«Развитие социальной адаптации у детей с УО и ТМНР в коррекционной школе»
статья
В статье приведены некоторые примеры из опыта работы по развитию социальной адаптации детей с ОВЗ и ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialnoy_adaptatsii_u_detey_s_uo_i_tmnr_v_korrektsionnoy_shkole.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной адаптации у детей с УО и ТМНР в коррекционной школе.
Из опыта работы
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации:
они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.
Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного
ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять.
Считаю, что главная цель в работе педагога в коррекционном классе – не только помочь ребенку, но и помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог становится не просто учителем, а посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, выступает в роли наставника.
В нашей школе созданы специальные классы для детей с ОВЗ, где и сам ребенок и вся семья взаимодействуют с педагогами, социальными работниками, психологом, дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Да, многому должны дети учиться дома, но очень часто родители, уставшие от всей этой беспросветности, безрезультатности, сдаются и перестают помогать детям. Или наоборот, родители слишком сильно опекают своего ребенка, не дают выполнять даже небольшие задания самостоятельно. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии детей. Такие дети предоставлены сами себе. Встречаются семьи, где ребенку предъявляют непосильные требования.
Поэтому, сейчас, пока дети в школе, необходимо показать и детям и родителям, что нельзя сдаваться, что результаты есть, хоть и не такие глобальные. Необходимо научить радоваться этим результатам и не требовать «невозможного».
Приведу некоторые примеры из опыта работы по развитию социальной адаптации обучающихся.
- Работа с родителями.
Формы работы с родителями в школе многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:
- Тематические консультации педагога и специалистов (логопед, психолог, дефектолог)
- Беседы с родителями. Тематика их разнообразна. Например: «Чтение книг ребенку», «Артикуляционная гимнастика», «Как выполнять домашние задание», «Развитие мелкой моторики рук», «Учите детей запоминать», «Как следить за автоматизацией звука дома», « Речевые игры дома», «Обучение детей грамоте», «Как учить ребенка лепить, вырезать, раскрашивать», «Как учить ребенка играть». «Как учить считать».
- Групповые собрания родителей.
- Наглядная пропаганда: стенды, газеты, книги – малышки (изготавливаются самими детьми в группе или дома вместе с родителями), фотоальбомы, фоторепортажи о жизни, класса (где родители могут увидеть о происходящем в группе и классе).
- Фотовыставки. Видеорепортажи. Презентации жизни класса.
- Папки-передвижки, где помещается материал по различным темам.
- Родительские тематические собрания.
- Практикумы, мастер-классы, где родители получают теоретические и
практические знания в области коррекционной работы, знакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, пособиями, которые использует педагог в работе с детьми.
- Открытые занятия с детьми для родителей, с участием родителей являются
эффективным способом повышения родительской компетентности. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.
- Утренники и развлечения с участием родителей.
- Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим.
Работа с родителями включает в себя сотрудничество, участие, партнерство.
- Учебная деятельность.
Развитию социально бытовой адаптации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР в коррекционной школе уделяется особое внимание. Работа в образовательном учебном заведении строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, музыка, развитие речи, письмо, счет.
Главная цель школы – приспособление детей к жизни и, по возможности, к труду.
В нашем классе – комплекте обучаются дети разного возраста и разных возможностей.
Основное внимание уделяется:
- формированию у детей коммуникативных навыков, навыков культуры поведения, через обеспечение обучающихся знаниями правил общения, поведения в обществе
- формированию у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, обслуживающему труду, обучение и подготовка к посильным видам производительного труда.
- формированию у детей личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, чистоплотность, усидчивость, терпение.
- формированию социально – бытовых знаний и умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни
- формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов;
- развитию речи, как непременное условие социальной адаптации детей с тяжёлой умственной отсталостью.
- формированию сотрудничества с близкими людьми.
Главное для учителя, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем.
Все учебные предметы в школе имеют практическую направленность.
Например: на уроках математики приоритетным является решение бытовых задач (покупки в магазине, расчет стоимости покупки, расчет сдачи; измерение длины, высоты, изучение мер времени, веса и т.д.). Изучаются платежные документы (ЖКХ, телефон, домофон). Дети учатся оплачивать счета, используя калькулятор и денежные средства.
На каждом уроке чтения и проводятся речевые упражнения, рекомендованные логопедом.
Чтение и обсуждение небольших произведений, доступных детям проводится на основе опыта детей. Слабовидящие и не читающие дети слушают, затем участвуют в обсуждении. Для не говорящих детей задаются специальные вопросы, такие, чтобы можно было ответить жестом или звуками. Дети учатся строить предложения. Составлять и записывать записки, письма родным. На уроках «основы грамоты» пробуют заполнять анкеты, заявления, писать адрес на конверте.
«Социальная коммуникация», «Домоводство», «Развитие речи», «ОЗОЖ», «Игра» - это специальные коррекционные занятия, где у обучающихся развиваются и совершенствуются навыки самообслуживания, навыки ориентировки в окружающей среде.
«Социальная коммуникация» Программа строится по следующим основным разделам:
«Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Традиции, обычаи» (Знание традиций и атрибутов праздников, знание школьных традиций). «Страна» (Знание названия государства, в котором мы живем, и его столицы; представление о крупных городах России; знакомство с выдающимися людьми России).
Уроки проходят в виде классных занятий, экскурсий. Используются сюжетно - ролевые игры, такие, например, как: «На почте», «В автобусе», «В парикмахерской» и т.п. На таких уроках дети учатся отчетливо произносить свои ФИО, записывать их, ставить подпись в документах, узнают свой возраст, учат ФИО родных. Дети запоминают свой адрес. Школьники получают элементарные экономические знания. Учатся правилам безопасного и культурного поведения в жизненных ситуациях. В транспорте, дома, на дороге, в городе, в деревне и т.д. Изучают профессии людей. Изучается не только присутствующий в нашем городе транспорт, но и такие как троллейбус, метро, трамвай, чтобы дети были готовы правильно реагировать, не бояться, если возникнет необходимость воспользоваться данным видом транспорта. Проводятся экскурсии в учреждения города, в театр, в городскую библиотеку, в магазины, на вокзал, в больницу, в аптеку, на почту, в парикмахерскую, в кафе и т.д. Большое внимание уделяется обучению воспитанников умению пользоваться телефоном.
На уроках используется видеоматериал. Например: «Уроки осторожности Тетушки Совы», «Уроки хорошего поведения», «Уроки по финансовой грамотности - Азбука денег», «Шишкина школа» – это видеоуроки по природоведению, математике, географии и т.д. Проводятся «видеоэкскурсии» по городам Росии.
- «Домоводство» Программа строится по следующим основным разделам: «Жилище»; «Одежда»; «Обувь»; «Питание». На занятиях ученикам показывают, какими приемами следует пользоваться при уборке помещения, их учат работать с пылесосом. Особое внимание обращается на обучение мытью полов. Ребят обучают чистке мягкой и полированной мебели, рассказывают о различных средствах, помогающих в уборке, объясняют порядок их хранения. Подростки учатся ухаживать за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи. Им даются навыки по уходу за обувью и ее хранением.
Одной из форм работы, направленной на выработку у подростков бытовых умений и навыков, является обучение их приготовлению пищи. Воспитанники учатся готовить бутерброды, винегрет, заваривать чай, им показывают приемы обработки продуктов и правила их хранения. Параллельно продолжается закрепление навыков мытья посуды, повторяются правила пользования нагревательными приборами, холодильником.
- «Развитие устной речи». Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия проводятся в форме игр, требующих вопросов и ответов. На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.
Уроки, построены на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы.
- «ОЗОЖ» Программа строится по следующим основным разделам:
«Гигиенические правила», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Профилактика употребления наркотических веществ», «Питание и здоровье», «Культура потребления медицинских услуг», «Самопознание».
На уроках ОЗОЖ уделяется внимание для понимания и распознавания опасных ситуаций. Для обучающихся необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний.
- «Игра» Программа строится по следующим основным разделам: «Развитие и коррекция восприятия», «Развитие и коррекция двигательной и эмоционально-волевой сферы», «Формирование наглядно-образного мышления», «Формирование познавательных психических процессов» Приложение 1 –примерное тематическое планирование на 2022-2023уч.г..
- Занятия у специалистов (логопед, психолог и дефектолог).
В нашем классе дети очень разные по возрасту, по умственным, речевым и бытовым возможностям. По состоянию здоровья. У детей разные умения, сформированные дома родителями. Поэтому учебный процесс организуется так, чтобы каждый мог поделиться своим опытом, проявить себя, оказать помощь другому. Например: один ребенок самостоятельно выполняет много видов домашней работы: помогает готовить, помогает в огороде, по хозяйству в деревне и дома. Своими знаниями и умениями ребенок делится с нами. Другой очень плохо видит, но много слушает радио, различные передачи, сказки. Он активный участник любой беседы. Ребята с удовольствием слушают одноклассников, которые умеют читать и т.п.
- Воспитательная работа.
Внеурочная деятельность позволяет включить воспитание в сферу школьных контактов «ребенок – ребенок», «ребенок – учитель», «ребенок – родитель».
Внеклассная деятельность имеет непосредственную цель – максимальную активизацию и сплочение в единый творческий процесс учащихся, родителей и учителей.
Личные беседы, анкетирование, тестирование позволяют выявить склонности, интересы и возможности детей и родителей. На основе коллективных действий возникает гармоническая взаимосвязь между учебной и не учебной деятельностью школьника. Сплачивается детская и родительская группа, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения. Оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, формируются позитивные характеристики самооценки обучающихся (адекватность, обоснованность).
Проводятся: родительские собрания совместно с детьми, классные тематические часы, экскурсии, праздники, мероприятия, творческие мастерские. В школе организованы кружки и секции. Дети участвуют в конкурсах на различных уровнях и занимают призовые места. Инсценируют сказки и выступают. Участвуют в мероприятиях на уровне школы и города.
Обобщая хочется подчеркнуть, что только в результате постоянных и разнообразных упражнений в условиях коллективной деятельности и активного общения у детей могут сложиться определенные умения и навыки.
Тематическое планирование на 2022 – 2023 уч.г.
Класс-комплект
Коррекционно - развивающие игры. 36 часов
Тема | Кол-во часов |
1 четверть 9ч | |
Развитие и коррекция восприятия цвета. | |
Цвета и оттенки. Плетение цветных ковриков из бумаги. | 1 |
Изготовление колечек и бус из цветного бисера. | 1 |
Группировка предметов сходных цветов различных оттенков. | 1 |
Развитие и коррекция восприятия формы. | |
Плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Сходство и различие. Составление из плоскостных фигур рисунка. | 1 |
Объёмные геометрические тела: шар, куб. Нахождение предметов соответствующих данным геометрическим телам. Игра: найди предмет по описанию. | 2 |
Развитие и коррекция восприятия величины. | |
Соотнесение предметов по величине: выше - ниже. Сравнение величины предметов путём наложения, приложения и зрительного соотнесения. | 1 |
Развитие и коррекция восприятия звука. | |
Понятия: громко – тихо, громче – тише. Игра: «Сломанный телефон». | 1 |
Музыкальные русские народные инструменты: ложки, трещётка. Игра на инструментах, определение звучания. | 1 |
2 четверть – 8ч. | |
Коррекция и восприятия пространства. | |
Построение комбинаций из плоских и объёмных геометрических фигур по инструкции. | 1 |
Игра на выполнение пространственных инструкций «Поставь на, под, между, около, за, перед, в» | 1 |
Составление плана класса. Игра «Найди предмет по плану». | 1 |
Ориентация на теле другого человека ( стоящего спиной, лицом). | 1 |
Коррекция восприятия времени. | |
Ориентация в днях месяцах и днях недели «Расположи по порядку». Понятия вчера, сегодня, завтра, на следующий день. | 1 |
Игра лото «Времена года». | 1 |
Составление своего режима дня. | 1 |
Развитие общей и мелкой моторики. | |
Пальчиковые игры, шнуровка. Упражнения на расслабление мышц. | 1 |
3 четверть -11ч | |
Развитие операции классификации. | |
Игра «Разложи предмету по определённому признаку». | 1 |
Игра «Парные картинки». | 1 |
Игра «Найди общее в предметах». Игры на исключение лишнего предмета. | 1 |
Систематизация предметов. | |
Игры: «Кто старше?», «Что тяжелее?», «Что теплее?». Игры: «Что быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто веселее?». | 1 |
Установление причинно-следственных связей. | |
Работа с сюжетными картинками. | 1 |
Формирование понимания скрытого смысла. | |
Игра «Что перепутал художник?». | 1 |
Чтение и обсуждение небылиц К.И. Чуковского и Успенского. Игра «Бывает – не бывает». | 1 |
Закончи предложение. | 1 |
Загадки. | |
Составление и отгадывание загадок. | 1 |
Нахождение элементарных аналогий. | |
Подбор слова близкого заданному по назначению. | 1 |
Подбор слова к незаконченному стишку. | 1 |
По программе – 8ч. | |
4 четверть. | |
Развитие и коррекция внимания. | |
Игра «Что неверно?» Небылицы в картинках. Нелепицы в стихах и прозе. Найди ошибки в словах. | 1 |
Игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное». | 1 |
Игры с движениями на внимание. | 1 |
Развитие и коррекция памяти. | |
Игра «Картинки и слова». Шифровки. | 1 |
Дорисуй чего не хватает. | 1 |
Игра «Вспомним, что было». Игра «Кто больше запомнил». | 1 |
Развитие и коррекция воображения. | |
Игра «Море волнуется». | 1 |
Переделывание сказок. | 1 |
Нарисуй невиданного зверя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одарённых детей
В статье описывается работа с одарёнными детьми...
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью
Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...
Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....