Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век
рабочая программа (2 класс) на тему

Солдатова Галина Ивановна

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Вейделевского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                      Директор МОУ «Малакеевская  СОШ»

                                                                                                     /В.Е.Федурина/    __________  

                                                         

                                                                                                                   «           »      ________________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

1 год обучения

Возраст обучающихся 7 – 8 лет

                                                                                                                                  Учитель начальных классов:

                                                   

                                                                                                                                 Солдатова Галина Ивановна

Малакеево, 2012

Программа внеурочной деятельности: «Этика: азбука добра», духовно – нравственное направление

 

Автор программы: __Солдатова Галина Ивановна__

                                                    Фамилия Имя Отчество

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического

совета от «__» _______ 20   г., протокол № ____

Председатель _________________        _________

                                  подпись                                      Ф.И.О

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

- инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников  и в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  1. патриотические чувства гражданина России;
  2. гражданская идентификация;
  3. общечеловеческие ценности;
  4. поликультурный мир;
  5. личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать  эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

 «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 35 часов – 1час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ». 

В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

 Универсальные учебные действия:

  1. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  2. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

 Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

  1. Использовать в речи слова вежливости.
  2. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  3. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
  4. Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  5. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  1. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
  2. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  1. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
  2. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  1. Использовать доброжелательный тон в общении.
  2. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности.

« Этика: азбука добра».

Классы:  2

Учитель: Солдатова Г.И.

Количество часов: 35 ч. (1ч. в неделю)  

Планирование составлено на основе:  

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
  2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

п/п

Раздел

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

по плану

Дата

фактически

Введение

Этика – наука о морали.( Дискуссия).

1

04.09.

Тема 1

Школьный этикет

Как я выгляжу. (Наблюдения).

3

11.09.

18.09.

25.09.

Тема 2

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

02.10

Тема 3

Зачем быть вежливым. (Дискуссия).

1

09.10.

Тема 4

Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.)

3

16.10

23.10

30.10.

Тема 5

«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).

2

13.11.

20.11.

Тема 6

Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).

2

27.11

04.12.

Тема 7

Правила общения

Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).

1

11.12.

Тема 8

Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия).

1

18.12.

Тема 9

«Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность).

2

25.12.

14.01.

Тема 10

Чем богат человек. (Практикум)

1

21.01.

Тема 11

О трудолюбии

«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация.

1

28.01.

Тема 12

Ты и твое здоровье (Круглый стол)

1

04.02.

Тема 13

Праздничный этикет.

2

11.02.

18.02.

Тема 14

Культура внешнего вида

Наш класс. ( Стенгазета)

2

25.02.

04.03.

Тема 15

Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета)

1

11.03.

Тема 16

День рождения. (Стенгазета)

2

18.03.

01.04.

Тема 17

Внешкольный этикет

Учимся общаться. (Практикум)

2

08.04.

15.04.

Тема 18

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

22.04.

29.04.

Тема 19

«Герои ВОВ – жители нашего села». Выставка.

1

06.05.

Тема 20

«Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников

и родителей). (Ярмарка)

1

13.05.

Тема 21

Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1

20.05.

Тема 22

«Мы любим своё село». (Презентация )

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век

Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...

рабочая программа этика:азбука добра

рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности

Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Этика: азбука добра".

Рабочая программа «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.Нравственное разв...