Комплексно-целевая программа "Желание быть добрым"
рабочая программа по теме

Комплексно-целевая долгосрочная программа была разработана в ДОЛ "Огонёк" в 2009 году, прошла успешную опробацию и является базовой для построения воспитательной работы. Программа направлена на всестроннее развитие личности ребёнка, воспитание нравственных качеств и познание окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelanie_byt_dobrym.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детский  оздоровительный лагерь

«ОГОНЕК»

 «УТВЕРЖДАЮ»

___________А.А.Гапеев

«____»______________

Комплексно-целевая программа

«Желание

                 быть 

                       добрым»

                                                    Рецензент:

Разработана: заместитель директора ДОЛ «Огонек»

                        Гапеева Ирина Сергеевна

                        методист-психолог ДОЛ «Огонек»

                        Шведова Надежда Васильевна

2  0  1  0  год

СОДЕРЖАНИЕ:

Разделы программы

  1. Введение. Пояснительная записка
  2. Идея программы
  3. Актуальность программы
  4. Участники программы
  5. Цель программы
  6. Задачи программы
  7. Содержание программы и механизм ее реализации:
  1. основные направления деятельности:
  2. логика реализации
  1. Этапы
  2. Основные дела программы
  3. Аналитическая работа с детьми
  4. Система стимулирования
  5. Результаты реализации программы
  6. Критерии оценки результатов программы
  7. Средства диагностики результатов
  8. Социально-нравственный эффект программы
  9. Используемая литература

  1.  Введение.

Пояснительная  

           записка.

         Данная программа является документом, отражающим содержание и систему работы детского и взрослого коллектива лагеря на 10-летний период (до 2020 года). В ней также определены стратегические и тактические цели деятельности лагеря и эффективные формы и методы их достижения, основные направления реализации замысла.

        Данная программа имеет регламентирующий характер, обеспечивающий правила и логику деятельности, объем содержания и принципы ее реализации. В структуре других педагогических документов лагеря она занимает промежуточное место между концепцией деятельности и планом работы. Она представляет модель деятельности лагеря.

        Данная программа (по своему виду, в соответствии с предметом программирования по временному периоду) является КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ.

        В основе создания программы лежат следующие принципиальные подходы:

  1. актуальность содержания нравственной деятельности для развития педагогики детского лагеря;
  2. разработка и апробация различных способов личностного развития подростков, обогащения их опыта в условиях временных детских объединений;
  3. создания необходимых условий для проявления, реализации и развития самостоятельности участников программы;
  4. информационная и познавательная насыщенность деятельности;
  5. вариативность структурной организации детского коллектива, многообразие временных детских объединений;
  6. возможность всесторонней реализации интересов, притязаний, способностей и личного опыта детей;
  7. обеспеченность позиционного определения подростка, выбора им форм, пространств и видов деятельности;
  8. учет материально-технического обеспечения лагеря.

Основными элементами программы являются введение, адресаты

программы (участники), цель (см. содержание)

Оригинальное название программы («Желание быть добрым»)

вытекает из ее основной идеи, цели и задач.

        Актуальность и значимость данной программы объясняется рядом факторов:

  1. Социально-педагогические условия,  в которых работает лагерь

(разновозрастной контингент детей, различный социально-педагогический статус семей отдыхающих, наличие детей из социального приюта (гор. Сельцо), школы-интерната (гор. Климово), дома-интерната (гор. Жуковка), специального интерната (гор. Стародуб).

  1. Осмысление  опыта проделанной в данном направлении работы.
  2. Анализ результатов исследований потребностей детей, их родителей,

педагогов.

        Педагогический коллектив лагеря имеет значительный опыт работы в данном направлении: дети из неработающих семей отдыхают в лагере на протяжении 20 лет, в лагере ведется систематическая индивидуальная работа с различными социальными и психолого-педагогическими категориями детей и их родителями, большинство традиционных воспитательных мероприятий, проводимых в лагере, ориентировано на нравственное самосовершенствование ребенка (акция по благоустройству  «Убери свою планету!», спортивные соревнования  «В здоровом теле - здоровый дух!», концерт для родителей «Всегда иди дорогою добра» и др.)

        Методист-психолог Н.В.Шведова, участвующая в разработке данной программы,  является автором КУП «Будь человеком, Человек!» (МОУ СОШ      № 45 гор. Брянска), которая также посвящена нравственному воспитанию подростков.

  1.  Идея программы.

ИДЕЯ программы «Желание быть добрым»  направлена на нравственное самосовершенствование ребенка в условиях временного коллектива.

  1. Актуальность    

     программы.

АКТУАЛЬНОСТЬ  программы заключается в том, что она способствует:

  1. формированию образа жизни, достойной человека;
  2. формированию жизненной позиции подростка;
  3. формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  4. развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

  1. Участники

                              программы.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:  дети различного возраста  (7 – 16 лет)

  1. Цель

     программы.

        

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение морально-нравственного благополучия ребенка через организацию жизнедеятельности и самореализацию в условиях лагеря.

  1. Задачи

    программы.

  1. Помочь ребенку сформировать и укрепить морально-нравственные ценности.
  2. Помочь ребенку воспринимать чужие ценности как собственные ценности (присвоение ценностей).
  3. Помочь ребенку научиться жить в отряде на основе общечеловеческих

ценностей, чувствовать себя нужным и полезным.

  1. Помочь ребенку научиться делать самостоятельный выбор жизненного пути и образа жизни и нести ответственность за свой выбор.

  1. Содержание

     программы

     и механизм

     ее реализации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. ценностно-ориентационное;
  2. интеллектуально-познавательное;
  3. художественно-творческое;
  4. коммуникативное;
  5. организаторское.

     ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ:

        Вся смена делится на четыре этапа. На каждом этапе решаются определенные задачи, способствующие достижению цели всей программы  и поэтапному достижению предполагаемого результата.

  1. Этапы.

I ЭТАП.  «Мы Вам рады!» (ознакомительный)

Задача: изучить ценностные установки ребенка.

II ЭТАП. «Будь человеком, человек!» (ориентационный)

Задачи: открыть ребенку истинные ценности, полученные при общении со сверстниками и педагогами; помочь ребенку воспринять их как собственные.

III ЭТАП. «Я открываю мир, и мир открывается мне..!»              (этап самореализации)

Задачи: помочь ребенку осуществить выбор видов деятельности в рамках лагерных КТД и собственной позиции; включить ребенка в различные виды деятельности.

IV ЭТАП. «И все же побеждает добро!» (итоговый)

Задача: организовать анализ проделанной работы для осмысления ребенком полученного опыта.

 На каждом этапе проводится несколько ключевых дел, направленных на реализацию цели программы через решение поставленной задачи этапа.

  1. Основные

     дела

         программы.

ФЕСТИВАЛЬ  ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

«Лети, лети, воздушный змей!»

Цель: развитие познавательных и творческих способностей  детей, навыков конструирования и моделирования

Ход мероприятия: 

(Звучит песня «Я выпускаю бумажного змея»)

- Изумленно смотрят люди:

Не листок роняет лес-

Закружившись в танце бурном,

Змей спускается с небес.

Игрушку дети смастерили

И прямо в небо запустили!

- И мы с радостью открываем фестиваль воздушных змеев и летательных аппаратов «Лети, лети, воздушный змей!»

(звучит инструментальная композиция)

- Воздушные змеи относятся к древнейшим летательным аппаратам. Первые документы о них встречаются еще за несколько веков до начала нового летоисчисления. В китайских рукописях рассказывается, что воздушные змеи в форме птиц, рыб, бабочек, жуков, человеческих фигур, которые раскрашивали в самые яркие цвета. Рыбаки использовали воздушных змеев для отметки мест ловли рыбы.

- Праздник воздушного змея берёт своё начало во 2 веке до н.э. в Китае.  Наиболее распространенным типом китайского змея был дракон — фантастический крылатый змей. Огромный дракон, поднимаемый в воздух, являлся символом сверхъестественных сил. В ряде местностей Китая до недавнего времени сохранились следы обычая массового запуска воздушных змеев в девятый день девятого месяца — день змея.

- Через тысячу лет бумажный змей появится в Японии как символ благополучия и долголетия. На древних японских рисунках также можно встретить изображение воздушных змеев, по форме значительно отличавшихся от китайских.  Типичный японские воздушный змей имеет форму криволинейного симметричного треугольника. Каркас его состоит из трех пересекающихся прутьев, обтяжка — из грубой ткани.

- Широкое распространение воздушные змеи получили в Корее. Вначале их применение носило чисто религиозный характер, а затем запуск змеев стал увлекательным видом занятий и зрелищ.

- В Европе змеи появились в 19 веке и использовались в научных целях. Но, к сожалению, о форме древних европейских змеев, об их конструктивных и летных свойствах не сохранилось никаких данных.

-В 1749 г. А. Вильсоном (Англия) змей был использован для подъема термометра с целью определения температуры воздуха на высоте.

-В 1752 г. ученый-физик В. Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молнии. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел молниеотвод.

-Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым М. В. Ломоносовым и английским физиком И. Ньютоном.

- В России первое упоминание в литературе о бумажном змее наблюдается в 13 веке. Как стало известно, змея завезли к нам китайцы. В 1897 г. широко начаты работы с воздушными змеями и в России. Они велись в Павловской магнито-метеорологической обсерватории, где в 1902 г. было открыто специальное змейковое отделение.

- Змей начинает оказывать науке ценные услуги. Поэтому неудивительно, что в 1756 г. знаменитый математик Л. Эйлер написал следующие строки: «Воздушный змей, эта игрушка для детей, презираемая учеными, может, однако, заставить глубоко над собой задуматься».

- Итак друзья сегодня на нашем фестивале мы приветствуем отдыхающих и гостей ДОЛ «Огонёк» и приглашаем всех на стадион, где пройдёт парад в змеев и летательных аппаратов изготовленных руками ребят из кружка «Умелые руки» под руководством замечательного мастера Смирнова М.И.

(все идут на стадион)

- Внимание! Внимание! Сегодня Вам будут представлены модели из Дома юных мастеров, который располагается в нашем лагере.

-Вы увидите 3-х воздушных змеев.

-2 ручных самолёта

-1 верёвочный самолёт, скорость которому задаёт сам человек.

-8 пропеллеров и 1 парашютиста!

-Итак, парад открыть!

(парад, представление)

- Вот такие замечательные модели были изготовлены у нас в лагере. И мы надеемся, что такой фестиваль у нас в лагере станет традиционным и летом 2013 года, небо над «Огоньком» будет всё пестреть яркими воздушными змеями!

- А сейчас наш фестиваль объявляется закрытым!

СПАРТАКИАДА «Давай, РОССИЯ»

Цель: укрепление здоровья детей, развитие физической активности детей, формирование здорового образа жизни, привития любви к спорту.

Ход мероприятия:

I . ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ

(звучат фанфары)

- Внимание! Внимание! Радиостанция «7 небо»  страны Детства Лета 2012 настроена на нашу волну, где через несколько минут состоится торжественное открытие Малых Олимпийских игр.

- Волнуются организаторы, зрители, команды. Ровными рядами выстроены участники. Сегодня состязаются команды лагеря «Огонёк», для того чтобы доказать, кто из них сильнейший.

- Итак до начала открытия Малых Олимпийских игр остаётся 1 минута.

(фанфары)

- В свете спартакиадного огня,

В ритме боевом секундомера,

Мы идём к победе.

В ней всегда наша цель  и честь и наша вера.

- Мы идём дорогами борьбы

Спорту поручая юность нашу.

Потому выигрываем мы,

Что любой рекорд для нас не страшен.

-О, спорт! Ты мир!

Ты устанавливаешь хорошие, добрые отношения между народами.

Ты- согласие!

Ты сближаешь людей, жаждущих единства.

- И именно сегодня мы открываем  наши Малые Олимпийские игры в преддверии 30  летней олимпиады в Лондоне.

- Над стадионом реют флаги,

Выходит молодость и сила на парад.

Во славу юных на всех трибунах

Приветствия и вымпелы парят!

(звучит песня «Мы- дети России» - танец)

- По традиции любые спортивные соревнования начинались с парада команд, которым предстоит отстаивать высокое звание- самой сильной команды, чтобы с достоинством занять, своё место на пьедестале почёта!

-Команды, равняйсь, смирно! На торжественное открытие Малых Олимпийских игр- шагом марш!

(фанфары на выход команд. Проход команд)

- Наступает один из ответственных моментов торжественной церемонии- вынос флага Малых Олимпийских игр.

- Лагерь «Огонёк» равняйсь, смирно! Флаг внести!

- Белый флаг с 5 переплетёнными кольцами впервые был поднят в 1914 году в Париже. Кольца символизируют объединение в спортивном движении спортсменов  5  континентов Земного шара. Считается, что каждый цвет символизирует один из 5 континентов . Голубой – Европу, чёрный- Африку, красный- Америку, жёлтый- Азию, зелёный- Австралию.

- Внимание! Равняйсь, смирно! Звучит гимн РФ!

(Гимн РФ)

- Вольно!

- Сегодня праздник на земле,

И пусть умолкнут войны.

Спортсмены почестей, наград,

Конечно же достойны!

- Слово для приветствия спортсменов предоставляется главному судье соревнований- физруку лагеря Стёпиной Любови Дмитриевне.

( слово Стёпиной Л.Д.)

- По сложившейся олимпийской традиции спортсмены перед началом соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отступать от традиций олимпийцев. Юный спортсмены! К принятию клятвы- смирно!

- Клянёмся, что будем участвовать в этой Спартакиаде, уважая и соблюдая правила, по которым она проводится, в спортивном духе, ради славы спорта и имени своих команд.

Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

- О, спорт! В наши дни забот и тревог ты всегда бросаешь яркий луч, ты порождаешь надежды, ты обещаешь победы, к тебе стремится человечество с улыбкой!

- Пусть в Олимпию прибудет,

Кто отважен и силен,

Для сражений, мирным будет

Полем боя стадион.

- На высочайшей в Греции горе Олимп,

Что стала с этих пор священной,

Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

- И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя бессмертье,

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

(Танец богинь)

- Мы огню такому рады,

Виден он с любых орбит,

Добрый знак олимпиады-

Факел солнечный горит.

- Гори огонь!

Гори веселей!

Согревай сердца

Наших юных друзей!

- Малые олимпийские игры объявляются открытыми!

- Внимание! Звучит гимн Малых Олимпийских игр!

(Гимн спартакиады)

- Мы начинаем соревнования. Желаем всем больших успехов и новых спортивных достижений!

(фонограмма «Давай Россия»)

I I. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ (проводятся на стадионе)

-соревнования по лёгкой атлетике(бег 60 м, встречная эстафета, прыжки в длину с места)

-настольный теннис

-пионербол

-шахматы, шашки

-мини-футбол

I I I. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ СПАРТАКИАДЫ (награждение победителей и команд участниц)

Торжественная линейка, посвященная Дню России.

Цель: патриотическое воспитание, привитие любви к Родине.

Ход мероприятия:  

Фанфары

Стих «Слава России» (звукозапись)

- Внимание, отряды ! Приготовиться к перекличке!

(Перекличка отрядов. (название девиз)

-Сегодня, 12 июня. Наша огромная страна, имя которой Россия, отмечает большой праздник- День Независимости.

- Этот праздник был учрежден в 90-х годах прошлого столетия, в ознаменование суверенности нашего государства, когда наша страна получила статус независимости.

- Была восстановлена историческая справедливость, и над Россией взвился флаг РФ.  Это полотнище из 3-х цветов: бело-сине-красного гордо реет над нашим великим государством.

- Белый цвет- это символ чистоты и добра.

-Синий- цвет небесной лазури, пусть над нашим домом, имя которому Россия, всегда будет чистое небо!

-Красный- цвет отваги мужества победы.

- Внимание! Лагерь «Огонёк» смирно! Равнение на флаг. Звучит Гимн РФ.

ГИМН РФ

-Вольно!

- Все народы нашей страны имеют одинаковые права на существование и развитие.  А наша страна огромная и многонациональная. И каждый её гражданин гордится, что живёт в это прекрасной стране.

-Откуда начинается Россия?

С лозинки, что сбежала с речки синей.

А, может, начинается с крыльца

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

Откуда бы она ни начиналась,

Любви к России нет у нас конца!

- Россия, где она кончается?

Найди конец, чтоб клином свет.

Россия в сердце начинается,

А в нём конца и края нет!

(ПЕСНЯ О РОССИИ)

- Сколько прекрасных стихов сложено о России нашими поэтами. О её красотах, победах, достижениях.

(СТИХОТВОРЕНИЕ КЛИМОВО)

- Нет на свете ближе и родней,

Мне страны, чем Родины моей,

И одна ты в сердце у меня,

Россия –Родина моя!

(песня РОДНАЯ ЗЕМЛЯ) (проход с флагами)

- Мы- сила РОССИИ!

-Мы- надежда РОССИИ!

- Мы- слава РОССИИ!

(фонограмма «Вся Россия» (зажжение чаши)

- С праздником вас, ребята! С Днём РОССИИ!

КТД «Доброта спасёт мир»

Цель: Нравственное воспитание подрастающего поколения, повышение приоритета семейных ценностей в глазах ребёнка

I этап. Родительский концерт «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро…»

В: В далёко- далёком королевстве жил был один господин. И была у него дочь, звали её Золушка. Воспитывала её злая мачеха, нисколько не жалевшая свою падчерицу. Поэтому Золушка выполняла всю самую грязную работу по дому. Спала она на чердаке вместе с крысами, а закончив все дела, бедная девушка садилась возле камина и тихо плакала. И так шёл день за днём. Тс! Кажется сюда идут…

(музыка. Появляется Золушка, протирает пыль, потом садится чистить кастрюлю)

М: Золушка!

1-я: Золушка!

2-я: Золушка!

З: Да мачеха!

М: Ты хочешь поехать на бал?

З: Конечно, хочу!

М: Хорошо, только с начала вычисти золу из камина!

1-я: Перебери горох и пшено!

2-я: И не забудь накормить свиней!

М: (с издёвкой) И только тогда ты отправишься на бал. (щипают Золушку, корчат гримасы и убегают)

(Золушка плачет)

(Музыка. Входит фея)

Ф: Золушка, крестница моя любимая, почему ты плачешь?

З: Крёстная, дорогая! Мне бы хотелось… Мне бы так хотелось…

Ф: Поехать на бал?

З: Очень бы хотелось!

Ф: Хорошо, милая! Я исполню твоё желание. Ты отправишься на бал, но только при одном условии..

З: Говори, дорогая крёстная! Я готова на любые условия!

Ф: ты попадёшь на бал, более того , ты получишь самое красивое платье, экипаж запряженный лошадьми и вот эти хрустальные туфельки, но как только часы пробьют полночь- платье превратится в лохмотья, лошади в крыс, а золотая карета в тыкву..

З: Я буду внимательно следить за временем и обязательно вернусь домой до полуночи.(уходит)

Ф: Удачи тебе дитя моё! (музыка феи) (уходит)

(голоса мачехи и дочерей. Выходят)

М: Ой вы мои красатулички! Ой вы мои умняшечки!

1-я: маменька, а у меня самая красивая причёска?

М: Да доченька.

2-я: Мамоська, а у меня самое красивое платице?

М: Конечно же!

2-я: А я зато хорошо пою!

1-я: А я танцую!

2-я: а я! А я!

(1-я даёт пендаль 2-й, догоняют друг друга)

М: Стоять! Не время сейчас ссорится! Нужно повторить менуэты, чтобы принц на танец пригласил обязательно кого-то из вас!

2-я: Да я сама его приглашу!

(шуточный танец)

М: Так всё! Время! Пора отправляться на бал! (уходят)

В: Глупые неуклюжие девицы, они даже не подозревают, что принц и не посмотрит на них. Принцу нашего королевства нужна совсем другая девушка, такая как Золушка. (уходит)

З: (входит) Неужели это я! Какое платье! Какие туфельки! (восклицает) Спасибо крёстная! (уходит)

(фанфары)

В: гости и жители Огоньковского королевства! Всех приглашаем на бал!

БАЛ

К: Я приветствую всех жителей моего королевства прибывших на бал. И данной мне королевской властью повелеваю бал открыть.

1 номер концерта.

(вбегают Мачеха и 2 сестры)

М: мы тут подзадержались. Но мы так торопились на бал…

1-я: ой прынц я от вас без ума!

2-я: благородный принц я так долго ждала встречи с вами.

М: цыц встали! Покажите как вы умеете танцевать!

(хватают принца и шуточно танцуют)

К: Спасибо! Спасибо! Давайте праздник продолжать!

КОНЦЕРТ

(появляется Золушка)

Пр: Что за красавица! Отец вот та к которой спешит моё сердце. (подходит к Золушке) О милое создание могу ли я услышать ваше божественное имя. И не осчастливите ли вы меня согласием на танец.

(танцевальная зарисовка Золушки и принца)

БОЙ ЧАСОВ

(Золушка убегает и теряет туфельку)

Пр: Что случилось с ней? Куда она сбежала, оставив глубокую рану в моём сердце! Отец я влюблен!

К: Повеливаю! Найти красавицу!

(слуги бегут по залу и примеряют туфельку)

(входят Мачеха и дочери, золушка чистит кастрюлю)

С1: Мы слуги короля! Мы должны отыскать красавицу которая разбила сердце принца, в которую он влюбился и с которой он хочет быть всегда вместе.

М: Ой, так это же мои доченьки! Давай-ка  примеряйте скорей!

1-я: Ой маменька жмёт! Ой не могу!

М: Подожми пальцы!

1-я: ой не могу!

М: Снимай! Теперь давай попробуй ты одеть доченька!

2-я: мало! Ой пяточка!

С2: А есть ли у вас ещё дочери?

М: Нет!

С1:А что это за девушка?

М: да это служанка!

С2: Пусть и она примерит!

(золушка подходит)

С1: Так вот же эта девушка в которую влюбился принц.

М: Не может быть!

1-я: Она же грязная!

2-я: Она же страшная !

(входит принц, золушка скидывает лохмотья)

Пр: любимая, милая Золушка! Я влюблен в вас! (золушка и принц берутся за руки и замирают)

(мачеха и дочери возмущаясь уходят)

В: Как я люблю сказки! Потому что в сказках всегда побеждает добро.

I I этап. Кафе для родителей «Огонёк»

I I I этап. Выставка-продажа детских работ «Наше творчество»(На выставке организованной руководителями кружков дополнительного образования продаются работы детей выполненные в этих кружках в период смены. Приобрести эти работы можно в обмен на сладости из которых потом собираются подарки для детей из приюта)

  1. Аналитическая

     работа

      с детьми.

  1. Система «огоньков»:  «Расскажи мне о себе», «Дружба», «Мой герой» и т.д.
  2. Система органов самоуправления: отчеты командира отряда, ответственных за сектора о проделанной работе и организованных делах.
  3. Цветопись дня, недели, смены.
  4. Рисунки и графические тесты по итоговым делам.
  5. Обсуждение мероприятий.
  6. Аналитический прием «Недописанный рассказ», «Недописанное предложение».
  7. Опрос, анкетирование, экспресс-опрос, интервью.
  8. Наблюдение.

  1. Система

     стимулирования.

Приехав в лагерь, ребенок автоматически становится учеником мастера -  воспитателя или вожатого.

Затем, приобретя определенные знания, умения и навыки в выбранной им деятельности, получает звание «огоньковца».

  1. Результаты

     реализации

     программы.

  1. приобретение навыков общения и взаимодействия во временном детском коллективе;
  2. осознание уникальности и ценности каждого человека; уважительное отношение к людям;
  3. присвоение знаний о нравственных категориях,  таких как «добро и зло», «истина», «красота»;
  4. построение ребенком проекта ближайшего саморазвития;
  5. приобретение новых знаний;
  6. умение делать осознанный выбор, что в свою очередь, связано с развитием рефлексии у ребенка.

Исходя из достигнутых результатов, можно говорить не только об

эффективности данной программы, но и о необходимости ее применения. Программа актуальна не только потому, что развивает способности ребенка (творческие, интеллектуальные и т.д.), но и потому, что она «работает» (и это главное в ней) на нравственное самосовершенствование. И здесь появляются другие, более значимые в духовном плане результаты:

  1. приобретение знаний о добре, истине, красоте;
  2. осознание уникальности каждого человека;
  3. формирование интереса к внутреннему миру человека;
  4. формирование образа жизни, достойной человека.

Конечно, эти результаты нельзя увидеть сразу, но даже их мимолетное

проявление в ребенке  -  большой успех педагога, поскольку его главная задача – побудить ребенка к совершению нравственных поступков.

  1.  Критерии

       оценки

       результатов

       программы.

  1. поведение ребенка;
  2. умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива;
  3. отношение ребенка к себе и к окружающим;
  4. эмоциональное состояние ребенка;
  5. представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

  1. Средства

     диагностики

     результатов.

Средства диагностики результатов: система «огоньков», метод «Недописанное предложение», анализ впечатлений в конце дня, рисунки, цветопись, анкетирование и экспресс-опрос.

  1. Социально-

     нравственный

     эффект

     программы.

Социально-нравственный эффект программы: формирование у

ребенка отношения к ценностям: мы формируем личность, а совокупность личностей – это и есть общество. Таким образом, чем больше у нас будет нравственно здоровых личностей, тем лучше будет наше общество и наша жизнь, достойная человека.

  1. Используемая

     литература.

  1. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Материалы научно-практической конференции. – ВДЦ «Орленок», КДМ Администрации Самарской области. 2000 г.
  2. Коваль М.Б. Ключ к успеху: пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 2008 г.
  3. Крылов Н.Б. Культурная среда детского лагеря// «Народное образование». – 2005.  -  № 4-5.

Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое издание. – Кострома: КГТУ, 1998.

  1. Летний отдых детей: концептуальные и нормативные основы./Составитель: А.М.Панов. – М: НИИ семьи, 1998 г.
  2. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене.  Курс занятий для отрядных педагогов. Автор – разработчик Можейко О.В. – ВДЦ «Орленок», 2001 г.
  3. Общение как педагогическая проблема. /Под редакцией А.Мудрика – М., 1974 г.
  4. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАЦОС, 1999 г.
  5. Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт проблемных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ»ИНРОЛ», 2002 г.
  6. Шмаков С.А. Лето – М: «Магистраль», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"

презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....

Учимся быть добрыми

Классный час - размышление на тему "Доброта" направлен на развитие и формирование нравственного воспитания младших школьников. Материал разработки учит детей быть внимательными и заботливыми к тем, кт...

Комплексно-целевая программа «Одарённые дети»

Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. Ребенок активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно ...

Классный час в первом классе "Что такое добро и что значит быть добрым?"

Дети с раннего возраста учаться поступать хорошо, совершать добрые дела. А понимают ли они, что включает в себя слово "доброта", что значит быть "добрым", почему это важно. Осознание необходимост...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»

Классный час на тему "Справедливость"Цель занятия:- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даж...

Комплексно-целевая программа здоровьесбережения воспитанников детского дома «Здоровье на всю жизнь»

Особенно остро проблема сохранения, укреп­ления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с...