Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
Павшок В.Л.
__________________
№ ____ «____» _____20 14_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2014__ / 2015__ учебный год
Учитель ____Дегтева Н.А.___________
(Ф.И.О.)
Предмет ____логопедия__
( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия)
_________________
Класс ___2____
Предметная область ______коррекционная педагогика_________________
Согласовано экспертным советом
«____» ____________ 2014__ г.
Заместитель директора по УВР
Программа:
(год издания, издательство, автор) Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Учебник
Автор _____________________________________________
Название __________________________________________
Издательство, год издания _______________________________________
Количество часов в неделю:
- по программе: ___64________
- по учебному плану школы: _________
- практические работы, лабораторные работы: _______________
(количество часов)
- демонстрационный эксперимент: _______________
(количество)
- контрольные работы: _______________
(количество часов)
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.), Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Обоснование - Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.
Рабочая программа рассчитана на 64 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 2 классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Цели и задачи курса
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.
Содержание курса
.Пропедевтика. Развитие общей и специальной моторики. Строение и функции речевого аппарата, мелкой моторики пальцев, пространственно-временные отношения, сенсорика. Показ видеофильма «Пальчиковая гимнастика».
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Работа над словом. Развитие лексического запаса слов. Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов. Слова, обозначающие предмет, признаки и действия предметов.
Работа над предложением. Уточнение значения используемых грамматических и синтаксических конструкций, связь слов в предложении. Простое предложение. Распространение простого предложения. Составление предложений по картинке, серии картинок.
Работа над слогозвуковым составом слова. Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, навыка анализа и синтеза. Мягкие согласные.
Формирование монологической речи. Развитие навыков построения связного высказывания, отбор языковых средств. Виды пересказа. Доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Содержание работы | Количество часов |
Подготовительный этап работы (8 часов) | |||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6 |
2 | Звуки | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 |
3 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 |
Основной этап работы (46) | |||
4 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 4 |
10 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 2 |
11 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 2 |
Проверочная работа | |||
12 | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
13 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
14 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 2 |
15 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
16 | Звуки 3 — 3', С - С' | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
17 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 2 |
19 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё — Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 |
20 | Дифференциация сонорных. Звуки Р - Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
21 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
22 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2 |
23 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
24 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
25 | Звуки С - С, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
26 | Звуки ТС — Ц | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
27 | Звуки Ч - Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 |
28 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
29 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 |
30 | Звуки Ч — Ц | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
Проверочная работа | |||
Заключительный этап работы (10 часов) | |||
31 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 10 |
Проверочная работа |
Контроль уровня обученности
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 | 1 (промежуточная) | 1 | 3 | ||
Количество плановых проверочных работ | 1 | 1 | 1 | 3 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
для учителя
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Для ученика
- Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
- Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
- Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Система коррекционно- педагогического воздейстия при дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза ...
Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе"
Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе" для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...
Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»
Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...