Рабочая программа по логопедии
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программ по групповым логопедическим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rab.progr_._2_kl._grupp.docx | 67.22 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 16»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Заместитель директора приказом директора
ШМО специалистов психолого- по учебно-воспитательной КГКОУ ШИ 16
педагогического сопровождения работе от « » 2019 г. № -осн
от « » 2019 г. №____ ____________ФИО
« » 2019 г.
Рабочая программа
по групповым логопедическим занятиям с обучающимися 8-9 лет (коррекционно-развивающая область)
осваивающими АООП (вариант 1)
Программу разработала – учитель-логопед
Лаврова Елена Павловна
г. Николаевск – на – Амуре, 2019 г.
.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Логопедии» разработана в соответствии с нормативно – правовой базой:
- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
- Учебного плана КГКОУ ШИ 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2019-2020 учебный год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ16
Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальной особенности обучающегося.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико – грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас обучающегося, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
2.Общая характеристика учебного предмета
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нарушения речи у умственно отсталых обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения.
Нарушения речи у большинства детей, носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Принципы логопедических занятий:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Консультативная работа
Информационно-просветительская работа
Диагностическая работа включает:
своевременное обследование детей (с 2-16 сентября и 13-28 мая).
системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно-развивающая работа включает:
Выбор оптимальных методов и приемов обучения
Организация проведения индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно-просветительская работа включает:
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,- вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Тип программы - коррекционно-развивающая
Адресат программы - данная программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью 9-10 лет.
Продолжительность программы – 1 год
Групповые занятия проходят -3 раза в неделю
Продолжительность группового занятия – 30 - 40 минут
Форма реализации - очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст. 17, п.2)
Формы организации деятельности обучающихся:
- групповая
- подгрупповая
- индивидуальная
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся
одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 30 – 40 минут. Занятия с каждой группой 1-4 классов проводятся 3 раза в неделю. Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Междисциплинарная связь – русский язык, чтение.
Система оценки - программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Входная и итоговая диагностика – тестовая методика диагностики устной и письменной речи Т.А. Фотековой (Лого блиц)
Условия необходимые для реализации программы - оборудованный логопедический кабинет, ручки, пластилин, цветные карандаши, тетради, методические пособия, наглядность, прописи.
Для реализации данной программы необходим – логопед, классный руководитель, учитель русского и чтения, психолог, дефектолог, медицинский работник, воспитатель.
Применение технологий:
- технологию дифференцированного обучения;
- технологию логопедического обследования;
- технологию коррекции звукопроизношения;
- технологию формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технологию развития лексико-грамматической стороны речи;
- технологию развития связной речи;
- технологию коррекции нарушений письма;
- ИКТ;
- игровую технологию;
- здоровьесберегающую технологию;
- музыкотерапию;
- сказкотерапию;
- Су - Джок терапию;
- песочную терапию
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Групповые занятия
8 – 9 лет
Предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | Iполугодие | III четверть | IV четверть | IIполугодие | Год |
логопедия | 3 | 24 | 24 | 48 | 30 | 26 | 56 | 104 |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета (I-IV класс)
- Сформированность уровня мотивации к учебным и воспитательным занятиям в образовательном учреждении;
- Выполнение общеорганизационных режимных моментов школы;
- Уровень гражданского становления;
- Знание краевого компонента, как условия осознания себя в окружающем мире;
- Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, формирования нравственных ценностей;
- Знание основных моральных норм и правил поведения;
- Уровень эмоционально – волевого самообладания;
- Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
- Способность самостоятельного моделирования собственного поведения;
- Развитие коммуникативной деятельности в общении со сверстниками;
- Формирование социальных контактов с взрослыми;
- Установка на здоровый образ жизни;
- Развитие экологической грамотности;
- Осознание правил безопасности жизнедеятельности;
- Подготовка к семейной жизни;
- Формирование навыков самообслуживания, общих трудовых навыков, стремления к общественно – полезному труду;
- Развитие эстетического чувства, творческих способностей, умения выделять прекрасное в окружающем мире;
- Формирование и развитие навыков самостоятельной досуговой деятельности;
- Овладение навыками социально – трудовой адаптации, профориентация и профессиональное самоопределение;
- Формирование нормативно – правовой осведомленности и ориентация на знание.
Предметные результаты освоения предмета
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Планируемые результаты:
Минимальный уровень
- Различать звуки на слух и в произношении;
- Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из разрезной азбуки;
- Слушать небольшую сказку;
- Отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрации текста;
- Составлять рассказ по несложной ситуативной картинке;
- Связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- Правильно произносить все поставленные звуки;
- Пользоваться тетрадью, ручкой карандашом.
Достаточный уровень
- Своё имя, фамилию имя и фамилию родителей, свой адрес, проезд к дому, школе;
- Название предметов из ближайшего окружения, узнавать их среди других предметов и на картинках;
- Название основных цветов, форму, размер предмета;
- Название дней, частей суток, времена года;
- Наизусть 3-4 стихотворения, разученных с голоса учителя.
1 уровень (к концу 2 класса)
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены, автоматизированы и от дифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.
В соответствии с требованиями ФГОС О у\о (интеллектуальными нарушениями) система работы по формированию БУД должна быть отражена в каждой рабочей программе учебного предмета, курса. Для реализации программы формирования БУД [5] педагогами школы-интерната были разработаны кодификаторы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий.
Таблица 1. Кодификаторы БУД в I -IV классах
Базовые учебные действия
БУД | Действия | Код | Операции |
Личностные учебные действия | Л 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Л 1.1 | -воспринимать важность учебы |
Л 1.2 | - проявлять любознательность и интерес к обучению | ||
Л 1.3 | - активно участвовать в процессе обучения | ||
Л 2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Л 2.1 | - уметь адекватно использовать принятые социальные ритуалы | |
Л 2.2 | - знать правила поведения в различных ситуациях | ||
Л 2.3 | -уметь вступать в контакт | ||
Л 2.4 | - обращаться и принимать помощь | ||
Л 3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию | Л 3.1 | - понимать ценности нравственных норм | |
Л 3.2 | - соотносить нормы со своими поступками и окружающих людей | ||
Л 3.3 | - проявлять доброжелательность по отношению к другим | ||
Л 4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Л 4.1 | - уважительно относиться к разнообразию народных традиций | |
Л 4.2 | - выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность | ||
Л 4.3 | - уважать историю и культуру других народов и стран | ||
Л 5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Л 5.1 | - осознанно действовать на основе разных видов инструкций | |
Л 5.2 | - осуществлять самоконтроль в процессе деятельности | ||
Л 6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Л 6.1 | - понимать ценности нравственных норм | |
Л 6.2 | - понимать личную ответственность | ||
Л 7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Л 7.1 | - ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни | |
Л 7.2 | - проявлять бережное отношение к результатам своего и чужого труда | ||
Л 7.3 | - заниматься спортом | ||
никативные учебные действия | К 1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик- ученик, ученик- класс, учитель – класс) | К 1.1 | - вступать в контакт со сверстниками |
К 1.2 | - вступать в контакт с педагогами | ||
К 1.3 | - поддерживать коммуникацию | ||
К 1.4 | - уметь задавать вопрос по теме общения | ||
К 1.5 | - уметь отвечать на вопросы | ||
К 2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | К 2.1 | - вступать в диалог | |
К 2.2 | - слушать собеседника | ||
К 2.3 | - поддерживать диалог | ||
К 3. Обращаться за помощью и принимать помощь | К 3.1 | - осознавать необходимость получения помощи | |
К 3.2 | - обращаться за помощью к окружающим | ||
К 3.3 | - принимать помощь | ||
К 3.4 | - использовать помощь | ||
К 4.слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | К 4.1 | - понимать инструкцию | |
К 4.2 | - выполнять инструкцию | ||
К 4.3 | - использовать инструкции для выполнения поручений | ||
К 5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | К 5.1 | - соблюдать субординацию | |
К 5.2 | - использовать разные речевые высказывания с учетом ситуации | ||
К 5.3 | - учитывать степень близости собеседника «ребенок» – «взрослый-чужой», «взрослый – родной» | ||
К 6. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | К 6.1 | - принимать чужое мнение | |
К 6.2 | - настаивать на своей точке зрения | ||
К 6.3 | - приводить простые доказательства | ||
К 6.4 | - принимать правильную точку зрения | ||
К 6.5 | - избегать конфликтных ситуаций | ||
Регулятивные учебные действия | Р 1. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения | Р 1.1 | - поднимать руку. |
Р 1.2 | - вставать и выходить из за парты и т.д | ||
Р 1.3 | - уметь работать в классе | ||
Р 1.4 | - уметь сотрудничать | ||
Р 2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Р 2.1 | - уметь понимать цель | |
Р 2.2 | - уметь включаться в деятельность | ||
Р 2.3 | - уметь следовать предложенному плану | ||
Р 2.4 | - уметь работать в общем темпе | ||
Р 3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Р 3.1 | - участвовать в деятельности | |
Р 3.2 | - уметь контролировать свои действия | ||
Р 3.3 | - уметь оценивать свои действия | ||
Р 3.4 | - уметь оценивать действия одноклассников | ||
Р 4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | Р 4.1 | - адекватно реагировать на замечания, оценку | |
Р 4.2 | - оценивать свои действия с учётом предложенных критериев | ||
Р4.3 | - уметь корректировать свою деятельность | ||
Познавательные учебные действия | П 1. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов | П 1.1 | - выделять отличительные свойства |
П 1.2 | - выделять общие свойства | ||
П 1.3 | - выделять существенные, свойства | ||
П 2. Устанавливать видо - родовые отношения предметов | П 2.1 | - устанавливать единичные признаки | |
П 2.2 | - устанавливать общие признаки | ||
П 3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | П 3.1 | - сравнивать предметы | |
П 3.2 | - делать простейшие обобщения | ||
П 3.3 | - классифицировать на наглядном материале | ||
П 4. Пользование знаками, символами, предметами- заместителями | П 4.1 | - пользоваться знаками, символами | |
П 4.2 | - пользоваться знаками, символами с помощью педагога | ||
П 4.3 | - уметь обозначать предметы, пользуясь заместителями | ||
П 5.Чтение | П 5.1 | - читать побуквенно | |
П 5.2 | - читать по слогам | ||
П 5.3 | - читать целыми словами | ||
П 5.4 | - читать фразами | ||
П 5.5 | - осознанно читать | ||
П 5.6 | - интонировано читать | ||
П 6.Письмо | П 6.1 | - списывать с печатного текста | |
П 6.2 | - писать по слуху | ||
П 6.3 | - воспроизводить текст по памяти | ||
П 6.4 | - применять правила при письме | ||
П 7. Выполнение арифметических действий | П 7.1 | - решать примеры в пределах 10 | |
П 7.2 | - решать примеры в пределах 20 | ||
П 7.3 | - решать примеры в пределах 100 | ||
П 7.4 | - решать простые задачи | ||
П 7.5 | - решать составные задачи | ||
П 8. Наблюдение под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности | П 8.1 | - наблюдать под руководством взрослого | |
П 9. Работа с несложной по содержанию и структуре информацией | П 9.1 | - понимать изображение | |
П 9.2 | - понимать текст | ||
П 9.3 | - понимать устное высказывание | ||
П 9.4 | - понимать элементарное схематическое изображение, таблицу на бумажных и электронных носителях |
5.Содержание учебного предмета
8 – 9 лет групповые занятия
Звуковая сторона речи.
-развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;
-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;.
- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);
-развитие фонематических процессов;
-формирование прочных звукобуквенных связей;
-понятия «звук» и «буква». Алфавит;
-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;
- разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я. (Смягчающая роль ь);
- различение шипящих ч, щ,ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);
-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);
-дифференциация звонких и глухих согласных.
различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка -
правописания путём изменения формы слова;
- родственные слова. Корень слова;
- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м).
Фонематические процессы.
Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Разделительный мягкий знак. Случаи обозначения гласными двух звуков после разделительного мягкого знака.
Лексико-грамматический строй речи.
Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру. Усвоение программной терминологии. Лексическое значение слова. -название предметов и явлений;
- расширение круга собственных имён;
- сравнение предметов, их классификация;
- слова, обозначающие действие предметов;
-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;
-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;
-обогащение словаря (согласно развитию детей);
-употребление в речи простых предлогов;
-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;
-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.
Работа над предложением и связной речью.
Словесный состав предложений. Интонационная законченность. Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений (из слов, по вопросам, по картинке). Распространение предложений. Определение границ предложений в тексте. Грамматическое оформление предложений. Согласование слов в предложении. Работа над деформированными предложениями. Установление смысловых связей между предложениями в тексте. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Заголовок и тема текста. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин. Передача содержания текста по вопросам.
Неречевые процессы.
Развитие словесно-логического и образного мышления. Развитие слуховой и зрительной памяти. Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать, рассуждать и доказывать.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определять пути и средства достижения учебной цели. Развитие учебного диалога. Письмо слов и предложений на изученный материал
Вся работа ведётся на лексическом материале:
Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Коррекционная работа.
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;
· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Скороговорки, долгоговорки
1. У лисы лисята
2. У елки иголки колки
3. Петр Петру пек пироги
4.Все бобры добры для своих бобрят
5. Съел Слава сало, да сала было мало
6. У Кондрата куртка коротковата
7. На горе, на пригорке стояли 22Егорки : раз Егорка, два Егорка……
8. Слишком много ножек у сороконожек
9. У 33 поросят 33 хвостика висят
10. Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку
11. Уежа- ежата, у ужа – ужата
- Календарно-тематическое планирование для индивидуальной группы, 2 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Обследование | 4/12 |
2 | Повторение | 4/12 |
3 | Гласные и согласные | 4/12 |
4 | Звонкие и глухие согласные | 4/12 |
5 | Свистящие и шипящие согласные | 2/6 |
6 | Дифференциация л-р | 1/3 |
7 | Согласные ц, ч, щ | 1/3 |
8 | Твёрдые и мягкие согласные | 5/15 |
9 | Слова с буквами и, й | 1/3 |
10 | Перенос слова | 1/3 |
11 | Ударение | 2/6 |
12 | Слова, обозначающие предметы | 1/3 |
13 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1/3 |
14 | Предлог | 2/6 |
15 | Предложение | 2/4 |
Итого | 35ч./103ч. |
№ | Дата | Кол-во часов | Название темы | Содержание | Оборудование | Кодификаторы | ||
По плану | По факту | |||||||
1 четверть 8 ч./24 | ||||||||
I Обследование 3ч./9ч | ||||||||
1/1 | 03.09 04.09 06.09 | 3 | Обследование фонетической стороны речи. Обследование фонематического слуха | Обследование звукопроизношения Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ | Тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. Комфорт Лого, речевая карта, программа «Волна» | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | ||
2/2 | 10.09 11.09 13.09 | 3 | Обследование импрессивной речи Обследование связной речи (экспрессивной) | Тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. Комфорт Лого, речевая карта, программа «Волна» | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |||
3/3 | 17.09 18.09 20.09 | 3 | Обследование письменной речи | Тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. Комфорт Лого, речевая карта, программа «Волна»тетрадь | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | |||
II | Повторение. 4ч/12ч | |||||||
4/1 | 24.09 25.09 27.09 | 3 | Звук и буква. Звукобуквенный анализ слов. Схема слов | 1. Заучивание правила о звуках и буквах. 2. Коррекция чтения. «Осень» Зачем дети ходят в школу? По В.Голявкину | Москва | Рисование пальцем буквы перед собой, чтение печатание буквы О, печатание под диктовку знакомых букв | Л1.3 К4.2 Р2.3 П1.3 | |
5/2 | 01.10 02.10 04.10 | 3 | Работа по звуковой линейке. | 1. Заучивание правила о звуках и буквах. 2. Коррекция чтения. «Фрукты» Слоги (в сокращении). А.Усачев | Использовать упражнения: - мыльные пузыри - трубочки - легкие перышки - бумажные игрушки Использование программы « Комфорт» | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | ||
6/3 | 08.10 09.10 11.10 | 3 | Простые ребусы с целью развития фонематического слуха. | 2.Оформление вывода в виде фразы. 3. Составление предложений по данной схеме. «Сбор овощей и фруктов» «Доскажи словечко» | Ребусы, карточки | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | ||
7/4 | 15.10 16.10 18.10 | 3 | Правила о предложении. | 2.Оформление вывода в виде фразы. 3. Составление предложений по данной схеме. «Дикие и домашние животные» «Гуси и лиса» | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |||
III | Гласные и согласные. 4ч/12ч | |||||||
8/1 | 22.10 23.10 25.10 | 3 | Гласные звуки и буквы. | Повторение разученных ранее считалок. «Бытовые приборы» «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» По С.Прокофьевой | В режиме «Кардио» провести несколько занятий по отработке диафрагмального вдоха и выдоха. Рабочая тетрадь, картинка буквы | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | ||
2 четверть 8 ч./24 | ||||||||
½ | 05.11 06.11 08.11 | 3 | Согласные звуки и буквы. «Рак и ворона» | Повторение разученных ранее считалок. «Инструменты» | Рисование пальцем буквы перед собой, чтение печатание буквы, печатание под диктовку знакомых букв В режиме «Кардио» провести несколько занятий по отработке диафрагмального вдоха и выдоха | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | ||
2/3 | 12.11 13.11 15.11 | 3 | Учить различать и обозначать гласные и согласные звуки и буквы. | Тема: «Семья» Дополнительное чтение: «Отец и сыновья». «Лгун» «Волк и ягненок» | Ребята Отец | Использовать упражнения: - мыльные пузыри - трубочки - легкие перышки - бумажные игрушки Добиваться того, чтобы выдох был свободным, а мимические мышцы расслаблены. | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |
3/4 | 19.11 20.11 22.11 | 3 | Слова со стечением согласных в начале, середине, конце слова. | Тема: «Дежурные». Прочитай! | Пенал Карандаш Тетрадь Дежурный | Рабочая тетрадь, картинка буквы | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | |
IV | Звонкие и глухие согласные.4ч/12 | |||||||
4/1 | 26.11 27.11 29.11 | 3 | Звонкие согласные. | Тема: «Одежда». Баран. В.Лифшиц | Рабочий Машина | Упражнение « Цветочек» Упражнение « Жираф» Упражнение «Морщинки» | Л1.3 К4.2 Р2.3 П1.3 | |
5/2 | 03.12 04.12 06.12 | 3 | Глухие согласные. | «Мебель» Котенок. М.Бородицкая | . | Картинные альбомы на дифференциацию | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | |
6/3 | 10.12 11.12 13.12 | 3 | Отличительные признаки звонких и глухих согласных. Б-П В-Ф Д-Т Г-К З-С Ж-Ш | Тема: «Заводы». (таблица) Упрямые козлята | Горох Капуста Ветер Огурец | Перед каждым занятием- напоминать правила диафрагмального дыхания и смысл компьютерной игры Постановка дыхания. Начать работу в режиме «Тренировка дыхания» Индикатор | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | |
7/4 | 17.12 18.12 20.12 | 3 | Объяснительный диктант. | «Новый год» Большой снег. По Э.Киселевой | Предметные картинки. Раздаточные карточки с заданиями | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | ||
V | Свистящие и шипящие согласные 2ч/6ч |
8/1 | 24.12 25.12 27.12 | 3 | Работа по слоговым таблицам. | Тема: «На море». «Зима» Зимние картинки (в сокращении). Г.Галина | Собака Трамвай Корабль Заяц | Предметные картинки. Раздаточные карточки с заданиями | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | |||
3 четверть 9 ч./27 | ||||||||||
1/2 | 14.01 15.01 17.01 | 3 | Работа по перфокартам. | Л.Н. Толстой «Пожарные собаки» Буратиний нос. По Г.Юдину | Собака Трамвай Корабль Заяц | Слоговые таблицы Рабочая тетрадь, ручка, карандаш | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | |||
VI | Дифференциация Л-Р.1ч/3ч | |||||||||
2/1 | 21.01 22.01 24.01 | 3 | Дифференциация Л-Р. | Тема: «Стройка» Ромашки в январе. По М.Пляцковскому. | Экскаватор | Предметные картинки. Раздаточные карточки с заданиями | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |||
VII | Согласные Ц, Ч, Щ 1ч/3ч | |||||||||
3/1 | 28.01 29.01 31.01 | 3 | Согласные Ц, Ч, Щ | а) слоговые таблицы на дифференциацию; б) перфокарты; в) творческие работы. На лесной полянке. По Г. Скрябицкому Проверь себя! | Мороз | Слоговые таблицы для чтения | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | |||
VIII | Твёрдые и мягкие согласные. 5ч./15ч | |||||||||
4/1 | 04.02 05.02 07.02 | 3 | Гласные верхнего и нижнего ряда. | «Бишка» «Васька» Вязальщик. По В.Голявкину | Тарелка Улица | Слоговые таблицы для чтения | Л1.3 К4.2 Р2.3 П1.3 | |||
5/2 | 11.02 12.02 14.02 | 3 | Различение на слух твёрдых и мягких согласных. | Тема: «Животные и их детёныши». Трус. По И.Бутмину | Помидор Морковь Картина Таблица | Предметные картинки. Раздаточные карточки с заданиями | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | |||
6/3 | 18.02 19.02 21.02 | 3 | Обозначение мягких согласных гласными второго ряда. | «Уточка» «Лошадка» «Коровка» «Козёл» «23 февраля» Канавка. По В. Донниковой | Предметные картинки. | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | ||||
7/4 | 25.02 26.02 28.02 | 3 | Обозначение мягкости согласных через букву ь (в конце слова). | Тема: «Год и месяцы». Песенка обо всем. По М.Дружининой | лопата, молоток, топор, орех, отец, учитель, коньки, пальто, молоко, берёза, стакан сахар | Раздаточные карточки с заданиями | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |||
8/5 | 03.03 04.03 06.03 | 3 | Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным ь и ъ. | Л.Н.Толстой «Зайцы». Л.Н. Толстой «Котёнок» «Женский день» Март. Я.Аким | лопата, молоток, топор, орех, отец, учитель, коньки, пальто, молоко, берёза, стакан сахар | Раздаточные карточки с заданиями Рабочая тетрадь, ручка, карандаш | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | |||
IX | Слова с буквами И, Й. 1ч/3ч | |||||||||
9/1 | 10.03 11.03 13.03 | 3 | Слова с буквами И, Й. | Тема: «Хлеб». «Делу время…» Подарок к празднику (По рассказу В.Драгунского «Рыцари») | Барабан Ворона Воробей | Использовать упражнения: - мыльные пузыри - трубочки - легкие перышки - бумажные игрушки | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | |||
X | Перенос слова. 1ч/3ч | |||||||||
10/1 | 17.03 18.03 20.03 | Перенос слова. | Тема: «Весна идёт» Весна Г.Ладонщиков | Рабочие тетради, карточки | ||||||
4 четверть 8 ч./25 | ||||||||||
Обследование 1ч./3ч | ||||||||||
XI | Ударение. 2ч/6ч | |||||||||
1/1 | 31.04 01.04 03.04 | 3 | Ударный слог. Ударная гласная | Сказки: «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «У страха глаза велики». На краю леса. По И.Соколову-Микитову | Рабочая тетрадь, ручка, карандаш | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | ||||
2/2 | 07.04 08.04 10.04 | 3 | Подвижность ударения. Схема слова | «Профессии» Как птицы лису проучили. | Использовать упражнения: - мыльные пузыри - трубочки - легкие перышки - бумажные игрушки Рабочая тетрадь, ручка, карандаш | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | ||||
XII | Слова, обозначающие предметы. 1ч./3ч | |||||||||
3/1 | 14.04 15.04 17.04 | 3 | Слова, обозначающие предметы. | Тема: «Овощи в поле, на огороде». Постановка вопросов. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Классификация предметов. Обобщающие слова Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.Быкову | Ветер Горох Морковь Помидор Город Здесь | Режим сеанса Лого «Чтение». | Л1.2 К1.1 Р1.1 П1.1 | |||
XIII | Большая буква 1ч./3ч | |||||||||
4/1 | 21.04 22.04 24.04 | 3 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | Сказка «Репка». Воспроизведение по картинкам. Удивление первое. Г.Цыферов | Слоговые таблицы, дидактический материал, пальчиковые игры | Л1.3 К4.2 Р2.3 П1.3 | ||||
XIV | Предлог. 2ч./6ч | |||||||||
5/1 | 28.04 29.04 06.05 | 3 | Познакомить с предлогами. Учить правильно употреблять предлоги | Тема: «Звери и птицы зимой». «День Победы» Не понимаю. Э.Мошковская | Воробей Ворона | Карточки с деформированным текстом, таблица предлогов | Л1.1 К4.1 Р 4.1 П8.1 | |||
6/2 | 08.05 12.05 13.05 | 3 | Учить правильно писать предлоги со словами. | Тема: «В классе». «Посуда» Подарок. Ю.Кушак | Карандаш Коньки Машина Молоко | Схемы предлогов. Картинки для составления предложений. | Л5.2 К4.1 Р1.1 П3.2 | |||
XV | Предложение.2ч/4ч | |||||||||
7/1 | 15.05 19.05 20.05 | 3 | Отрабатывать правила о предложении. Соблюдать правила чтения. | Упражнять в составлении грамматически правильного предложения «Насекомые» Светляки. По И.Соколову-Микитову | Карточки с текстом | Л5.1 К3.2 Р2.3 П6.1 | ||||
8/2 | 22.05 | 1 | Учить составлять предложения. | «Дом, улица, город» «Правила дорожного движения» | Карточки с текстом | Л1.3 К4.1 Р2.3 П6.2 | ||||
9 | 26.05 27.05 29.05 | 3 | Проверочная работа. Обследование | Письмо слов и предложений на изученный материал | Альбом для обследования Рабочая тетрадь, ручка, карандаш | Л1.3 К4.1 Р2.3 П6.2 | ||||
8. Планируемыне результаты изучения учебного предмета
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу из трёх, четырёх звуков, составлять слова из букв;
- плавно читать по слогам слова, предложения;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения из 2-3 слов.
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- писать строчные и прописные буквы; вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
- писать под диктовку слова из одного, двух слогов и предложения из 2-х, 3-х слов.
8. Учебное – методическое обеспечение
1. Бадалян Л.О « Невропатология» - М: 2 Академия» 2003г. 2. Лопухина И.С. «Стихи и упражнения для развития ребёнка». – М:, «Аквариум», 1996 г.
3. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
4. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
5. Поваляева М.А. « Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов» Ростов – на – Дону «Феникс» 2002 г 6. Жукова М.А. « Логопедический букварь» ( соответствует ФГОС) М.6 СИМБАТ, 2017 – 2018 г. 7. Антонова Л.Г. « Развитие речи. Уроки риторики» Ярославль. « Академия развития» 1997 г.
8 Новогорцева Н.Н. « Развитие речи детей 2» Ярославль. « Академия развития» 1997 г.
9. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Игры с песком. Для обучения пересказу детей 5 – 7 лет» библиотека логопеда. М.; «ТЦ Сфера» 2017 г.
10. Воронова А.Е. « Логоритмика для детей 5 – 7 лет» библиотека логопеда М.; « ТЦ Сфера, 2018, 2018г.
11.Руденко В.И. « Логопедия: практическое пособие» библиотека логопеда . Ростов – на – Дону ;Феникс; 2017г.
12. Агапова И., Давыдова М. « Лучшие игры и развлечения со словами» М.; « Лада» 2008 г.
13. Нестерова Д.В. « Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами» М.: РИПОЛ классик, 2008 г.
14. Учебник С.Ю.Ильина Книга для чтения 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – СПб.;филиал
изд-ва «Просвещение», 2007г.
15. Фотековой Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
16. Жукова Н.С. « Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» М.; Эксмо, 2016. г.
17. Крупенчук, Воробьёва Т.А. « Исправляем произношение. ( комплексная методика коррекции артикуляционных растрйств)» Санкт –
Петербург; Издательский Дом « Литера» 2013 г.
18. Османова Г.А. « Стихи для исправления речи ( уроки логопеда) соответствует ФГОС» Санкт – Петербург; Издательский Дом «
Литера» 2017 г.
19. Бойко Е.А. « Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет
20. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
21. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
22. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
23. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
24. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.:
«Просвещение», 1987.
25. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
26. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
27. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
28. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
29. Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2003.
30. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по логопедии
В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...
Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл
Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по логопедии
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР с 1-го, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения)....
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...
рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...
Рабочая программа по Логопедии 2 класс
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...