программа доп.образования
рабочая программа

Присухина Анна Викторовна

"Волшебный бисер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_biseropletenie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ Н.В. Салимова

«____» ____________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа №15»

 _____________ Е.В. Стахинюк

Приказ №___ от ________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Волшебный бисер»

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Учитель начальных классов

Присухина Анна Викторовна

Ачинск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Волшебный бисер» имеет художественно-эстетическую направленность.

На протяжении всей истории человечества декоративно - прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно органично вошло и в современный быт продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Декоративно- прикладное искусство содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия и сохранения преемственности поколений. т.к. донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Изделия из бисера были известны еще в древнем Египте, оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия, вырос интерес среди детей и подростков к работе с бисером.

Актуальность, практическая целесообразность: занятия по обучению учащихся бисероплетению создает благоприятные условия для воспитания художественной культуры, развития воображения, познавательной и творческой активности, интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

В ходе работы дети знакомятся с основами дизайна, у них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет большую роль в их воспитании.

Цель программы: обучение детей основам бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;

- обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;

- научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

- воспитание у детей интереса и любви к культуре своей Родины;

Развивающие:

- развивать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус;

- создавать условия для самоутверждения и самореализации;

- формировать потребности в самопознании и саморазвитию;

- развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.

Особенности возрастной группы детей: программа рассчитана на детей с 9-10 лет и реализуется 2 года.

В объединение принимаются все желающие без специального отбора. Восприятие учебного материала, динамика и качество выполнения заданий сугубо индивидуальна, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка, поэтому необходимо проводить индивидуальные занятия с детьми. Так же предусматриваются индивидуальные задания разной степени сложности, что позволяет проводить занятия и с детьми с ОВЗ.

Так как данная программа предусматривает работу с детьми с ОВЗ необходимо предусматривать различные подходы к проведению занятий с детьми.

Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, легко возбудимы, очень эмоциональны. На занятиях ребенок не способен длительное время выполнять одну и ту же операцию, необходимо переключать его с одного занятия на другое, проводить физкультминутки. Во время занятий нельзя торопить и подгонять ребенка, иначе он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Младшие школьники доверчиво и открыто относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. Младший школьный возраст — это период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений. Но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия с бисером, дети будут развивать мелкие и точные движения рук.

Исходя из этого предполагаются следующие формы работы: уроки — игры, викторины, конкурсы, экскурсии, беседы.

Организация образовательного процесса:

Для первого и второго года обучения занятия проходят по два часа в неделю, нагрузка 72 часа в год (продолжительность учебного часа 45мин. и 10-15мин. перерыв). Общее количество часов 144.

Программа рассчитана на два года обучения и предполагает два образовательных уровня.

1. Начальный уровень «Азбука творчества». На этом уровне двигаясь от простого к сложному дети учатся «читать» и работать со схемами изделия, узнают виды плетения. Приобретают начальные знания о композиции, цветоведении, истории бисероплетения, видах бисера.

2. Продвинутый уровень «На пути к вершине». Происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков, овладение более сложными приемами и способами работы. Дети выполняют работу по готовым образцам, придумывают схемы самостоятельно. Также на этом уровне учащиеся пробуют себя в самостоятельной творческой деятельности. Дети изготавливают композиции на различные темы, могут комбинировать несколько техник.

Ожидаемые результаты:

1 год обучения это ознакомительный этап. Дети знакомятся с историей возникновения бисероплетения, получают элементарные навыки о предмете. Идет освоение простейших приемов и способов работы по готовым образцам и схемам, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом. Формируются основные навыки работы с бисером. Дети приобщаются к коллективной творческой деятельности. В 1 год обучения дети приобретают навыки аккуратности и трудолюбия, правильного поведения на занятиях, основные навыки работы в группе.

На 2 году обучения происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков при выполнении заданий более высокого уровня сложности. Осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, дети имеют возможность выбора в изготовлении изделий. Происходит развитие вкуса, чувства взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, активизация творческого мышления. Ребята активно включаются в выставочную и конкурсную деятельность.

        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/  контроля*

всего

теория

практика

1 год обучения

Вводное занятие 

2

2

0

I.

Плетение на проволоке

50

4

46

1.1.

Плоские фигурки животных и насекомых (текущий контроль)

20

2

18

1.2.

Цветы из бисера

12

2

10

1.3.

Деревья из бисера

12

2

10

1.4.

Полуобъемные фигурки

6

2

4

II.

Плетение на леске

18

3

15

2.1.

Простые цепочки «в одну нить»

6

1

5

2.2.

Простые цепочки «в две нити»

6

1

5

2.3.

Ажурное плетение

6

1

5

III.

Итоговые занятия

2

0

2

ИТОГО:

72

9

63

2 год обучения

Вводное занятие 

2

2

I.

Плетение на леске

30

3

27

1.1.

Сложные цепочки «в две нити»  

10

1

9

1.2.

Ажурное плетение

10

1

9

1.3.

Объемные игрушки из бисера

10

1

9

II.

Плетение на проволоке

28

2

26

2.1.

Объемные игрушки

18

1

17

2.2.

Бонсаи

10

1

9

III.

Вышивка биссером

10

1

9

IV.

Итоговые занятия

2

0

2

ИТОГО:

72

8

64

ВСЕГО:

144

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. История бисера. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы. Организация рабочего места, правила техники безопасности.

I. Плетение на проволоке.

II.1 Плоские фигурки животных и насекомых.

 Теория: техника «Параллельное низание». Правила параллельного низания, начало плетения, способы удлинения проволоки. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление фигурок: бабочка, стрекоза, рыбка, змея, кошка и др. Сборка и оформление изделий. Коллективная работа: панно «Подводный мир»

II.2 Цветы из бисера.

 Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание по кругу, низание дугами. Техника выполнения серединки , лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление цветов: ромашка, колокольчик, лилии, фиалки и др. Сборка и оформление изделий. Коллективная работа: «фантастические» цветы, кактус.

II.3 Деревья из бисера.

 Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание по кругу, низание дугами. Техника выполнения, используемые материалы. Практическая работа: выполнение отдельных элементов деревьев, сборка и оформление изделий. Коллективная работа: «Осеннее дерево».

II.4 Полуобъемные фигурки.

Теория: Техника плетения. Выбор материалов, цветовое решение. Последовательность выполнения. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление брелоков: крокодил, обезьяна, черепаха.

II.5 Плетение на леске

III.1 Простые цепочки «в одну нить»

Теория: техника плетения. Разбор и зарисовка схем. Инструменты и материалы, подбор цвета. Практическая работа: браслет «зигзаг», «змейка», «цветок из 6 лепестков», «цветок из 8 лепестков».

III.2 Простые цепочки «в две нити»

Теория: Техника плетения. Разбор и зарисовка схем. Цветовые сочетания. Способы наращивания и закрепления нити. Практическая работа: цепочки: «в крестик», «колечки», «лодочки»

III.3 Ажурное плетение

Теория: Техника ажурного плетения. Виды: «Лесенка», «Сетка», «Фонарик». Цветовые сочетания, подбор материалов. Особенности выбранной техники. Практическая работа: браслет в выбранной технике.

III.4 Итоговые занятия

 Организация, монтаж и презентация выставок.

2 год обучения

I. Вводное занятие

 Повторение пройденного. Организация рабочего места. Повторение правил внутреннего распорядка, безопасности труда. Материалы и инструменты.

II. Плетение на леске

II.1 Сложные цепочки «в две нити»

 Теория: Техника плетения с элементами усложнения. Выбор и зарисовка схем. Техника плетения «Волна». Наращивание и закрепление нити. Прикрепление замка. Практическая работа: браслет в одной из выбранной техник.

II.2 Ажурное плетение

 Теория: Техника ажурного полотна с элементами усложнения. Выбор и зарисовка схемы. Варианты учебных работ: браслет «сетка с наложением», «сетка с выступами». Особенности выбранной техники. Способы закрепления и наращивания нити. Прикрепление необходимой фурнитуры. Практическая работа: браслет или колье в выбранной технике. Коллективная работа: комплект украшений.

II.3 Объемные фигурки из бисера

 Теория: различные техники объемного плетения на леске. Выбор материалов, цветовое решение. Последовательность выполенеия. Зарисовка схем. Практическая работа: изготовление игрушек(свинка, кот, заяц и др.) сборка и оформление изделий. Коллективная работа: композиция «Зоопарк»

III. Плетение на проволоке

III.1 Объемные игрушки на проволоке.

 Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполенения. Выбор материалов, цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Практическая работа: выполнение игрушек, составление и оформление композиции. Коллективная работа: композиция «Домашние животные».

III.2 Бонсаи

Теория: понятие «бонсай»исторический экскурс. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов, цветовое и композиционное решение. Практическая работа: выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиции. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.

IV. Ткачество бисером на станке

Теория: материалы, инструменты, прспособления. Браслет ровными краями с элементами усложнения(с надписью на английском языке, с 3-4 цветовыми сочетаниями, с добавлением бусин и других материалов).Заправка станка. Особенности плетения. Закрепление нитей косичками. Практическая работа: браслеты с орнаментом или надписью.

V. Вышивка бисером

 Теория: счетная вышивка бисером по канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нити. Оформление в рамку. Практическая работа: панно размером 10х15 см.

VI. Итоговые занятия

 Контроль знаний. Оформление выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты.

В результате обучения предполагается, что дети должны:

Знать:

  • историю бисероплетения;
  • правила техники безопасности при работе с бисером;
  • правила организации рабочего места;
  • понятия бисер, рубка, стеклярус.

Уметь:

  • качественно выполнять изделия;
  • читать готовые схемы;
  • самостоятельно составлять схемы своих работ.

Личностные результаты. 

Обучающийся должен:

  • любить свой край и своё Отечество, уважать свой народ и традиции;
  • быть активным, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями;
  • принять и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты. Познавательные УУД: ¬ развивать интересы своей познавательной деятельности; ¬ выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: ¬ уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; ¬ развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; Регулятивные УУД: ¬ уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; ¬ владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; ¬ делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

        

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Продолжительность учебной недели

Режим занятий

Срок проведения аттестации

2022-2023

12.09.2022

31.05.2023

36

72

6

1 раз в неделю по 2 часа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для обучения воспитанников по данной программе необходимы следующие условия:

1. Наличие помещения для занятий. Это должно быть светлое, просторное помещение. В помещении необходимо минимальное количество посадочных мест: 4 стола и 15-16 стульев ( в расчете 1 стол на 4 учащихся), 1 стол и стул для педагога.

В помещении должны быть шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а так же стенды для размещения наглядных пособий, книг, журналов; ноутбук, доска для записи, экран и видеопроектор.

2. Инструменты и материалы.

Бисер, стеклярус, рубка разного размера и формы, леска, проволока, иглы для бисера, мононить, канва для вышивки,бумага картон, нитки «мулине», клей ПВА, клей «Момент», ножницы.

Дидактическое обеспечение занятий.

Необходимый набор папок и подборок:

- «Техника безопасности»

- «Основные техники бисероплетния»

- «Схемы, образцы изготовления изделий»

- «Уход за готовыми изделиями»

- «Сценарии викторины, конкурсы»

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аттестация учащихся проводится в форме зачета, в виде итоговой выставки работ. Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку учащихся в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. Результаты промежуточной аттестации заносятся в журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся.

Также программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости учащихся не реже 1 раза в полугодие, по определенным разделам программы. В каждом разделе для каждого года обучения подбирается оптимальный способ отслеживания результатов: опрос, тестирования, изготовление творческой работы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода с фиксацией достижений учащихся в журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

  1. Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 1998
  2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 1999.
  3. Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997 г.
  4. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
  5. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
  6. Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
  7. Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
  8. Божко Л. А. Бисер. – М.:Мартин, 2000 г.
  9. Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
  10. Виноградова Е. Большая книга бисера. – Спб., 1999.
  11. Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
  12. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
  13. Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
  14. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
  15. Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
  16. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. – М., 1998.
  17. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,1999.

Для детей:

1. Азбука бисероплетения. – Спб., 1998.

2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .

3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.

4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .

5. Бисер – ленд: сборники. – Спб., 1998. - № 1 – 3.

7. Бисер. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.

8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.

9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. – СПБ.: Политехника, 1998 г.

10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.

11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.

12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20

областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...