д.
- проведение проекта с учениками других школ, городов, стран и т.д.
- возможность создания коллективного продукта
- возможность дифференцированных заданий
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ
1. Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему – это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).
2. Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объёме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).
3. Кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.
4. Участие в конкурсных программах, фестивалях, фотовыставках – это оценка знаний, умений и навыков по всему комплексу освоения содержания программы на определённом этапе (уровень мотивации, теоретическая подготовка, знания из области общеобразовательных дисциплин, владение элементами методик исследований и способность к обобщению).
6. Результаты участия в конкурсах проектно-исследовательских работ – показатель степени формирования ключевых компетентностей.
7. Анкетирование (в т.ч. для родителей).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Анонс проектов на сайте Nachalka.com | 1 | |
2 | Получение приглашения и создание аккаунта Google. | 1 | |
3 | Безопасный интернет. Просмотр презентации. | 1 | |
4 | Моя почта. | 1 | |
5 | Работа с Google maps. Постановка метки. | 1 | |
6 | Google Диск. Создание текстов, анкет. | 1 | |
7 | Google Диск. Создание презентации. | 1 | |
Проект «Восклицательные знаки истории» | |||
8 | Знакомство со стартовой презентацией проекта «Восклицательные знаки истории». Регистрация команды. | 1 | |
9 | Заполнение таблицы З-И-У. Знакомство с планом проекта. | 1 | |
10 | «Такие разные памятники ». Классификация памятников. Работа с источниками информации. | 1 | |
11 | «Такие разные памятники ».Выбор карты. Анкетирование. | 1 | |
12 | «Такие разные памятники ». Создание ментальной карты . | 1 | |
13 | «Такие разные памятники» Создание ментальной карты . | 1 | |
14 | Анкетирование. | 1 | |
15 | Экскурсия «Памятники нашего города» | 1 | |
16 | Знакомство с сервисом Padlet( Видеоурок) | 1 | |
17 | Размещение материалов экскурсии на сервисе Padlet | 1 | |
18 | Размещение материалов экскурсии на сервисе Padlet. Взаимооценивание команд. | 1 | |
19 | Поиски необычных, неординарных, оригинальных памятников в своем городе | 1 | |
20 | Оформление информации о необычном памятнике в Google документе | 1 | |
21 | Форум проекта. Итоговое анкетирование. | 1 | |
22 | Презентация проекта. | 1 | |
Проект «Зарядка для ума» | |||
23 | Знакомство со стартовой презентацией проекта «Зарядка для ума». Регистрация команды. | 1 | |
24 | Правила безопасного поведения в Интернете. Стартовый замер успешности вычислений | 1 | |
25 | Начало работы в Таблице личного участия в проекте, заполнение протокола достижений Распределение ролей | 1 | |
26 | Мозговой штурм. | 1 | |
27 | Заполнение 1 и 2 столбиков «Таблицы З-И-У-К» (создание общего документа для всей команды, создание копии листа для каждого участника, самостоятельное заполнение обучающимися). | 1 | |
28 | Игра «От простого к сложному» | 1 | |
29 | Создание видеоинструкции. | 1 | |
30 | Создание приложения “Учусь считать” с набором примеров для отработки приемов быстрого счета. Взаимооценивание инструкций по критериям. | 1 | |
31 | Сдача нормативов быстрого счета | 1 | |
32 | Создание рекламного плаката “Прокачай свой ум!” с предварительным обсуждением эскизов на форуме | 1 | |
33 | Математический квест “Мы считаем лучше всех!” Заполнение таблицы личного участия. | 1 | |
Проект «Праздник своими руками» | |||
34 | Знакомство со стартовой презентацией проекта «Праздник своими руками». Регистрация команды. | 1 | |
35 | Создание Дневника команды на основе шаблона и открытие доступа для редактирования членам команды. Размещение ссылки в таблице “Шаги к успеху” | 1 | |
36 | Самооценивание слайда презентации. | 1 | |
37 | Планирование работы по проекту. Обсуждений обязанностей. | 1 | |
38 | Разгадывание кроссворда “Какие бывают праздники” | 1 | |
39 | Работа на форуме проекта | 1 | |
40 | Изучение инструкции к этапу, планирование работы с помощью “Дневника команды” | 1 | |
41 | Работа на сервисе “Cacoo диаграммы”. Создание карты знаний «Какими бывают праздники?» | 1 | |
42 | Работа на сервисе “Cacoo диаграммы”. Создание карты знаний «Какими бывают праздники?» | 1 | |
43 | Участие в виртуальной выставке рисунков | 1 | |
44 | Копилки идей “Вымышленные праздники” | 1 | |
45 | Работа в группах по созданию сценария праздника. | 1 | |
46 | Разработка сценария праздника. | 1 | |
47 | Разработка оформления праздника. | 1 | |
48 | Организация праздника по составленному сценарию. | 1 | |
49 | Взаимооценивание команд. | 1 | |
50 | Подготовка и презентация мастер-класса. | 1 | |
51 | Мини эссе на форуме проекта. | 1 | |
52 | Рефлексия участников проекта. | 1 | |
53 | Учимся сами создавать проект. План-схема выполнения проекта («Звездочка обдумывания») | 1 | |
54 | Я в мире книг. Книги - помощники исследователей. | 1 | |
55 | Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта. | 1 | |
56 | Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта. | 1 | |
57 | Составление технологической карты работы над проектом. | 1 | |
58 | От замысла к конечному продукту. (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) | 1 | |
59 | Важно уметь защитить свой проект | 1 | |
60 | Готовим защитную речь по теме проекта | 1 | |
61 | Без презентации защитная речь бедна и бледна. | 1 | |
62 | Использование слайд-шоу, компьютерных фильмов в защите проектов. | 1 | |
63 | Защита коллективного проекта. | 1 | |
64 | Анализ и корректировка проделанной работы над проектом. | 1 | |
65 | Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем. | 1 | |
66 | Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем. | 1 | |
67 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | |
68 | Семинар. | 1 | |
68 | 1 |
Календарно - тематический план 3 класс
2 полугодие
Список обучающихся,
занимающихся в детском объединении
«Хочу все знать»
- Алексеев Вадим
- Астровская Алена
- Ашуров Усмон
- Зданович Георгий
- Иванов Трофим
- Иванова Анна
- Кирпиченок Даниил
- Маркевич Софья
- Мурашов Дмитрий
- Паремский Даниил
- Савченко Тимофей
- Симонова Татьяна
- Степанова Дарья
- Хлестаков Матвей
- Шаманов Владислав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...