Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс
рабочая программа
Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_1klass.docx | 205.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
для обучающихся 1 «б» класса
(АООП НОО НОДА)
Составитель: Шамсутдинова Р.М
учитель нач. классов
МБОУ гимназии г. Советский
г. Советский
2021- 2022 уч. год.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ)
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Рабочая программа по предмету Литературное чтение на родном языке составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 1 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 262 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2020 - 2021 учебный год».
Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
Срок реализации рабочей программы 1 год (2020 г.)
В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры,) и др. Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки. На уроках используются средства обучения: программа, учебник, наглядные пособия, картины, схемы, таблицы, видео, мультимедиа и др.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ОВЗ. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
У детей ОВЗ часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
Курс «Литературное чтение» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом используется жизненный, конкретно – чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно – эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров и художников.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ гимназия г. Советский предусмотрено изучение «Родного русского языка» во 1 классе в объеме – (из расчета 0,5 часа в неделею, 16 часов).
4. Планируемые результаты Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, русского народа;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные планируемые результаты по литературному чтению на родном языке
1 класс
Учащиеся первого класса научатся | Учащиеся первого класса получат возможность научиться |
Виды речевой и читательской деятельности | |
- заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения; - слушать сказки, стихотворения и рассказы в исполнении мастеров художественного слова; - обмениваться впечатлениями от прочитанного; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - находить в тексте предложение, подтверждающее устное высказывание ребёнка; - пересказывать знакомые сказки; - воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы; - сосредотачиваться на чтении текста; - слушать собеседника; - читать слова более сложной слоговой структуры; - соотносить содержание произведения; - понимать значения слов и выражений, исходя из контекста | - соблюдать интонацию различных типов предложения; - наблюдать за языком художественного произведения; - доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Творческая деятельность | |
-воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений; -сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом; -сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом; -различать сказку, рассказ и стихотворение | -придумывать свой вариант развития сюжета сказки; -передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок; -сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов |
Литературоведческая пропедевтика | |
-знать наизусть 3 – 4 стихотворных произведения классиков русской литературы; -знать автора и заглавие 3 – 4 прочитанных книг; -знать имена и фамилии 3 – 4 писателей, произведения которых читали; -высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное; -внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте | -наблюдать за языком художественного произведения; -находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу; -отличать прозаический текст от поэтического; -распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) |
5.Содержание учебного предмета.
1 класс (17 часов).
Устное народное творчество - 5 часов.
Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Заучивание скороговорок, значение слова «потешка», выразительное чтение потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров.
«Финист - Ясный Сокол» (русская народная сказка), «Терешечка» (русская народная сказка). Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.
Писатели – детям – 6 часа.
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
К. Ушинский «Ветер и солнце». Краткие сведения о писателе. Определение основной темы. Особенности языка писателя.
К.И. Чуковский. Сказки в стихах, «Доктор Айболит» (главы), «Краденое солнце», «Федорино горе». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Социально-нравственная проблематика произведения. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Г. Остер «Котенок по имени Гав». Образная система, художественное своеобразие стихотворения, рассказов. Основные темы. Используемые интонационные средства выразительности.
Книги о животных – 6 часа.
В. Бианки «Водяной конь», «Мышонок Пик», «Хитрый лис и умная уточка», «Как лис ежа перехитрил». Н. Сладков «Где раки зимуют», «Неслух». Краткие сведения о писателях. Тема природы и приёмы её реализации. Слияние с природой, выразительные средства создания образов.
6. Тематическое планирование.
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Дата | |
план | факт | |||
1 | Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера. | Объяснять, что такое потешка, считалка, небылица; приводить примеры. Выразительно читать потешек, считалок, заучивание скороговорок, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять их отличие от других малых литературных жанров. | 17 неделя | |
2 | Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера. | 18 неделя | ||
3 | Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера. | 19 неделя | ||
4 | Финист - Ясный Сокол (русская народная сказка). | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки. | 20 неделя | |
5 | «Терешечка» (русская народная сказка). | 21 неделя | ||
6 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | 22 неделя | |
7 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 23 неделя | ||
8 | К. Д. Ушинский. Ветер и солнце. | Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. | 24 неделя | |
9 | К.И.Чуковский. Федорино горе. | Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | 25 неделя | |
10 | К.И.Чуковский. Доктор Айболит. | 26 неделя | ||
11 | К.И.Чуковский. Краденое солнце. | 27 неделя | ||
12 | Г.Б. Остер. Котенок по имени Гав. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | 28 неделя | |
13 | В. В. Бианки. Водяной конь. Где раки зимуют. Животный и растительный мир Югры. | 29 неделя | ||
14 | В.В.Бианки. Мышонок Пик. | 30 неделя | ||
15 | В.В.Бианки. Хитрый лис и умная уточка. | 31 неделя | ||
16 | В.В.Бианки.Как лис ежа перехитрил. | 32 неделя | ||
17 | Н. И. Сладков. Песенки подо льдом .Красная книга Югры. | Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану. | 33 неделя |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНИК: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. (в 2 частях)
«Учебник для общеобразовательных организаций» по литературному чтению
для 1 класса – М.: Просвещение, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Литературное чтение на родном языке» 1 класс
Программа «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от ...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего о...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс
Литературное чтение на родном языке в 4 классе - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям осмыслить их речевую практику, д...
Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс
Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...