Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
план-конспект занятия (1 класс)
Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02.12._hata_kazaka.docx | 24.81 КБ |
kazachiy_slovarik.docx | 14.88 КБ |
rabochiy_list.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества».
Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
Класс: 1 «Г»
Форма проведения: тематическое занятие.
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.
Задачи:
Образовательная:
- обеспечить в ходе занятия усвоение понятий: «хата», «ухват», «скрыня», «кувшин», «чугунок», «кочерга», «рушник», «макитра», «кринка», «салатовка», «половыци», «горка», знаний о внутреннем убранстве хаты казака; формирование умения взаимодействовать с партнёром.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, словарного запаса учащихся.
Воспитательная:
- создание условий для воспитания чувства любви и интереса к прошлому родного края, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.
Оборудование и наглядные материалы: компьютер, мультимедийная презентация, конспект занятия, дидактический материал, казачий словарь.
Ход занятия:
- Организационный момент.
1. Приветствие.
-Здравствуйте ребята, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, меня зовут Полина Альбертовна.
2. Эмоциональный настрой.
- Улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.
- А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать.
- Сообщение темы и цели.
- Беседа. (фронтальная работа)
- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте стихотворение.
Курень казачий – старое жилище.
Откроем дверь, входи смелей, дружок.
Здесь стол и лавки, значит, будет пища:
Сметана, борщ да сдобный пирожок.
Здесь колыбель, а значит, будут дети.
В казачьих семьях деток целый ряд.
А там, где дети, ярче солнце светит
А там, где дети, мир, любовь и лад.
- О чем говорится стихотворение? (о казачьем жилье)
- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата)
- Кто догадался, какой будет тема нашего занятия? (Жилище казака.)
- Сегодня на внеурочном занятии мы с вами познакомимся бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.
- Основная часть.
- Рассказ с элементами беседы. (фронтальная работа)
Сл.1.
-Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату».
-В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель.
Сл.2
-Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». Божница»
состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.
- А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку:
Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …(печь).
-В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате».
- На сколько половин делилась хата казака? (на 2 половины)
- Как назывались эти половины? («малая хата» и «великая хата»)
- Как можно назвать «красный угол» одним словом? (Божница)
- Что в хате казака называли – «матушкой»? (Печь)
- Во время приготовления пищи казачки использовали такие приспособления как: ухват, чугунок, кочерга.
Сл.3
Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.
Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.
Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
Сл.4
-В казачьей хате пользовалась посуда: макитра, кринка, кувшин.
Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.
Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Кувшин – это сосуд для содержания жидкости.
Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей.
- Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (ухват, чугунок, кочерга)
- Какая посуда использовалась в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, барыло)
2. Выполнение задания: «Установи соответствие». (индивидуальная работа).
-У каждого понятия свое значение. Давайте попробуем по их названию определить, для чего они были нужны.
-Возьмите карточки и ручки в руки, установите соответствия понятия и его определение, опираясь на казачий словарь.
1. Ухват –
2. Чугунок –
3. Кочерга –
4. Кринка –
5. Кувшин –
6. Барыло -
7. Макитра –
- вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.
- расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
- короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
- железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.
- большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.
- деревянный бочонок для засолки овощей.
- сосуд для содержания жидкости.
Сл.5
-Проверим, посмотрите внимательно на слайд.
- Рассказ с элементами беседы (фронтальная работа)
Сл.6
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавочки, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки».
Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
-Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником.
4. Выполнение задания: «Кроссворд». (индивидуальная работа).
Сл.7
-Посмотрите на следующее задание. Сейчас мы все вместе разгадаем кроссворд.
-Для его отгадывания можете также пользоваться словарем.
По вертикали:
2. Что стояло в большой комнате вдоль стен? (лавочки)
3. Как называется сундук, в котором хранили одежду казаки? (скрыня)
По горизонтали:
1. Как называлось полотенце, которым украшали святые иконы? (рушник)
4. Как назывался посудный шкаф ценной посуды? (горка)
5 Как назывались коврики у казаков? (половыци)
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | п | о | л | о | в | ы | ц | и |
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| в |
|
|
|
|
|
| с |
|
| 4 | г | о | р | к | а |
|
|
| к |
|
|
|
| ч |
|
|
|
|
|
1 | р | у | ш | н | и | к |
|
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Подведение итогов. Рефлексия. (Фронтальная работа)
1. Обобщающая беседа.
- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о жилище казака)
- Как называется жильё казаков? (Хата)
- На сколько половин делилась хата казака? (на 2 половины)
- Как назывались эти половины? («малая хата» и «великая хата»)
- Какие слова из казачьего словаря вам больше всего понравились?
- Объясните значение этих слов.
2. Рефлексия.
-Предлагаю вам самим оценить свою работу: если вы считаете, что вы хорошо поработали на занятии, со всеми заданиями справились – покажите ладонь, если вы не довольны своей работой или чего-то не поняли – покажите обратную сторону ладони.
Предварительный просмотр:
Хата – жилище казаков. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках. Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Половыци – коврики. Рушник – полотенце. Скрыня – сундук. | Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. Кувшин – это сосуд для содержания жидкости. Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей. Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона. |
Казачий словарь.
Казачий словарь.
Хата – жилище казаков. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках. Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Половыци – коврики. Рушник – полотенце. Скрыня – сундук. | Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. Кувшин – это сосуд для содержания жидкости. Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей. Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона. |
Хата – жилище казаков. Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках. Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Половыци – коврики. Рушник – полотенце. Скрыня – сундук. | Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. Кувшин – это сосуд для содержания жидкости. Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей. Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона. |
Казачий словарь.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист.
1. Установите соответствие понятия и его определения, опираясь на казачий словарь.
1. Ухват –
2. Чугунок –
3. Кочерга –
4. Кринка –
5. Кувшин –
6. Барыло -
7. Макитра –
А) вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.
Б) расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
В) короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
Г) железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.
Д) большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.
Е) деревянный бочонок для засолки овощей.
Ж) сосуд для содержания жидкости.
#1054;тгадайте кроссворд с помощью казачьего словаря.
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия кружка «Здоровейка» в 1 классе на тему:«Культура питания. Приглашаем к чаю»
Конспукт разработан по ФГОС+ презентация....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"
Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...
Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».Тема занятия: «Способы охраны природы»Класс: 3 «А»Дата проведения: 04.05.2022Форма пр...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».Тема занятия: «Составление сборника занимательных заданий».Класс: 3 «А»Дата пров...
Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «Разговоры о важном».Тема занятия: «Какие в нашей стране есть символы?»
Цель внеурочного занятия: создать условия для расширения кругозора учащихся по государственной символике России, и ее истории возникновения....
Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....