Статья: Профессиональная деятельность методиста
статья

Задачи, функции, формы организации деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_deyatelnost_metodista.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность методиста

  

Введение 

 

За последние годы в соответствии с требованиями времени методическая служба в учреждениях дополнительного образования детей претерпела существенные изменения: обновились ее задачи, функции, формы организации деятельности.

 Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования детей стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, пытаются обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы методических объединений, освоить новые формы методической работы.

Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект. Рождение нового вида образования пришлось на время распада экономики, инфляции, роста социального напряжения и всевозможных конфликтов.

Современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной работе: от организации кружковых занятий по интересам до работы многопрофильного учреждения и основы методической службы учреждения дополнительного образования закладывались в прошлом опыте.

Но раньше основным содержанием методического обеспечения являлась инструктивно – методическая работа: оказание практической помощи детским и молодежным организациям, повышение профессионального мастерства педагогических кадров для работы с октябрятскими, пионерскими и комсомольскими организациями и т.д.

 

 

Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог дополнительного образования, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современное учреждение, объективно повышает роль методической службы. Деятельность методиста сегодня должна способствовать интенсивному развитию различных граней профессионального педагогического опыта. 

В последние годы интерес к методической работе значительно вырос. Появилось много интересных работ (И.И. Буева, Е.Б. Евладова,  А.Б.Фомина, Т.И. Шамова, М.М. Поташник и др.)в которых исследователи раскрывают различные аспекты профессиональной деятельности методиста в образовательных учреждениях.    

  

Методист образовательного учреждения

 

Методист сегодня, прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Методическая деятельность – это взаимодействие методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности.

 

Исходя из сущностных представлений о профессиональной деятельности методиста в современной системе дополнительного образования, можно сформулировать ведущие задачи методиста:

 

Ø удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;

Ø формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

Ø обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;

Ø создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

 

Профессионально значимые качества методиста, «открытый интеллект» - качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу.

 

Ø способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;

Ø умение создавать, созидать новое;

Ø способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;

Ø способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений;

Ø способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;

 

Ø способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;

Ø способность схватывать объект как одно целое;

Ø умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;

Ø способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы.

 

 Социальная компетентность:

 

Ø принятие других такими, какие они есть;

Ø терпимое отношение к ошибкам;

Ø интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;

Ø пунктуальность;

Ø стремление к сотрудничеству;

Ø искренность с собой и другими;

Ø социальная совесть.

 

Способность к практическому решению проблем:

 

Ø внимание ко всем сторонам аргументации;

Ø оптимальные пути постановки программы;

Ø усиленная генерация идей;

Ø принятие точных решений;

Ø использование оригинальных источников базовой информации;

Ø аккуратность в интерпретации информации;

Ø идентификация связей между идеями;

Ø отслеживание всех аспектов проблемы.

 

 Вербальные способности:

 

Ø высокая работоспособность;

Ø широкий круг чтения;

Ø достаточный словарный запас;

Ø высокая грамотность;

Ø конструктивное, аналитическое и творческое мышление;

Ø хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;

Ø речь ясная и аргументированная;

Ø умение поддерживать беседу;

Ø учет особенностей области познания.

 Методические умения:

  Ø диагностирование;

Ø целеполагание;

Ø проектирование и разработка программ профессионального роста, изучение и обобщение опыта педагога;

Ø сбор и сохранение информации;

Ø разработка методических рекомендаций;

Ø владение техникой экспертизы.

  

В своей работе методист должен опираться на следующие принципы: систематизации методических и информационных материалов, дидактики, порядок разработки различных программ, а также методической документации, организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров.  

Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свом действия.

  

Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992г.) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в то числе методической.

Сегодня роль методической деятельности значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает роль методиста. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. Это диктует необходимость совершенствования деятельности методиста в учреждениях дополнительного образования детей.

 

В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников системы дополнительного образования детей. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители активизировали методическую деятельность, а педагоги с удвоенным вниманием

отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержания и формы работы с педагогическими кадрами.

В учебном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни, поэтому одной из главных задач деятельности методиста является обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.

Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. Широко используются методы и организационные формы, основанные на обращении, диалоге педагога и воспитанников, развитие творческих способностей.

 В последние годы усилилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда под пристальным вниманием находится развитие личности ребенка. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание и обучение ребенка, при котором учебный предмет не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации.

Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности.

Педагог имеет возможность развивать на занятиях все психические функции ребенка. Но для того чтобы процесс был эффективным, методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребенка.

В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям. Реализация такого подхода к работе требует детальной  

проработки методического обеспечения деятельности всех служб учреждения.

 

 Решение наиболее актуальных идей обновления деятельности учреждения дополнительного образования детей позволит усовершенствовать деятельность методиста в современной системе дополнительного образования.

Обновление деятельности методиста происходит с таких качественных позиций, как:

Ø изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;

Ø творческая переработка старого опыта;

Ø совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность организации профессиональной деятельности методиста, который сегодня должен:

 

Ø обеспечивать развитие учреждения дополнительного образования детей;

Ø развивать творческий       потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выявлять в нем главное и довести до сотрудников;

Ø решать задачи по разработке и внедрению новых технологий обучения и воспитания;

Ø добиваться высокого качества учебно-воспитательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;

Ø разрабатывать образовательные программы нового поколения для системы дополнительного образования детей;

 

Ø организовывать проведение опытно-экспериментальной работы.

 

Педагог сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

 

Ø отсутствие жесткой регламентации его работы;

Ø значительное расширение источников информации;

Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильности применения профессиональных качеств.

 

Поэтому правомерно ставить вопрос об усилении деятельности методиста, так как в большинстве случаев сам педагог с такими проблемами справиться не сможет.

 

Цели и задачи деятельности методиста образовательного учреждения

Деятельность методиста должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива.

Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.

 

В соответствии с этим выделяются следующие задачи деятельности методиста: 

  • Исследование образовательных потребностей социума.

Ø Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

Ø Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.

Ø Обеспечение высокого качества учебно- воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.

Ø Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Ø Прогнозирование, планирование и работа по

Ø повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательного учреждения, оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществления непрерывной связи с институтами повышения квалификации.

Ø Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно- экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.

Ø Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.

Ø Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального развития методиста

Индивидуальный план повышения профессионального развития на межаттестационный период методиста по кадровой работе и аттестации педагогичексих кадров МКУ "Управление образования" Нурлатского муниципаль...

Статья на тему "Результат подготовки студентов к профессиональной деятельности"

Статья на тему "Результат подготовки студентов к профессиональной деятельности"опубликованна в сборнике "Организация учебно-производственной практики в контексте требований ФГОС СПО"...

Отзыв о профессиональной деятельности Луценко А.А. учителя-методиста производственной практики студентки Карпушкиной С.Н.

Отзыв о профессиональной деятельности Луценко А.А. учителя-методиста производственной практики студентки Карпушкиной С.Н....

Статья на тему "Самореализация в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования"

Статья посвящена проблеме недостаточного методического обеспечения, которое не позволяет практикующему педагогу дошкольного образования успешно выстроить процесс национально-культурной самореализации ...

Статьи о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации

В данной папке содержатся статьи из публикаций о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации ....