Программа Волонтёрского движения "Твори Добро"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Павлова Юлия Владимировна

Программа Волонтёрского движения составлена в соответствии с требованиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                           

                     

 

 

 

 

 

 

 

Программа волонтерского движения

«Твори добро»

Составители программы:

Павлова Юлия Владимировна

Дигилева Светлана Анатольевна

2021 год

 

Цели Программы:         

1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

 2.Апробировать новые формы организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

 3.Развить волонтерского движения в школе, формировать позитивные установки детей  на добровольческую деятельность.  

 

Направления работы:       

          Добровольная  помощь людям

  Помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации

          Пропаганда ЗОЖ

 

Ожидаемые результаты           

 Активная работа волонтерского движения, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.  Основной результат работы - формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям, здоровой личности.  

 

Актуальность программы:

В основе волонтерского движения «Твори добро» лежит старый как мир принцип:

«Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому!»

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственновоспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Формирование у подрастающего поколения здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции, успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к волонтерской работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.

Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.

В процессе волонтерской работы происходит восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала.

Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первым волонтерским отрядам, тем, которые начнут все с нуля, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.  

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренингах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный- равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, и проявлять  уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром.

Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)).  

Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования)).  

В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для малышей, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.  

Волонтерство позволяет показать детям границу между добром и злом, справедливостью и бессовестностью, милосердием и жестокостью. Волонтер обязан знать и соблюдать моральные нормы и правила.

Волонтерская деятельность руководствуется следующими законодательными актами:

  • Закон РФ "Об образовании";
  • Конституция         РФ;         Конвенция         ООН         о         правах         ребенка;

Гражданский кодекс РФ;

  • Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
  • ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г.

№ 124-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в

образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;

  • Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от

10.07.2003 г. 87-ФЗ;

  • Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Устав школы.

 

Задачи:

  • Формировать         активную         жизненную,         самостоятельную         и инициативную позицию обучающихся.
  • Развивать в первую очередь исследовательские, рефлексивные,

самооценочные умения и навыки.

  • Формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Развивать познавательный интерес учащихся.  

o Реализовывать принципы связи обучения и воспитания с жизнью.

  • Принимать участие в школьных, районных, областных и

всероссийских конкурсах проектов;

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование здоровой личности в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям.  
  2. Повышение уровня пропаганды здорового образа жизни как компонента профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.
  3. Активизация работы  волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
  4. Овладение  эффективными формами общения, информационными технологиями, развитие коммуникативных умений; развитие организаторских навыков.

 

Оценка эффективности программы будет осуществляться инициаторами и всеми участниками программы по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов.

Волонтерское движение среди школьников  - это  один из действенных методов формирования ответственности, социальной активности,  гражданственности, патриотизма, лидерских качеств учеников, а также – перспектива развития этого движения  в будущем.

 

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и при подготовке мероприятий.  
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
  3. Информационное обеспечение опыта работы (презентация, фотоотчёт, и т.п.) , участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.  

 

Элементы  в волонтерском движении

 

  1. Планирование  
  2. Поиск волонтёров  
  3. Контроль и проверка  
  4. Поощрения  
  5. Информация  
  6. Вовлечение  
  7. Управление (менеджмент)  

 

Потенциалы развития

 

  1. Освещение деятельности блоков программы;
  2. Привлечение родителей к проведению различных мероприятий;
  3. Организация         встреч         с         работниками         внутренних         дел,

здравоохранения;

 

Принципами построения волонтерской работы

  • Системность;
  • Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
  • Когнитивная и проблемная адекватность;  
  • Принцип самоуправления;  
  • Учет возрастных особенностей учащихся.

Основные методы работы:

  • Сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
  • Мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
  • Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
  • Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.  

Ведущее место среди таких методов занимает метод проектов. В основу метода проектов положена идея направленности познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

         

Содержание программы.

 

  1.  Организационный блок.  

1.Создание волонтерского отряда.

          2.Реализация содержания Программы.

 

           2. Информационный блок.      

1.Групповые занятия для волонтеров.  

  1. Изготовление плакатов, видео.  
  2. Акции волонтеров.
  3. Игры, тренинги.  

3. Обучающий блок.             

1.  Обучающие занятия с волонтерами.

2.Мини-тренинги.

3.Интерактивные игры.

 

           4. Итогово – аналитический блок.  

1.Творческий отчет волонтерского отряда. (презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа  "В мире добра"  предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Комплексно-целевая программа "Желание быть добрым"

Комплексно-целевая долгосрочная программа была разработана в ДОЛ "Огонёк" в 2009 году, прошла успешную опробацию и является базовой для построения воспитательной работы. Программа направлена на всестр...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

рабочая программа этика:азбука добра

рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...

Волонтёрская программа дополнительного образования "Добрые сердца"

Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных стран...