Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
рабочая программа по окружающему миру по теме

Калинина Светлана Валерьевна

 

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией Р.Г.Чураковой. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ  в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОУ СОШ _____________

Программа «Я - исследователь» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.

   Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информа­ционной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-_issledovatel.docx64.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, МО Туапсинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № _____

Утверждено

Решение педсовета протокол №___

от___________20___ года

Председатель педсовета

___________________          _______

Подпись руководителя ОУ                       Ф.И.О.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Я - исследователь»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Тип программы:    комплексная

.

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников:  7-11 лет

Автор:  Светлана Валерьевна Калинина  (МАОУ СОШ № 11 г. Туапсе).

 

I. Пояснительная записка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией Р.Г.Чураковой. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ  в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОУ СОШ _____________

Программа «Я - исследователь» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.

   Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

II. Общая характеристика программы курса «Я - исследователь»

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  1. во-первых, она имеет краеведческую направленность;
  2. во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и  рассчитана на все четыре года обучения;
  3. в-третьих, проектная деятельность  носит  как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Участники программы: дети от  7  до  11 лет, их родители, учитель,  сотрудники учреждений культуры и науки.

Механизм управления

Сотрудники учреждений культуры и науки

Родители учащихся

Учителя школы

Проведение

экскурсий,

лекториев

Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба.

Контроль за выполнением учащимися поставленных задач.

Индивидуальные беседы

Проведение занятий

клуба.

Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы.

Организация экскурсий.

Сроки реализации:  2011-2015г.г. 

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

III. Описание места программы курса «Я - исследователь» в учебном плане.

       Преподавание курса « Я - исследователь» проводится  во второй половине дня. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.

 Курс «Я - исследователь»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю. 1 час в неделю,  1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. .  В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).

       Способами определения результативности программы являются:

диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Я - исследователь»

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                  — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                                        — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                  - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                                                                                           - Использовать средства Интернет для нахождения  иллюстраций, аудио объектов;

  - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон  и принтер для ввода и вывода информации.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной  внеурочной деятельности»

               Уровень

            результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Познавательная

Курс «Я - исследователь»

«Домашние животные вокруг нас. Поведение домашних животных» экскурсия; индивидуальная деятельность(наблюдение, работа с информацией тема «Растения твоего региона», «Местные виды птиц», разработка и подготовка знаков охраны природы, проведение длительного опыта по прорастанию семян фасоли, эксперимент и т.д.

Беседы с родителями, изготовление кормушек для птиц, экскурсии,

вступление в научный клуб младших школьников «Мы и окружающий мир», заседание школьного клуба с приглашением специалистов «Водоем и определение эго пригодности для купания», школьная олимпиада, участие в конкурсной работе, муниципальная олимпиада…

V. Содержание программ курса «Я - исследователь»

1-го года занятий проектной деятельностью по курсу «Я - исследователь»

Цель проектной деятельности по созданию пособий – изучение природы родного края.

Конечный результат 1-го года занятий обучающихся – «Определитель растений родного края».

«Определитель растений родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух – четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Определитель растений родного края»).

Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю (всего 33 ч).

2-го года занятий проектной деятельностью по курсу «Я - исследователь»

Конечный результат 2-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4-х учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2-го класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).

Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).

3-го года занятий проектной деятельностью по курсу «Я - исследователь»

Конечный результат 3-го года занятий учащихся – пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3-го класса «Иллюстративные материалы по постановке оптов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4-х учеников); коллективная.

Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).

4-года занятий проектной деятельностью по курсу «Я - исследователь»

Конечный результат 4-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся 4-го класса – альбом по теме «Родной край – часть великой России», коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы 2–4-х учеников); коллективная (участие всего коллектива).

Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).

Тематический план 1-го года занятий

Сокращения: У-1 – учебник/класс, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д –другие источники информации.

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятий /

Учебные пособия

Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия

Кол-во часов

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

У-1 (с. 18-23, 26-27)

Т-1 (с. 20)

Групповая и индивидуальная деятельность /

аудиторное занятие в учебном кабинете

2

2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

У-1 (с. 60)

Т-1 (с. 9)

Х-1 (с. 8, 47, 48, 68)

Групповая и индивидуальная деятельность /

аудиторное занятие в учебном кабинете

2

3

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.

Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

У-1 (с. 63)

Х-1 (с. 74, 75)

Коллективная и индивидуальная деятельность /

аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

2

4

Дикорастущие растения региона

Д (Природные объекты)

Коллективная и индивидуальная деятельность /

внеаудиторное занятие – экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок /

аудиторное занятие

4

2

5

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

Д (Природные объекты): Интернет, справочники,

общение с родителями

Индивидуальная и коллективная деятельность /

домашнее задание – работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок /

аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций

4

2

6

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты):

Интернет, справочники,

Красная книга России,

общение с родителями

Индивидуальная и коллективная деятельность /

домашнее задание: работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник /

аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

4

2

7

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

У-1 (с. 74-77)

Коллективная и индивидуальная деятельность /

аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий

3

V. Содержание программ курса «Я -исследователь»

                         СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучаюЩИХСЯ

Примечание к теме 1. Подготовка к внеурочным занятиям. Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т. д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.

Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4-х деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 2. Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).

Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4-х наименований).

Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.

Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 4. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

Тема 4. Дикорастущие растения региона

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) – с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Примечание к теме 5. На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) – с привлечением родителей.

Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в пособие «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России»

Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) – с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

Аудиторные занятия (2 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).

 

Тематический план 2-го года занятий

Сокращения: У-2 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятий /

Учебные пособия

Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия

Кол-во часов

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

Х-1 (с. 12-15)

Х-2 (с. 43-45)

Коллективная и индивидуальная деятельности /

вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад) /

внеаудиторное занятие: экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней /

заключительное аудиторное занятие по теме

2

4

2

2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

У-1 (с. 44-45)

Х-1 (с. 42-45)

Т-1 (с. 31)

Коллективная и индивидуальная деятельности /

вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) /

внеаудиторное занятие – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии /

заключительное аудиторное занятие по теме

2

4

2

3

Свойства воздуха

У-2, ч.1 (с. 45-49)

Т-2, №1 (с. 17)

Х-2 (с. 30)

Коллективная деятельность /

аудиторные занятия (эксперимент) /

заключительные аудиторные занятия по теме

2

2

4

Свойства воды

У-2, ч.1 (с. 52-60)

Т-2, №1 (с. 21-23)

Х-2 (с. 31)

Коллективная, групповая деятельность /

аудиторные занятия (эксперимент) /

заключительное аудиторное занятие по теме

2

2

5

Условия, необходимые для развития растений

У-2, ч.1 (с. 61-65, 71)

Т-2, №1 (с. 24-27)

Индивидуальная и коллективная деятельности /

вводное аудиторное занятие / 

аудиторные занятия: экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли) /

заключительные аудиторные занятия: презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов

2

4

2

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучаюЩИХСЯ

Примечание к теме 1. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний период: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т. д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.).

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из Хрестоматии 1-го класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с. 12-15) и из Хрестоматии 2-го класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43-45).

Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев (иллюстрации березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.

Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковой слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).

Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» с использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (Хрестоматия, 1 кл., с. 13).

Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из Хрестоматии 1-го класса «У каких деревьев осенью не только листопад».

Зарисовка иллюстрации из Хрестоматии – образование в листе пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названия лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.

Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» – фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.).

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии: рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей.

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений на экскурсии, отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).

Примечаниек теме 2. Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).

Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.

Тема 2. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из Хрестоматии 1-го класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42-43) и тестов из учебника 1-го класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с. 42-43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с. 44-45). Особое внимание обучающихся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.

Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (Тетрадь, 1 кл., с. 31);

2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом. Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии).

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы).

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки фотографирования). Примечание: можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.

Внеаудиторные занятия (2 ч). Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. Свойства воздух»).

Тема 4. Свойства воды

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако, можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло» (Хрестоматия, 3 кл., с. 43-44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», – М., Мозаика-Синтез, 2002, с. 45-47).

Внеаудиторные занятия: подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. Свойства воды).

Тема 5. Условия, необходимые для развития растений

Аудиторные занятия (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса (с. 61-63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).

Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 5. Условия, необходимые для развития растений).

 

Тематический план 3-го года занятий

Сокращения: У-3 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-3 – тетрадь/класс, Х-3 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д –другие источники информации.

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятий /

Учебные пособия

Форма организации внеурочной деятельности / форма занятий

Кол-во часов

1

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

У-3, ч.1 (с. 59-62, 157)

Т-3, ч.1 (с. 23)

Х-3 (с. 43-44)

Групповая, коллективная, индивидуальная деятельности /

аудиторные занятия: описание этапов постановки опытов по исследование свойств воды /

внеаудиторное занятие: описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов /

аудиторные занятия: отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов

4

2

2

Определение прозрачности воды

У-3, ч.1 (с. 89-90)

Т-3, № 1 (с. 32-33)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельности / аудиторные занятия: экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального исследования /

внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов /

аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

2

2

3

Свойства воздуха

У-3, ч.1 (с. 104-110, 157)

Т-3, № 1 (с. 39-41)

Х-3 (с. 61-68)

Групповая, индивидуальная  и коллективная деятельности /

аудиторные занятия: экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) /

внеаудиторное занятие: оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации) /

аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

6

4

4

Дневник наблюдений за погодой

У-3, ч.1 (с. 115, 118, 120-122, 158)

Т-3, № 1 (с. 43)

Х-3 (с. 73-76)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельности /

аудиторные занятия: составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений /

внеаудиторные занятия: наблюдение за погодными изменениями /

аудиторные занятия: обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

5

2

5

Почва и ее состав

У-3, ч.2 (с. 35-38)

Групповая и коллективная деятельности /

аудиторные занятия: опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы /

Внеаудиторное занятие: оформление результатов опытов /

аудиторные занятия: обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

5

2

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучаюЩИХСЯ

Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Аудиторные занятия (6 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).

Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14-15).

Внеаудиторное занятие: оформление результатов аудиторного занятия.

Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 2. Определение прозрачности воды

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).

Внеаудиторное занятие: оформление полученных результатов.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторное занятие: оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).

Аудиторные занятия (4 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 4. Дневник наблюдений за погодой

Аудиторные занятия ( 5 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3-го класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой (учебник 3-го класса, ч.1, с. 122).

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

Выставка «Дневников наблюдений» за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы «Дневника наблюдений».

Внеаудиторное занятие: наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков.

Аудиторное занятие (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 5. Почва и ее состав

Аудиторные занятия (5 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной); наличие воздуха и воды; наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторное занятие: оформление презентаций.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тематический план 4-го года занятий

Сокращения: У-4 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-4 – тетрадь/класс, (с.) – страницы, Д –другие источники информации.

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия /

Учебные пособия

Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия

Кол-во часов

1

История возникновения названия населенного пункта

Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)

У-2, ч.2 (с. 93-95)

У-3, ч.2 (с. 115, 120)

У-4, ч.1 (с. 123-125)

Т-4 № 1 (с. 38-39)

Групповая, коллективная, индивидуальная  деятельности /

аудиторные занятия: история возникновения названия населенного пункта; названия республики, автономного округа, края или области, где находится город (село, деревня, поселок и др.) /

внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея /

домашнее задание: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта /

аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия

2

4

1

2

Поверхность земли родного края и ее охрана

Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)

У-4, ч.1 (с. 124, 129-132, 189)

Т-4 № 1 (с. 41-42)

Групповая и коллективная деятельности /

аудиторное занятие: описание природной зоны, в которой находится населенный пункт, поверхности и водоемов родного края /

внеаудиторное занятие: экскурсия в парк (или на др. объекты природы) /

аудиторное занятие: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли родного края /

внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов по теме /

аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия

1

4

1

1

3

Достопримечательности родного края

У-4, ч.1 (с. 140-147)

Т-4 № 1 (с. 44-45)

Групповая и коллективная деятельности /

аудиторное занятие: вводная беседа по достопримечательностям родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.) /

внеаудиторные занятия: экскурсии (не менее двух) /

внеаудиторное занятие: оформление презентаций (фотографии, рисунки, описание) /

аудиторное занятие: выставка презентаций и отбор лучших в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия

1

8

1

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучаюЩИХСЯ

Тема 1. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и об его историческом прошлом: 1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименования книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации (поручается школьникам, владеющим Интернетом); 4) выступления приглашенных. Примечание: на аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда, школьный библиотекарь, родители.

Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов (статьи из учебников 2, 3, 4 классов).

Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. Тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру).

Внеаудиторное занятие (4 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.

Домашнее задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (1 ч): подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4-го класса «Родной край – часть великой России».

Тема 2. Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)

Аудиторное занятие (1 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» – описание, фотографии, зарисовки.

Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края».

Внеаудиторное занятие (4 ч): экскурсия в парк (ботанический сад, в лес, лесопосадку, поле, на пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.

Внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.

Аудиторное занятие (1 ч). Групповая работа: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города (парка, леса, территории школы и т. д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии и сообщений групп. Например:

- План расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке).

- Разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы».

- Подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц.

-Определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).

Внеаудиторное занятие: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (1 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.

Тема 3. Достопримечательности родного края

Аудиторное занятие (1 ч): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края. Например: «Памятник(и) природы родного края»; «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д.

Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Подготовка к экскурсии.

Внеудиторные занятия – экскурсии ( 8 ч), не менее двух.

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (1 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

  1. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : учебник : в 2-х частях : 1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 :1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : хрестоматия : 1-3 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : методическое пособие для учителя :1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

2. Наглядные пособия

Комнатные растения

Гербарии; коллекции насекомых;  чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты

3. Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера.

4. Экранно-звуковые пособия

Аудио- и DVD-диски

5. Оборудование кабинета (-ов)

Мебель, стенды, художественно-изобразительные средства, инвентарь для посадки растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Инфознайка»

Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике в рамках УМК «Перспективная начальная школа»-авторов Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой с учетом  «Требований к р...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Я - исследователь"

Цель программы – создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности....

рабочая программа внеурочной деятельности в начальных классах "Я- исследователь",

Данная рабочая программа рассчитана для начального звена. 2 часа в неделю....


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Очень благодарна Вам, Светлана Валерьевна, за предоставленный материал!!!

Калинина Светлана Валерьевна

Рада, что мой материал востребован. Спасибо за отзыв.

Чеботарева Елена Алексеевна

В описании материала про "Окружающий мир", а файл "Я - исследователь"