Статья «Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»
материал
Предварительный просмотр:
Статья «Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как актуальный тренд профессиональной подготовки и как часть педагогических проектов. Исходя из современных требований и собственного видения, возможно и необходимо представить модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
Главной целью деятельности учителя в настоящее время является достижение планируемых результатов начального общего образования: личностных, метапредметных и предметных. Данная цель реализуется через выполняемые педагогом виды деятельности (функции):
· преподавание (всех или большинства предметов в начальной школе). Следовательно, учитель начальных классов – предметник. Однако он не транслирует знания, умения, навыки и способы действий (как это было раньше), а обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) и формирует умение учиться, выступая в роли помощника, консультанта, партнера [1, 2]. Следовательно, современная роль учителя начальных классов – учитель-консультант;
· воспитание. В процессе работы учитель осуществляет умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, выступая в роли воспитателя-наставника;
· классное руководство. Учитель, помимо функций преподавания и воспитания, выступает в роли классного руководителя: обеспечивает объединение усилий всех учителей, работающих в данном классе, отвечает за формирование коллектива младших школьников. Помимо этого, учитель начальных классов взаимодействует с администрацией, педагогами и иными работниками школы, родителями, учреждениями образования и культуры и.т.д. Следовательно, учитель начальных классов – общественник;
· управление. Педагог должен уметь управлять ученическим коллективом и организовать класс как в урочной, так и внеурочной деятельности. В частности, учитель должен максимально обеспечить самостоятельную деятельность обучающихся через соответствующую организацию урока (постановка цели, проблемы, решение проблемы, выводы, оценка проводятся детьми; а также индивидуальные и групповые задания). Следовательно, учитель начальных классов – координатор и организатор;
· методическая работа. Согласно мировым стандартам профессионального мастерства WorldSkills, главным требованием к учителю начальных классов является умение учиться [2, 3]. Это значит, что учитель должен систематически совершенствовать свою профессиональную деятельность (путем самообразования, самоанализа и анализа педагогического опыта), а также заботиться о совершенствовании профессиональной деятельности других учителей (путем оказания методической помощи, распространения собственного педагогического опыта и др.). Следовательно, учитель начальных классов – методист;
· научно-исследовательская работа. Учитель может участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Следовательно, учитель начальных классов – исследователь [2].
Таким образом, модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов выглядит так:
Опираясь на эту модель в процессе педагогического проектирования, учитель сможет легче осмысливать направления воспитательной и наставнической работы, легче контролировать качество создаваемых сценариев, программ, - то есть частей педагогического проекта.
Любой проект, - будь он проект праздника, похода, Дня Знаний, викторины, театрализованного представления детей, спортивной олимпиады или библиотечной дискуссии, - нуждается в критериях оценки и самооценки.
Благодаря представленной здесь модели учитель получает критерии оценки и направления оценки успешности любого проекта.
Комплектность всех граней деятельности учителя является идеальной моделью для оперативной оценки и самооценки. Эта же модель может быть использована тогда, когда мы разрабатывает тот или иной проект: реализуя проект, учитель видит себя в каждой из этих ролей ещё на этапе планирования и проектирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...
«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в...
Статья " Новые требования к учителю начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО"
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудир...
статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...
«Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как акт...
Статья "Совместная проектная деятельность учителя начальных классов и школьного библиотекаря"
Данный материал является обобщением моего опыта совместной работы, как учителя начальных классов, со школьной библиотекой на протяжении всех 4-х лет обучения детей в начальной школе. Здесь представлен...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....