«Развитие социальной адаптации у детей с УО и ТМНР в коррекционной школе»
статья

В статье приведены некоторые примеры  из опыта работы по развитию социальной адаптации детей с ОВЗ и ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социальной адаптации у  детей с УО и  ТМНР в коррекционной школе.

Из опыта  работы

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации:

они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного

ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять.

Считаю, что главная цель в работе педагога в коррекционном классе – не только помочь ребенку, но и помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог становится  не просто учителем, а посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, выступает в роли наставника.

В нашей школе созданы специальные классы для детей с ОВЗ, где и сам ребенок и вся  семья взаимодействуют с педагогами, социальными работниками, психологом, дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Да, многому должны дети учиться дома, но очень часто   родители,  уставшие от  всей этой  беспросветности, безрезультатности, сдаются и перестают  помогать детям. Или наоборот, родители слишком сильно опекают своего ребенка, не дают выполнять даже небольшие задания самостоятельно. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии детей. Такие дети предоставлены сами себе. Встречаются семьи, где ребенку предъявляют непосильные требования.

Поэтому, сейчас,  пока дети в школе, необходимо показать и детям и родителям, что нельзя сдаваться, что результаты есть, хоть и не такие глобальные. Необходимо научить радоваться этим результатам и не требовать «невозможного».

Приведу некоторые примеры из опыта  работы по развитию социальной адаптации обучающихся.

  1. Работа с родителями.

Формы работы с родителями в школе многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:

  • Тематические консультации педагога и специалистов (логопед, психолог, дефектолог)
  • Беседы с родителями. Тематика их разнообразна. Например: «Чтение книг ребенку», «Артикуляционная гимнастика», «Как выполнять домашние задание», «Развитие мелкой моторики рук», «Учите детей запоминать»,  «Как следить за автоматизацией звука дома», « Речевые игры дома», «Обучение детей грамоте», «Как учить ребенка лепить, вырезать, раскрашивать», «Как учить ребенка играть». «Как учить считать».  
  • Групповые собрания родителей.
  • Наглядная пропаганда: стенды, газеты,  книги – малышки (изготавливаются самими детьми в группе или дома вместе с родителями), фотоальбомы, фоторепортажи о жизни, класса (где родители могут увидеть о происходящем в группе и классе).
  • Фотовыставки. Видеорепортажи. Презентации жизни класса.
  • Папки-передвижки, где   помещается материал по различным темам.
  • Родительские тематические собрания.
  • Практикумы, мастер-классы, где родители получают  теоретические  и

практические знания в области коррекционной работы, знакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, пособиями, которые использует педагог в работе с детьми.

  • Открытые занятия с детьми для родителей, с участием родителей являются

эффективным способом повышения родительской компетентности. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

  • Утренники и развлечения с участием родителей.
  • Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим.

Работа с родителями включает в себя сотрудничество, участие, партнерство.

  1. Учебная деятельность.

Развитию социально бытовой адаптации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и  ТМНР в коррекционной школе уделяется  особое внимание. Работа в образовательном учебном заведении строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, музыка, развитие речи, письмо, счет.

Главная цель школы – приспособление детей к жизни и, по возможности, к труду.

В нашем классе – комплекте обучаются дети разного возраста и разных возможностей.

Основное  внимание уделяется:

  • формированию у детей коммуникативных навыков, навыков культуры поведения, через обеспечение обучающихся знаниями правил общения, поведения в обществе
  • формированию у детей положительного отношения и интереса к бытовому  труду,  обслуживающему труду, обучение и подготовка к посильным видам производительного труда.
  • формированию у детей личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, чистоплотность,  усидчивость, терпение.
  • формированию социально – бытовых знаний и  умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни
  • формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение  сферы социально-бытовых контактов;
  • развитию речи,  как непременное условие социальной адаптации детей с тяжёлой умственной отсталостью.
  • формированию сотрудничества с близкими людьми.

Главное для учителя, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем.

Все учебные предметы в школе имеют практическую  направленность.

Например: на  уроках математики приоритетным является решение бытовых задач (покупки в магазине,  расчет  стоимости покупки, расчет сдачи; измерение длины, высоты, изучение мер времени, веса и т.д.).  Изучаются платежные документы (ЖКХ, телефон, домофон). Дети учатся  оплачивать счета, используя калькулятор и денежные средства.

На каждом уроке чтения и проводятся речевые упражнения, рекомендованные логопедом.

Чтение  и обсуждение  небольших произведений, доступных детям проводится на основе опыта детей. Слабовидящие и не читающие  дети слушают, затем участвуют в обсуждении. Для не говорящих детей задаются специальные вопросы, такие, чтобы можно было ответить жестом или звуками. Дети учатся строить предложения. Составлять и записывать записки, письма родным. На уроках «основы грамоты» пробуют заполнять анкеты, заявления, писать адрес на конверте.

 «Социальная коммуникация», «Домоводство», «Развитие речи», «ОЗОЖ», «Игра» - это специальные коррекционные занятия, где у обучающихся развиваются и совершенствуются навыки самообслуживания, навыки ориентировки в окружающей среде.

«Социальная коммуникация» Программа строится по следующим основным разделам:

 «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля»,   «Средства связи»,  «Медицинская помощь», «Традиции, обычаи» (Знание традиций и атрибутов праздников, знание школьных традиций). «Страна» (Знание названия государства, в котором мы живем, и его столицы; представление о крупных городах России; знакомство с выдающимися людьми России).

Уроки проходят в виде классных занятий, экскурсий. Используются сюжетно - ролевые игры, такие, например, как: «На почте», «В автобусе», «В парикмахерской» и т.п. На таких уроках дети учатся отчетливо произносить свои ФИО, записывать их, ставить подпись в документах, узнают свой возраст, учат ФИО родных. Дети запоминают свой адрес. Школьники получают элементарные экономические знания. Учатся правилам безопасного  и культурного поведения в жизненных ситуациях. В транспорте, дома, на дороге, в городе, в деревне и т.д.  Изучают профессии людей. Изучается не только присутствующий в нашем городе транспорт, но и такие как троллейбус, метро, трамвай, чтобы дети были готовы правильно реагировать, не бояться, если возникнет необходимость воспользоваться данным видом транспорта. Проводятся  экскурсии в учреждения города, в театр, в городскую библиотеку, в магазины, на вокзал, в больницу, в  аптеку, на почту, в парикмахерскую, в кафе и т.д. Большое внимание уделяется обучению воспитанников умению пользоваться телефоном.

На уроках используется видеоматериал. Например: «Уроки осторожности Тетушки Совы», «Уроки хорошего поведения», «Уроки по финансовой грамотности  - Азбука денег», «Шишкина школа» –  это видеоуроки по природоведению, математике, географии и т.д. Проводятся «видеоэкскурсии» по городам Росии.

  • «Домоводство» Программа строится по следующим основным разделам: «Жилище»; «Одежда»; «Обувь»; «Питание». На занятиях ученикам показывают, какими приемами следует пользоваться при уборке помещения, их учат работать с пылесосом. Особое внимание обращается на обучение мытью полов. Ребят обучают чистке мягкой и полированной мебели, рассказывают о различных средствах, помогающих в уборке, объясняют порядок их хранения. Подростки учатся ухаживать за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи. Им даются навыки по уходу за обувью и ее хранением.

Одной из форм работы, направленной на выработку у подростков бытовых умений и навыков, является обучение их приготовлению пищи. Воспитанники учатся готовить бутерброды, винегрет, заваривать чай, им показывают приемы обработки продуктов и правила их хранения. Параллельно продолжается закрепление навыков мытья посуды, повторяются правила пользования нагревательными приборами, холодильником.

  • «Развитие устной  речи».  Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические  занятия по развитию речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия проводятся  в форме игр, требующих вопросов и ответов.  На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

 Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.

Уроки, построены  на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы.

  • «ОЗОЖ» Программа строится по следующим основным разделам:

«Гигиенические правила»,  «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»,  «Профилактика употребления наркотических веществ», «Питание и здоровье», «Культура потребления медицинских услуг», «Самопознание».

На уроках ОЗОЖ уделяется внимание для  понимания и распознавания опасных ситуаций. Для обучающихся необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний.

  • «Игра» Программа строится по следующим основным разделам: «Развитие и коррекция восприятия», «Развитие и коррекция двигательной и эмоционально-волевой сферы», «Формирование наглядно-образного мышления»,  «Формирование познавательных психических процессов» Приложение 1 –примерное тематическое планирование на 2022-2023уч.г..
  • Занятия у специалистов (логопед, психолог и  дефектолог). 

В нашем классе дети очень разные по возрасту, по  умственным, речевым и бытовым  возможностям. По состоянию здоровья. У детей разные умения, сформированные дома родителями. Поэтому  учебный  процесс организуется так, чтобы каждый мог поделиться своим опытом, проявить себя, оказать помощь другому. Например: один ребенок самостоятельно выполняет много видов домашней  работы: помогает готовить, помогает в огороде, по хозяйству в деревне и дома. Своими знаниями и умениями  ребенок делится с нами. Другой очень плохо видит, но много слушает радио, различные передачи, сказки. Он активный участник любой беседы. Ребята с удовольствием слушают одноклассников, которые умеют читать и т.п.

  1. Воспитательная работа.

Внеурочная деятельность позволяет включить воспитание в сферу школьных контактов «ребенок – ребенок»,  «ребенок – учитель», «ребенок – родитель».

Внеклассная деятельность имеет непосредственную цель – максимальную активизацию и сплочение в единый творческий процесс учащихся, родителей и учителей.

Личные беседы, анкетирование, тестирование позволяют выявить склонности, интересы и возможности детей и родителей. На основе коллективных действий возникает гармоническая взаимосвязь между учебной и не учебной деятельностью школьника. Сплачивается детская и родительская группа, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения. Оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом,  формируются позитивные характеристики самооценки обучающихся (адекватность, обоснованность).

Проводятся: родительские собрания совместно с детьми,  классные тематические часы, экскурсии, праздники, мероприятия, творческие мастерские. В школе организованы кружки и секции. Дети участвуют в конкурсах на различных уровнях и занимают призовые места. Инсценируют сказки и выступают. Участвуют в мероприятиях на уровне школы и города.

Обобщая хочется подчеркнуть, что только в результате постоянных и разнообразных упражнений в условиях коллективной деятельности и активного общения у детей могут сложиться определенные умения и навыки.

Тематическое планирование на 2022 – 2023 уч.г.

Класс-комплект

Коррекционно - развивающие игры.  36 часов

Тема

Кол-во часов

1 четверть 9ч

Развитие и коррекция восприятия цвета.

Цвета и оттенки. Плетение цветных ковриков из бумаги.

1

Изготовление колечек и бус из цветного бисера.

1

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков.

1

Развитие и коррекция восприятия формы.

Плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.  Сходство и различие. Составление из плоскостных фигур рисунка.

1

Объёмные геометрические тела: шар, куб. Нахождение предметов соответствующих данным геометрическим телам. Игра: найди предмет по описанию.

2

Развитие и коррекция восприятия величины.

Соотнесение предметов по величине: выше - ниже. Сравнение величины предметов путём наложения, приложения и зрительного соотнесения.

1

Развитие и коррекция восприятия звука.

Понятия: громко – тихо, громче – тише. Игра: «Сломанный телефон».

1

Музыкальные русские народные инструменты: ложки, трещётка. Игра на инструментах, определение звучания.

1

2 четверть – 8ч.

Коррекция и восприятия пространства.

Построение комбинаций из плоских и объёмных геометрических фигур по инструкции.

1

Игра на выполнение пространственных инструкций «Поставь на, под, между, около, за, перед, в»

1

Составление плана класса. Игра «Найди предмет по плану».

1

Ориентация на теле другого человека ( стоящего спиной, лицом).

1

Коррекция восприятия времени.

Ориентация в днях месяцах и днях недели «Расположи по порядку». Понятия вчера, сегодня, завтра, на следующий день.

1

Игра лото «Времена года».

1

Составление своего режима дня.

1

Развитие общей и мелкой моторики.

Пальчиковые игры, шнуровка. Упражнения на расслабление мышц.

1

3 четверть -11ч

Развитие операции классификации.

Игра «Разложи предмету по определённому признаку».

1

Игра «Парные картинки».

1

Игра «Найди общее в предметах». Игры на исключение лишнего предмета.

1

Систематизация предметов.

Игры: «Кто старше?», «Что тяжелее?», «Что теплее?». Игры: «Что быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто веселее?».

1

Установление причинно-следственных связей.

Работа с сюжетными картинками.

1

Формирование понимания скрытого смысла.

Игра «Что перепутал художник?».

1

Чтение и обсуждение небылиц К.И. Чуковского и Успенского. Игра «Бывает – не бывает».

1

Закончи предложение.

1

Загадки.

Составление и отгадывание загадок.

1

Нахождение элементарных аналогий.

Подбор слова близкого заданному по назначению.

1

Подбор слова к незаконченному стишку.

1

По программе – 8ч.

4 четверть.

Развитие и коррекция внимания.

Игра «Что неверно?» Небылицы в картинках. Нелепицы в стихах и прозе. Найди ошибки в словах.

1

Игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное».

1

Игры с движениями на внимание.

1

Развитие и коррекция памяти.

Игра «Картинки и слова». Шифровки.

1

Дорисуй чего не хватает.

1

Игра «Вспомним, что было». Игра «Кто больше запомнил».

1

Развитие и коррекция воображения.

Игра «Море волнуется».

1

Переделывание сказок.

1

Нарисуй невиданного зверя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....