Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс)

Байкова Алена Юрьевна

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_na_rodnom_yazyke_2_klass.docx70.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА

 «Рассмотрено»

Руководитель МО

 ___________/ ___________

Протокол №1 от «___» _________ 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____________/ ___________

 

«_____» _________ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы

 ___________/Л.В.Головня

«_____»___________ 2022 г.

приказ № _____ от ________

Рабочая программа по учебному предмету

«Литературное чтение на родном языке»

 для обучающихся 1-4 классов

Учитель:  Байкова Алена Юрьевна

Квалификационная категория: первая

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

                                                       2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана на основании документов:

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • учебного плана школы;
  • календарного графика;
  • основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом № 61/увп от 09.02.2018 года;
  • рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» предметной линии учебников под редакцией Александровой,О.М., В. Ю.Романовой, М.И. Кузнецовой,М   Просвещение, 2018 год;
  • учебно-методического комплекса предметной линии учебников под редакцией Александровой,О.М., В. Ю.Романовой, М.И. Кузнецовой, М  Просвещение, 2018 год;
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637,
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утверждённой Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155,
  • перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ-41/08).

Нормативную правовую основу рабочей учебной программы предмета «Родной (русский) язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

Приоритетной задачей обучения литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. С учетом специфики учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» целями предмета на уровне начального общего образования являются:

  1. понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств; иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
  2. освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух; владеть техникой смыслового чтения про себя; различать жанры фольклорных произведений; понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа; сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках; сопоставлять названия произведения с его темой; различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные

и выразительные средства родного языка;

  1. приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов; удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения для решения учебных и практических задач.

Место учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» включен в учебном плане в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». На его изучение отводится: 1 класс – 33 часа, 2 класс - 34 часа в год; 3 класс -34 часа в год; 4 класс - 34 часа в год. Общий объём учебного времени для изучения учебного предмета на уровне начального общего образования составляет 135 часов.

Учебно- методический комплект

Для достижения поставленных целей используется учебник, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581., от 5 июля 2017 г. № 629,  от 18.12.2019 № 695 № 766 от 23 декабря 2020 года, от 20 мая 2020 г. № 254, 2 марта 2021 года под рег. номером 62645. «Об утверждении федерального перечня учебников»:

1 класс. Обществознание под редакцией Александровой,О.М., В. Ю.Романовой, М.И. Кузнецовой, М: «Просвещение», 2018 год;

2 класс. Обществознание под редакцией Кутейниковой Н. Е., Синёвой О. В., Москва «Русское слово», 2018 год;

3 класс. Обществознание под редакцией Кутейниковой Н. Е., Синёвой О. В., Дудовой Л. В., Москва «Русское слово», 2018 год.

4 класс. Обществознание под редакцией Кутейниковой Н. Е., Синёвой О. В., Дудовой Л. В, Москва «Русское слово», 2018 год

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения  проектов

Класс

Количество учебных часов

Количество часов для проведения проектов

1

33

1

2

34

1

3

34

1

4

34

1

Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

- учебный кабинет;

- ученические парты- 15 шт.;

- ученические стулья- 30 шт.;

- учебная доска- 1 шт.;

- шкафы- 5 шт.;

- демонстрационный и раздаточный материал для организации деятельности обучающихся;

- стенды для обучающихся «Классный уголок».

- ноутбук- 1 шт.;

- мультимедиапроектор- 1 шт.;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).

            Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

        Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

         К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

          Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

         Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Содержание учебного курса литературное чтение на родном (русском) языке

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно - следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников былин и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование, 1 класс

п/п

Тема 

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Давайте, знакомиться ! (добукварный период)

5

2

Страна АБВГДейка (букварный период)

15

3

Про все на свете (послебукварный период)

3

4

Литературное чтение (родная литература)

10

Итого

33

Тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема 

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Любите книгу

2

2

Краски осени

4

3

Мир народной сказки

4

4

Весёлый хоровод

3

5

Мы- друзья

3

6

Здравствуй, матушка-зима!

2

7

Чудеса случаются

3

8

Весна, весна! И всё ей радо!

2

9

Мои самые близкие и дорогие

3

10

Люблю всё живое

4

11

Жизнь дана на добрые дела

4

Итого

34

.

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема 

Количество часов, отводимое на освоение темы

          1

Книги- мои друзья

1

2

Жизнь дана на добрые дела

5

3

Волшебная сказка

3

4

Люблю всё живое

5

5

Картины русской природы

2

6

Великие русские писатели

7

7

Литературная сказка

6

8

Картины родной природы

5

Итого

34

Тематическое планирование 4 класс

 

п/п

Тема 

Количество часов, отводимое на освоение темы

          1

Устное народное творчество

4

2

Басни

4

3

Литературные сказки

8

4

Прозаические произведения

8

5

Лирические произведения

6

6

Драматические произведения

4

Итого

34

                       Календарно-тематическое планирование     1 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Давайте, знакомиться ! (добукварный период)

5

1

Великий, могучий и прекрасный русский язык– родной язык русского народа. М. Пришвин «Моя родина»

1

2

Мир общения. Устная речь. Традиции и обычаи русского народа.

1

3

Устное народное творчество. Инсценирование сказок «Репка» и «Теремок»

1

4

Устное народное творчество. Потешки. Заклички. Поговорки. Пословицы. Загадки. Составление потешек.

1

5

Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору».

1

Страна АБВГДейка (букварный период)

15

6

Стихи о Родине. Г. А. Ладонщиков «С добрым утром!». В. Н. Орлов «Здравствуй, Родина моя». В. А. Степанов «Что мы Родиной зовём».

1

7

Савватий «Азбуковное учение» (в переводе) . Л. Н. Толстой «Филиппок». Иллюстрирование были.

1

8

«Сам погибай, а товарища выручай» Л. Н. Толстой «Два товарища». Тема произведения. Пословицы о дружбе.

1

9

«Худо тому, кто добра не делает никому» В. А. Осеева «Хорошее», «На катке».

1

10

К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». В. Осеева «Три товарища». Пословицы о дружбе.

1

11

М. М. Пришвин «Ёж». Особенности научно-популярного текста. Составление загадок о еже.

1

12

В.Осеева «Смородинка». Е. Пермяк «Цветные мелки». Характеристика главных героев произведений.

1

13

Произведения о труде и лени. А.Барто «Катя», С.Маршак «Чем болен мальчик», Э.Успенский «Страшная история».

1

14

В. Драгунский «Живой уголок», «Третье место в стиле баттерфляй». Юмористический жанр . Передача его содержания по вопросам.

1

15

Б.Заходер «Мохнатая азбука» (А-Я) .Иван Тургенев «Воробей». Описание главных героев произведения.

1

16

Мохнатая азбука С.Маршак «Отчего кошку назвали кошкой?».Рифма.

1

17

Святослав Сахарнов «Кто живёт в тёплом море» Л.Н.Толстой«Булька».Характеристика главных героев.

1

18

Книги в твоем доме. В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу». Пословицы о книгах.

1

19

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?».Читательская конференция.

1

20

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство с удивительным миром книг».

1

Про все на свете (послебукварный период)

3

21

В стране Вообразилии. Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

22

О чем я мечтаю. В.Катаев« Цветик – семицветик».Тема произведения.

1

23

Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело». Правила поведения в школе.

1

Литературное чтение (родная литература)

10

24

Книги - мои друзья. Чуковский. Айболит. Инсценирование

1

25

Радуга – дуга . Маленькие и большие секреты страны Литературии.. Мудрые мысли разных народов.

1

26

Здравствуй, сказка! Сравнение сказок. Русская народная сказка «Курочка Ряба» и С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».

1

27

С.Михалков «Сами виноваты» Инсценирование сказки.

1

28

И. Токмакова « Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» Создание газеты «Жизнь леса».

1

29

С.Михалков «Песенка друзей», М. Танич «Когда мои друзья со Мной», А. Барто «Сонечка».

1

30

Е.Пермяк «Самое страшное», В. Осеева. «Хорошее» и Э. Шим « Брат и младшая сестра».

1

31

Стихотворения русских поэтов о природе. А. Плещеев « Весна», С. Есенин «Черёмуха», С. Дрожжин « Пройдёт зима Холодная».

1

32

Р.Сеф «Совершенно непонятно», . Маяковский «Тучкины штучки».

1

33

В. Маяковский.Ю. Мориц «Сто фантазий», И. Пивоварова « Я палочкой волшебной…», Г.Цыферов «Про меня и про цыплёнка».

1

Итого

33

Учитель оставляет за собой право на внесение изменений в рабочую программу.

Календарно-тематическое планирование         2 класс

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Дата

Любите книгу

2

1

Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская. В монастырской келье. Ю.Энтин. Слово про слово. В. Боков Книга – учитель.... Г. Ладонщиков. Лучший друг.

1

2

Иллюстраторы: В Лебедев, А. Пахомов, Е.Чарушин. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц. "Трудолюбивая старушка."

1

Краски осени

4

3

Осень в художественных произведениях А.Пушкина, С. Аксакова. А.Майков.Осень. С.Есенин. Закружилась листва золотая… Ф.Васильев. Болото в лесу.

1

4

И.Токмакова. Опустел скворечник… А.Плещеев. Осень наступила.

1

5

Произведения устного народного творчества об осени. Народные приметы.

1

6

Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. Семейное чтение. С. Образцов. Стеклянный пруд.

1

Мир народной сказки

4

7

Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И. Даль. Заячья избушка. Лисичка- сестричка и серый волк.

1

8

Корякская сказка. Хитрая сказка. Русская народная сказка. Зимовье зверей.

1

9

Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Нанайская сказка. Айога.

1

10

Сочинение описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

Весёлый хоровод

3

11

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.

1

12

Народные заклички. Приговорки, потешки, перевёртыши. Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи.

1

13

Справочная литература для детей. Д.Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина К.Чуковский. Путаница.

1

Мы- друзья

3

14

М. Пляцковский." Настоящий друг".В. Орлов." Настоящий друг» Н.Носов. На горке.

1

15

С.Михалков. Как друзья познаются. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

1

16

Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек.

1

Здравствуй, матушка-зима!

2

17

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…Ф. Тютчев. Чародейкою Зимой… С. Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает…

1

18

С.Маршак. Декабрь. А.Барто. Дело было в январе. С.Дрожжин. Улицей гуляет…

1

Чудеса случаются

3

19

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказки. Особенности литературной сказки.

1

20

Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

1

21

К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Л. Толстой. Два брата.

1

Весна, весна! И всё ей радо!

2

22

Ф.Тютчев. Зима недаром злится… Весна в лирических произведениях И.Никитина, А. Плещеева, И.Шмелёва и в произведении живописи А. Куинджи.

1

23

Картины весны в произведениях А.Чехова, А. Фета, А. Барто. Обобщение по разделу.

1

Мои самые близкие и дорогие

3

24

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю.Энтин, Б. Заходер. А.Барто. Перед сном. Р.Сеф. Если ты ужасно гордый… Дж. Родари. Кто командует?

1

25

Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек.

1

26

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

Люблю всё живое

4

27

П.Пришвин. Ребята и утята. Е.Чарушин. Страшный рассказ.

1

28

В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Маленькие рассказы Н. Сладкова.

1

29

В.Сухомлинский. Почему плачет синичка? Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму?

1

30

Шутки- минутки. В. Берестов, заяц – барабанщик. Коза. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

Жизнь дана на добрые дела

4

31

С.Баруздин, стихи о человеке и его делах. Л.Яхнин. Пятое время года, Силачи. В. Осеева. Просто старушка.

1

32

Гайдар. Совесть. Е. Григорьева, Во мне сидит два голоса… В. Осеева. Три товарища.

1

33

Н.Носов. Затейники. Фантазёры.

1

34

И Крылов. Лебедь, Щука и Рак.. С. Михалков. Не стоит благодарности. Обобщение по разделу.

1

Итого

34

Учитель оставляет за собой право на внесение изменений в рабочую программу.

Лист внесения коррективов в рабочую программу

№ п/п

Дата внесения

Изменения, которые внесены

Основание для внесения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа  по литературному чтению (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Урок-конференция по литературному чтению "Земля - наш дом родной" 3 класс, УМК "Школа России"

Урок построен в форме конференции, деловой игры. Дети играют роль журналистов, представляющие отделы газеты. Использутся технология групповой работы, работа с лидерами. Очень буду рада, если мой урок ...

Авторская рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД  по литературному чтению для  1класса автор Л.Ф. Климанова  ФГОС  УМК"Школа России"....

[14] Рабочая учебная программа по литературному чтению на родном (русском) языке УМК "Школа России" ФГОС

Назначение предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке в начальной школе состоит в том,чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речев...

Рабочая программа "Чтение на родном русском языке"

Рабочая программа по «Чтение на родном (русском) языке» составлена на основе авторской программы  Н.Н.Светловской и полностью соответствует требованиям Федерального государственного с...

Литературное чтение и чтение на родном 2 класс ШР

Литературное чтение 3 час, 34 недели и Литературное чтение на родном языке 1 час, 34 недели с домашними заданиями, без использования тетрадей не печатной основе. 2 класс ШР...