Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" 3 класс (ФГОСС НОО)
рабочая программа (3 класс)

Криган Галина Борисовна

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование у обучающихся читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_3_klass.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ШКОЛА «КантУм»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

 

РАССМОТРЕНО

______________

СОГЛАСОВАНО

_____________

УТВЕРЖДАЮ

_________________  

Приказ №     от    августа 20.. г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

3 И класс

начальное общее образование

(ФГОС НОО)

Составитель: Криган Галина Борисовна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного предмета  «Функциональная грамотность» для 3 класса  разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе НОО. Реализуется через УМК  «Школа России».    

        Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

      Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

      Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

      Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

      Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающих способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. А также для принятия соответствующих решений.

Согласно базисному учебному плану МБОУ Школы «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на реализацию этой программы в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • способность различать тексты различных жанров и типов;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая  грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о семейных расходах и доходах;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
  • представление о различных видах семейных доходов;
  • представление о различных видах семейных расходов;
  • представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания человеческого познания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; работа над проектами и исследованиями;
  • использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

        Для оценки эффективности занятия используются следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из курса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

Читательская грамотность  - 8 часов (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 уроки):

научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность – 8 часов (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 уроки):

особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность – 8 часов (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 уроки):

 бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность  - 8 часов (19, 21, 23, 25, 27. 29, 31, 33 уроки):

нахождение значений математических выражений в пределах 100000; составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа; задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Повторение (проверочные работы) - урок 17, 34

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ п/п

Содержание

Количество

часов

Итоговый тест

1

Читательская грамотность

8

2

Естественно-научная грамотность

8

3

Финансовая грамотность

8

4

Математическая грамотность

8

5

Повторение

2

2

 

34 часа

2

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ п/п в теме

Раздел / тема урока.

Основное содержание

Дата

При

мечание

по плану

по факту

 

1

1

Про дождевого червяка

1 нед

2

2

Дождевые черви

2 нед

3

3

Кальций

3 нед

4

4

Полезный кальций

4 нед

5

5

Сколько весит облако?

5 нед

6

6

Про облака

6 нед

7

7

Хлеб-всему голова.

7 нед

8

8

Про хлеб и дрожжи

8 нед

9

9

Про мел

9 нед

10

10

Интересное вещество - мел

10 нед

11

11

Про мыло.

11 нед

12

12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

12 нед

13

13

История свечи.

13 нед

14

14

Про свечи

14 нед

15

15

Магнит

15 нед

16

16

Волшебный магнит

16 нед

17

17

Проверь себя

17 нед

18

18

Что такое «бюджет»?

18 нед

19

19

Расходы и доходы бюджета

19 нед

20

20

Семейный бюджет

20 нед

21

21

Планируем семейный бюджет

21 нед

22

22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

22 нед

23

23

Подсчитываем семейный доход

23 нед

24

24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

24 нед

25

25

Пенсия и пособия

25 нед

26

26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

26 нед

27

27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

27 нед

28

28

На что тратятся деньги? Виды расходов

28 нед

29

29

Подсчитываем расходы

29 нед

30

30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

30 нед

31

31

Расходы и обязательные платежи

31 нед

32

32

Как сэкономить семейные деньги?

32 нед

33

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

33 нед

34

34

Проверочная работа

34 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....