Не-де-ли | Заня- тия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лек- сические темы, используе- мые на занятиях |
Цели занятий | Развитие неречевых процессов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь |
I II
|
| Фронтальное обследование I-II этапы (диагностико - подготовительные) Уточнение логопедического заключения. Вторичное обследование детей, поступивших на школьный логопункт. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. |
III-этап (коррекционный) |
III | 1-2 | Предложение и слово. | Понятие о предложении. Выделение предложения из текста. Грамматическое офо-рмление предложения. Анализ предложения. Интонационная законченность предложения. Различение понятий звук и буква. | Понимать роль предложений в общении. Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Составлять предложения с заданным количеством слов. Выделять логическое ударение в предложении. Распространять предложения по моделям (с предлогами). | Развитие словеcно-логического мышления. Развитие произвольного внимания. Формирование приёмов самоконтроля. |
IV
| 3 | Звуковой анализ слова. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Сформировать понятие «звук речи», познакомить со способами образования звуков речи, уточнить, закрепить понятие о букве как о графическом образе звука. Учить различать на слух гласные и согласные фонемы.
| Развитие фонематических представлений и восприятия, развитие слухового внимания, памяти. Концентрация внимания, работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
4 | Звуковой состав слова. | Гласные и согласные звуки и буквы. |
V | 5 | Сравнение гласных и согласных. | Соотношение звука и буквы в слове. |
| 6 | Образование новых слов при помощи замены звуков (букв) | Паронимы. |
Октябрь |
I | 7 | Работа над слого-звуковым составом слова. | Слогообразующая роль гласных. | Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры, сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах. Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез: определять последовательность звуков, количество звуков, положение звука в слове относительно других звуков; фонематические представления. | Развитие фонематических представлений и восприятия, развитие слухового внимания, памяти. Концентрация внимания, работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
8
| Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. | Ударный и безударный слог. |
II
| 9 | Слоговой анализ и синтез. Порядок слогов в слове. | Ударный и безударный слог. Правила переноса. | Формирование приемов учебной деятельности. Развивать фонематическое восприятие, слоговой, фонем. анализ и синтез. Формирование умения принять учебную задачу. |
10 | Развитие связной речи. | Деление сплошного текста на предложения / Составление связного текста из данных предложений (деформированный текст). | Формировать навыки: програм-мирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. Учить отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство). | Развитие словеcно-логического мышления. Развитие произвольного внимания. Формирование приёмов самоконтроля. |
III IV | 11-14 | Различение букв сходных по начертанию.
| Дифференциация букв Ы-И-У изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях.
| Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифферен-циации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. | Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия. Узнавание предметов по контурному изображению и деталям. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование пространственного восприятия и представлений. |
Ноябрь |
I | Каникулы |
II III IV | 15-20
| Различение букв сходных по начертанию.
| Дифференциация букв изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях. - (буквы П-Т)
- (буквы Б-Д)
- (буквы Ш-Щ)
| Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. | Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия. Узнавание предметов по контурному изображению и деталям. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование пространственного восприятия и представлений. |
Декабрь |
I II III | 21-26 | Различение букв сходных по начертанию.
| Дифференциация букв А-О изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях.
| Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. | Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия. Узнавание предметов по контурному изображению и деталям. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование пространственного восприятия и представлений. |
IV | 27-28 | Развитие связной речи. | Составление связного текста из деформированных предложений
| Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. Учить отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство). | Развитие навыка связного высказывания, словесно-логического мышления. |
Январь |
I II | Каникулы |
III | 29-30 | Дифференциация гласных I и II ряда. [Ы-И] в слогах, словах, предложениях и текстах. | Написание гласных после шипящих «жи-ши». | Познакомить со способом образования гласных I и II ряда, сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с гласными I и II ряда (после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах), уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка пространственных представлений. Игра «Водитель», «Разноцветные точки»; упражнение «Копирование точек»
|
IV
| 31-32 | Дифференциация гласных I и II ряда. [А-Я] в слогах, словах, предложениях и текстах. | Написание гласных после шипящих «ча-ща». |
V | 33-34 | Дифференциация гласных I и II ряда. [У-Ю] в слогах, словах, предложениях и текстах. | Написание гласных после шипящих «чу-щу». Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. |
| Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» и др.
|
Февраль |
I | 35-36 | Дифференциация гласных I и II ряда. [О-Ё] в слогах, словах, предложениях и текстах. | Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
| Познакомить со способом образования гласных I и II ряда, сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с гласными I и II ряда (после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах), уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.
| Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты», «Составление фигуры из разрозненных деталей» и др. |
II | 37-38 | Дифференциация гласных I и II ряда. [Э-Е] в слогах, словах, предложениях и текстах. | Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. |
III | 39-40 | Дифференциация гласных I и II ряда в словах, предложениях и текстах. | Обобщение. |
IV | 41 | Развитие связной речи | Выборочное выписывание из текста по заданию (письменные ответы на вопросы)./Свободный диктант | Сформировать навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи, закреплять умение определять количество предложений в тексте и грамматически правильно оформлять их на письме. | Творческие работы Развитие словесно-логического мышления, формирование приемов самоконтроля. |
42 | Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь» в конце слова. | Буква «Ь».
|
|
|
Март |
I | 43 | Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в середине слова.
| Буква «Ь».
| Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце и в середине слова.
| Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий). Развитие фонематических процессов. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. |
44 | Разделительный «Ь» | Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «Ь» как разделительного. Отработать навык правильного написания слов с разделительным «Ь». | Упражнения на развитие слухового внимания и наблюдательности. Развитие самоконтроля. |
II
| 45 | Дифференциация мягкого и разделительного знаков |
46 | Дифференциация [с-ш] | Различение звуков, имеющих артикуляционно-акусти-ческие сходства в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи:
| Учить различать на слух артикуляционно-акустически сходные звуки в речи. Закрепить связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы.
| Развитие слуховых и зрительных дифференцировок. Узнавание предметов по контурному изображению и деталям. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование пространственного восприятия и представлений. |
III | 47 | Дифференциация [с-ш] |
48 | Дифференциация [з-ж] Различение свистящих, шипящих в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. |
IV
| 49 50 |
Каникулы |
Апрель |
I
| 51
| Дифференциация [с-ц]
| Различение звуков, имеющих артикуляционно-акусти-ческие сходства в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи: • [с-ц] • [ц-ч] | Учить различать на слух артикуляционно-акустически сходные звуки в речи. Закрепить связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы.
| Развитие слуховых и зрительных дифференцировок. Узнавание предметов по контурному изображению и деталям. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование пространственного восприятия и представлений. |
52 |
II | 53 | Дифференциация [ц-ч]
|
54 |
III | 55 | Различение свистящих, шипящих и аффрикат в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. | Обобщение. |
56 | Предлоги. Значение предлогов. Дифференциация предлогов В, НА. | Предлоги как самостоятельные части речи.
| Уточнить лексические значения различных предлогов. Сформировать представление о предлоге как отдельном слове, сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно произносить предлоги, а затем писать их. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся путём знакомства с новыми предлогами (сложными), учить правильно определять предлоги в устной и письменной речи и правильно оформлять их на письме. | Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
|
IV | 57 | Предлоги С, СО, ИЗ. |
58 | Предлоги К, ПО. |
59 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. |
Май |
I | 60 | Предлоги НАД, ПОД. | Дифференциация изученных предлогов. | Формировать (закреплять) умение согласовывать слова с предлогами в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
| Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, умение ориентироваться в пространстве.
|
61 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. |
II
| 62 | Обобщение. Правописание предложений и текстов с различными предлогами. | Правописание предлогов |
| 63 | Итоговый контрольный диктант за год | Контрольный диктант. | Проверить качество изученного материала за год. | Развитие самоконтроля |
III IV | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезов, проверочных работ. Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Заполнение таблиц «Учёт специфических ошибок письма» (Садовникова И. Н.). Подведение итогов работы за год. Фронтальное обследование. |