РП компьютерная грамотность
рабочая программа

Баннова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kompyuternaya_grammotnost.docx52.83 КБ
Файл osobennosti_programmy.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬГОГО РАЙОНА

«НОВОЛЕУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155051 Ивановская область, Тейковский район, село Новое Леушино, пл. Ленина, д.1

т: 8(49343) 49-155 E-mail:leushino2007@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ АЙТИШНИК»

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Составитель (разработчик):

Баннова Е.С.,

Педагог дополнительного образования

С.Новое Леушино

2022 год

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» составлена в соответствии с нормативными документами:

‒Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

‒Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196.

‒Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

1.1 Направленность (профиль) программы: техническая.

Она ориентирована на формирование алгоритмического мышления и навыков программирования.  Дополнительная общеобразовательная программа «Юный айтишник» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов программирования.   Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

Уровень программы: ознакомительный.

Тип программы: модульная.

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Актуальность программы обусловлена переходом России к инновационной экономике знаний, в связи с чем возникла необходимость в новых кадрах, способных ориентироваться в высокотехнологических отраслях. Поэтому приоритетным становится вовлечение детей и молодежи в инженерно-техническую сферу и повышение престижа технических кадров. Отличительные особенности программы заключаются в сочетании с конструированием.

Новизна программы состоит в том, что в программе использована технология проектного обучения для формирования предметных навыков в области информационных технологий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что использование современных педагогических технологий и методов, таких как проектное обучение, дистанционные технологии и конструирование, вызывает наибольший интерес у детей и развивают навыки работы в проектной команде, коммуникативные и регулятивные навыки; программа разработана с опорой на общепедагогические принципы: актуальность, системность, доступность и результативность, поэтому занимаясь в объединениях, дети проявляют активность, самостоятельность и инициативность.

Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение обучающихся, успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения и будущую профессию.

Адресат программы – обучающиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к программированию.

Форма обучения по программе – очно-заочная (с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

Объём и срок освоения программы –  7 месяцев, 56 часов (28 недель).

Особенности организации образовательного процесса – программа предназначена для разновозрастной группы постоянного состава.

Режим занятий – согласно расписанию: 2 раза в неделю по 45 минут.

Виды и периодичность контроля: промежуточный – 1 раз; итоговый – 1 раз.

 1.3 Цель и задачи программы.

Цель программы:

  1.  познакомить обучающихся с принципами работы электронных систем через обучение основам компьютерной грамотности.
  2. Научить работать в программа MS Office.
  3. Познакомить с начальными этапами конструирования робота.

Задачи программы:

1. Обеспечить в ходе занятий усвоение базовой терминологии и основ электроники.

2. Сформировать основные навыки использования инструментария программ.

3. Научить применять полученные знания, приемы и опыт в грамотном использовании специальных элементов, и других объектов при решении технических и проектных задач.

4. Развить критическое и техническое мышление через организацию познавательной и творческой деятельности, умение ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения и работать в команде.

5. Развить навыки проектной деятельности и технологические способности учащихся.

6. Сформировать навыки публичного выступления и защиты проекта.

7. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению.

8. Обучить начальному конструированию робота на базе конструктора LEGO.WeDo.2.0  

1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.  Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно -  одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.  

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 

Программа адресована детям возраста 7-11 лет. Состав группы постоянный (8-13 человек), разновозрастной, особых требований к уровню знаний нет.

Набор детей по желанию.

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 7 месяцев – 28 недель (56 часов)

  1. Формы и режим занятий:

Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.

 Используются три основные формы обучения:  

урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы. 

  1. Ожидаемые         результаты и способы определения их результативности

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Планируемые результаты

По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы приобретут:

Предметные результаты

Обучающиеся должны иметь представление:

- о многообразие о источниках информации;

- о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

- о назначении основных устройств компьютера;

- о возможностях текстового редактора Word;

- возможности и назначении программы по созданию презентаций Power Point;

- о возможностях и назначении программы MS Excel;

‒ о навыках начального этапа конструирования робота;

Личностные результаты:

  • Ученик будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе;
  • Сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники;
  • Научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами;
  • У детей будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
  • Ученик получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты.

У ученика будут сформированы умения:

-ставить учебные цели;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечный;

- научатся искать и выделять необходимую информацию в гипертекстовых документах, интернет сайтах, а также других источниках информации;

- научатся составлять и использовать для решения задач табличные модели;

- анализировать несколько разнородных информационных объектах (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации необходимой для решения учебной задачи;

-научатся конструировать простейшие роботы, поздравительные открытки, презентации;

Требования к результатам выполнения индивидуального проекта:

  1. умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую

деятельность;

  1. способность презентовать достигнутые результаты, включая умение

определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;

  1. самостоятельно         реализовывать,         контролировать         и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
  2. способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;

Мониторинг результативности реализации программы

Критерии

Показатели

Способы оценки

Освоение и систематизация знаний  

построение описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;  

средства моделирования;  информационные процессы в технологических и социальных системах,  

Опрос

Результаты выполнения контрольных и практических работ

Ведение журнала учёта

Овладение умениями

строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию;  

использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования

Результаты выполнения контрольных и практических работ

Результаты участия в олимпиадах и конкурсах

Ведение журнала учёта

Воспитание

культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе;  

чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми;

 установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

Наблюдение

Защита проектов

Развитие  

алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

Наблюдение

Результаты участие в олимпиадах и конкурсах

Приобретение опыта  

создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;  построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе

Наблюдение

Результаты участие в олимпиадах и конкурсах

Результаты выполнения контрольных и

1.9. Формы подведения итогов реализации программы  

По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги.

Формами итогов должны быть:

1.        Портфолио (участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня).

2.        Оформление и защита проектов.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п темы, раздел

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, всего

Количество часов

Формы контроля/

Теория

Практика

Модуль 1: Основы работы на компьютере

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Анатомия компьютера

4

2

2

3

Программное обеспечение ПК

4

3

1

тест

4

Продолжение ПО + тренажер печати

2

1

1

Практическая работа

5

Основы работы в сети Internet

2

1

1

Практическая работа

6

Поиск информации в сети Internet

2

1

1

Практическая работа

Итого:

15

9

6

Модуль 2. Введение в MS Office

1

Введение в Microsoft Word

4

2

2

2

Microsoft Word

4

2

2

Практическая работа

3

Введение в Microsoft Excel

2

1

1

Практическая работа

4

Продолжение MS Excel

4

2

2

5

Другие полезные программы для работы с документами

4

2

2

6

Продолжение изучения облачных сервисов

2

1

1

Итого:

20

10

10

Модуль 3. Создание презентаций

1

Основы презентаций

3

2

1

2

Введение в Power Point

4

2

2

Практическая работа

3

Создание Презентаций

3

1

2

Практическая работа

4

Доработка презентаций + создание сложной анимации

4

2

2

Практическая работа

5

Основы работы на Tilda

2

1

1

Практическая работа

6

Создание веб-презентации на Tilda

2

1

1

7

Работа в Canva, сравнение функционала PP/ Canva/ Tilda

2

1

1

Практическая работа

8

Подведем итоги

1

0

1

тест

Итого:

21

10

11

Всего:

56

29

27

3. Содержание изучаемого курса

Тема 1. Введение (1 час)

Правила безопасности при работе за компьютером в кабинете информатики и дома.

Строение ПК и основы управления им в различных ОС.

Тема 2. Анатомия компьютера (4 часа)

Теория.        Разбор классического строение системного блока. Основные отличия между конструкциями ПК и ноутбуков. По мимо внутренние строения изучение периферийные устройства, схемы их подключения и основные свойства.

Практика.        После изучения теоретических основ строения компьютеров дети сопоставляют полученные знания с их воплощением на практике – разбирать и собирать обратно системный блок.

Тема 3. Программное обеспечение ПК (4 часа)

Теория. Разбор для чего нужно компьютеру ПО. Какое предназначение бывает у современного ПО (ОС, драйверы, утилиты, программы).

 Практика. ОС (на примере Windows). Разбор как устроена одна из самых распространённых в мире ОС. Изучение процедуры запуска и настройки ОС. Знакомство с основными элементами операционной системы, Умение искать технические характеристики, работать с файловой системой.

Тема 4. Продолжение ПО + тренажер печати (2 часа)

Теория. Работа с программами.

        На примере базовых программ изучение основы работы с приложениями в ОС Windows. Как работать в режиме многозадачности, из каких главных элементов состоит любое окно приложения и зачем они нужны. Изучение основы работы антивирусных программ.

        Обучение работе с флэш-накопителями и жёсткими дисками. На примере телевизора научимся подключать к компьютеру другие устройства для конкретных целей.

Практика. Установка какой-либо программы/приложения с флэш-накопителя или жесткого диска на компьютер. На примере научимся устанавливать, перемещать, узнавать информацию о приложении и удалять программы.

        Установка антивирус, проверка компьютера, научимся настраивать совместимость антивируса и брандмауэра.

Тема 5. Основы работы в сети Internet (2часа)

Теория. Разбор с основами основ – откуда взялась и что из себя представляет глобальная сеть. Узнаем, чем отличается интернет от локальной сети. Посмотрим основные характеристики сетевого подключения. Разберемся с кабельной сетью и Wi-Fi. Узнаем об основах безопасного использования сети.

Практика. А) Разберемся в многообразии веб-браузеров и установим один из браузеров на компьютер. После чего настроим все необходимые параметры входа в интернет.

        Б) Изучим структуру браузера и настроим его работу.

        В) Разберемся с работой электронной почты и заведем электронный ящик, а также обменяемся контактами.

        Г) Изучим экосистемы веб-сервисов Яндекса и Google: сориентируемся в их многообразии, поймем предназначение и научимся пользоваться.

Тема 6 Поиск информации в сети Internet. Практика ( 2 часа) 

Теория. Разбор с основами основ – откуда взялась и что из себя представляет глобальная сеть. Узнаем, чем отличается интернет от локальной сети. Посмотрим основные характеристики сетевого подключения. Разберемся с кабельной сетью и Wi-Fi. Узнаем об основах безопасного использования сети.

Практика. Поиск информации в сети Internet

Модуль 2

Тема 1. Введение в Microsoft Word (4 часа) Разберемся, с чего начать, как создать документ самостоятельно, а как сделать это с помощью шаблонов MS Word. Посмотрим содержание вводного шаблона. Подробно изучим все базовые функциональные элементы программы, строение окна создания документа и навигацию внутри документа.

Тема 2. Microsoft Word  ( 4 часа)

Разбираем структуру, при необходимости дорабатываем. Сначала ребята пишут текст в произвольной форме. Как только все заканчивают, каждый читает и показывает, что написал. После чего ребята меняются файлами и им выдаются требования к форматированию: абзацы, отступы, интервалы, шрифты, поля и тд. + титульный лист, где они должны будут сформулировать тему и указать автора. То есть, нужно будет отредактировать чужой файл по заданным требованиям.

Тема 3. Введение в Microsoft Excel (2 часа)

        Разберемся, как создать новую книгу. Изучим содержание и предназначение нескольких шаблонов, создадим книгу с нуля, где несколько страниц будут шаблонными.        Подробно изучим все базовые функциональные элементы программы, строение окна создания документа и навигацию внутри документа.        Разберем, что такое «диапазон» в Excel-книге, научимся основам работы со столбцами и строками. Создадим таблицу из семи столбцов (по дням недели) и трёх строк (утро, день, вечер) и внесём внутрь числовые значения произошедших в этот день важных/интересных событий. На примере этой таблицы освоим работу простых формул.

Тема 4.  Сложные формулы (4 час)

        Числа из приведенного ниже алгебраического выражения запишем в разных ячейках поля Excel. После этого на доске будет записано само алгебраическое выражение, которое нужно будет записать в строке формул для отдельной ячейки так, чтобы в ней отобразилось решение выражений.           

Тема 5. Другие полезные программы для работы с документами ( 4 часа)

1. Power Point.

        Введение в Power Point: базовая информация о программе, обзор основных функций, демонстрация возможностей на примерах и выяснение места программы в системе MS Office.

2. One Note.

        Продолжение изучения экосистемы MS Office. Разбор и демонстрация функционала приложения OneNote – цифровой записной книжки, которая совмещает в себе функции органайзера и текстового редактора.

4. One Drive.

        Изучение работы облачного хранилища в контексте изучения офисных программ. Обзор возможностей диска для совместного создания и редактирования документов + передача уже созданных файлов друг другу через облачное хранилище. Создание командной папки. Совместная работа над документом.

Тема 6. Продолжение изучения облачных сервисов ( 2 часа)

 Google: Docs, Презентации, Таблицы.

        Обзор офисных сервисов от компании Google: предназначение, особенности, преимущества и недостатки.

Модуль 3

Тема 1. Основы презентации (3 часа)

        Разберемся в чём смысл составления презентации, почему навык презентации необходим в современном мире. Узнаем, для чего чаще всего используются презентации и почему хорошая презентация — это сложно, но очень важно и полезно.         Выступление = речь + презентация. Разберем роль каждого элемента в успешном выступлении.         Рассмотрим основы ораторского искусства: вербальные и невербальные средства донесения смысла речи, работа со стрессом во время выступления, наиболее заметные и яркие ораторские приёмы.

Тема 2. Введение в  Power Point (4 часа)

        Разберемся, какую роль играет презентация в выступлении. Из чего состоит презентация и как её создавать (более подробное закрепление материала вводного курса MS Office по программе Power Point).

5. Практический блок.

        Полученные знания начнём применять на практике. Каждый получит по небольшой заранее выбранной наставником статье с учётом интересов ученика. После чего выберем в PowerPoint один шаблон, который больше всего понравится и каждый будет составлять первую презентацию на курсе с опорой на материал полученной статьи. После создания презентации нужно будет выступить с этим материалом. Все выступления будут разобраны наставником, чтобы ученики получили обратную связь по тому, что уже умеют и сориентировались в том, над чем нужно работать, а что развивать.

Тема 3. Создание презентации в Power Point ( 3 часа)

        Ребята принесут дополненные с учётом обратной связи планы выступлений. Ещё раз разберем каждый план индивидуально.

После разбора приступаем к параллельному изучению некоторых углубленных деталей создания презентации и её созданию.

Перед созданием презентации определимся с цветовой гаммой и используемыми шрифтами, узнаем, где можно всё это найти и как подобрать. Презентацию будем собирать без использования шаблонов.  

Тема 4. Доработка презентации + создание сложной анимации (4 часа)

Теория. Оформляя презентацию, будем использовать навыки работы с Word + закреплять на практике знание основ Power Point, а также:

  1. Разберемся с грамотным использованием пространства слайда.
  2. Изучим основы анимации и возможности перехода типа «Трансформация».
  3. Создадим несколько необычных анимаций.
  4. Научимся работать с редактором изображений.

Практика. По завершении создания презентации каждый выступит с созданным материалом. Перед выступлением введем систему оценивания и оценивать уже будет не только наставник, но и ребята друг друга.

Тема 5. Основы создания Landing page на Tilda. (2 часа)

Теория. Разберемся, что это такое, для чего нужно и как создаётся.

Практика. Разберемся, с помощью каких инструментов лэндинги выполняют свои задачи. Узнаем основные подходы к созданию лэндингов и классические формулы их создания. Поймем, чем лэндинг отличается от сайта в привычном понимании и чем похож на презентацию.         По каждому из предыдущих блоков занятия проделаем аналитические и практические действия: придумаем какой-нибудь общий проект, разработаем концепцию, проанализируем конкурентов, проработаем примерный портрет целевой аудитории. Вместе сделаем первые несколько страниц лэндинга с учётом проделанной работы.  

Тема 6. Создание веб-презентации (лэндинга) на Tilda. ( 2 часа)

Теория. Ребята принесут дополненные с учётом обратной связи концепты возможных проектов. В начале занятия каждый презентует концепт своего проекта, для которого будет делать лэндинг.

Практика. После презентаций приступаем к созданию лэндингов и закреплению знаний об интерфейсе сервиса Tilda.

  1. Методическое обеспечение программы.

Методическая часть программы основана на специальных пособиях, разработанных и выпущенных в рамках государственной целевой программы по информатике и рекомендованных к применению Министерством просвещения, а также на современной литературе, список которой приведен ниже. Технологическая часть программы предполагает использование в процессе обучения информационно-компьютерных технологий, в виде персональных компьютеров, при работе с которыми учащиеся опираются на ряд пакетов прикладного обеспечения. Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования. Для проведения занятий в кружке используется специально оборудованное помещение, отвечающее требованиям техники безопасности, оснащенное классной доской и необходимым инвентарем (столы, стулья и т.д.), а также компьютерами. Кабинет оснащен также плакатами, таблицами и другими наглядными пособиями необходимыми для занятий. Каждый компьютер имеет в своем составе процессор, клавиатуру для ввода информации и накопитель для долговременного хранения информации. Компьютеры, установленные в классе, связаны в единую сеть, и работают в персональном режиме. Финансирование производится Учредителем того учебного учреждения, где реализуется данная программа, управлением образования, которому структурно подчиняется данное учреждение. Для проведения занятий кружка необходимо наличие кабинета с компьютерами в соответствии с требованиями СанПиН.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. Каждое занятие направлено на развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода, определяет систему требований к уроку:

 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены

конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно - обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей).

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, сознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире,

сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

- является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания: характеристика задания (планируемый результат выполнения); мотивационная часть;

содержание: условия, вопрос; инструкция по выполнению; время выполнения;

образец или описание ответа; критерии оценки; методический комментарий.

8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью

обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос - мысль - внутренняя речь - внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровья сбережения на уроке.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок курса.

Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:

1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.

2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;

3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.При организации контроля за знаниями и умениями учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета.

Объективность предполагает такую постановку контроля, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы, подтверждающие достижения ГОС.

При этом используются различные критерии оценивания знаний и

умений учащихся:

–нормативный – сравнений знаний, учащихся с существующими нормами, с образовательными стандартами, которые основываются на современных и прогнозируемых требованиях государства к общему образованию граждан, а также на важнейших достижениях научно-методической мысли во многих странах;

– личностный – сравнение уровня знаний учащегося с его же прошлыми знаниями и установление динамики продвижения ученика в обучении и развитии;

– сопоставительный – сравнения уровня знаний различных учащихся, групп.

Оптимальным является сочетание второго критерия с первым.

Полнота контроля предполагает изучение разнообразных качеств знаний.

Регулярность контроля связана с особенностями изучаемого материала и

особенностями работы конкретного учителя.

Плакаты:

1. Организация рабочего места и техники безопасности.

2. Архитектура компьютера

3. Архитектура компьютерных сетей

4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

5. Основные алгоритмы

Схемы:

1. Графический пользовательский интерфейс

2. Представление информации (дискретизация)

3. Моделирование, формализация, алгоритмизация.

4. Основные этапы разработки программ

5. системы счисления

6. Логические операции

7. Блок-схемы

8. Алгоритмические конструкции

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Устный опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение на протяжении курса обучения, самостоятельная работа

Формы контроля успешности обучающихся и подведения итогов реализации программы:

Результативность работы планируется отслеживать в течение учебного года на занятиях путем педагогического наблюдения (развитие каждого ребенка и группы в целом).

Текущий контроль предполагается проводить на каждом занятии – подведение итогов с перспективой на будущее, диалоги, игры на развитие логики, внимания, памяти.

Промежуточный контроль проводится после изучения каждой темы – обобщающее повторение (проведение тестов на знание теоретического материала и практические задания).

Итоговый контроль предполагает анализ усвоения образовательной программы обучающимися.

Периодичность проверки образовательных результатов и личностных качеств, обучающихся:

сентябрь – входной контроль (опрос, педагогическое наблюдение, тест «Устройство компьютера»)

текущий контроль (наблюдение на каждом занятии, само- и взаимооценка)

декабрь – промежуточный контроль (практические задания «Графический диктант», «Работа с текстом», «Клоун»)

апрель - итоговая диагностика (защита творческих проектов).

Контроль за знаниями и умениями, полученными обучающимися на занятиях, осуществляется в виде:

- проверки знаний на каждом занятии (в форме групповой или индивидуальной беседы);

- контрольного теоретического теста или практических проверочных работ в конце изучения темы;

- в конце всего курса – защита творческой работы.

Для отслеживания результатов обучения применяется система проверочных работ по каждой теме.

Проверочная работа может быть организована:

  1.  в виде самостоятельной практической работы, в которой проверяется знания и навыки

работы обучающихся по определенной теме программы;

  1.  в виде теста по теоретическому материалу, если изученная тема носит

преимущественно теоретический характер (например, тема «Устройство персонального компьютера», «А вы это знали?»).

Оценивание выполненной практической работы производится по пятибалльной системе, так как она наиболее привычна для восприятия обучающимися:

1. Отлично (5) – работа выполнена полностью, ответы правильные, навыки работы с программой устойчивые, есть своя «изюминка».

2. Хорошо (4) – работа выполнена полностью, но есть недочеты, умения работы с программой приобретены, но еще не сформировались как навыки.

3. Удовлетворительно (3) – работа выполнена не полностью, есть существенные недочеты, с программой ребенок знаком, но не умеет ею пользоваться без подсказки педагога.

Выполнение теста оценивается также по пятибалльной шкале, соотнесение оценки с количеством правильных ответов зависит от количества вопросов теста:

  1.  свыше 80% правильных ответов - отлично (5);
  2. от 50% до 80% правильных ответов - хорошо (4);
  3.  от 40% до 50% правильных ответов - удовлетворительно (3)

Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-техническое обеспечение

Компьютерный класс:

‒ ноутбук на каждого ребёнка;

- интерактивная доска;

‒МФУ;

- ПО MS Office;

- Базовый набор LEGO.WeDo.2.0

Список литературы

Литература для педагога

  1.  Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
  2.  Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов.
  3.  Программы по информатике Рудченко Т.А. «Информатика, 1-4», Семеновой А.Л. «Информатика, 3-4».
  4.  Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

1. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс: Учебник для техн. вузов – М.: Омега-Л, 2004.

2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

3. Левин А.Ш. Самоучитель полезных программ. 4-е издание. – СПб.: Питер, 2006.

4. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие.- Воронеж: ВГПУ, 2005.- 271 с.

5. Русинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство MicrosoftWindows: WindowsServer 2003,

WindowsXP и Windows 2000. Мастер-класс. / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция»; СПб.:Питер, 2005.

6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Windows: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком -Пресс, 2001.

7. Симонович, С.В. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - М.: АСТ-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 368 c.

8. Симонович, С.В; Евсеев, Г.А.. Практическая информатика / - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. -480 c.

Интрнет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru  (раздел «Информатика»)

http://www.metod-kopilka.ru  (библиотека методических материалов для учителя)

http://www.teachvideo.ru  (компьютерные видео уроки)

http://www.ict.edu.ru/  (информационно-коммуникационные технологии в образовании)

Литература для обучающихся и их родителей

1. Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. - М.: Айрис, 2016. - 160 c.

2. Босова А.Ю., Босова Л.Л., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

3. Босова Л.Л., Михайлова Н.И., Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

4. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год.

5. Левин А.Ш. Самоучитель работы на компьютере. - 9-е изд.– СПб.: Питер, 2006.

6. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год.

7. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. – М.: BHV, 2007.

8. Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Интернет – ресурсы

[Клякс@.net][ИнформатикаиИКТ] http://pae-alina.narod.ru/   http://www.agakids.ru/ 

http://children.kulichki.net/  http://club112.fastbb.ru/ 

http://www.agakids.ru/games/  http://sashka.iatp.org.ua/sashka/index.html 

KINDER.RU - Крупнейший российский каталог детских ресурсов Сети



Предварительный просмотр:

Особенности программы

Курс обучения 4 года с детьми младшего школьного возраста 8 – 12 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Занятия проводятся по 30 минут (согласно санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – 2 занятия 2 раза в неделю с перерывом 10 минут, что составляет 144 часа на каждый год обучения.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерной грамотности» воспитанники знакомятся с множеством понятий.

Ключевые понятия

Компьютер – это электронная машина для обработки информации.

Информатика – это наука об информации, аппаратных и программных средствах компьютера, информационных и коммуникационных технологиях.

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Клавиатура – это устройство, позволяющее вводить в компьютер тексты, знаки и управлять работой компьютера.

Компьютерная мышь – это устройство, позволяющее вводить в компьютер команды.

Рабочий стол – область экрана, на которой отображаются окна, значки и меню.

Компьютерное меню -   это список команд, которые можно выполнять.

Компьютерное окно – это ограниченное рамкой пространство экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними.

Редактирование текста – это действие, направленное на создание текста, а также позволяющее внести изменения или исправить ошибки.

Фрагмент текста/рисунка – это выделенная часть текста/рисунка.

Буфер обмена – это часть оперативной памяти, используемая для временного хранения информации.

Калькулятор – это небольшое устройство позволяющее выполнять определённые действия над числами.

Активное окно – это окно, в котором в данный момент ведётся работа.

Алгоритм -  последовательность действий, направленных на решение какой-либо задачи. 

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Программа  – основывается на младший школьный возраст 7 – 11 лет.

Дополнительная образовательная программа «Юный айтишник» основывается на следующих принципах:

  • систематичность и последовательность обучения;
  • связь теории и практики;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Краткое описание основных способов и форм работы с детьми:

Режим занятий

Этап обучения

Продолжи-

тельность

Периоди-

чность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во

 часов в

 год

1 год обучения

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 год обучения

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

3 год обучения

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

4 год обучения

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

При реализации образовательной программы могут быть отведены часы на индивидуальную работу. Составляется отдельный календарно-тематический план, исходя из целей и задач по реализации программы (проектная деятельность, подготовка к конкурсам, мероприятиям, конференциям). Так же данные часы могут быть отведены на работу с детьми с ограниченными физическими возможностями.

На занятиях используются формы работы: групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности).

Целесообразно при подготовке и оценки усвоения материала использовать дифференцированный подход, как для подачи материала, так и  для оценки знаний, умений и навыков.

Возможны следующие формы аттестации: устные опросы, анкетирование, тестирование, наблюдение на протяжении курса обучения, самостоятельная работа.

По окончанию курса воспитанники должны овладеть необходимыми навыками работы с компьютером и уметь применять приобретённый опыт в повседневной жизни.

Краткое описание основных методов и технологий.

Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и воспитанников в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач.

На занятии применяются следующие методы и формы обучения:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий);
  • практические методы (устные и письменные задания, практические компьютерные работы);
  •   репродуктивный метод («делай, как я»);
  •  продуктивный метод.

По своей структуре – занятие комбинированное, на нём предусматривается смена методов обучения и деятельности воспитанников. В комбинированном занятии информатики можно выделить основные этапы.

  1.  Организационный момент.
  2.  Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, повторение ранее изученного материала).
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажёре, выполнение работ компьютерного практикума, логические игры).
  5.  Подведение итогов.

Данный тип занятий наиболее актуален для младших воспитанников, осваивающих программу «Мир информатики».

Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические технологии:

  • технологии развивающего обучения (образовательная программа «Мир информатики» направлена на развитие ребёнка в сфере компьютерной грамотности, начиная с дошкольного возраста);
  • технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности компьютерного кружка являются знания и навыки при работе на компьютере, а также детские творческие работы-шедевры, выполненные в графическом редакторе Paint);
  • технологии игрового обучения (в практике часто используются мультимедийные диски с компьютерными развивающими играми, соответствующие  возрастным особенностям детей);
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • тестовые технологии (по окончании определенного раздела проверка знаний, умений, навыков у воспитанников кружка проводится в тестовой форме);
  • здоровье сберегающие технологии.  В кружке «Икс-файл» большое внимание уделяется сохранению физического здоровья детей, используются различные приёмы здоровье сберегающих технологий в виде физкультминуток, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр. Также важен психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего занятия.
  • информационно-коммуникационные технологии. Работа кружка «Икс-файл» основана на ежедневном применении в практике компьютеров и данной технологии, кроме этого при изучении определенных тем курса, например, «Пиктограммы» через телевизор воспроизводятся картинки-пиктограммы, которые встречаются в повседневной жизни; «Что такое пиксель» в педагогической копилке имеется подготовленная педагогом презентация, которая наглядно и красочно объясняет понятие «пиксель».

Прогнозируемые результаты и критерии их замера

       По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:

- основные устройства компьютера;

- основные действия работы с мышкой;

- понятие информация, виды информации,

- способы представления и передачи информации;

- понятие множества, моделирование, конструирование;

-основные элементы интерфейса программы.

Должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

- владеть мышкой и клавиатурой;

- создавать  простейшие компьютерные рисунки;

- выполнять логические задания;

- создавать альбом;

- создавать анимации;

- работать с закладками.

По окончании второго года обучения воспитанники должны  знать:

- необходимую терминологию;

- историю развития компьютерной техники;

- основные объекты рабочего стола

- основные элементы компьютерного окна:

- понятие алгоритм:

- понятие редактирование, меню, фрагмент рисунка,

- понятие пиксель, пиктограмма;

-технологию организации движения черепашки;

-назначение и виды датчиков.

Должны уметь:

- пользоваться элементами компьютерных окон;

- набирать текс,  редактировать и работать с фрагментом текста;

- создавать компьютерные рисунки,  редактировать и работать с фрагментами рисунка;

- составлять простейшие алгоритмы;

- работать с датчиками, настраивать команды;

-писать программы и подпрограммы.

По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать:

- понятие исполнитель;

- основные элементы рабочего стола;

-понятие редактирование, форматирование;

- название деталей, виды крепежей.

Должны уметь:  

- писать программу для исполнителя;

- настраивать параметры рабочего стола;

- редактировать текст;

- форматировать текст;

- оформлять текст в виде таблицы;

- вставлять в текст графические объекты;

-собирать модели по схемам;

- писать программы.

По окончании четвёртого года обучения воспитанники должны знать:

- понятие папка, файл;

- общую характеристику табличного процессора  Microsoft Exсel;

- основные элементы рабочего стола;

-понятие редактирование, форматирование;

- уметь работать с формулами, диаграммами.

Должны уметь:

-работать с папками и файлами;

-создавать, редактировать и форматировать табличный документ;

-оформлять текст в виде таблицы;

- включать в табличный документ графические объекты;

- создавать диаграммы;

- работать с формулами.

Способы проверки ожидаемых результатов, предусмотренных программой, это устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня.

Педагог на занятиях должен создавать атмосферу радости, соучастия воспитанников в процессе восприятия материала и потребность творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети могут применять и в повседневной жизни.

Виды контроля и механизм оценки достижений обучающихся:

      В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

  1. вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;
  2. текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи;
  3. тематический контроль проводится по завершении изучения  раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ;
  4. годовой контроль - в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы, участие в  конкурсах различного уровня;
  5. итоговый контроль - по окончании изучения всей программы.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • разнообразие освоенных задач.

После прохождения каждого крупного раздела или части программы обучающиеся сдают зачёт в форме индивидуальных зачётных работ. Оценка зачётных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их особенностей и достоинств.

В конце каждого года обучения выполняются авторские работы. По завершении программы обучения воспитанники сдают итоговый зачёт, состоящий из защиты авторских работ в области информационных технологий в соответствии с программой курса.

По уровню освоения программного материала результаты достижений ребят условно подразделяются на низкий, средний и высокий уровни.

Программа имеет необходимую для работы материально-техническую базу, состоящую из компьютеров, мультимедийного проектора, телевизора, DVD-проигрывателя, принтера.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • плакат «Основные устройства компьютера»;
  • плакат «Как мы получаем информацию»;
  • плакат «Компьютерное окно»;
  • плакат «Окно Microsoft Word»;
  • плакат «Окно Excel»;
  • плакат «Окно Paint»;
  • плакат «Параметры файла» и др.

раздаточный материал:

  • карточки элементы окна;
  • карточки основные устройства компьютера;
  • ребусы, кроссворды, загадки;
  • диктанты по клеточкам;
  • карточки инструменты графического редактора  и др.

практический материал:

  • увлекательная программа-тренажёр для детей по информатике;
  • методическое пособие по информатике страна «Фантазия» для 1-4 классов;
  • клавиатурный тренажёр «Весёлые пальчики»;
  • обучающая игра для детей дошкольного возраста «Земля до начала времён» и др.

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо следующее программное обеспечение:

  • Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003 г.;
  • Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003 г.;
  • Прикладная программа Paint (графический редактор);
  • Текстовой редактор Блокнот,  Microsoft Word;
  • Табличный процессор Microsoft Excel;
  • Программное обеспечение Перволого, Легомиры, перворобот Wedo.

В качестве методических  материалов используется:

  • методическая библиотека объединения, содержащая как справочный материал, так и учебную литературу;
  • периодическую литературу, получаемую ДДТ.

Содержание программы

Учебно-тематический план 

(первый год обучения)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Общее

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с детьми.

2

2

-

«Здравствуй, класс компьютерный».

4

3

1

  1. Правила поведения в компьютерном классе

2

2

-

  1. Техника безопасности

2

1

1

«Наш компьютер – верный друг».

34

21

13

  1. Когда появился компьютер

2

2

-

  1. Какие бывают компьютеры

2

2

-

  1. Применение компьютера

2

2

-

  1. Компьютер и его основные устройства

4

4

-

  1. Мышь

6

2

4

  1. Пиктограммы

4

2

2

  1. Клавиатура. Работа на клавиатуре

4

2

2

  1. Работа с текстовым редактором Блокнот.

4

2

2

  1. «Чему мы научились?»

4

2

2

Самостоятельная работа

2

1

1

Знакомство с возможностями графического редактора. Рисование.

36

15

21

  1. Графика

4

2

2

  1. Раскрашивание компьютерных рисунков

4

2

2

  1. Знакомство с инструментами для рисования

6

2

4

  1. Создание простейших рисунков

8

2

6

  1. Моделирование

4

2

2

  1. Конструирование

4

2

2

  1. «Чему мы научились?»

4

2

2

  1. Самостоятельная работа

2

1

1

«Мир, в котором мы живём».

24

15

9

  1. Информация вокруг нас

2

2

-

  1. Как мы получаем информацию

2

2

-

  1. Способы представления и передачи информации

2

1

1

  1. Виды информации

2

2

-

  1. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

2

1

1

  1. Элементы логики. Сопоставление.

2

1

1

  1. Множества, его элементы.

4

2

2

  1. План и правила

2

1

1

  1. Обобщение

2

1

1

  1. «Чему мы научились?»

2

1

1

  1. Самостоятельная работа

2

1

1

Знакомство с ПервоЛого

42

18

24

Интерфейс программы.

2

1

1

Создание альбома.

4

2

2

Анимации.

6

2

4

Создание черепашки.

6

2

4

Работа с закладками.

6

2

4

Мультимедийные возможности.

6

3

3

Программирование среде ПервоЛого.

4

2

2

Лабиринт и создание игры.

4

2

2

Создание проекта.

4

2

2

Подведение итогов.

2

1

1

Всего:

144

75

69

Содержание программы

Учебный план

№ п/п темы, раздел

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, всего

Количество часов

Формы контроля/

Теория

Практика

Модуль 1: Основы работы на компьютере

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Анатомия компьютера

4

2

2

3

Программное обеспечение ПК

4

3

1

тест

4

Продолжение ПО + тренажер печати

2

1

1

Практическая работа

5

Основы работы в сети Internet

2

1

1

Практическая работа

6

Поиск информации в сети Internet

2

1

1

Практическая работа

Итого:

15

9

6

Модуль 2. Введение в MS Office

1

Введение в Microsoft Word

4

2

2

2

Microsoft Word

4

2

2

Практическая работа

3

Введение в Microsoft Excel

2

1

1

Практическая работа

4

Продолжение MS Excel

4

2

2

5

Другие полезные программы для работы с документами

4

2

2

6

Продолжение изучения облачных сервисов

2

1

1

Итого:

20

10

10

Модуль 3. Создание презентаций

1

Основы презентаций

3

2

1

2

Введение в Power Point

4

2

2

Практическая работа

3

Создание Презентаций

3

1

2

Практическая работа

4

Доработка презентаций + создание сложной анимации

4

2

2

Практическая работа

5

Основы работы на Tilda

2

1

1

Практическая работа

6

Создание веб-презентации на Tilda

2

1

1

7

Работа в Canva, сравнение функционала PP/ Canva/ Tilda

2

1

1

Практическая работа

8

Подведем итоги

1

0

1

тест

Итого:

21

10

11

Всего:

56

29

27

3. Содержание учебного плана        

Модуль 1

Тема 1. Вводное занятие

Цель: данный раздел предполагает знакомство с воспитанниками.

Тема 2. Анатомия компьютера (часа)

Теория.        Разбор классического строение системного блока. Основные отличия между конструкциями ПК и ноутбуков. По мимо внутренние строения изучение периферийные устройства, схемы их подключения и основные свойства.

Практика.        После изучения теоретических основ строения компьютеров дети сопоставляют полученные знания с их воплощением на практике – разбирать и собирать обратно системный блок.

Тема 3. Программное обеспечение ПК (часа)

Теория. Разбор для чего нужно компьютеру ПО. Какое предназначение бывает у современного ПО (ОС, драйверы, утилиты, программы).

 Практика. ОС (на примере Windows).

        Разбор как устроена одна из самых распространённых в мире ОС. Изучение процедуры запуска и настройки ОС. Знакомство с основными элементами операционной системы, Умение искать технические характеристики, работать с файловой системой.

Тема 4. Продолжение ПО + тренажер печати (2 часа)

Теория. Работа с программами.

        На примере базовых программ изучение основы работы с приложениями в ОС Windows. Как работать в режиме многозадачности, из каких главных элементов состоит любое окно приложения и зачем они нужны. Изучение основы работы антивирусных программ.

Подключение накопителей и устройств.

        Обучение работе с флэш-накопителями и жёсткими дисками. На примере телевизора научимся подключать к компьютеру другие устройства для конкретных целей.

Практика.

        А) Установка какой-либо программы/приложения с флэш-накопителя или жесткого диска на компьютер. На примере научимся устанавливать, перемещать, узнавать информацию о приложении и удалять программы.

        Б) Установка антивирус, проверка компьютера, научимся настраивать совместимость антивируса и брандмауэра.

Тема 5. Основы работы в сети Internet (2часа)

Теория. Что такое Интернет?

        Разбор с основами основ – откуда взялась и что из себя представляет глобальная сеть. Узнаем, чем отличается интернет от локальной сети. Посмотрим основные характеристики сетевого подключения. Разберемся с кабельной сетью и Wi-Fi. Узнаем об основах безопасного использования сети.

Как попасть в интернет?

        Разберемся, что необходимо для выхода в интернет: какое ПО и устройства нужны для этого.

Практика.

        А) Разберемся в многообразии веб-браузеров и установим один из браузеров на компьютер. После чего настроим все необходимые параметры входа в интернет.

        Б) Изучим структуру браузера и настроим его работу.

        В) Разберемся с работой электронной почты и заведем электронный ящик, а также обменяемся контактами.

        Г) Изучим экосистемы веб-сервисов Яндекса и Google: сориентируемся в их многообразии, поймем предназначение и научимся пользоваться.

         Тема 6 Поиск информации в сети Internet. Практика ( 2 часа) 

Теория. Разбор с основами основ – откуда взялась и что из себя представляет глобальная сеть. Узнаем, чем отличается интернет от локальной сети. Посмотрим основные характеристики сетевого подключения. Разберемся с кабельной сетью и Wi-Fi. Узнаем об основах безопасного использования сети.

Практика. Поиск информации в сети Internet

Модуль 2

Тема 1. Введение в Microsoft Word ( часа)

1. Создание документа.

        Разберемся, с чего начать, как создать документ самостоятельно, а как сделать это с помощью шаблонов MS Word. Посмотрим содержание вводного шаблона.

2. Окно создания документа MS Word.

        Подробно изучим все базовые функциональные элементы программы, строение окна создания документа и навигацию внутри документа.

3. Добавление и форматирование текста.

        На примере простого рассказа о прошедшей неделе/себе/планах на будущую неделю научимся работать с текстом в программе MS Word: напишем структурированный текст, отформатируем его, добавим маркированный и многоуровневый списки, подберем и настроим подходящий стиль. Научимся устанавливать новые шрифты.

4. Работа с таблицами в MS Word.

        Разберемся, как добавлять и работать с таблицами в MS Word. Заполним таблицу информацией о комплектующих персонального компьютера и закрепим навыки форматирования текста.

5. Работа с мультимедийными объектами в MS Word.

        На примере рассказа о чём-то, что интересно и/или нравится, научимся работать одновременно с текстом и мультимедийными файлами. Выделим какую-нибудь мысль из написанного текста и поместим в фигуру. Добавим к рассказу стоковую картинку, научимся вписывать картинку в текст. Узнаем, как добавить в документ видео из интернета и добавим какое-нибудь видео из YouTube по описанной выше теме. Научимся работать с трёхмерными моделями: добавим одну из базовых моделей в текст и опишем её. Изучим инструмент SmartArt и с его помощью добавим и заполним два рисунка по выбору. В конце сделаем ссылку на какой-нибудь файл, который будет заранее спрятан в файловой системе компьютера и добавим ссылку на интернет-страницу. В завершении урока выберем самую интересную или показавшуюся сложной функцию и напишем к ней примечание.

6. Сохранение документа.

        Изучим возможные формы сохранения документов, сохраним получившийся документ в .doc, .docx и .pdf. Сразу же разберем общие отличия и узнаем об особенностях сохранения некоторых элементов.

Тема 2. Microsoft Word  ( часа)

Ребята приносят на занятие заранее подготовленный план рассказа. Мы разбираем их структуру, при необходимости дорабатываем. Сначала ребята пишут текст в произвольной форме. Как только все заканчивают, каждый читает и показывает, что написал. После чего ребята меняются файлами и им выдаются требования к форматированию: абзацы, отступы, интервалы, шрифты, поля и тд. + титульный лист, где они должны будут сформулировать тему и указать автора. То есть, нужно будет отредактировать чужой файл по заданным требованиям.

Тема 3. Введение в Microsoft Excel ( часа)

1. Создание новой книги. 

        Разберемся, как создать новую книгу. Изучим содержание и предназначение нескольких шаблонов, создадим книгу с нуля, где несколько страниц будут шаблонными.

2. Окно новой книги.

        Подробно изучим все базовые функциональные элементы программы, строение окна создания документа и навигацию внутри документа.

3. Основы работы с ячейками в Excel.

        Разберем, что такое «диапазон» в Excel-книге, научимся основам работы со столбцами и строками.

4. Простые формулы Excel.

        Создадим таблицу из семи столбцов (по дням недели) и трёх строк (утро, день, вечер) и внесём внутрь числовые значения произошедших в этот день важных/интересных событий. На примере этой таблицы освоим работу простых формул.

Тема 4.  Сложные формулы (час)

        Числа из приведенного ниже алгебраического выражения запишем в разных ячейках поля Excel. После этого на доске будет записано само алгебраическое выражение, которое нужно будет записать в строке формул для отдельной ячейки так, чтобы в ней отобразилось решение выражения (12).

  Абсолютные и относительные ссылки.

        Представим, что мы пришли в кафе и нам нужно посчитать, на сколько мы заказали всякой вкуснятины. Оформим в ячейках книги Excel таблицу такого образца, заменив блюда на более знакомые и валюту на рубли, количество - опционально:

Рассчитаем столбец «Итого» с помощью механизма относительных ссылок.

После этого, добавим столбец «Налог» и налоговую ставку вот таким образом:

Представив, что мы хозяева ресторана, рассчитываем сумму налога с поданного заказа, рассчитаем столбец «Налог» с применением одновременно относительных и абсолютных ссылок.

 Разбор нескольких описанных в домашнем задании алгебраических примеров с помощью Excel.

        Подготовленное домашнее задание по программе Word адаптируется к изученному в Excel.

 Работа с диаграммами в Excel.

        Создадим таблицу, где строки будут названиями продуктов: Гречка, макароны, яйца, рис, подсолнечное масло (например). Столбцы: белки, жиры и углеводы.

После создания таблицы найдём данные о составе каждого продукта и внесём в таблицу. На основании полученных данных добавим несколько визуализаций через диаграммы.

Тема 5. Другие полезные программы для работы с документами ( часа)

1. Power Point.

        Введение в Power Point: базовая информация о программе, обзор основных функций, демонстрация возможностей на примерах и выяснение места программы в системе MS Office.

2. One Note.

        Продолжение изучения экосистемы MS Office. Разбор и демонстрация функционала приложения OneNote – цифровой записной книжки, которая совмещает в себе функции органайзера и текстового редактора.

4. One Drive.

        Изучение работы облачного хранилища в контексте изучения офисных программ. Обзор возможностей диска для совместного создания и редактирования документов + передача уже созданных файлов друг другу через облачное хранилище. Создание командной папки. Совместная работа над документом.

Тема 6. Продолжение изучения облачных сервисов ( час)

 Google: Docs, Презентации, Таблицы.

        Обзор офисных сервисов от компании Google: предназначение, особенности, преимущества и недостатки.

Примечание: Занятие носит обзорно-прикладной характер. В рамках демонстрации каждого приложения/сервиса наставник совместно с учениками создаёт соответствующие файлы – отрабатывает навык использования этих программ.

Модуль 3

Тема 1. Основы презентации ( час)

1. Что такое и зачем нужна презентация?

        Разберемся в чём смысл составления презентации, почему навык презентации необходим в современном мире. Узнаем, для чего чаще всего используются презентации и почему хорошая презентация — это сложно, но очень важно и полезно.

2. Презентация – часть выступления. Что это значит?

        Выступление = речь + презентация. Разберем роль каждого элемента в успешном выступлении.

3. Речь.

        Рассмотрим основы ораторского искусства: вербальные и невербальные средства донесения смысла речи, работа со стрессом во время выступления, наиболее заметные и яркие ораторские приёмы.

Тема 2. Введение в  Power Point (часа)

        Разберемся, какую роль играет презентация в выступлении. Из чего состоит презентация и как её создавать (более подробное закрепление материала вводного курса MS Office по программе Power Point).

5. Практический блок.

        Полученные знания начнём применять на практике. Каждый получит по небольшой заранее выбранной наставником статье с учётом интересов ученика. После чего выберем в PowerPoint один шаблон, который больше всего понравится и каждый будет составлять первую презентацию на курсе с опорой на материал полученной статьи. После создания презентации нужно будет выступить с этим материалом. Все выступления будут разобраны наставником, чтобы ученики получили обратную связь по тому, что уже умеют и сориентировались в том, над чем нужно работать, а что развивать.

Тема 3. Создание презентации в Power Point ( час)

1. План речи.

        Ребята принесут дополненные с учётом обратной связи планы выступлений. Ещё раз разберем каждый план индивидуально.

После разбора приступаем к параллельному изучению некоторых углубленных деталей создания презентации и её созданию.

2. Подготовка презентации. 

Перед созданием презентации определимся с цветовой гаммой и используемыми шрифтами, узнаем, где можно всё это найти и как подобрать. Презентацию будем собирать без использования шаблонов.  

Тема 4. Доработка презентации + создание сложной анимации

 Создание презентации.

Оформляя презентацию, будем использовать навыки работы с Word + закреплять на практике знание основ Power Point, а также:

  1. Разберемся с грамотным использованием пространства слайда.
  2. Изучим основы анимации и возможности перехода типа «Трансформация».
  3. Создадим несколько необычных анимаций.
  4. Научимся работать с редактором изображений.

По завершении создания презентации каждый выступит с созданным материалом. Перед выступлением введем систему оценивания и оценивать уже будет не только наставник, но и ребята друг друга.

Тема 5. Основы создания Landing page на Tilda. (часа)

1. Введение в лэндинги.

        Разберемся, что это такое, для чего нужно и как создаётся.

2. Основные принципы лэндинга.

        Разберемся, с помощью каких инструментов лэндинги выполняют свои задачи. Узнаем основные подходы к созданию лэндингов и классические формулы их создания. Поймем, чем лэндинг отличается от сайта в привычном понимании и чем похож на презентацию.

3. Этапы создания лэндинга.

        Разберемся с природой появления лэндингов и некоторых их элементов на примере тех, что ребята нашли к занятию.

4. Анатомия лэндинга.

        Углубимся в структуру посадочных страниц в контексте презентации проекта и разберемся, из чего состоят эти страницы, почему строятся именно так (на примере лэндингов с Тильды).

5. Практический блок.

        По каждому из предыдущих блоков занятия проделаем аналитические и практические действия: придумаем какой-нибудь общий проект, разработаем концепцию, проанализируем конкурентов, проработаем примерный портрет целевой аудитории. Вместе сделаем первые несколько страниц лэндинга с учётом проделанной работы.  

Тема 6. Создание веб-презентации (лэндинга) на Tilda. ( 2 часа)

        Ребята принесут дополненные с учётом обратной связи концепты возможных проектов. В начале занятия каждый презентует концепт своего проекта, для которого будет делать лэндинг.

После презентаций приступаем к созданию лэндингов и закреплению знаний об интерфейсе сервиса Tilda.

Тема 7. Работа в Canva, сравнение функционала PP/Canva/Tilda

Canva — универсальный инструмент для максимально широкой аудитории, и в этом заключаются его достоинства и недостатки. Его возможностей по созданию изображений в любом стиле и для огромного числа шаблонов хватит большинству тех людей, у кого в принципе возникает потребность в том, чтобы создать изображения или короткий ролик самостоятельно. 

4. Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-техническое обеспечение

Компьютерный класс:

‒ ноутбук на каждого ребёнка;

- интерактивная доска;

‒МФУ;

- ПО MS Office;

- Базовый набор LEGO.WeDo.2.0

Формы аттестации и оценочные материалы

Устный опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение на протяжении курса обучения, самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азы компьютерной грамотности

Вводить информатику надо с начальных классов, чтобы как можно раньше научить детей воспринимать компьютер не как игровую приствку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...

Сертификат соответствия требованиям к компьютерной грамотности.

Система добровольной сертификации "ИНФОРМИКАСЕРТ"....

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"

Эта программа подходит для блока дополнительного образования...

Развиваем компьютерную грамотность

Данный материал поможет провести тестирование учащихся 1 класса в начале учебного года .В конце тестирования каждый ребенок получит интереснй ценный материал....

Рабочая программа кружка «Компьютерная грамотность»

Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образ...