Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
план-конспект занятия (1 класс)

Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.12._hata_kazaka.docx24.81 КБ
Файл kazachiy_slovarik.docx14.88 КБ
Файл rabochiy_list.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества».

Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.

Класс: 1 «Г»

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.

Задачи:

Образовательная:

  • обеспечить в ходе занятия усвоение понятий: «хата», «ухват», «скрыня», «кувшин», «чугунок», «кочерга», «рушник», «макитра», «кринка», «салатовка», «половыци», «горка», знаний о внутреннем убранстве хаты казака; формирование умения взаимодействовать с партнёром.

Развивающая:

  • способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, словарного запаса учащихся.

Воспитательная:

  • создание условий для воспитания чувства любви и интереса к прошлому родного края, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.

Оборудование и наглядные материалы: компьютер, мультимедийная презентация, конспект занятия, дидактический материал, казачий словарь.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

-Здравствуйте ребята, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, меня зовут Полина Альбертовна.

2. Эмоциональный настрой.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.

- А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать.

  1. Сообщение темы и цели.
  1. Беседа. (фронтальная работа)

- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте стихотворение.

Курень казачий – старое жилище.

Откроем дверь, входи смелей, дружок.

Здесь стол и лавки, значит, будет пища:

Сметана, борщ да сдобный пирожок.

Здесь колыбель, а значит, будут дети.

В казачьих семьях деток целый ряд.

А там, где дети, ярче солнце светит

А там, где дети, мир, любовь и лад.

  • О чем говорится стихотворение? (о казачьем жилье)
  • Скажите, как называется жильё казаков? (Хата)
  • Кто догадался, какой будет тема нашего занятия? (Жилище казака.)

- Сегодня на внеурочном занятии мы с вами познакомимся бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты.

  1. Основная часть.
  1. Рассказ с элементами беседы. (фронтальная работа)

Сл.1.

-Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату».

-В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель.

Сл.2

-Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». Божница»

состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.

  • А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …(печь).

-В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате».

  • На сколько половин делилась хата казака? (на 2 половины)
  • Как назывались эти половины? («малая хата» и «великая хата»)
  • Как можно назвать «красный угол» одним словом? (Божница)
  • Что в хате казака называли – «матушкой»? (Печь)

- Во время приготовления пищи казачки использовали такие приспособления как: ухват, чугунок, кочерга.

Сл.3

Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.

Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Сл.4

-В казачьей хате пользовалась посуда: макитра, кринка, кувшин.

Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.

Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Кувшин – это сосуд для содержания жидкости.

Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей.

  • Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (ухват, чугунок, кочерга)
  • Какая посуда использовалась в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, барыло)

2. Выполнение задания: «Установи соответствие». (индивидуальная работа).

-У каждого понятия свое значение. Давайте попробуем по их названию определить, для чего они были нужны.

-Возьмите карточки и ручки в руки, установите соответствия понятия и его определение, опираясь на казачий словарь.

1. Ухват –

2. Чугунок –

3. Кочерга –

4. Кринка –

5. Кувшин –

6. Барыло -

7. Макитра –

  1. вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.
  2. расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
  3. короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
  4. железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.
  5. большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.
  6. деревянный бочонок для засолки овощей.
  1. сосуд для содержания жидкости.

Сл.5

-Проверим, посмотрите внимательно на слайд.

  1. Рассказ с элементами беседы (фронтальная работа)

Сл.6

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавочки, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки».

Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

-Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником.

4. Выполнение задания: «Кроссворд». (индивидуальная работа).

Сл.7

-Посмотрите на следующее задание. Сейчас мы все вместе разгадаем кроссворд.

-Для его отгадывания можете также пользоваться словарем.

По вертикали:

2. Что стояло в большой комнате вдоль стен? (лавочки)

3. Как называется сундук, в котором хранили одежду казаки? (скрыня)

По горизонтали:

1. Как называлось полотенце, которым украшали святые иконы? (рушник)

4. Как назывался посудный шкаф ценной посуды? (горка)

5 Как назывались коврики у казаков? (половыци)

2

5

п

о

л

о

в

ы

ц

и

а

3

в

с

4

г

о

р

к

а

к

ч

1

р

у

ш

н

и

к

ы

и

н

я

IV. Подведение итогов. Рефлексия. (Фронтальная работа)

1. Обобщающая беседа.

  • Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о жилище казака)
  • Как называется жильё казаков? (Хата)
  • На сколько половин делилась хата казака? (на 2 половины)
  • Как назывались эти половины? («малая хата» и «великая хата»)
  • Какие слова из казачьего словаря вам больше всего понравились?
  • Объясните значение этих слов.

2. Рефлексия.

-Предлагаю вам самим оценить свою работу: если вы считаете, что вы хорошо поработали на занятии, со всеми заданиями справились – покажите ладонь, если вы не довольны своей работой или чего-то не поняли – покажите обратную сторону ладони.



Предварительный просмотр:

Хата – жилище казаков.

Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.

Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Половыци – коврики.

Рушник – полотенце.

Скрыня – сундук.

Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Кувшин – это сосуд для содержания жидкости.

Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей.

Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.

Казачий словарь.

Казачий словарь.

Хата – жилище казаков.

Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.

Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Половыци – коврики.

Рушник – полотенце.

Скрыня – сундук.

Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Кувшин – это сосуд для содержания жидкости.

Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей.

Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.

Хата – жилище казаков.

Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

Чугунок – это вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.

Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Половыци – коврики.

Рушник – полотенце.

Скрыня – сундук.

Кринка – это расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Кувшин – это сосуд для содержания жидкости.

Барыло – деревянный бочонок для засолки овощей.

Горка - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

Макитра – это большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.

Казачий словарь.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист.

1. Установите соответствие понятия и его определения, опираясь на казачий словарь.

1. Ухват –

2. Чугунок –

3. Кочерга –

4. Кринка –

5. Кувшин –

6. Барыло -

7. Макитра –

А) вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках.

Б) расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

В) короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Г) железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

Д) большой глиняный горшок с широким горлом, использовался для вымешивания теста, перетирания семян при помощи специальной деревянной, закругленной палки- макогона.

Е) деревянный бочонок для засолки овощей.

Ж) сосуд для содержания жидкости.

#1054;тгадайте кроссворд с помощью казачьего словаря.

2

5

3

4

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».Тема занятия: «Способы охраны природы»Класс: 3 «А»Дата проведения: 04.05.2022Форма пр...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».Тема занятия: «Составление сборника занимательных заданий».Класс: 3 «А»Дата пров...

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «Разговоры о важном».Тема занятия: «Какие в нашей стране есть символы?»

Цель внеурочного занятия: создать условия для расширения кругозора учащихся по государственной символике России, и ее истории возникновения....

Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.

Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....