РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».
план-конспект занятия (3 класс)

Ковалишина Е.Н.

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».

Тема занятия: «Способы охраны природы»

Класс: 3 «А»

Дата проведения: 04.05.2022

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочной деятельности: общекультурное.

Место проведения:

Время проведения: 13:30-14:10.

Цель внеурочного занятия: формирование у детей ответственного отношения к природе, к проблемам окружающей среды, выделить способы охраны природы.

Задачи:

Образовательная:

- обеспечить формирование у учащихся основ экологической культуры, грамотного поведения в природе.

Развивающая:

- способствовать развитию внимания, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.

 Воспитательная:

- содействовать воспитанию и вовлечение детей в экологическую деятельность.

Оборудование и наглядные материалы: ПК, мультимедийная презентация, конспект занятия, раздаточный материал.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята!

Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.

II. Сообщение темы и цели занятия:

Слайд 1

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он - свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Ведь он дороже всех святынь.

(А. Смирнов).

 

- О чём это стихотворение? (О природе)

- Что такое природа?

 

Слайды 2-4 с изображением природы

Посмотрите, как красива природа нашей страны.

 

- Я предлагаю вам разделиться на группы.

Слайд 5 Деление на группы

(фишки одинаковые по цвету)

Посыльные

- «Собери картинку» (группы получают конверты с разрезанной картинкой)

- Что получилось?

1 группа – странствующий голубь Слайд 6

2 группа – зубр Слайд 6

3 группа – ландыш Слайд 6

 

- Что общего у этих изображений?

- А почему они были занесены в Красную книгу?

- Обсудите в группах, о чем пойдет речь на занятии?

(О природе, об охране природы)

 

Сегодня мы узнаем о способах охраны природы.

Слайд 7 Способы охраны природы

 

III. Основное содержание внеурочного занятия:

1. Беседа об охране природы

- Почему природу надо охранять?

- А кто больше всех угрожает природе?

 

С древних лет люди жили в тесной связи с природой и подчинялись её законам. Люди осознали необходимость изучения окружающего мира, что привело к зарождению и развитию цивилизации.

На смену охоте пришло скотоводство, собирательство сменило земледелие. Были выкопаны первые водоканалы, проведены водопроводы.

Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что ученые смогли использовать солнечную энергию, течение воды и даже ветер для получения энергии.

Всё больше и больше природных ресурсов добывается каждый день. И это безусловно не могло не оставить следа на окружающей среде.

С начала 20 века было вырублено больше лесов, чем за всю историю человечества. Многие реки высохли, озера заболотились. Птицы и животные вынуждены покидать территории своего обитания. Там, где раньше были леса да поля, находятся огромные города и работают крупные промышленные заводы.

Развитие промышленности и технологий привело к новым проблемам. Химические, технические и бытовые отходы накапливаются и причиняют огромный вред природе. Ученые говорят о серьезном изменении климата, причиной которому является загрязнение природы человеком. С лица земли по вине людей исчезли многие виды животных и птиц.

 

Работа в группах 

Ответить на поставленный вопрос с опорой на свои знания и карточки, выбирая только правильные ответы.

 

1 группа: Какую пользу приносит природа?

Карточка: кислород, ткань, лекарства, продукты питания, строительные материалы, красота, познание, предметы быта, игрушки, автомобили.

 

2 группа: Что вредит природе?

Карточка: вырубка лесов, уничтожение животных, экологические катастрофы, химические вещества, ядохимикаты, отходы производства, бытовой мусор, войны, организация заповедников, использование энергии ветра.

 

3 группа: Способы сохранения природы

Карточка: рациональное использование энергии, экономное пользование водой, уменьшение количества мусора, использование солнечной энергии и энергии ветра, вторичное использование вещей, участие в мероприятиях по охране природы, вырубка лесов, охота, организация заповедников

 

Физминутка 

Игра «Да, нет»

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

  • Необходимо экономно использовать природные ресурсы.
  • Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.
  • Я не выключаю свет, выходя из комнаты.
  • Мне нравится запах свалки.
  • Я мусорю на улице.
  • Увидев бабочку в своей комнате, я выпускаю ее на волю, вместо того,

чтобы убить.

  • Работая с бумагой, трачу её попусту, не экономно. Ещё купят.
  • Планета Земля - наш общий дом.
  • Охрана природы приносит пользу.
  •  

Группы меняются местами

 

Слайд 8 (фото природы)

4. Рассказ учителя относительно решения сложных проблем охраны природы, способы сохранения природы

 

В середине 20 века ученые всерьез обеспокоились проблемами охраны природы. Необходимость огородить природу от полной гибели осознали и лидеры всех стран.

Для этого были придуманы международные правила, которым все должны строго соответствовать. Были выдвинуты определенные ограничения владельцам заводов на выброс вредных веществ в мировой океан и атмосферу.

Также редкие и вымирающие виды животных перешли под особую охрану государств. Люди осознали, что охраняя природу, мы охраняем собственный дом.

Обсудите в группах:

- Что делает государство для охраны природы? Ответы учеников )

 

Заповедники.

Для охраны природы государством созданы специальные охраняемые зоны. В этих зонах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность для сохранения природы в начальном виде. Такие территории называются заповедниками.

 

- Какой заповедник находится в Подмосковье?

(Приокско – террасный заповедник) Слайд 9

- Кто был?

- Что вы о нем знаете? Ответы учеников )

 

Приокско-Террасный заповедник, расположенный в Подмосковье, в Серпуховском районе, на левом берегу Оки, был основан в 1945 году. В 1978 году ему был присвоен статус биосферный. Он входит в число самых небольших биосферных заповедников на территории России.


 

Заказники и национальные парки.

В отличие от заповедников на территории заказников та или иная хозяйственная деятельность запрещается на время. Однако заказники также находятся под охраной для сохранения природы.

Национальный парк – это обширная территория, которая включает природные ландшафты, находящиеся под особой охраной. В отличие от заповедников, в национальные парки открыт доступ людей для отдыха.

 

- О каких национальных парках вам известно?

- В каких национальных парках вам приходилось бывать?

 

На территории нашей страны существует множество национальных парков таких как: Сочинский, Слайд 10

Забайкальский Слайд 11, «Лосиный остров» Слайд 12

 

Красная книга

Из-за нарушения природной среды обитания многие виды животных вымерли или находятся под угрозой вымирания. За период от начала 16ого века до начала 21ого каждый год исчезает по одному виду животных.

В последнее время общими усилиями удалось поправить данную печальную статистику. Многие виды удалось уберечь от вымирания и привести их количество к норме. Однако проблема полностью не решена.

Также с лица земли исчезают многие виды растений.

Первым шагом для решения данных проблем стало создание Красной книги. Слайд 13

- Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги.)

- Что вы знаете о Красной книге? (Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало).

 

- Игра с мячом: назовите растения и животных из Красной книги России.

 

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. 

- Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.

- Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды.

- Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.

- 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли». Кто знает про эту акцию?

- 22 апреля объявлен Всемирным днём Земли.

- Акции нашей школы ??? (сбор макулатуры, кормушки, домики птицам», уборка мусора, посадка деревьев, субботники).

 

IV. Поведение итогов. Рефлексия.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу! Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение природы, а следовательно, жизни на Земле.

 

«Дерево» (называем способ охраны природы и прикрепляем лист на дерево)

Какие способы охраны природы вы знаете?

Сейчас вы наглядно показали один из способов охраны природы - «посадили дерево»

Закончить наше занятие хочется словами Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

 

Слайд 14  Берегите природу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_04.05.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».

Тема занятия: «Способы охраны природы»

Класс: 3 «А»

Дата проведения: 04.05.2022

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочной деятельности: общекультурное. 

Место проведения: 

Время проведения: 13:30-14:10.

Цель внеурочного занятия: формирование у детей ответственного отношения к природе, к проблемам окружающей среды, выделить способы охраны природы.

Задачи:

Образовательная:

- обеспечить формирование у учащихся основ экологической культуры, грамотного поведения в природе.

Развивающая:

- способствовать развитию внимания, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.

 Воспитательная:

- содействовать воспитанию и вовлечение детей в экологическую деятельность.

Оборудование и наглядные материалы: ПК, мультимедийная презентация, конспект занятия, раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! 

Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.

II. Сообщение темы и цели занятия:

Слайд 1

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он - свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Ведь он дороже всех святынь.

(А. Смирнов).

- О чём это стихотворение? (О природе)

- Что такое природа?

Слайды 2-4 с изображением природы

Посмотрите, как красива природа нашей страны.

- Я предлагаю вам разделиться на группы.

Слайд 5 Деление на группы

(фишки одинаковые по цвету)

Посыльные

- «Собери картинку» (группы получают конверты с разрезанной картинкой)

- Что получилось?

1 группа – странствующий голубь Слайд 6

2 группа – зубр Слайд 6

3 группа – ландыш Слайд 6

- Что общего у этих изображений?

- А почему они были занесены в Красную книгу?

- Обсудите в группах, о чем пойдет речь на занятии?

(О природе, об охране природы)

Сегодня мы узнаем о способах охраны природы.

Слайд 7 Способы охраны природы

III. Основное содержание внеурочного занятия:

1. Беседа об охране природы

- Почему природу надо охранять?

- А кто больше всех угрожает природе?

С древних лет люди жили в тесной связи с природой и подчинялись её законам. Люди осознали необходимость изучения окружающего мира, что привело к зарождению и развитию цивилизации.

На смену охоте пришло скотоводство, собирательство сменило земледелие. Были выкопаны первые водоканалы, проведены водопроводы.

Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что ученые смогли использовать солнечную энергию, течение воды и даже ветер для получения энергии.

Всё больше и больше природных ресурсов добывается каждый день. И это безусловно не могло не оставить следа на окружающей среде.

С начала 20 века было вырублено больше лесов, чем за всю историю человечества. Многие реки высохли, озера заболотились. Птицы и животные вынуждены покидать территории своего обитания. Там, где раньше были леса да поля, находятся огромные города и работают крупные промышленные заводы.

Развитие промышленности и технологий привело к новым проблемам. Химические, технические и бытовые отходы накапливаются и причиняют огромный вред природе. Ученые говорят о серьезном изменении климата, причиной которому является загрязнение природы человеком. С лица земли по вине людей исчезли многие виды животных и птиц.

Работа в группах 

Ответить на поставленный вопрос с опорой на свои знания и карточки, выбирая только правильные ответы.

1 группа: Какую пользу приносит природа?

Карточка: кислород, ткань, лекарства, продукты питания, строительные материалы, красота, познание, предметы быта, игрушки, автомобили.

2 группа: Что вредит природе?

Карточка: вырубка лесов, уничтожение животных, экологические катастрофы, химические вещества, ядохимикаты, отходы производства, бытовой мусор, войны, организация заповедников, использование энергии ветра.

3 группа: Способы сохранения природы

Карточка: рациональное использование энергии, экономное пользование водой, уменьшение количества мусора, использование солнечной энергии и энергии ветра, вторичное использование вещей, участие в мероприятиях по охране природы, вырубка лесов, охота, организация заповедников

Физминутка 

Игра «Да, нет»

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

  • Необходимо экономно использовать природные ресурсы.
  • Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.
  • Я не выключаю свет, выходя из комнаты.
  • Мне нравится запах свалки.
  • Я мусорю на улице.
  • Увидев бабочку в своей комнате, я выпускаю ее на волю, вместо того,

чтобы убить.

  • Работая с бумагой, трачу её попусту, не экономно. Ещё купят.
  • Планета Земля - наш общий дом.
  • Охрана природы приносит пользу.

Группы меняются местами

Слайд 8 (фото природы)

4. Рассказ учителя относительно решения сложных проблем охраны природы, способы сохранения природы

В середине 20 века ученые всерьез обеспокоились проблемами охраны природы. Необходимость огородить природу от полной гибели осознали и лидеры всех стран.

Для этого были придуманы международные правила, которым все должны строго соответствовать. Были выдвинуты определенные ограничения владельцам заводов на выброс вредных веществ в мировой океан и атмосферу.

Также редкие и вымирающие виды животных перешли под особую охрану государств. Люди осознали, что охраняя природу, мы охраняем собственный дом.

Обсудите в группах:

- Что делает государство для охраны природы? Ответы учеников )

Заповедники.

Для охраны природы государством созданы специальные охраняемые зоны. В этих зонах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность для сохранения природы в начальном виде. Такие территории называются заповедниками.

- Какой заповедник находится в Подмосковье?

(Приокско – террасный заповедник) Слайд 9

- Кто был?

- Что вы о нем знаете? Ответы учеников )

Приокско-Террасный заповедник, расположенный в Подмосковье, в Серпуховском районе, на левом берегу Оки, был основан в 1945 году. В 1978 году ему был присвоен статус биосферный. Он входит в число самых небольших биосферных заповедников на территории России.


Заказники и национальные парки.

В отличие от заповедников на территории заказников та или иная хозяйственная деятельность запрещается на время. Однако заказники также находятся под охраной для сохранения природы.

Национальный парк – это обширная территория, которая включает природные ландшафты, находящиеся под особой охраной. В отличие от заповедников, в национальные парки открыт доступ людей для отдыха.

- О каких национальных парках вам известно?

- В каких национальных парках вам приходилось бывать?

На территории нашей страны существует множество национальных парков таких как: Сочинский, Слайд 10

Забайкальский Слайд 11, «Лосиный остров» Слайд 12

Красная книга

Из-за нарушения природной среды обитания многие виды животных вымерли или находятся под угрозой вымирания. За период от начала 16ого века до начала 21ого каждый год исчезает по одному виду животных.

В последнее время общими усилиями удалось поправить данную печальную статистику. Многие виды удалось уберечь от вымирания и привести их количество к норме. Однако проблема полностью не решена.

Также с лица земли исчезают многие виды растений.

Первым шагом для решения данных проблем стало создание Красной книги. Слайд 13

- Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги.)

- Что вы знаете о Красной книге? (Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало).

- Игра с мячом: назовите растения и животных из Красной книги России.

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. 

- Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.

- Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды.

- Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.

- 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли». Кто знает про эту акцию?

- 22 апреля объявлен Всемирным днём Земли.

- Акции нашей школы ??? (сбор макулатуры, кормушки, домики птицам», уборка мусора, посадка деревьев, субботники).

IV. Поведение итогов. Рефлексия.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу! Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение природы, а следовательно, жизни на Земле.

«Дерево» (называем способ охраны природы и прикрепляем лист на дерево)

Какие способы охраны природы вы знаете?

Сейчас вы наглядно показали один из способов охраны природы - «посадили дерево»

Закончить наше занятие хочется словами Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

Слайд 14  Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)

Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы»

В ходе занятия учащиеся попадают в Школу Шерлока Холмса. Дети осознают, что Шерлок Холмс был гениальным детективом, потому что у него были очень хорошо развиты внимание, память, воображение, мышл...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».Тема занятия: «Составление сборника занимательных заданий».Класс: 3 «А»Дата пров...

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «Разговоры о важном».Тема занятия: «Какие в нашей стране есть символы?»

Цель внеурочного занятия: создать условия для расширения кругозора учащихся по государственной символике России, и ее истории возникновения....

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.

Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.

Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....