Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
методическая разработка
Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, духовно-нравственных понятий, лежащих в основе культурных ценностей разных этносов, служат ценностно-смысловым ориентиром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yugra.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«ЮГРА – мир, который строим мы»
Цель программы
Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста в рамках анимационно-игровой программы внеурочной деятельности через знакомство с культурой и традициями народов, проживающих в ХМАО-Югре.
Предполагается, что в процессе использования различных форм работы с мультипликационным фильмом в рамках программы могут быть получены следующие положительные эффекты:
- активное включение младших школьников через создание мультфильма в совместную деятельность;
- понимание значимости рассматриваемых в рамках мультфильмов понятий, традиций, нравственных ценностей разных этносов;
- эмпатийное восприятие описываемых в рамках мультфильма сюжетов, традиций, поступков и реакций персонажей;
- яркость речевого описания сюжета мультфильма;
- приобретение нового социального опыта;
- аргументированность анализа сюжетов создаваемых мультипликационных фильмов;
- оценочно-речевая активность младших школьников при создании сюжетов будущих мультфильмов;
- эмоционально-чувственное раскрепощение младших школьников, находящее свое выражение в спонтанных речевых высказываниях.
Целевая группа
Дети младшего школьного возраста, в том числе проявляющие интерес к коммуникативно-информационным технологиям, творческим видам деятельности. Младший школьный возраст представляет собой один из важнейших периодов в развитии личностных качеств детей, что определяет необходимость создания условия для духовно-нравственного развития детей.
В данном периоде развития детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому их привлекает занимательный интересный материал, который они охотно используют в своей практической деятельности. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Поступки обучающихся этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе духовно-нравственного воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Младшие школьники проявляют интерес к применению информационно-коммуникационных технологий в совместной работе со сверстниками. Поэтому основным принципом организации деятельности в рамках мероприятия будет принцип «равный - равному» - это взаимодействие, при котором дети передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, имеющих сходные интересы.
Планируемые этапы достижения цели деятельности в рамках программы
На подготовительном этапе идет разработка содержания анимационно-игровой программы внеурочной деятельности «ЮГРА – Мир, который строим Мы». Учитель организует информационное сопровождение мероприятия, проводит диагностику ИКТ-компетенций детей, с целью определения возможностей каждого участника проекта.
На основном этапе организуется работа с группой детей в рамках внеурочной деятельности, включающая знакомство с технологией производства анимационных фильмов, поддержку интересе к данному виду деятельности. В рамках вводного модуля младшие школьники знакомятся с историей родного края и города, определяют состав микро-групп в рамках которых будут реализовывать свои проекты в модулях анимационно-игровой программы. Содержание анимационно-игровой программы носит модульный характер, младшие школьники постепенно знакомятся с традициями и культурными ценностями народов, проживающих в ХМАО-Югре. При этом используются как игровые, так и другие продуктивные формы организации деятельности детей. Программа включает в себя модули – «Игры народов Югры», «Сказки народов Югры», «Праздники народов Югры», «Религия народов Югры».
На заключительном этапе реализации проекта младшие школьники представляют отчет о проделанной работе одноклассникам, родителям, обсуждают получившиеся результаты деятельности, выявляют проблемы и пути их решения.
В качестве итогового мероприятия в рамках реализации программы предполагается проведение фестиваля мультфильмов – МультиТАВРА, на котором идет демонстрация и защита детьми младшего школьного возраста созданных мультипликационных фильмов и вручение призов в соответствующих номинациях победителям и призерам фестиваля. Фестиваль приурочен к Международному дню анимации, отмечаемому ежегодно 28 октября.
Раздел | Цели мероприятий | Кол-во часов | Результаты мероприятий |
«Путешествие в страну Мульти-пульти» | Создание мотивации и положительного настроя к созданию мультипликационного фильма. Знакомство с историей возникновения мультипликации. Формирование представлений детей о видах мультипликации. Определение особенностей технологии создания пластилиновых мультфильмов. Расширение знаний детей о профессиях, принимающих участие в создании мультфильмов: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер и др.. Выявление особенностей и места, отводимого героям в мультипликационном фильме. Определение наиболее удачных методов рисования для работы над фоном для съемки мультфильма. Развитие навыков работы с пластилином. Развитие творческих способностей, воображения, в процессе продуктивной деятельности. Закрепление полученных знаний об особенностях пластилиновой мультипликации в процессе создания мультфильма. Определение причины успеха /неуспеха в процессе создания мультфильма | 11 | - определение детьми знания и незнания об особенностях мультипликации - расширение знаний о мультипликации как виде искусства -формирование представлений об истории возникновения и развития мультипликации - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - овладение логическими действиями сравнения, анализа - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - выявление многообразия видов создания мультипликационных фильмов |
Игры народов Югры | - создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с играми народов Югры - приобщение детей к игровой культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды) - определение связи образа жизни коренных народов со сказками - знакомство с историей возникновения и разнообразием игр коренных народов - изучение возможности анимации (мультипликации), разработка, апробирование и описание ряда модулей, применение которых на занятиях, будет способствовать развитию речи детей младшего школьного. - способствовать эмоциональной включенности и мотивированности каждого ребенка - создавать условия каждому ребенку для субъектной оценки происходящего действия. - развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни коренных народов, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске - развитие умения работать в группе - создание условий для проявления творческой активности, умений создавать целое изображение из частей | 5 | - расширение знаний у детей об устном народном творчестве народов ханты и манси - расширение знаний о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера и об их играх - формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре, коренным народам Севера, любви к родному краю -повышение творческой активности; - физическое и коммуникативное развитие - развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры ХМАО и России, в целом |
Праздники народов Югры | - познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам - в процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое сочетание цветов и оттенков - развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов - формирование навыков работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи - развитие творческих умений создания анимационных фильмов - воспитывать у детей бережное отношение к животным; уважительное отношение к праздникам коренных народов Севера | 4 | - могут назвать главные праздники народов ханты и манси - сотрудничают со сверстниками при работе в группе - проявляют большой интерес к традициям народов Югры - проявляют творчество в выполнении заданий, создают целое изображение из частей. - проявляют творческую активность при создании мультфильма по мотивам игр коренных народов. -проявляют заинтересованность к творчеству народов Югры. |
Религия народов Югры | - изучение основ религиозных верований северных народов - формирование уважительного отношения к религиозным верованиям народов Севера - воспитание интереса к традициям и обычаям коренных народов Севера - познакомить учащихся с взглядами народов севера на жизнь духов. - создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с богами народов Югры | 6 | - повышение интереса и уважения к религиозной культуре, коренных народов Севера - могут назвать три категории духов. - могут назвать основных духов трех миров. - расширение знаний у детей о традиционных игрушках обских угров - могут назвать значение игрушек в культуре хантов и манси - могут назвать основные традиции, связанные с куклами. |
Сказки народов Югры | - создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с творчеством народов Югры - определение связи образа жизни коренных народов со сказками - знакомство с историей возникновения и разнообразием сказок коренных народов - знакомство обучающихся с произведениями наиболее известных писателей Югры - развитие умения работать в группе - воспитание любви к Югорской земле, уважения к коренным народам ХМАО, интернациональных чувств - знакомство с творчеством народов ЮГРЫ: народных сказок и сказок известных писателей Югры - воспитание уважения к творчеству народов ЮГРЫ | 8 | - заинтересованы в изучении творчества народов Югры, - могут назвать историю возникновения и разнообразие сказок коренных народов - готовность слушать собеседника и вести диалог - формирование основ гражданской идентичности - называют писателей Югры и их произведения - сотрудничают со сверстниками при работе в группе - проявляют уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов - могут назвать особенности прочитанных сказок и связать их с образом жизни коренных народов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт |
Модуль 1 «Путешествие в страну Мульти-пульти» | ||||
1 | Просмотр мультипликационных фильмов с проведением проблемной беседы: «Что такое мультипликация?» | 1 | ||
2 | Беседа «История возникновения мультипликации» | 1 | ||
3 | Просмотр мультфильмов (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный) | 1 | ||
4 | Анализ мультфильмов и просмотр презентации «Технология создания пластилиновых мультфильмов» | 1 | ||
5 | Сюжетно–ролевая игра «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.) | 1 | ||
6 | Наблюдение за героями во время просмотра мультфильмов | 1 | ||
7 | Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования. | 1 | ||
8 | Лепка героев из пластилина. | 1 | ||
9 | Словотворчество детей «Сочинение собственных сказок, на основе просмотренных мультфильмов» | 1 | ||
10 | Создание пластилиновой мультипликации на основе придуманных сказок | 1 | ||
11 | Просмотр мультипликационного фильма | 1 | ||
Модуль 2 «Игры народов Югры» | ||||
12 | Знакомство с хантыйскими играми | 1 | ||
13 | Ролевая игра «Хантыйские забавы» | 1 | ||
14 | Подвижные игры | 1 | ||
15 | КТД Тайны игр народов ЮГРЫ | 1 | ||
16 | Создание мультфильма по играм народов ЮГРЫ | 1 | ||
Модуль 3 «Праздники народов Югры» | ||||
17 | Экскурсия в краеведческий музей г.Сургута (в этнографический зал) | 1 | ||
18 | Игра-путешествие «Праздники народов ЮГРЫ» («Вороний день», «Праздник Трясогузки» и «Медвежий праздник») | 1 | ||
19 | Проведение праздника «Вороний день» | 1 | ||
20 | Создание мультфильма по традициям праздников народов ЮГРЫ | 1 | ||
Модуль 4 Религия народов ЮГРЫ | ||||
21 | Этическая беседа «Религия: боги, духи, люди» | 1 | ||
22 | Беседа «Анимизм как способ познания мира» | 1 | ||
23 | Экскурсия в городской музей на тему: «Игрушки моего народа. Куклы богов» Знакомство с куклами богов 3 уровней. | 1 | ||
24 | Литературный праздник «Мифология северных народов о возникновении земли» | 1 | ||
25 | Театрализованные представления по мотивам мифов северных народов. | 1 | ||
26 | Создание собственных иллюстраций к мифам коренных народов севера в качестве основы для мультипликационного мультфильма | 1 | ||
Модуль 5 Сказки народов ЮГРЫ | ||||
27 | Оформление книжного уголка «Сказки народов Югры». Вводная беседа «Связь коренных народов Югры со сказками» | 1 | ||
28 | Чтение сказок коренных народов севера. Беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках, особенностях быта, традициях | 1 | ||
29 | Творческое мероприятие театр хантйских и мансийских сказок | 1 | ||
30 | Просмотр мультфильмов, созданных на основе сказок коренных народов Севера (Ханты и Манси), | 1 | ||
31 | Беседа «Звери – герои хантыйских сказок» Образы животных в хантыйских народных сказках | 1 | ||
32 | Создание книжек-раскладушек. Иллюстрация сказок своими рисунками | 1 | ||
33 | Создание словаря незнакомых слов коренных народов севера | 1 |
| |
34 | Создание мультипликационного фильма по сюжетам сказок народов ЮГРЫ | 1 |
Критерии эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим критериям: активное участие детей младшего школьного возраста во всех проводимых мероприятиях в рамках проекта; установление дружеских контактов между участниками проектной деятельности; расширение знания детей младшего школьного возраста о культурных ценностях разных этносов, проживающих в регионе.
Ресурсы
Вид ресурса | Характеристика ресурса |
интеллектуальные | Проект; знания, умения, навыки, профессиональные компетенции студентов, преподавателей, учителей |
материальные | Оборудование, аудитории для занятий, аудио и видеоаппаратура, компьютерная техника, интернет-ресурсы, библиотека |
технологические | Современные технологии организации деятельности детей: проектные, игровые, аннимационные |
Результат
Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за город, в котором живут
- формирование ценностного отношения к культуре своего народа
- принятие и освоение социальной роли обучающегося
- формирование эстетических потребностей, ценностей в познании культуры народов, проживающих в ХМАО-Югре
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуации совместной деятельности
- формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям
Метапредметные УУД:
познавательные:
- овладение способностью принимать и сохранять задачу поисковой деятельности, поиска средств для осуществления
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
регулятивные:
- развитие самоконтроля;
- освоение социальной роли ученика;
- планирование поисковой деятельности;
коммуникативные:
- развитие готовности слушать собеседник и вести диалог
- формирование умений определения общей цели и путей ее достижения, умений договариваться о распределении ролей, осуществлять взаимный контроль.
Перспективы развития дальнейшей деятельности в рамках проводимого мероприятия
- Расширение содержания модулей за счет изучения культурных ценностей, традиций, праздников других национальностей, проживающих в регионе.
- Привлечение в качестве социальных партнеров по направлениям проектной деятельности организации дополнительного образования, культурные центры, поддерживающие развитие и сохранение традиций и культурных ценностей различных этносов.
Источники
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
- Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
- Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
- Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
- Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
- Шермухомедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. – 1990. - №8. – с. 35
Интернет-ресурсы:
- Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/
- Фрумин И. Современные вызовы перед школой и системой социализации: доклад на дискуссионной площадке Фонда «Стратегия 2020» (13.04.2011) / И. Фрумин, А. Подольский, С. Косарецкий, И. Ясина, Я. Кузьминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategy-2020.ru/ru/article/sovremennye-vyzovy-pered-shkoloi-i-sistemoi-sotsializatsii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по теме "Дом, в котором я живу" 1 класс.
Программа по краеведению для 1 класса...
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Дом, который строим вместе
Очередное открытое итоговое мероприятие по курсу ОРКСЭ....
Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...
Разработка урока "Домики, которые строит природа".
Класс: 1.Тема: Домики, которые построила природа.Цель: Учить детей наблюдать за природными явлениями с точки зрения Мастера Постройки.Планируемые результаты:Предметные:- изготавливать н...
Модульная программа внеурочной деятельности "Мир который меня окружает"
Модульная программа реализуется в среде мультифункционального технологического сервиса в формате on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаи...