ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»
рабочая программа по технологии по теме

Гусарова Елена Валентиновна

 

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._kruzhok_po_ikt.doc361.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 395

Красносельского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ лицей № 395

________________________

Сергеева С.П.

ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета

лицея № 395

от __________________

Протокол  № ______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерная грамотность»

Возраст учащихся: 9-11 лет.

Срок реализации: 2 года.

Объем реализации: 34 часа в год.

Автор:                                        Гусарова Елена Валентиновна,

                                                учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2011 г.

Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Педагогическая целесообразность программы

Согласно концепции информатизации школы, для изучения информационных технологий в начальной школе при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся в начальной школе в программу предмета «Технология» и других предметов как учебный модуль, и только с 8 класса как самостоятельный учебный предмет. Поэтому необходимо при наличии необходимых условий реализовать дополнительную образовательную программу «Компьютерная грамотность» в рамках внеурочной деятельности.

Особенностями пропедевтического этапа являются глубокая индивидуализация обучения, обеспечивающая возможность развития ребенка по своей собственной траектории и со своей собственной скоростью. Это достигается благодаря использованию определенной последовательности развивающих игр и определенной технологии проведения занятий.

В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются:

  1. овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  2. развитие технического и логического мышления;
  3. формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Компьютер в начальной школе должен использоваться не только  как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д.

Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что в рамках школьного курса учащиеся получают знания, а не развивают мышление, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему.

В качестве такого предмета выступает информатика, призванная развить техническое и логическое мышление. Причем, развивать необходимо как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно.

Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является формирование информационной компетентности учащихся, предназначенной для использования во всех направлениях самого образовательного процесса и в жизни после окончания школы, в частности, во всех видах производственной деятельности.

Программа по информатики для начальной школы сориентирована на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

В рамках курса «Компьютерная грамотность» рассматриваются такие вопросы:

  1. Состав персонального компьютера.
  2. Поиск информации.
  3. Техника безопасности при работе на компьютере.
  4. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
  5. Работа с текстовым редактором (создание небольшого текста).

        Цель обучения: развитие умений и навыков работы с ПК, знакомство с операционной системой Windows XP, работа в прикладных программах:  Microsoft Word, Paint, Блокнот, Power Point, Калькулятор, Программа просмотра изображений и факсов.

Задачи:

  1. Обучение работе на компьютере.
  2. Получение предметных знаний, умений и навыков: создание простейших текстов, рисунков с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и т.д..
  3. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
  4. Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие общеучебных умений и навыков.
  5. Повышение интереса к учебным предметам, мотивация к самообразованию.
  6. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  7. Выработка навыков применения средств ИТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
  8. Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования.

Концептуальная часть

На занятиях школьники научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК) для подготовки к урокам. Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить  все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Данная программа позволит прежде всего разобраться с понятиями и их взаимосвязью.

Программа нацелена на развитие у учащихся общеучебных умений и навыков:

  1. учебно-организационных (планирование деятельности, рациональное  выполнение заданий и т.п.);
  2. учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);
  3. учебно-информационных с компьютерными источниками информации, умение работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);
  4. учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий, классифицировать информацию и т.п.).

Методическое обеспечение  

Программа дополнительного образования детей «Компьютерная грамотность» разработана на основе авторской программы Матвеевой Н.В., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Челак Е.Н. и рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет. В отличие от многих существующих программ программа данных авторов наиболее полно отражает требования государственного образовательного стандарта и наиболее полно соответствует программе развивающего обучения.

Данная  программа дополнительного образования детей «Компьютерная грамотность» дополнена такими видами работы как  «Выступление (сообщение) с использованием компьютера и проектора» и «Игры с правилами», не включенные курс, разработанный авторским коллективом Матвеевой Н.В. и др.

Программа для школьников первой ступени обучения  рассчитана на два года. Несмотря на небольшой объем (34 часа в год), она охватывает практически все компоненты, входящие в учебные программы по информатике и предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:

  1. Объяснение
  2. Показ
  3. Практическое закрепление полученных знаний за компьютером

Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, учащиеся постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.

Занятия должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ученика. Также должно учитываться  наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у учащегося своего домашнего ПК.

Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же,  как и успехи учащихся уже имеющих навыки обращения с компьютером.

Режим занятий

Дополнительные занятия с использованием ПК организовываются не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводится для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — 45 минут. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

        

Организация учебного процесса

        Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 – 10 человек.

Прогнозируемые результаты подготовки по информатике на этапе пропедевтического обучения и способы их проверки:

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому  предоставляется возможность:

  1. выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
  2. получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
  3. научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств,  воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
  4. научится  различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
  5. научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);
  6. осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
  7. получить представление о моделировании и целях моделирования;
  8. узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, приемник информации, алгоритм, исполнитель);
  9. ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
  10. научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
  11. научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);
  12. овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  13. понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  14. познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  15. познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  16. научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  17. узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  18. узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы научится:

  1. называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
  2. называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
  3. приводить примеры количественной и качественной информации;
  4. определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
  5. ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
  6. применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
  7. знать правила поведения в компьютерном классе;
  8. уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
  9. называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
  10. уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
  11. уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
  12. иметь элементарные навыки работы на компьютере.

Диагностическая часть

Форма проведения

Срок проведения

Ответственный

      Защита индивидуальной творческой работы:

  1. текст, рисунок, комбинированный документ;  
  2. презентация Microsoft Power Point.

Май

Руководитель

группы

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Первый год обучения

1.

Введение.

Правила техники безопасности.

1

1

2.

Знакомство с ПК

13

4

9

3.

Информационные технологии

18

6

12

4.

Итоговые занятия

2

 

2

 

ВСЕГО

34

11

23

Второй год обучения

1.

Введение.

Правила техники безопасности.

1

1

2.

Мультимедийные технологии

19

5

14

3.

Практические работы

12

5

7

4.

Итоговые занятия

2

 

2

 

ВСЕГО

34

11

23

Основное содержание программы

Раздел 1. Компьютер для начинающих.

  1. Знакомство с ПК. Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Основные устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера. Ввод и вывод данных. Понятие  информации. Способы работы с информацией. Программное обеспечение. Его виды.
  2. Знакомство с ОС (операционной системой). Понятие ОС. Функции ОС. Файл. Функции файловой системы (ФС). Папка. Основные операции с папками и файлами.
  3. Работа с Windows. Что такое Windows. Запуск компьютера. Выключение компьютера.
  4. Устройства управления. Клавиатура. Знакомство с клавишами. Мышь. Приемы управления мышью.
  5. Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню). Значки документов. Ярлыки программ. Понятие «окна», работа с окнами. Контекстное меню, вызов контекстного меню, работа с контекстным меню.
  6. Меню «Пуск». Вызов меню «Пуск». Знакомство с меню «Пуск». Работа с меню «Пуск».
  7. Программа просмотра изображений и факсов. Знакомство с программой «И. и Ф.». Работа с программой «И. и Ф.».
  8. Графический редактор Paint. Запуск программы. Работа в программе. Создание рисунков. Знакомство с кнопками внизу экрана. Работа с кнопками панели  инструментов: Удаление, Печать, Сохранение, Вызов программы редактирования, Изменение размеров.
  9. Windows Media Player (WMP). Знакомство с программой. Прослушивание файлов - музыкальных композиций. Копирование с компакт диска. Копирование на компакт диск.
  10. Документы. Файлы. Папки. Понятие документа, файла, папки. Свойства. Работа с папками «Мой компьютер», «Мой документы». Задачи для файлов и папок (Скопировать, Удалить, Переместить, Переименовать, Создать, Записать на диск, дискету).
  11. Настройка ОС. Выбор фонового устройства рабочего стола. Оформление элементов окна. Применение корзины(Recycle Bin). Настройка системных часов и системного календаря.

Компьютерный практикум:

  1. Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой. Осваиваем мыши.
  2. Практическая работа №2. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью меню.
  3. Практическая работа №3. Выполняем вычисления с помощью приложения. Калькулятор.

Раздел 2. Информационные технологии

  1. Microsoft Office. Понятие о МО. Стандартные программы. Профессиональные программы. Бизнес - приложения.
  2. Стандартные программы. «Блокнот». Ввод и редактирование текста. Работа с блоками текста. Основные правила набора. Навыки работы с клавиатурой.
  3. Стандартные программы. «Калькулятор». Виды. Работа с калькулятором.
  4. Microsoft Word. Ввод и редактирование текста: создание нового документа, ввод текста, создание нового документа с помощью мастера или шаблона, непечатаемые символы, поиск и замена текста, просмотр текста в режиме разметки.
  5. Форматирование текста: изменение межзнакового интервала, табуляция, применение специальных эффектов, установка межстрочного интервала, установка маркеров в абзацах, нумерация абзацев, поиск и замена фрагментов отформатированных определенным способом, стиль документа, создание стиля форматирования абзацев.
  6. Установка параметров страниц документа: создание нескольких разделов в документе, разбиение текста на страницы, нумерация страниц, создание колонок, автоматическое форматирование документа.
  7. Создание таблиц: построение стандартной таблицы, рисование таблицы, создание сложной таблицы, ввод данных в таблицу, выравнивание содержимого ячеек, суммирование чисел в таблице, удаление данных из таблицы, вставка строк, столбцов, объединение ячеек в таблице, преобразование текста в таблицу.
  8. Специальные приемы работы с текстовым редактором Word: автозамена текста, вставка специальных символов, автотекст, автоматическое сохранение документа, вставка и редактирование гиперссылок.

Компьютерный практикум:

  1. Практическая работа №1. Вводим текст.
  2. Практическая работа №2. Редактируем текст.
  3. Практическая работа №3. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.
  4. Практическая работа №4. Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать.
  5. Практическая работа №5. Создаем комбинированные документы. Мультимедийные технологии.

Раздел 3. Мультимедийные технологии

  1. Программа Maicrosoft Power Point: назначение, планирование презентации. Режимы презентаций. Создание презентаций. Выбор шаблона оформления. Основные приемы создания презентации, мастер автосодержания, примеры презентаций, режимы просмотра, добавление слайдов, удаление слайдов,  создание текстовых слайдов, вставка графических объектов в слайды. Настройка анимации. Художественное оформление презентации. Звуки и видеоизображения. Гиперссылки в презентации.

Компьютерный практикум:

  1. Техника безопасности в компьютерном классе.
  2. Компьютерный практикум:
  3. Практическая работа №1. Режимы презентаций.
  4. Практическая работа №2. Выбор шаблона оформления.
  5. Практическая работа №3. Создание презентации.
  6. Практическая работа №4. Художественное оформление презентации
  7. Практическая работа №5. Настройка анимации
  8. Практическая работа №6 Звуки и видеоизображения.
  9. Практическая работа №7. Гиперссылки в презентации.

4.5.Творческая работа в  Maicrosoft Power Point.Учащиеся самостоятельно составляют презентацию на свободную тему.

        

        Раздел 4. Итоговые практические работы

        Выполнение индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ). Выполнение индивидуальных творческих работ (создание собственных презентаций).

Информационные технологии:

Технология создания и обработки текстовой информации. 

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документа. Параметры страницы. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номеров страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы. Формирование оглавления. Работа с таблицами. Как создать таблицу? Операции с таблицами. Работа с рисунками.

Вставка рисунков. Операции с рисунками. Грамматика. Проверка правописания. Словарь синонимов. Перенос слов. Что еще умеет делать текстовый процессор?

Автозамена. Вставка специальных символов, дополнительные возможности. Издательские возможности процессора Word. Печать документов.

Обработка числовой информации. 

Электронный калькулятор. Электронные таблицы. Окно программы MS Excel. Подготовка простой таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. Типы и формат данных. Ввод в ЭТ чисел, текста и формул. Встроенные функции. Работа с формулами и функциями. Расчетные операции. Решение уравнений с помощью ЭТ. Диаграммы и графики. Дополнительные возможности ЭТ. Основные статистические и математические функции Ехсеl. Логические операции в Ехсеl. Математические модели в Ехсеl. Ошибки при обработке электронных таблиц.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации. 

Растровая и векторная графика. Форматы графических редакторов. Создание и редактирование изображений в векторном и растровом редакторах. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения. Техника создания изображений. Как рисовать геометрические фигуры? Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Как напечатать картинку? Подготовка презентаций. Что такое презентация?

Общие сведения о Мiсrоsоft Роwеr Роint. Принципиальная схема работы с МS Роwеr Роint. Как создавать и редактировать презентацию? Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов. Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд-фильма. Использование в презентации анимации.

Технология хранения, поиска и сортировки информации. 

Базы данных. Общие сведения об MS Аccеss. Создание БД. Формы представления данных. Ввод и редактирование данных. Поиск и сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов. Реляционные БД.

Методическое обеспечение программы образовательной

Первый год обучения

                

Тема

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Введение. Правила техники безопасности.

  1. Беседа
  2. Объяснение
  3. Показ
  4. Практическое закрепление полученных знаний за компьютером
  5. Фронтальная работа
  6. Групповая работа

Компьютерный класс с компьютерами;

Проектор;

Программное обеспечение: Операционная система  Windows;  

Пакет для создания презентаций (MS Power Point);

Графический редактор  

Тестирование

Диагностика

Наблюдение

Портфолио

Знакомство с программным обеспечением.

Информационные технологии

Итоговое занятие

Практические, поисково-творческие работы

Защита проектов

Второй год обучения

                

Тема

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Введение. Правила техники безопасности.

  1. Беседа
  2. Объяснение
  3. Показ
  4. Практическое закрепление полученных знаний за компьютером
  5. Фронтальная работа
  6. Групповая работа

Компьютерный класс с компьютерами;

Проектор;

Программное обеспечение: Операционная система  Windows;  

Пакет для создания презентаций (MS Power Point);

Графический редактор  

Тестирование

Диагностика

Наблюдение

Портфолио

Мультимедийные технологии

Практические работы

Итоговые занятия

Практические, поисково-творческие работы

Защита проектов

Особенности методики учебной работы с детьми

        Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

        

        Формы обучения

        Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

        На каждом этапе обучения курса «Компьютерная грамотность» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

        Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.         Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

        

        Формы работы

        Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  1. фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  2. групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

        Примерная структура занятия:

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (6-8 мин)

3. Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (8-10 мин)

4. Физкультминутка (1-2 мин)

5. Работа за компьютером (10-15 мин)

6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Список литературы

  1. для руководителя
  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
  2. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 287 с.
  3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
  5. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  1. для учащихся
  1. Информатика. Учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 167 с.

        Используемые средства программной поддержки курса:

  1. «Информатика» - программа-тренажер для детей
  2. «Мир информатики. 1-2 год обучения»
  3. «Мир информатики. 3-4 год обучения»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Образовательная программа «Компьютерная азбука»

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умением планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения поставленно...

Мастер-класс по использованию программы компьютерного моделирования LEGO Digital Designer в организации образовательной деятельности по конструированию с детьми дошкольного возраста

Данный мастер-класс  проводится с целью повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного использования программы виртуального моделирования LEGO Digi...

Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерная графика»

Компьютерная графика сегодня - наиболее мощное средство творческого создания визуального ряда средств массовой коммуникации и мощный инструмент визуального мышления....

Программа "Компьютерная грамотность"

Целью программы является социальная адаптация детей и подростков путем приобретения навыков начальной подготовки пользователя персонального компьютера....