«Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
рабочая программа

Виктория Евгеньевна Игнатенко

«Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности. 

Возраст 7-11 лет. 

Актуальность программы определяется тем, что сегодня любой человек, независимо от возраста и профессии, должен владеть компьютером: без этого невозможна жизнь в информационном обществе. Программа  «Азы компьютерной грамотности» нацелена на формирование этих навыков уже с раннего возраста, что сегодня особо актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azy_kompyuternoy_gramotnosti.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

городского округа Спасск-Дальний

РАССМОТРЕНА                                                         УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета                        приказом директора  МБОУ СОШ №3                                                                                                                                                      

__________________________                                  от _____________2022 г. № ______

 протокол от  _______ 2022 г. № ______      

                 

«Азы компьютерной грамотности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

             

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 1  год

Педагог дополнительного образования:

 Игнатенко Виктория Евгеньевна

2022-2023 г.

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы определяется тем, что сегодня любой человек, независимо от возраста и профессии, должен владеть компьютером: без этого невозможна жизнь в информационном обществе. Программа  «Азы компьютерной грамотности» нацелена на формирование этих навыков уже с раннего возраста, что сегодня особо актуально.

Направленность программы – техническая.

Уровень освоения – базовый.

Новизна программы заключается в том, что учебный материал, который, обычно, дается школьникам среднего и старшего звена, адаптирован для младших школьников.

Адресат программы – школьники МБОУ СОШ № 3. Возраст 7-11 лет.

№ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Курс программы рассчитан на 34 часа- 1 час в неделю, для обучающихся от 7 до 11 лет, учащихся 1-4 классов.

Программа реализуется - 1 год обучения.

Продолжительность занятий составляет -45  минут, 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.

Форма обучения – очная.

1.2. Цель и задачи программы

Цель реализации программы – формирование навыков работы с персональным компьютером.

Задачи  программы:

  • познакомиться с устройством персонального компьютера;  
  • приобрести начальные навыки работы в программе Windows;
  • обучить работе с графическим редакторам Paint;
  • научить  работать на клавиатуре;
  • познакомиться  сетью Internet;
  • обучить работе с графическим редакторам,  Power Point;

1.3. Содержание программы

Учебный  план 1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Тема 1. Введение. Применение и комплектующие компьютера

1

1

-

2

2.

Тема 2. Основы работы в Windows

2

10

-

12

3.

Тема 3. Стандартные программы

1

5

-

6

4.

Тема 4. Графический редактор Paint

2

5

-

7

5.

Тема 5. Текстовый редактор Word

1

3

-

4

6.

Тема 6. Подведение итогов изучения курса «Азы компьютерной грамотности» 1-го года обучения

1

1

-

2

7.

Тема 7. Итоговый контроль

-

-

1

1

ИТОГО

34

 

Содержание учебного плана

Тема 1. Введение. Применение и комплектующие компьютера

Теория: Введение. Правила поведения и работы в компьютерном классе. Техника безопасности. Применение компьютеров. Значение компьютеров в жизни человека. Знакомство с многообразием компьютерной техники. Составляющие части компьютера. Основные устройства компьютера. Дополнительные устройства компьютера.

Практика: Игра «Компьютер и его комплектующие».

Тема 2. Основы работы с Windows

Теория: Пользовательский интерфейс. Рабочий стол и панель задач. Знакомство с меню. Работа с клавиатурой. Работа с мышью. Правила набора и редактирования текста. Основные элементы окна программы. Работа с окнами. Диалоговые окна. Кнопки на панели задач. Строка меню. Меню «Вид». Справочная система. Файловая система. Создание файлов, их назначение. Работа с окнами «Открыть» и «Сохранить как». Создание папок. Выделение файлов и папок. Копирование и перемещение файлов и папок. Переименование файлов и папок. Удаление и восстановление файлов и папок. Поиск файлов и папок. Создание значков на Рабочем столе. Знакомство с Корзиной.

Практика: Выполнение заданий на Рабочем столе с помощью клавиатуры и мыши. Создание файлов и папок, их сохранение, выделение, копирование, перемещение, переименование, удаление, восстановление и поиск. Создание значков.

Тема 3. Стандартные программы

Теория: Запуск стандартных программ. Калькулятор. Блокнот. Настройка страницы в программе Блокнот. Правка текста в программе Блокнот. Операции с выделенным текстом. Буфер обмена.

Практика: Выполнение операций в «Калькуляторе». Набор и правка текста в программе «Блокнот».

Тема 4. Графический редактор Paint

Теория: Знакомство с графическим редактором Paint. Назначение и возможности редактора Paint. Запуск графического редактора Paint. Панель инструментов. Палитра цветов. Инструменты свободного рисования объектов. Графические примитивы. Инструмент «Заливка». Создание рисунка. Сохранение рисунка.

Практика: Выполнение графических заданий с помощью инструментов Заливка, Ластик, Карандаш, Кисть, Лупа, Шлейф, Прямая линия, Кривая линия, Прямоугольник, Круг, Эллипс. Рисование стандартных фигур. Создание и сохранение рисунка. Создание поздравительных открыток «С Новым годом!» и «8 марта».

Тема 5. Текстовый редактор Word

Теория: Знакомство с текстовым редактором Word. Основные возможности текстового редактора Word. Запуск программы. Обзор рабочей среды редактора Word. Основные термины. Меню и панель инструментов. Создание, открытие и сохранение документаНабор текста. Ввод символов. Выделение текста. Форматирование текста.

Практика: Набор текстов, их форматирование и сохранение. Набор поздравления «8 марта».

Тема 6. Подведение итогов изучения курса

«Азы компьютерной грамотности» 1-го года обучения

Теория: Повторение пройденного материала за весь год. Подведение итогов.

Практика: Игра «Угадайка». Отгадывание загадок, разгадывание ребусов на тему «Компьютер».

Тема 7. Итоговый контроль

Выполнение тестов.

 

1.4. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • Обучающийся будет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • Обучающийся будет в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • правила техники безопасности на занятиях;
  • правила работы в компьютерном классе;
  • части компьютера и их назначение;
  • значение кнопок на клавиатуре;
  • правила работы в графическом редакторе Paint;
  • правила работы в текстовом редакторе Word;

Познавательные универсальные учебные действия:

- пользоваться мышью и клавиатурой;

- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру.

- создавать папки;

- удалять файлы и папки;

- копировать файлы и папки;

- перемещать файлы и папки.

- вводить с помощью клавиатуры цифры, буквы, слова, предложения.

- выполнять основные операции в программе PowerPoint (создание слайда, дизайн слайда, вставка картинки и подписи, показ презентации);

- вводить текст с помощью клавиатуры;

- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;

- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

- создавать таблицы в текстовом редакторе Word

- основным приемам форматирования и редактирования документа;

- искать, находить и сохранять тексты, изображения, найденные в поисковых системах..

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Предметные результаты:

- правила поведения в компьютерном классе;

- как работать в редакторах PowerPoint, Paint;

- основные функции редакторов.

-- создавать и раскрашивать рисунки;
- создавать рисунку с использованием всех изученных функций графического редактора;

- изготавливать простые презентации из картинок и фотографий.

- знания с объективными реалиями жизни.

РАЗДЕЛ № 2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Абрамов, С.А., Зима Е.В. Начала информатики. – М.: Наука, 2020. – 246 с.
  2. Бабаева, Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
  3. Габдуллина, З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2020. – 156 с.
  4.  Горячев, А.В., Лесневский, А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс. – М.: изд. дом Дрофа, 2019.- 234 с.
  5.  Зарецкий, А. П., Труханов, А.С., Зарецкая, Л.П. Энциклопедия профессора Фортрана. – М.: Просвещение, 2019. – 236 с.
  6. Кривич, Е.А. Компьютер для дошколят. – Эксмо-Пресс, 2018. – 115 с. 
  7. Никашин, А.И. Дидактические игры  для развития творческого воображения детей. – М.: Просвещение, 2020. – 230 с.
  8.  Никитин, А.Н., Первин, Ю.А. Компьютер – инструмент искусства. - Самара: ОАО корп. Федоров, 2021. – 240 с.
  9. Новицкая, Н.Н., Науменко, Г.А. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М.: Просвещение, 2020. – 135 с.
  10. Павлов, Д.Н. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. – Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2019. – 184 с.
  11. Первин, Ю.А. Компьютер и слово. - Самара: ОАО корп. Федоров, 2019. – 192 с.  
  12. Сибрина, Т.П. Компьютер для бизнес-леди. Самоучитель. - С.-Пб.: изд. Питер, 2018. – 204 с.
  13.  Урунтаева, Г.А., Афонькина,  Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 2021. – 189 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  1. Волина, В.В. Праздник чисел. Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 2019. – 123 с.
  2. Коган, И.Д., Леонас, В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 2019. – 158 с.
  3. Левин, М. Л. Информатика в школе и дома. – М.: Новый издательский дом, 2020. – 182 с.
  4. Лопарев, С.А., Болдырев, С.Н., Фомин А.А. Основы компьютерной грамотности. - Тольятти: ТГУ, 20020. – 100 с.
  5. Лопарев, С.А., Болдырев, С.Н., Фомин, А.А. Основы работы в сети Интернет. - Тольятти: ТГУ, 2018. – 89 с.
  6. Макарова, Н. В. Информатика (начальный курс). – СПб: Питер, 2019. – 160 с.

Фельдман, С.К. Энциклопедия персонального компьютера для школьника. - М.: - Новый издательский дом, 2020. – 255 с.    

 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

06.09.2022- 31.12.2022

2 полугодие

12.01.2023- 27.05.2023

Возраст детей, лет

От 7 до 11

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа»

Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Удивительный танграм» (геометрическое конструирование или «В мире головоломок») 3-4 класс

Актуальность программы: Танграмы можно использовать для начального обучения геометрии, для развития воображения, и даже в логопедии.Цель программы: собирание всевозможных фигурок из данных элементов п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества....