Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Вейделевского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Малакеевская СОШ»
/В.Е.Федурина/ __________
« » ________________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
1 год обучения
Возраст обучающихся 7 – 8 лет
Учитель начальных классов:
Солдатова Галина Ивановна
Малакеево, 2012
Программа внеурочной деятельности: «Этика: азбука добра», духовно – нравственное направление
Автор программы: __Солдатова Галина Ивановна__
Фамилия Имя Отчество
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического
совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель _________________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 35 часов – 1час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
- Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
- Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
- Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- Использовать доброжелательный тон в общении.
- Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности.
« Этика: азбука добра».
Классы: 2
Учитель: Солдатова Г.И.
Количество часов: 35 ч. (1ч. в неделю)
Планирование составлено на основе:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
- « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Кол. часов | Дата по плану | Дата фактически |
Введение | Этика – наука о морали.( Дискуссия). | 1 | 04.09. | ||
Тема 1 | Школьный этикет | Как я выгляжу. (Наблюдения). | 3 | 11.09. 18.09. 25.09. | |
Тема 2 | Школьный этикет. (Круглый стол). | 1 | 02.10 | ||
Тема 3 | Зачем быть вежливым. (Дискуссия). | 1 | 09.10. | ||
Тема 4 | Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) | 3 | 16.10 23.10 30.10. | ||
Тема 5 | «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка). | 2 | 13.11. 20.11. | ||
Тема 6 | Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа). | 2 | 27.11 04.12. | ||
Тема 7 | Правила общения | Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). | 1 | 11.12. | |
Тема 8 | Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия). | 1 | 18.12. | ||
Тема 9 | «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). | 2 | 25.12. 14.01. | ||
Тема 10 | Чем богат человек. (Практикум) | 1 | 21.01. | ||
Тема 11 | О трудолюбии | «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. | 1 | 28.01. | |
Тема 12 | Ты и твое здоровье (Круглый стол) | 1 | 04.02. | ||
Тема 13 | Праздничный этикет. | 2 | 11.02. 18.02. | ||
Тема 14 | Культура внешнего вида | Наш класс. ( Стенгазета) | 2 | 25.02. 04.03. | |
Тема 15 | Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета) | 1 | 11.03. | ||
Тема 16 | День рождения. (Стенгазета) | 2 | 18.03. 01.04. | ||
Тема 17 | Внешкольный этикет | Учимся общаться. (Практикум) | 2 | 08.04. 15.04. | |
Тема 18 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | 22.04. 29.04. | ||
Тема 19 | «Герои ВОВ – жители нашего села». Выставка. | 1 | 06.05. | ||
Тема 20 | «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей). (Ярмарка) | 1 | 13.05. | ||
Тема 21 | Сказка в нашей жизни. (Наблюдения) | 1 | 20.05. | ||
Тема 22 | «Мы любим своё село». (Презентация ) | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Этика: азбука добра"
Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
рабочая программа этика:азбука добра
рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...
Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа "Этика: азбука добра"
Рабочая программа...
Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Этика: азбука добра".
Рабочая программа «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.Нравственное разв...