Программа «Литературное чтение на родном языке» 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Программа «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на примере системы учебников «Школа России» и рабочей программы Л. Ф. Климановой, М.Ф. Бойкиной «Литературное чтение» 1-4 классы. М: Просвещение, 2011г
Литературное чтение на родном языке — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры,) и др. Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки На уроках используются средства обучения: программа, учебник, наглядные пособия, картины, схемы, таблицы, видео, мультимедиа и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_lit_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на примере системы учебников «Школа России» и рабочей программы Л. Ф. Климановой, М.Ф. Бойкиной «Литературное чтение» 1-4 классы. М: Просвещение, 2011г
Литературное чтение на родном языке — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры,) и др. Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки На уроках используются средства обучения: программа, учебник, наглядные пособия, картины, схемы, таблицы, видео, мультимедиа и др.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение литературного чтения на родном языке в 1 классе отводится 17 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, русского народа;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные планируемые результаты по литературному чтению на родном языке 1 класс
Учащиеся 1 класса научатся | Учащиеся 1 класса получат возможность научиться | |
Виды речевой и читательской деятельности | ||
- заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения; - слушать сказки, стихотворения и рассказы в исполнении мастеров художественного слова; - обмениваться впечатлениями от прочитанного; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - находить в тексте предложение, подтверждающее устное высказывание ребёнка; - пересказывать знакомые сказки; - воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы; - сосредотачиваться на чтении текста; - слушать собеседника; - читать слова более сложной слоговой структуры; - соотносить содержание произведения; - понимать значения слов и выражений, исходя из контекста | - соблюдать интонацию различных типов предложения; - наблюдать за языком художественного произведения; - доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение | |
Творческая деятельность | ||
воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений; сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом; сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом; различать сказку, рассказ и стихотворение | придумывать свой вариант развития сюжета сказки; передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок; сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов | |
Литературоведческая пропедевтика | ||
знать наизусть 3 – 4 стихотворных произведения классиков русской литературы; знать автора и заглавие 3 – 4 прочитанных книг; знать имена и фамилии 3 – 4 писателей, произведения которых читали; высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное; внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте | наблюдать за языком художественного произведения; находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) |
Содержание учебного предмета.
1 класс (17 часов)
Устное народное творчество - 3 часа
Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Заучивание скороговорок, значение слова «потешка», выразительное чтение потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров.
«Терѐшечка» (русская народная сказка), «Финист - Ясный Сокол» (русская народная сказка). Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.
Писатели – детям - 5 часов
В.Даль «Старик-годовик». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
К. Ушинский «Ветер и солнце». Краткие сведения о писателе. Определение основной темы. Особенности языка писателя.
А Барто Про школу и школьников. Краткие сведения о писателе. Определение основной темы. Особенности языка писателя.
В.Осеева Рассказы о дружбе. Краткие сведения о писателе. Определение основной темы. Особенности языка писателя.
Книги о животных - 3 часа
В. Бианки «Водяной конь». Н. Сладков « Где раки зимуют», «Неслух». М. Горький «Воробьишко». Краткие сведения о писателях. Тема природы и приёмы её реализации. Слияние с природой, выразительные средства создания образов. В Сухомлинский «Старый пес». Краткие сведения о писателях. Тема природы и приёмы её реализации. О преданности.
Сказки Натальи Абрамцевой - 3 часа
Сборник сказок «Сказки для добрых сердец». Социально-нравственная проблематика произведения. Мир глазами писательницы (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Веселые книги для детей – 3 часа
Е. Серова. Стихи. Доскажи словечко. М. Пляцковский «Умка хочет летать». Г. Остер «Котенок по имени Гав». Образная система, художественное своеобразие стихотворения, рассказов. Основные темы. Используемые интонационные средства выразительности.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Устное народное творчество | 3 | Объяснять, что такое потешка, считалка, небылица; приводить примеры. Выразительно читать потешек, считалок, заучивание скороговорок, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять их отличие от других малых литературных жанров. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки. |
2 | Писатели – детям | 5 | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. |
3 | Книги о животных | 3 | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
4 | Сказки Натальи Абрамцевой | 3 | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. |
5 | Весёлые книги для детей | 3 | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. |
Итого: 17 ч. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Устное народное творчество (3 ч.) | ||||||
1. | Русские народные сказки | 1 | Русские народные сказки, герои сказок, волшебные предметы. | Объяснять, что такое потешка, считалка, небылица; приводить примеры. Выразительно читать потешек, считалок, заучивание скороговорок, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять их отличие от других малых литературных жанров. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки. | ||
2. | Игра-драматизация рнс «Репка» | 1 | Герои сказок, характеристика героев | |||
3. | .Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. | 1 | Жанры устного народного творчества. Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. | |||
Писатели – детям (5 ч.) | ||||||
4. | В.Даль. Старик-годовик. | 1 | Тема труда в сказке. Описательная речь автора и речи действующих лиц. | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. | ||
5. | Сказочные уроки К.Д.Ушинского (к юбилею писателя 195 лет (02.03) | 1 | Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Особенности языка писателя. Поступки и поведение героев. | |||
6. | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Особенности языка писателя | |||
7. | А.Барто. Про школу и школьников | 1 | Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Правила поведения в школе | |||
8 | В. Осеева. Рассказы о дружбе. | 1 | Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. | |||
Книги о животных (3 ч.) | ||||||
9. | В. Сухомлинский « Старый пёс» | Тема природы и приёмы её реализации. О преданности | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | |||
10. | Н. Сладков. Неслух. Песенки подо льдом. | 1 | Тема природы и приёмы её реализации. | |||
11. | М. Горький. Воробьишко. | 1 | Слияние с природой, выразительные средства создания образов. | |||
Сказки Натальи Абрамцевой (3 ч.) | ||||||
12, 13, | Добрые сказки Натальи .Абрамцевой. | 3 | Тема, особенности создания образов. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
14 | Создание собственной сказки | |||||
Весёлые книги для детей (3ч.) | ||||||
15, 16, | Г. Остер. Котенок по имени Гав. Е. Серова. Стихи. Доскажи словечко. | 2 | Образная система, художественное своеобразие стихотворения, рассказов. Используемые интонационные средства выразительности. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
17 | Урок - игра «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего о...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс
Литературное чтение на родном языке в 4 классе - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям осмыслить их речевую практику, д...
Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс
Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке", 3 класс
Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...