Методическая разработка. Конспект открытого урока "Песни войны"
план-конспект урока (3 класс)
Сборная папка для открытого урока на тему "Военных песен" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
ФИО студента: | Мамедова Диана Руслановна |
Школа, класс: | ГБОУ школа №594 Московского района 3 |
Тема: | Военные песни |
Тема: | Военные песни |
Цель: | Создание условий для воспитания гражданско-патриотического поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне. |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Название песен |
Понимать: | Зачем были созданы военные песни и где они применялись и применяются |
Применять: | Определять название песни |
Анализировать: | |
Синтезировать: | |
Оценивать: |
Метапредметные:
Регулятивные: | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
Познавательные: | Извлекать информацию, пред-ставленную в разных формах |
Коммуникативные: | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Личностные
Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. |
Ход:
9 мая мы празднуем День Победы. Фронтовики наденут ордена, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет, которые помогли нашему народу пережить все ужасы этой войны. Война! Жестокое, суровое время. Разве на войне до песен и музыки, спросите вы. Но послушайте строки поэта Василия Лебедева-Кумача и вы услышите четкий ответ на этот вопрос:
Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
История песен – часть истории нашей Родины. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Она была вдохновением и страстным политруком, строгим и требовательным командиром, веселым и неунывающим солдатом, ласковой медсестрой, нежной и любящей матерью, женой и невестой. Песня помогала идти в бой и переживать разлуку с близкими. Согревала сердца и вселяла веру в скорую победу в то, что мы обязательно победим, одолеем врага. Их пел весь наш народ, черпая в них оптимизм, душевные силы. Шла «народная, священная война», победа ковалась как на передовой, так и в глубоком тылу.
Рожденные в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опаленные огнем сражений, эти песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Мелодичные и лирические, они покоряют сердца, учат стойкости, мужеству и верности.
Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны и тем выполнила свое историческое предназначение.
Бегут годы. Сменяются поколения. Новое время – новые песни. Но и песни о войне, проверенные и отобранные временем, по-прежнему в строю. Такие песни в запас не уходят. Давайте же вместе полистаем страницы музыкальной летописи славных дел и побед нашей армии.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
1 слайд «Эх, дороги»
Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову и поэту Л. И. Ошанину был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе. Совсем недавно над рейхстагом взвилось Красное знамя, прозвучал последний победный салют. Закончилась Великая Отечественная война. И нужно было написать песню, песню-раздумье о том, что свершил наш народ за долгие и тяжкие военные годы. Конечно, такая тема не могла не взволновать.
«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».Такой песни еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».
Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД,замечательный пропагандист патриотической песни Иван Шмелев. И песня понеслась, как на крыльях,по всей стране, она стала близкой и родной для советских людей, особенно для тех, кто помнил и пережил войну.
«Нас с Ошаниным, — вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков, — стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»
2 слайд "Катюша"
Катюша — популярная советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Михаил Исаковский начал писать слова песни в 1938 году. Сразу без труда были написаны первые 8 строк. Но потом работа застопорилась. Позже в редакции газеты «Правда» он познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Тот сразу стал расспрашивать, нет ли у Михаила стихов, на которые можно было написать музыку. Исаковский записал 8 строк «Катюши», отдал их и вскоре забыл об этом.
Летом того года творцы снова встретились, и стало известно, что написана музыка для «Катюши», осталось лишь домыслить слова. За пару месяцев Исаковский так и не смог этого сделать. Он отправился в Ялту, где неожиданно для него оказался Блантер, чтобы «подогнать» его и сообщить, что в Москве организован Государственный джаз-оркестр, руководит которым В. Кнушевицкий. «Катюша» была включена в программу первого концерта. Необходимо было закончить произведение. Через пару дней Исаковский передал Блантеру 5-7 «Катюши» - «Выбирайте любой». Сам автор слов выделил для себя один вариант, который приглянулся и композитору. На нём и сошлись.
«Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне»
"Катюша" перешагнула границы Советского Союза. Уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся дотоле под властью польских панов, встречало нашу армию-освободительницу пением "Катюши". В годы Великой Отечественной войны "Катюшу" пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии. Дошла "Катюша" и до Соединенных Штатов Америки. Побывав там вскоре после войны, украинский поэт Андрей Малышко писал в одном из своих стихотворений:
Негры пели русскую "Катюшу",
Ту, что Исаковский написал.
В последние годы "Катюша" стала очень популярной в Японии. В Токио и сейчас есть кафе под названием "Катюша", в котором эта песня исполняется по крайней мере один раз в течение вечера.
Переделки, приспособленные к местным условиям, распевались почти повсеместно. В этих переделках Катюша изображалась не только девушкой, которая любит и ждет своего возлюбленного, но и такой, которая сама борется с врагами, находясь в партизанском отряде; она же и на фронте: "С автоматом девушка простая", она – и медицинская сестра: "Раны Катя крепко перевяжет, на руках из боя унесет". Ныне покойный профессор И. Н. Розанов собрал около 100 переделок, продолжений "Катюши" и "ответов" на нее.
Вся эта история была передана со слов самого Михаила Исаковского. Вот что он сказал в заключение: «Я вкратце рассказал историю песни "Катюша". Говорил я преимущественно о своей работе. А между тем, у каждой песни обычно бывает два автора – поэт и композитор. И если я почти ничего не говорил о работе композитора, то только потому, что не считаю себя сколько-нибудь компетентным в музыке. Вместе с тем, популярность песни зависит не только от автора слов, но – вероятно, даже в большей степени – от автора музыки, от его уменья, от его таланта. Вот почему тот успех, который выпал на долю песни "Катюша", не принадлежит мне одному. Его с полным на то правом делит со мной композитор Матвей Исаакович Блантер».
3 слайд "Смуглянки"
Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка". Песню подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну, ее воспринимали как собирательный образ любви молодых людей, объединенных общей борьбой с гитлеровскими захватчиками.
4 слайд "В землянке"
Тихая, проникновенная Песня «В землянке» вошла в историю Великой Отечественной Войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира. Её авторы- поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.
Рождение песни. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору-корреспонденту фронтовой газеты- пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.
Написанные строки Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!».
«Землянка» Пользовалась любовью на всех фронтах, и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.
Да, «Землянка» произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние она вызывала у бойцов, не тоску. Нет, она звала в бой, воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Её пели перед атакой, ее пели, идя в бой.
Эта песня считается одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии.
-Я горжусь тем,- говорит композитор, что - «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе!
5 слайд "День Победы"
Как известно, фронтовики народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат по телевидению или на встрече ветеранов знакомые мелодию и слова никто не остается равнодушным. Эта песня посвящена всем тем, кто прошёл суровые испытания в годы Великой Отечественной войны и тем, кто ковал Победу в тылу. Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отстреляли последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: «Давно мечтал об этой песне. Но всё не находилось главной строчки, которая определила бы весь её настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…». Да, конечно же, именно это самое главное. И тут же сразу, буквально на одном дыхании написал весь текст. Музыку сочинил Давид Федорович Тухманов за считанные дни. Тухманов нашёл для неё такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-144345-1353784141.jpg)
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355388-1385489719.jpg)
Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-479685-1419358284.jpg)
Методическая разработка. Конспект открытого урока на тему "Большой-маленький" для учеников 1 класса с недоразвитием интеллекта.
Цель урока: обобщение представлений о понятиях «большой», «маленький», «один», «много» на материале домашних животных.Задачи:- уточнить, обобщить, обога...
Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам «Шахматная композиция»
Шахматная композиция — это создание или составление шахматных задач и этюдов Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-1400708-1649856489.jpg)
Методическая разработка КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Социально-средовая ориентировка» Тема «Признаки осени»
Для воспитателей и дифектологов корекционных школ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425075-1664919077.jpg)
Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»
Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453812-1674997577.jpg)
Методическая разработка конспекта открытого урока по физической культуре
Методическая разработка предназначена в качестве дидактического материала для учителей физической культуры и может быть использована на уроках физкультуры для 4-х классов....