Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" 3 класс (ФГОСС НОО)
рабочая программа (3 класс)
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование у обучающихся читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_3_klass.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА «КантУм»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
РАССМОТРЕНО ______________ | СОГЛАСОВАНО _____________ | УТВЕРЖДАЮ _________________ Приказ № от августа 20.. г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
3 И класс
начальное общее образование
(ФГОС НОО)
Составитель: Криган Галина Борисовна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе НОО. Реализуется через УМК «Школа России».
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающих способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. А также для принятия соответствующих решений.
Согласно базисному учебному плану МБОУ Школы «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на реализацию этой программы в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания человеческого познания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятия используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из курса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
Читательская грамотность - 8 часов (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 уроки):
научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность – 8 часов (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 уроки):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность – 8 часов (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 уроки):
бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность - 8 часов (19, 21, 23, 25, 27. 29, 31, 33 уроки):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000; составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа; задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Повторение (проверочные работы) - урок 17, 34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов | Итоговый тест |
1 | Читательская грамотность | 8 | |
2 | Естественно-научная грамотность | 8 | |
3 | Финансовая грамотность | 8 | |
4 | Математическая грамотность | 8 | |
5 | Повторение | 2 | 2 |
| 34 часа | 2 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № п/п в теме | Раздел / тема урока. Основное содержание | Дата | При мечание | |
по плану | по факту | ||||
| |||||
1 | 1 | Про дождевого червяка | 1 нед | ||
2 | 2 | Дождевые черви | 2 нед | ||
3 | 3 | Кальций | 3 нед | ||
4 | 4 | Полезный кальций | 4 нед | ||
5 | 5 | Сколько весит облако? | 5 нед | ||
6 | 6 | Про облака | 6 нед | ||
7 | 7 | Хлеб-всему голова. | 7 нед | ||
8 | 8 | Про хлеб и дрожжи | 8 нед | ||
9 | 9 | Про мел | 9 нед | ||
10 | 10 | Интересное вещество - мел | 10 нед | ||
11 | 11 | Про мыло. | 11 нед | ||
12 | 12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 12 нед | ||
13 | 13 | История свечи. | 13 нед | ||
14 | 14 | Про свечи | 14 нед | ||
15 | 15 | Магнит | 15 нед | ||
16 | 16 | Волшебный магнит | 16 нед | ||
17 | 17 | Проверь себя | 17 нед | ||
18 | 18 | Что такое «бюджет»? | 18 нед | ||
19 | 19 | Расходы и доходы бюджета | 19 нед | ||
20 | 20 | Семейный бюджет | 20 нед | ||
21 | 21 | Планируем семейный бюджет | 21 нед | ||
22 | 22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | 22 нед | ||
23 | 23 | Подсчитываем семейный доход | 23 нед | ||
24 | 24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 24 нед | ||
25 | 25 | Пенсия и пособия | 25 нед | ||
26 | 26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 26 нед | ||
27 | 27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 27 нед | ||
28 | 28 | На что тратятся деньги? Виды расходов | 28 нед | ||
29 | 29 | Подсчитываем расходы | 29 нед | ||
30 | 30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 30 нед | ||
31 | 31 | Расходы и обязательные платежи | 31 нед | ||
32 | 32 | Как сэкономить семейные деньги? | 32 нед | ||
33 | 33 | Подсчитываем сэкономленные деньги | 33 нед | ||
34 | 34 | Проверочная работа | 34 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....