программа доп.образования
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 15»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ Н.В. Салимова «____» ____________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №15» _____________ Е.В. Стахинюк Приказ №___ от ________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Волшебный бисер»
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Учитель начальных классов Присухина Анна Викторовна |
Ачинск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Волшебный бисер» имеет художественно-эстетическую направленность.
На протяжении всей истории человечества декоративно - прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно органично вошло и в современный быт продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Декоративно- прикладное искусство содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия и сохранения преемственности поколений. т.к. донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Изделия из бисера были известны еще в древнем Египте, оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия, вырос интерес среди детей и подростков к работе с бисером.
Актуальность, практическая целесообразность: занятия по обучению учащихся бисероплетению создает благоприятные условия для воспитания художественной культуры, развития воображения, познавательной и творческой активности, интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
В ходе работы дети знакомятся с основами дизайна, у них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет большую роль в их воспитании.
Цель программы: обучение детей основам бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;
- обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;
- научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
- воспитание у детей интереса и любви к культуре своей Родины;
Развивающие:
- развивать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус;
- создавать условия для самоутверждения и самореализации;
- формировать потребности в самопознании и саморазвитию;
- развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.
Особенности возрастной группы детей: программа рассчитана на детей с 9-10 лет и реализуется 2 года.
В объединение принимаются все желающие без специального отбора. Восприятие учебного материала, динамика и качество выполнения заданий сугубо индивидуальна, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка, поэтому необходимо проводить индивидуальные занятия с детьми. Так же предусматриваются индивидуальные задания разной степени сложности, что позволяет проводить занятия и с детьми с ОВЗ.
Так как данная программа предусматривает работу с детьми с ОВЗ необходимо предусматривать различные подходы к проведению занятий с детьми.
Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, легко возбудимы, очень эмоциональны. На занятиях ребенок не способен длительное время выполнять одну и ту же операцию, необходимо переключать его с одного занятия на другое, проводить физкультминутки. Во время занятий нельзя торопить и подгонять ребенка, иначе он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Младшие школьники доверчиво и открыто относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. Младший школьный возраст — это период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений. Но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия с бисером, дети будут развивать мелкие и точные движения рук.
Исходя из этого предполагаются следующие формы работы: уроки — игры, викторины, конкурсы, экскурсии, беседы.
Организация образовательного процесса:
Для первого и второго года обучения занятия проходят по два часа в неделю, нагрузка 72 часа в год (продолжительность учебного часа 45мин. и 10-15мин. перерыв). Общее количество часов 144.
Программа рассчитана на два года обучения и предполагает два образовательных уровня.
1. Начальный уровень «Азбука творчества». На этом уровне двигаясь от простого к сложному дети учатся «читать» и работать со схемами изделия, узнают виды плетения. Приобретают начальные знания о композиции, цветоведении, истории бисероплетения, видах бисера.
2. Продвинутый уровень «На пути к вершине». Происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков, овладение более сложными приемами и способами работы. Дети выполняют работу по готовым образцам, придумывают схемы самостоятельно. Также на этом уровне учащиеся пробуют себя в самостоятельной творческой деятельности. Дети изготавливают композиции на различные темы, могут комбинировать несколько техник.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения это ознакомительный этап. Дети знакомятся с историей возникновения бисероплетения, получают элементарные навыки о предмете. Идет освоение простейших приемов и способов работы по готовым образцам и схемам, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом. Формируются основные навыки работы с бисером. Дети приобщаются к коллективной творческой деятельности. В 1 год обучения дети приобретают навыки аккуратности и трудолюбия, правильного поведения на занятиях, основные навыки работы в группе.
На 2 году обучения происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков при выполнении заданий более высокого уровня сложности. Осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, дети имеют возможность выбора в изготовлении изделий. Происходит развитие вкуса, чувства взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, активизация творческого мышления. Ребята активно включаются в выставочную и конкурсную деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля* | ||
всего | теория | практика | |||
1 год обучения | |||||
Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | ||
I. | Плетение на проволоке | 50 | 4 | 46 | |
1.1. | Плоские фигурки животных и насекомых (текущий контроль) | 20 | 2 | 18 | |
1.2. | Цветы из бисера | 12 | 2 | 10 | |
1.3. | Деревья из бисера | 12 | 2 | 10 | |
1.4. | Полуобъемные фигурки | 6 | 2 | 4 | |
II. | Плетение на леске | 18 | 3 | 15 | |
2.1. | Простые цепочки «в одну нить» | 6 | 1 | 5 | |
2.2. | Простые цепочки «в две нити» | 6 | 1 | 5 | |
2.3. | Ажурное плетение | 6 | 1 | 5 | |
III. | Итоговые занятия | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО: | 72 | 9 | 63 | ||
2 год обучения | |||||
Вводное занятие | 2 | 2 | |||
I. | Плетение на леске | 30 | 3 | 27 | |
1.1. | Сложные цепочки «в две нити» | 10 | 1 | 9 | |
1.2. | Ажурное плетение | 10 | 1 | 9 | |
1.3. | Объемные игрушки из бисера | 10 | 1 | 9 | |
II. | Плетение на проволоке | 28 | 2 | 26 | |
2.1. | Объемные игрушки | 18 | 1 | 17 | |
2.2. | Бонсаи | 10 | 1 | 9 | |
III. | Вышивка биссером | 10 | 1 | 9 | |
IV. | Итоговые занятия | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО: | 72 | 8 | 64 | ||
ВСЕГО: | 144 |
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. История бисера. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы. Организация рабочего места, правила техники безопасности.
I. Плетение на проволоке.
II.1 Плоские фигурки животных и насекомых.
Теория: техника «Параллельное низание». Правила параллельного низания, начало плетения, способы удлинения проволоки. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление фигурок: бабочка, стрекоза, рыбка, змея, кошка и др. Сборка и оформление изделий. Коллективная работа: панно «Подводный мир»
II.2 Цветы из бисера.
Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание по кругу, низание дугами. Техника выполнения серединки , лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление цветов: ромашка, колокольчик, лилии, фиалки и др. Сборка и оформление изделий. Коллективная работа: «фантастические» цветы, кактус.
II.3 Деревья из бисера.
Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание по кругу, низание дугами. Техника выполнения, используемые материалы. Практическая работа: выполнение отдельных элементов деревьев, сборка и оформление изделий. Коллективная работа: «Осеннее дерево».
II.4 Полуобъемные фигурки.
Теория: Техника плетения. Выбор материалов, цветовое решение. Последовательность выполнения. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление брелоков: крокодил, обезьяна, черепаха.
II.5 Плетение на леске
III.1 Простые цепочки «в одну нить»
Теория: техника плетения. Разбор и зарисовка схем. Инструменты и материалы, подбор цвета. Практическая работа: браслет «зигзаг», «змейка», «цветок из 6 лепестков», «цветок из 8 лепестков».
III.2 Простые цепочки «в две нити»
Теория: Техника плетения. Разбор и зарисовка схем. Цветовые сочетания. Способы наращивания и закрепления нити. Практическая работа: цепочки: «в крестик», «колечки», «лодочки»
III.3 Ажурное плетение
Теория: Техника ажурного плетения. Виды: «Лесенка», «Сетка», «Фонарик». Цветовые сочетания, подбор материалов. Особенности выбранной техники. Практическая работа: браслет в выбранной технике.
III.4 Итоговые занятия
Организация, монтаж и презентация выставок.
2 год обучения
I. Вводное занятие
Повторение пройденного. Организация рабочего места. Повторение правил внутреннего распорядка, безопасности труда. Материалы и инструменты.
II. Плетение на леске
II.1 Сложные цепочки «в две нити»
Теория: Техника плетения с элементами усложнения. Выбор и зарисовка схем. Техника плетения «Волна». Наращивание и закрепление нити. Прикрепление замка. Практическая работа: браслет в одной из выбранной техник.
II.2 Ажурное плетение
Теория: Техника ажурного полотна с элементами усложнения. Выбор и зарисовка схемы. Варианты учебных работ: браслет «сетка с наложением», «сетка с выступами». Особенности выбранной техники. Способы закрепления и наращивания нити. Прикрепление необходимой фурнитуры. Практическая работа: браслет или колье в выбранной технике. Коллективная работа: комплект украшений.
II.3 Объемные фигурки из бисера
Теория: различные техники объемного плетения на леске. Выбор материалов, цветовое решение. Последовательность выполенеия. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление игрушек(свинка, кот, заяц и др.) сборка и оформление изделий. Коллективная работа: композиция «Зоопарк»
III. Плетение на проволоке
III.1 Объемные игрушки на проволоке.
Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполенения. Выбор материалов, цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Практическая работа: выполнение игрушек, составление и оформление композиции. Коллективная работа: композиция «Домашние животные».
III.2 Бонсаи
Теория: понятие «бонсай»исторический экскурс. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов, цветовое и композиционное решение. Практическая работа: выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиции. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.
IV. Ткачество бисером на станке
Теория: материалы, инструменты, прспособления. Браслет ровными краями с элементами усложнения(с надписью на английском языке, с 3-4 цветовыми сочетаниями, с добавлением бусин и других материалов).Заправка станка. Особенности плетения. Закрепление нитей косичками. Практическая работа: браслеты с орнаментом или надписью.
V. Вышивка бисером
Теория: счетная вышивка бисером по канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку. Практическая работа: панно размером 10х15 см.
VI. Итоговые занятия
Контроль знаний. Оформление выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
В результате обучения предполагается, что дети должны:
Знать:
- историю бисероплетения;
- правила техники безопасности при работе с бисером;
- правила организации рабочего места;
- понятия бисер, рубка, стеклярус.
Уметь:
- качественно выполнять изделия;
- читать готовые схемы;
- самостоятельно составлять схемы своих работ.
Личностные результаты.
Обучающийся должен:
- любить свой край и своё Отечество, уважать свой народ и традиции;
- быть активным, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями;
- принять и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты. Познавательные УУД: ¬ развивать интересы своей познавательной деятельности; ¬ выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: ¬ уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; ¬ развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; Регулятивные УУД: ¬ уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; ¬ владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; ¬ делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов | Продолжительность учебной недели | Режим занятий | Срок проведения аттестации |
2022-2023 | 12.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 6 | 1 раз в неделю по 2 часа |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для обучения воспитанников по данной программе необходимы следующие условия:
1. Наличие помещения для занятий. Это должно быть светлое, просторное помещение. В помещении необходимо минимальное количество посадочных мест: 4 стола и 15-16 стульев ( в расчете 1 стол на 4 учащихся), 1 стол и стул для педагога.
В помещении должны быть шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а так же стенды для размещения наглядных пособий, книг, журналов; ноутбук, доска для записи, экран и видеопроектор.
2. Инструменты и материалы.
Бисер, стеклярус, рубка разного размера и формы, леска, проволока, иглы для бисера, мононить, канва для вышивки,бумага картон, нитки «мулине», клей ПВА, клей «Момент», ножницы.
Дидактическое обеспечение занятий.
Необходимый набор папок и подборок:
- «Техника безопасности»
- «Основные техники бисероплетния»
- «Схемы, образцы изготовления изделий»
- «Уход за готовыми изделиями»
- «Сценарии викторины, конкурсы»
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аттестация учащихся проводится в форме зачета, в виде итоговой выставки работ. Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку учащихся в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. Результаты промежуточной аттестации заносятся в журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся.
Также программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости учащихся не реже 1 раза в полугодие, по определенным разделам программы. В каждом разделе для каждого года обучения подбирается оптимальный способ отслеживания результатов: опрос, тестирования, изготовление творческой работы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода с фиксацией достижений учащихся в журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 1998
- Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 1999.
- Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997 г.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
- Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
- Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
- Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
- Божко Л. А. Бисер. – М.:Мартин, 2000 г.
- Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
- Виноградова Е. Большая книга бисера. – Спб., 1999.
- Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
- Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
- Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
- Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
- Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
- Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. – М., 1998.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,1999.
Для детей:
1. Азбука бисероплетения. – Спб., 1998.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .
3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.
4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .
5. Бисер – ленд: сборники. – Спб., 1998. - № 1 – 3.
7. Бисер. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.
8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.
9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. – СПБ.: Политехника, 1998 г.
10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.
11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20
областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...