Волонтёрская программа дополнительного образования "Добрые сердца"
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волонтёрская программа "Добрые сердца" | 33.76 КБ |
ktp_dobrye_serdtsa_4-7kl_3-4gruppy1.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.
Данная программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г
Направленность программы: социально-педагогическая.
Участниками программы “ Добрые сердца” могут стать подростки старшего и среднего возраста. Содержание деятельности волонтерского отряда таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Основной идеей программы “ Добрые сердца” является воспитание поколения тех, кто ведет здоровый образ жизни и призывает к этому других, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку
Новизна данной программы состоит в том, что волонтёры помимо добровольческой деятельности могут проявить себя в качестве организаторов и ведущих мероприятий для разных возрастных групп людей, тем самым создать людям хорошее настроение, позитивный душевный настрой и оптимистическое отношение к жизни.
Актуальность программы состоит в том, что она предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.
Отличительная особенность программы заключается в том, чтокроме освоения теоретического материала, предполагается включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Адресат программы
Возрастной диапазонот 11 до 14лет. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. В исключительных случаях на усмотрение педагога и с учётом индивидуального развития ребёнка в группу могут быть включены дети и другого возраста.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения 72 часа (режим работы: 1 день в неделю по одному занятию – 2 часа).
Программа реализуется на базовом уровне.
Форма обучения- очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы проведения занятий: беседа, игра, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, выпуск стенных газет, КВН, конкурсы, викторины, тренинги.
Цель:
Перспективная: создание условий для развития волонтерского движения в образовательной организации как одной из форм занятости обучающихся;
Промежуточная: развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, формирование здорового образа жизни, гражданской ответственности, позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность;
Задачи:
Метапредметные:
- развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативные умения и навыки;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления;
- развитие творческого потенциала детей посредством стимулирования творческой активности;
Предметные:
- предоставить возможность для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
Личностные:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности волонтера;
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теорет. | Практ. | ||
1 | Введение в образовательную программу. | 2 | 1 | 1 |
2 | «Мы за здоровый образ жизни!» | 12 | 3,5 | 8,5 |
3 | «Мы в ответе за нашу планету!» | 14 | 4 | 10 |
4 | «Помогаешь другим - помогаешь себе!» | 14 | 4 | 10 |
5 | «Один в поле не воин!» | 14 | 4 | 10 |
6 | «Вместе мы сила!» | 14 | 4 | 10 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 72 | 20,5 | 51,5 |
Содержание программы.
1. Введение в программу. 2 часа.
Теория.Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Вводное занятие «Кто такой волонтер?». Волонтерская книжка. Заповеди волонтеров. Создание кодекса волонтера. Оформление заповедей и кодекса в личной книге волонтера.
Практика.Тренинговое занятие «Мы команда!»
2. «Мы за здоровый образ жизни!» 12 часов
Теория.Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания.Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления.Деловая игра «Волонтером быть почетно!» Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?».
Подведение итогов волонтерской книжки.
Практика. Изготовление плаката ЗОЖ. Выпуск и распространение информационного бюллетеня «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом. Изготовление буклетов о вредных привычках «Скажи, НЕТ вредным привычкам!» Фотоконкурс «Я люблю спорт!» Театральная постановка сценки «А что выберешь ты?»
3. «Мы в ответе за нашу планету!» 14 часов
Теория. Что такое экология? Дискуссия на тему «Нужно ли беречь природу?» Акция «Посади дерево и сохрани его» Дискуссия «Как сохранить природу». Литературный час. Стихи великих поэтов о природе. Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?».
Подведение итогов волонтерской книжки.
Практика. Создание агитационного плаката «Природа в опасности!» Создание аппликации из бумаги дерево «Сохраним природу». Конкурс рисунков «Природа и мы!» Концертная программа, посвященная «Дню Матери!» Сочиняем стихи сами. Конкурс чтецов. Выставка работ за время изучения раздела.
4.«Помогаешь другим - помогаешь себе!» 14 часов
Теория. Что такое «помощь»? Беседа о помощи другим людям.
Тренинг-игра коммуникативных навыков.Тренинг-игра «Как я могу помочь природе» Моя школа в будущем.Что такое толерантность.«Один в поле не воин». Конкурсная программа. Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?».
Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела.
Практика. Просмотр мультфильма о доброте. Конкурс рисунков «Школа будущего» Тест «Толерантен ли ты?» Концертная программа, посвященная «Новому году!»
5. «Один в поле не воин!» 14 часов
Теория.Творческие увлечения. «Я и мои увлечения».Семья. Семейные традиции на Кубани.Акция «Живи книга». Беседа «Нужно ли беречь книги?»Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?».
Подведение итогов волонтерской книжки.
Практика. Выступление волонтеров. Проведение КВН для участников волонтерской бригады «Хочу все знать» Тренинг-игра «Хорошие и плохие поступки» Концертная программа, посвященная «Дню защитника Отечества!» Помощь библиотеке в восстановлении старых книг. Концертная программа, посвященная «Международному женскому дню!» Выставка работ за время изучения раздела.
6.«Вместе мы сила!»14 часов
Теория. Просмотр мультфильма «Толерантность» Тренинг толерантности. Традиции моей семьи. Акция «День добра». «Чистая природа – здоровые и мы!»Практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Занятие «Узелки на память».Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?».
Подведение итогов волонтерской книжки.
Практика. Ролевая игра «Свои и чужие». Подготовка открыток на выставку «Моя семья» Конкурс рисунков. Конкурс стихов. Чтение собственных стихотворений. Разучивание и исполнение песни «Дорогой добра!» Флеш-моб «Молодежь Кубани – это сила!» Выставка работ за время изучения раздела.
7.Итоговое занятие. 2 часа
Практика. Итоговое занятие. Самопрезентация «Я – волонтер!». Защита волонтерской книжки.
Планируемые результаты
Предметные-
- навыки и умения устного и письменного выступления;
- формирование активной жизненной позиции подростков, стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
Личностные-
- развитие познавательных процессов, мышления;
- принятие ценности здорового образа жизни;
Метапредметные-
- развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе, сотрудничества с педагогом;
- оценка правильности выполнения действий, умение вносить коррективы;
- учёт интересов других, обоснованность собственной позиции;
- осуществление взаимного контроля и оказание помощи
Условия реализации программы
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе:
- тематические книги и журналы.
Материально - техническое оснащение занятий:
- кабинет для работы;
- множительная техника: сканер, принтер, ксерокс;
- книги, журналы, газеты;
- стенды для макетирования газеты;
- бумага для ксерокса, принтера, блокноты
- хорошо освещённый кабинет;
- ножницы;
- раздаточный материал.
Формы аттестации
Аттестация (промежуточная и итоговая) проводится после изучения каждого раздела программы.
Формы подведения итогов.
Главный показатель – личностный рост каждого ребёнка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Документальные:
- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- подведение итогов волонтёрской книжки;
- создание презентаций.
Недокументальные:
-выставки,
-концертные программы,
-открытые занятия,
-творческие часы,
-конкурсы,
-мастер-классы.
Методы отслеживания результативности:
- анкетирование;
- мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
- сбор отзывов всех участников (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
- анализ социальной активности учащихся;
- проведение итоговой аттестации в начале года, середине и в конце года. Участие ребят в районных, городских, зональных, краевых выставках и фестивалях.
Учебный процесс содержит как теоретические знания, так и практическую деятельность.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- видеозапись
- грамота
- готовая работа
- журнал посещаемости, волонтёрская книжка
- материал тестирования
- методическая разработка
- портфолио
- перечень готовых работ
- фото
- отзыв детей и родителей;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка
- защита творческих работ
- конкурс
- концерт
- отчет итоговый
- портфолио
Методическиематериалы.
-методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый; игровой, дискуссионный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.);
-используемые технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.);
- формы организации учебного занятия - акция, беседа, выставка, игра, концерт, КВН, конкурс, праздник, представление, тренинг, экскурсия;
-дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, и т.п.;
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое.
Методики решения задач программы разнообразны. Однако успех, может быть достигнут лишь при использовании системы педагогических средств, методов и форм, при выборе которых должны постоянно учитываться экономические, географические, исторические, национальные и др. особенности нашего региона. С первых же дней важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом. Педагогу важно постараться быть радостным, весёлым, попробовать раскрутить в полную силу своих возможностей, тогда дети во всём начнут подражать и копировать, а не это ли необходимо для дальнейшего участия в программе.
Литература
Для педагогов:
1. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012.
2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования.-М.:УЦ «Перспектива», 2011.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
4. Территория успеха: Сборник рекомендаций организаторам работы в клубах по месту жительства/МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г.Балахны.-Нижний Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
5. Материалы интернет - ресурсов:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319 «Донорство» сайт:
http://www medportal.ru/mednovosti/news/2006/05/19/mex/ Видеоролики о вреде употребления ПАВ, Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Для детей:
1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2. "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание материала | Теория | Практика | Всего | Дата/группа | Примечание | |
3 | 4 | ||||||
Введение в образовательную программу. | |||||||
1 | Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Вводное занятие «Кто такой волонтер?». Волонтерская книжка. Заповеди волонтеров. Создание кодекса волонтера. Оформление заповедей и кодекса в личной книге волонтера. Тренинговое занятие «Мы команда!» | 1 | 1 | 2 | 16.09 | 17.09 | |
«Мы за здоровый образ жизни!» | |||||||
2 | Дискуссия. Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания. Изготовление плаката ЗОЖ. | 1 | 1 | 2 | 23.09 | 24.09 | |
3 | Выпуск и распространение информационного бюллетеня «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом. | 0,5 | 1,5 | 2 | 30.09 | 01.10 | |
4 | Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления. Изготовление буклетов о вредных привычках «Скажи, НЕТ вредным привычкам!» | 0,5 | 1,5 | 2 | 07.10 | 08.10 | |
5 | Деловая игра «Волонтером быть почетно!» Фотоконкурс «Я люблю спорт!» | 0,5 | 1,5 | 2 | 14.10 | 15.10 | |
6 | Театральная постановка сценки «А что выберешь ты?» | 0,5 | 1,5 | 2 | 21.10 | 22.10 | |
7 | Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?». Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела. | 0,5 | 1,5 | 2 | 28.10 | 29.10 | |
«Мы в ответе за нашу планету!» | |||||||
8 | Что такое экология? Дискуссия на тему «Нужно ли беречь природу?» Создание агитационного плаката «Природа в опасности!» | 1 | 1 | 2 | 11.11 | 05.11 | |
9 | Акция «Посади дерево и сохрани его» Создание аппликации из бумаги дерево «Сохраним природу» | 0,5 | 1,5 | 2 | 18.11 | 12.11 | |
10 | Концертная программа, посвященная «Дню Матери!» | 0,5 | 1,5 | 2 | 25.11 | 19.11 | |
11 | Проведение КВН для участников волонтерской бригады «Хочу все знать. Природа» | 0,5 | 1,5 | 2 | 02.12 | 26.11 | |
12 | Дискуссия «Как сохранить природу». Конкурс рисунков «Природа и мы!» | 0,5 | 1,5 | 2 | 09.12 | 03.12 | |
13 | Литературный час. Стихи великих поэтов о природе. Сочиняем стихи сами. Конкурс чтецов. | 0,5 | 1,5 | 2 | 16.12 | 10.12 | |
14 | Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?». Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела. | 0,5 | 1,5 | 2 | 23.12 | 17.12 | |
«Помогаешь другим - помогаешь себе!» | |||||||
15 | Концертная программа, посвященная «Новому году!». | 1 | 1 | 2 | 30.12 | 24.12 | |
16 | Что такое «помощь»? Беседа о помощи другим людям. Тренинг-игра коммуникативных навыков. Просмотр мультфильма о доброте. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
17 | Тренинг-игра «Как я могу помочь природе» Моя школа в будущем. Конкурс рисунков «Школа будущего» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
18 | Что такое толерантность. Тест «Толерантен ли ты?» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
19 | «Один в поле не воин». Конкурсная программа. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
20 | Участие в акции «Подарок другу!» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
21 | Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?». Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
«Один в поле не воин!» | |||||||
22 | Концертная программа, посвященная «Дню защитника Отечества!» | 1 | 1 | 2 | |||
23 | Творческие увлечения. «Я и мои увлечения». Выступление волонтеров. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
24 | Концертная программа, посвященная «Международному женскому дню!» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
25 | Семья. Семейные традиции на Кубани. Тренинг-игра «Хорошие и плохие поступки» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
26 | Акция «Живи книга». Беседа «Нужно ли беречь книги?» Помощь библиотеке в восстановлении старых книг. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
27 | Проведение КВН для участников волонтерской бригады «Хочу все знать» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
28 | Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?». Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
«Вместе мы сила!» | |||||||
29 | Просмотр мультфильма «Толерантность» Тренинг толерантности. Ролевая игра «Свои и чужие». | 1 | 1 | 2 | |||
30 | Традиции моей семьи. Подготовка открыток на выставку «Моя семья» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
31 | «Мама, папа, я – счастливая семья!». Конкурсная программа. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
32 | Акция «День добра». «Чистая природа – здоровые и мы!» Конкурс рисунков. Конкурс стихов. Чтение собственных стихотворений. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
33 | Практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Занятие «Узелки на память». Разучивание и исполнение песни «Дорогой добра!» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
34 | Подготовка к флеш -мобу «Молодежь Кубани – это сила!» | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
35 | Беседа «Что доброго и положительного смогли сделать?». Подведение итогов волонтерской книжки. Выставка работ за время изучения раздела. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
Итоговое занятие. | |||||||
36 | Итоговое занятие. Самопрезентация «Я – волонтер!». Защита волонтерской книжки. | - | 2 | 2 | |||
Итого: | 20,5 | 51,5 | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...