Статья: Профессиональная деятельность методиста
статья
Задачи, функции, формы организации деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_deyatelnost_metodista.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная деятельность методиста
Введение
За последние годы в соответствии с требованиями времени методическая служба в учреждениях дополнительного образования детей претерпела существенные изменения: обновились ее задачи, функции, формы организации деятельности.
Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования детей стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, пытаются обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы методических объединений, освоить новые формы методической работы.
Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект. Рождение нового вида образования пришлось на время распада экономики, инфляции, роста социального напряжения и всевозможных конфликтов.
Современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной работе: от организации кружковых занятий по интересам до работы многопрофильного учреждения и основы методической службы учреждения дополнительного образования закладывались в прошлом опыте.
Но раньше основным содержанием методического обеспечения являлась инструктивно – методическая работа: оказание практической помощи детским и молодежным организациям, повышение профессионального мастерства педагогических кадров для работы с октябрятскими, пионерскими и комсомольскими организациями и т.д.
Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог дополнительного образования, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современное учреждение, объективно повышает роль методической службы. Деятельность методиста сегодня должна способствовать интенсивному развитию различных граней профессионального педагогического опыта.
В последние годы интерес к методической работе значительно вырос. Появилось много интересных работ (И.И. Буева, Е.Б. Евладова, А.Б.Фомина, Т.И. Шамова, М.М. Поташник и др.)в которых исследователи раскрывают различные аспекты профессиональной деятельности методиста в образовательных учреждениях.
Методист образовательного учреждения
Методист сегодня, прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Методическая деятельность – это взаимодействие методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности.
Исходя из сущностных представлений о профессиональной деятельности методиста в современной системе дополнительного образования, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
Ø удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
Ø формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
Ø обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
Ø создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Профессионально значимые качества методиста, «открытый интеллект» - качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу.
Ø способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
Ø умение создавать, созидать новое;
Ø способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;
Ø способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений;
Ø способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;
Ø способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;
Ø способность схватывать объект как одно целое;
Ø умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
Ø способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы.
Социальная компетентность:
Ø принятие других такими, какие они есть;
Ø терпимое отношение к ошибкам;
Ø интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;
Ø пунктуальность;
Ø стремление к сотрудничеству;
Ø искренность с собой и другими;
Ø социальная совесть.
Способность к практическому решению проблем:
Ø внимание ко всем сторонам аргументации;
Ø оптимальные пути постановки программы;
Ø усиленная генерация идей;
Ø принятие точных решений;
Ø использование оригинальных источников базовой информации;
Ø аккуратность в интерпретации информации;
Ø идентификация связей между идеями;
Ø отслеживание всех аспектов проблемы.
Вербальные способности:
Ø высокая работоспособность;
Ø широкий круг чтения;
Ø достаточный словарный запас;
Ø высокая грамотность;
Ø конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
Ø хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;
Ø речь ясная и аргументированная;
Ø умение поддерживать беседу;
Ø учет особенностей области познания.
Методические умения:
Ø диагностирование;
Ø целеполагание;
Ø проектирование и разработка программ профессионального роста, изучение и обобщение опыта педагога;
Ø сбор и сохранение информации;
Ø разработка методических рекомендаций;
Ø владение техникой экспертизы.
В своей работе методист должен опираться на следующие принципы: систематизации методических и информационных материалов, дидактики, порядок разработки различных программ, а также методической документации, организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров.
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свом действия.
Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992г.) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в то числе методической.
Сегодня роль методической деятельности значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает роль методиста. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. Это диктует необходимость совершенствования деятельности методиста в учреждениях дополнительного образования детей.
В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников системы дополнительного образования детей. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители активизировали методическую деятельность, а педагоги с удвоенным вниманием
отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержания и формы работы с педагогическими кадрами.
В учебном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни, поэтому одной из главных задач деятельности методиста является обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. Широко используются методы и организационные формы, основанные на обращении, диалоге педагога и воспитанников, развитие творческих способностей.
В последние годы усилилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда под пристальным вниманием находится развитие личности ребенка. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание и обучение ребенка, при котором учебный предмет не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации.
Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности.
Педагог имеет возможность развивать на занятиях все психические функции ребенка. Но для того чтобы процесс был эффективным, методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребенка.
В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям. Реализация такого подхода к работе требует детальной
проработки методического обеспечения деятельности всех служб учреждения.
Решение наиболее актуальных идей обновления деятельности учреждения дополнительного образования детей позволит усовершенствовать деятельность методиста в современной системе дополнительного образования.
Обновление деятельности методиста происходит с таких качественных позиций, как:
Ø изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;
Ø творческая переработка старого опыта;
Ø совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.
Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность организации профессиональной деятельности методиста, который сегодня должен:
Ø обеспечивать развитие учреждения дополнительного образования детей;
Ø развивать творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выявлять в нем главное и довести до сотрудников;
Ø решать задачи по разработке и внедрению новых технологий обучения и воспитания;
Ø добиваться высокого качества учебно-воспитательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;
Ø разрабатывать образовательные программы нового поколения для системы дополнительного образования детей;
Ø организовывать проведение опытно-экспериментальной работы.
Педагог сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:
Ø отсутствие жесткой регламентации его работы;
Ø значительное расширение источников информации;
Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильности применения профессиональных качеств.
Поэтому правомерно ставить вопрос об усилении деятельности методиста, так как в большинстве случаев сам педагог с такими проблемами справиться не сможет.
Цели и задачи деятельности методиста образовательного учреждения
Деятельность методиста должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.
В соответствии с этим выделяются следующие задачи деятельности методиста:
- Исследование образовательных потребностей социума.
Ø Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Ø Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
Ø Обеспечение высокого качества учебно- воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
Ø Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Ø Прогнозирование, планирование и работа по
Ø повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательного учреждения, оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществления непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
Ø Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно- экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
Ø Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
Ø Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального развития методиста
Индивидуальный план повышения профессионального развития на межаттестационный период методиста по кадровой работе и аттестации педагогичексих кадров МКУ "Управление образования" Нурлатского муниципаль...
Статья на тему "Результат подготовки студентов к профессиональной деятельности"
Статья на тему "Результат подготовки студентов к профессиональной деятельности"опубликованна в сборнике "Организация учебно-производственной практики в контексте требований ФГОС СПО"...
Отзыв о профессиональной деятельности Луценко А.А. учителя-методиста производственной практики студентки Карпушкиной С.Н.
Отзыв о профессиональной деятельности Луценко А.А. учителя-методиста производственной практики студентки Карпушкиной С.Н....
Статья на тему "Самореализация в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования"
Статья посвящена проблеме недостаточного методического обеспечения, которое не позволяет практикующему педагогу дошкольного образования успешно выстроить процесс национально-культурной самореализации ...
Статьи о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации
В данной папке содержатся статьи из публикаций о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации ....