«Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
рабочая программа
«Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности.
Возраст 7-11 лет.
Актуальность программы определяется тем, что сегодня любой человек, независимо от возраста и профессии, должен владеть компьютером: без этого невозможна жизнь в информационном обществе. Программа «Азы компьютерной грамотности» нацелена на формирование этих навыков уже с раннего возраста, что сегодня особо актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azy_kompyuternoy_gramotnosti.docx | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
городского округа Спасск-Дальний
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом директора МБОУ СОШ №3
__________________________ от _____________2022 г. № ______
протокол от _______ 2022 г. № ______
«Азы компьютерной грамотности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Игнатенко Виктория Евгеньевна
2022-2023 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы определяется тем, что сегодня любой человек, независимо от возраста и профессии, должен владеть компьютером: без этого невозможна жизнь в информационном обществе. Программа «Азы компьютерной грамотности» нацелена на формирование этих навыков уже с раннего возраста, что сегодня особо актуально.
Направленность программы – техническая.
Уровень освоения – базовый.
Новизна программы заключается в том, что учебный материал, который, обычно, дается школьникам среднего и старшего звена, адаптирован для младших школьников.
Адресат программы – школьники МБОУ СОШ № 3. Возраст 7-11 лет.
№ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Курс программы рассчитан на 34 часа- 1 час в неделю, для обучающихся от 7 до 11 лет, учащихся 1-4 классов.
Программа реализуется - 1 год обучения.
Продолжительность занятий составляет -45 минут, 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
Форма обучения – очная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель реализации программы – формирование навыков работы с персональным компьютером.
Задачи программы:
- познакомиться с устройством персонального компьютера;
- приобрести начальные навыки работы в программе Windows;
- обучить работе с графическим редакторам Paint;
- научить работать на клавиатуре;
- познакомиться сетью Internet;
- обучить работе с графическим редакторам, Power Point;
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Тема 1. Введение. Применение и комплектующие компьютера | 1 | 1 | - | 2 |
2. | Тема 2. Основы работы в Windows | 2 | 10 | - | 12 |
3. | Тема 3. Стандартные программы | 1 | 5 | - | 6 |
4. | Тема 4. Графический редактор Paint | 2 | 5 | - | 7 |
5. | Тема 5. Текстовый редактор Word | 1 | 3 | - | 4 |
6. | Тема 6. Подведение итогов изучения курса «Азы компьютерной грамотности» 1-го года обучения | 1 | 1 | - | 2 |
7. | Тема 7. Итоговый контроль | - | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение. Применение и комплектующие компьютера
Теория: Введение. Правила поведения и работы в компьютерном классе. Техника безопасности. Применение компьютеров. Значение компьютеров в жизни человека. Знакомство с многообразием компьютерной техники. Составляющие части компьютера. Основные устройства компьютера. Дополнительные устройства компьютера.
Практика: Игра «Компьютер и его комплектующие».
Тема 2. Основы работы с Windows
Теория: Пользовательский интерфейс. Рабочий стол и панель задач. Знакомство с меню. Работа с клавиатурой. Работа с мышью. Правила набора и редактирования текста. Основные элементы окна программы. Работа с окнами. Диалоговые окна. Кнопки на панели задач. Строка меню. Меню «Вид». Справочная система. Файловая система. Создание файлов, их назначение. Работа с окнами «Открыть» и «Сохранить как». Создание папок. Выделение файлов и папок. Копирование и перемещение файлов и папок. Переименование файлов и папок. Удаление и восстановление файлов и папок. Поиск файлов и папок. Создание значков на Рабочем столе. Знакомство с Корзиной.
Практика: Выполнение заданий на Рабочем столе с помощью клавиатуры и мыши. Создание файлов и папок, их сохранение, выделение, копирование, перемещение, переименование, удаление, восстановление и поиск. Создание значков.
Тема 3. Стандартные программы
Теория: Запуск стандартных программ. Калькулятор. Блокнот. Настройка страницы в программе Блокнот. Правка текста в программе Блокнот. Операции с выделенным текстом. Буфер обмена.
Практика: Выполнение операций в «Калькуляторе». Набор и правка текста в программе «Блокнот».
Тема 4. Графический редактор Paint
Теория: Знакомство с графическим редактором Paint. Назначение и возможности редактора Paint. Запуск графического редактора Paint. Панель инструментов. Палитра цветов. Инструменты свободного рисования объектов. Графические примитивы. Инструмент «Заливка». Создание рисунка. Сохранение рисунка.
Практика: Выполнение графических заданий с помощью инструментов Заливка, Ластик, Карандаш, Кисть, Лупа, Шлейф, Прямая линия, Кривая линия, Прямоугольник, Круг, Эллипс. Рисование стандартных фигур. Создание и сохранение рисунка. Создание поздравительных открыток «С Новым годом!» и «8 марта».
Тема 5. Текстовый редактор Word
Теория: Знакомство с текстовым редактором Word. Основные возможности текстового редактора Word. Запуск программы. Обзор рабочей среды редактора Word. Основные термины. Меню и панель инструментов. Создание, открытие и сохранение документа. Набор текста. Ввод символов. Выделение текста. Форматирование текста.
Практика: Набор текстов, их форматирование и сохранение. Набор поздравления «8 марта».
Тема 6. Подведение итогов изучения курса
«Азы компьютерной грамотности» 1-го года обучения
Теория: Повторение пройденного материала за весь год. Подведение итогов.
Практика: Игра «Угадайка». Отгадывание загадок, разгадывание ребусов на тему «Компьютер».
Тема 7. Итоговый контроль
Выполнение тестов.
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- Обучающийся будет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- Обучающийся будет в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- правила техники безопасности на занятиях;
- правила работы в компьютерном классе;
- части компьютера и их назначение;
- значение кнопок на клавиатуре;
- правила работы в графическом редакторе Paint;
- правила работы в текстовом редакторе Word;
Познавательные универсальные учебные действия:
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру.
- создавать папки;
- удалять файлы и папки;
- копировать файлы и папки;
- перемещать файлы и папки.
- вводить с помощью клавиатуры цифры, буквы, слова, предложения.
- выполнять основные операции в программе PowerPoint (создание слайда, дизайн слайда, вставка картинки и подписи, показ презентации);
- вводить текст с помощью клавиатуры;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
- создавать таблицы в текстовом редакторе Word
- основным приемам форматирования и редактирования документа;
- искать, находить и сохранять тексты, изображения, найденные в поисковых системах..
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные результаты:
- правила поведения в компьютерном классе;
- как работать в редакторах PowerPoint, Paint;
- основные функции редакторов.
-- создавать и раскрашивать рисунки;
- создавать рисунку с использованием всех изученных функций графического редактора;
- изготавливать простые презентации из картинок и фотографий.
- знания с объективными реалиями жизни.
РАЗДЕЛ № 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Абрамов, С.А., Зима Е.В. Начала информатики. – М.: Наука, 2020. – 246 с.
- Бабаева, Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
- Габдуллина, З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2020. – 156 с.
- Горячев, А.В., Лесневский, А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс. – М.: изд. дом Дрофа, 2019.- 234 с.
- Зарецкий, А. П., Труханов, А.С., Зарецкая, Л.П. Энциклопедия профессора Фортрана. – М.: Просвещение, 2019. – 236 с.
- Кривич, Е.А. Компьютер для дошколят. – Эксмо-Пресс, 2018. – 115 с.
- Никашин, А.И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. – М.: Просвещение, 2020. – 230 с.
- Никитин, А.Н., Первин, Ю.А. Компьютер – инструмент искусства. - Самара: ОАО корп. Федоров, 2021. – 240 с.
- Новицкая, Н.Н., Науменко, Г.А. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М.: Просвещение, 2020. – 135 с.
- Павлов, Д.Н. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. – Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2019. – 184 с.
- Первин, Ю.А. Компьютер и слово. - Самара: ОАО корп. Федоров, 2019. – 192 с.
- Сибрина, Т.П. Компьютер для бизнес-леди. Самоучитель. - С.-Пб.: изд. Питер, 2018. – 204 с.
- Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 2021. – 189 с.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
- Волина, В.В. Праздник чисел. Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 2019. – 123 с.
- Коган, И.Д., Леонас, В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 2019. – 158 с.
- Левин, М. Л. Информатика в школе и дома. – М.: Новый издательский дом, 2020. – 182 с.
- Лопарев, С.А., Болдырев, С.Н., Фомин А.А. Основы компьютерной грамотности. - Тольятти: ТГУ, 20020. – 100 с.
- Лопарев, С.А., Болдырев, С.Н., Фомин, А.А. Основы работы в сети Интернет. - Тольятти: ТГУ, 2018. – 89 с.
- Макарова, Н. В. Информатика (начальный курс). – СПб: Питер, 2019. – 160 с.
Фельдман, С.К. Энциклопедия персонального компьютера для школьника. - М.: - Новый издательский дом, 2020. – 255 с.
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | |
Количество учебных дней | 34 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 06.09.2022- 31.12.2022 |
2 полугодие | 12.01.2023- 27.05.2023 | |
Возраст детей, лет | От 7 до 11 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 1 раз в неделю | |
Годовая учебная нагрузка, час | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Занимательная информатика"
Программа технической направленности "Занимательная информатика"...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа»
Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Удивительный танграм» (геометрическое конструирование или «В мире головоломок») 3-4 класс
Актуальность программы: Танграмы можно использовать для начального обучения геометрии, для развития воображения, и даже в логопедии.Цель программы: собирание всевозможных фигурок из данных элементов п...
Открытое занятие «АТТРАКЦИОН - КАРУСЕЛЬ» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «МастерГрад»
Методическая разработка для занятий техническим творчеством с детьми начальной школы....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества....